Крестьяне и феодалы
В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора». К IX–X векам всю землю в Западной Европе захватили феодалы. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье, – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне. В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня. Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел (рис. 1).
Рис. 1. Крестьяне и сеньоры
За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, то есть выполнять принудительные обязанности. Главными повинностями зависимых крестьян были барщина и оброк. Барщиной называли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины оброк – долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими изделия: полотно, кожи, пряжу, в ряде случаев и деньги.
Чтобы заставить крестьян, которые обычно наследственно владели своим хозяйством, исправно нести повинности, помещикам нужна была власть над ними. Они имели право судить людей, которые жили в их владениях и которые были поземельно зависимыми крестьянами. За не вовремя сданный оброк, за плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание (судебная зависимость). Самым тяжелым было положение лично зависимых крестьян. Чаще всего потомки прежних рабов не только не владели своей землей, но были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь.
Крестьяне были объединены в общины, которые ведали прежде всего хозяйственными делами. Деревенская пашня делилась на участки (полосы), составлявшие крестьянские наделы. Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, полосы земли нарезались крестьянам в разных местах, создавая «чересполосицу», когда приходилось перебираться через участки соседей и даже господские. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот все жители деревни. Поэтому общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно и засевали поля одинаковыми зерновыми культурами. Собираясь на сельский сход, крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озера и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всеми способами отнимали общинные угодья в свою пользу, запрещая крестьянам пользоваться озерами и лесами. Феодалы требовали, чтобы крестьяне мололи хлеб на господских мельницах (а не дома, при помощи ручных жерновов), за что брали особые поборы. Все это ухудшало положение крестьян. Община поддерживала мир и порядок на своей территории, разыскивала преступников. Она помогала беднякам выплачивать налоги, опекала крестьянских вдов и сирот, хранила обычаи, проводила празднества и игры. Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, когда он пытался увеличить обычные размеры повинностей. Иногда крестьяне отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. В одиночку и целыми деревнями они убегали от жестоких господ и селились на пустующих землях. Своим упорным сопротивлением крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей и произвола господ.
Деревни в то время насчитывали обычно не более 10–15 и лишь очень редко достигали 30–50 дворов. В каждом дворе, кроме жилища, были сарай, хлев, амбар и другие хозяйственные постройки. К двору примыкал приусадебный участок: сад, огород, виноградник. Крестьянский дом чаще всего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен или местного камня, крыли соломой, дерном или камышом (рис. 2). Когда разводили огонь в очаге, дым выходил в отверстие в потолке или через открытую дверь, поэтому стены были черны от копоти; прошло немало времени, прежде чем научились класть печи с дымоходом. Узкие оконца без стекол на ночь закрывали деревянными ставнями, в холодную погоду затыкали прозрачной кожей из бычьего пузыря. Обстановка дома состояла из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, сундука для хранения праздничной одежды: ее наживали годами и передавали по наследству. Спали на широкой кровати или на скамьях, которые покрывали набитыми сеном тюфяками. В доме хранились предметы обихода, различная утварь: ухваты и черпаки, кадки и бадьи, бочки для воды, ушаты для стирки, решета, корзины, ручная мельница, прялка, небольшой ткацкий станок. Еду готовили в чугунном котелке, который подвешивали на железном треножнике над огнем в очаге. В сарае хранились сельскохозяйственные орудия, телега, упряжь для тяглового скота. Обычной пищей крестьян были вареное зерно или каша, бобы, репа, лук и другие овощи, съедобные травы, реже ели мясо, рыбу и сыр. Но картофеля, кукурузы, помидоров Европа тогда не знала. Не знала и сахара – его заменял мед. Из меда, винограда и ягод приготовляли напитки и вина, а из ячменя различные сорта пива. Господа питались обильнее и разнообразнее; постоянно ели мясо, коровье (сливочное) масло, дорогую рыбу; в пищу обильно добавляли пряности (перец, корицу и другие приправы), поэтому употребляли много вина и пива. Не брезговало хмельными напитками и духовенство. Именно в монастырях в Средние века научились изготовлять крепкие настойки и ликеры на 80–100 травах. Рецепты их приготовления хранились в секрете.
Рис. 2. Дом крестьянина
В отличие от рабов крестьяне уважали свой тяжелый труд и высоко ценили трудолюбие. При выборе жениха или невесты в крестьянской семье наибольшее внимание обращалось на умелость, сноровку, трудолюбие и сметливость будущего члена семьи. С ленивыми, неумелыми старались не родниться. Пригожесть невесты или личные чувства молодых редко принимались во внимание. Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в наследство от отцов и дедов. Обычно пахали легким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко – лошадь. Почву рыхлили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов. Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки обрабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили грубую одежду из льна, шерсти, кожи. В крестьянском хозяйстве преобладал мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей (рис. 3).
Рис. 3. Труд крестьян
Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая – церкви. Урожай зависел не только от стараний крестьянина, но и от погоды. Даже небольшие заморозки и засухи губили посевы, и тогда наступал страшный голод, длившийся месяцы и даже годы. Многие умирали от голода, бытовало даже людоедство. Заразные болезни тысячами уносили в могилу ослабевших, истощенных людей. В первые столетия Средневековья население Европы из-за высокой смертности почти не увеличивалось. И лишь с XI века благодаря улучшению климата и распашкам новых земель население стало заметно увеличиваться, появились тысячи новых деревень и хуторов.
Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, конскую сбрую, мастерицы – ткани, одежду. Таким образом, все необходимое для жизни людей производилось в самой вотчине. Хозяйство было натуральным, то есть продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.