Чему учил китайский мудрец Конфуций

Китай на­хо­дит­ся в Во­сточ­ной Азии. Ве­ли­кие реки Китая, Янцзы и Ху­ан­хэ, по­хо­жи на реки Тигр и Ев­фрат. Они очень бур­ные, несут много ила и песка, часто вне­зап­но раз­ли­ва­ют­ся, раз­ру­шая дамбы и смы­вая почву с полей. Осво­е­ние долин этих рек на­ча­лось около 2000 г. до н. э. в сред­нем те­че­нии Ху­ан­хэ. Позд­нее, около 1700 г. до н. э., здесь воз­никли пер­вые го­су­дар­ства, пра­ви­те­ли ко­то­рых часто враж­до­ва­ли между собой. Но жи­те­ли всех этих го­су­дарств счи­та­ли себя одним на­ро­дом, по­то­му что имели еди­ную куль­ту­ру и сход­ные обы­чаи. На се­го­дняш­нем за­ня­тии мы по­зна­ко­мим­ся с тра­ди­ци­я­ми и обы­ча­я­ми Древ­не­го Китая, узна­ем о судь­бе ве­ли­ко­го ки­тай­ско­го мыс­ли­те­ля Кон­фу­ция.

Как и дру­гие на­ро­ды, ки­тай­цы ве­ри­ли в сверхъес­тественные су­ще­ства: в богов, духов, чу­до­вищ, кры­ла­тых змеев – дра­ко­нов. Но самым выс­шим су­ще­ством для них было Небо. Они счи­та­ли Небо пред­ком пра­ви­те­ля, по­это­му царя в Китае на­зы­ва­ли «Сын Неба», а под­чи­нен­ную ему стра­ну – «Под­не­бес­ной».

Об обы­ча­ях древ­них ки­тай­цев рас­ска­зы­вал муд­рец Кон­фу­ций (рис. 1), ко­торого очень по­чи­та­ли в Китае.

Кон­фу­ций

Рис. 1. Кон­фу­ций

Кон­фу­ций ро­дил­ся на во­сто­ке стра­ны, в кня­же­стве Лу, в знат­ной, но обед­нев­шей семье. Отец его был храб­рым офи­це­ром. Ко вре­ме­ни рож­де­ния Кон­фу­ция, по­след­не­го сына, ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бед­ство­ва­ла, и Кон­фу­ций рано стал тру­дить­ся, осва­и­вая раз­ные ре­мес­ла. Был он кре­пок телом и высок, от­ли­чал­ся лю­бо­зна­тель­но­стью и тру­до­лю­би­ем. В мо­ло­до­сти по­лу­чил долж­ность над­зи­ра­те­ля ам­ба­ров и го­су­дар­ствен­ных зе­мель. К нему часто об­ра­ща­лись за со­ве­та­ми. По­сте­пен­но он пре­вра­щал­ся в учи­те­ля, в част­но­сти, учи­те­ля му­зы­ки. Имя, дан­ное ему при рож­де­нии, – Кун Цю – бла­го­дар­ные уче­ни­ки пе­ре­ина­чи­ли на Кун Фуц-зы, что зна­чит «По­чтен­ный учи­тель Кун». (В Ев­ро­пе утвер­ди­лась ла­ти­ни­зи­ро­ван­ная форма – Кон­фу­ций.) Он пу­те­ше­ство­вал по Китаю и бла­го­да­ря своим об­шир­ным зна­ни­ям поль­зо­вал­ся ува­же­ни­ем. Вер­нув­шись на ро­ди­ну, Кон­фу­ций уже в зре­лом воз­расте был на­зна­чен на­мест­ни­ком го­ро­да, а затем стал вер­хов­ным су­дьей кня­же­ства. Несмот­ря на то, что дела его шли успеш­но, он ушел в от­став­ку и от­пра­вил­ся в стран­ствия вновь. У него было, со­глас­но пре­да­нию, 3 ты­ся­чи уче­ни­ков, из ко­то­рых 12 на­хо­ди­лись при нем по­сто­ян­но.

Порой ему угро­жа­ла смер­тель­ная опас­ность, но он ни­ко­гда не терял му­же­ства и спо­кой­ствия. По­след­ние свои годы про­вел на ро­дине и умер под сенью де­ре­вьев на бе­ре­гу тихой речки. За­пи­сок он не оста­вил. Из­ре­че­ния Кон­фу­ция были за­пи­са­ны его уче­ни­ка­ми и по­сле­до­ва­те­ля­ми (рис. 2).

Из­ре­че­ния Кон­фу­ция

Рис. 2. Из­ре­че­ния Кон­фу­ция

По­уче­ния Кон­фу­ция дошли до нас в виде древ­не­ки­тай­ских книг, на­пи­сан­ных на узень­ких до­щеч­ках из рас­щеп­лен­но­го бам­бу­ка. Тон­кую ки­сточ­ку или па­лоч­ку об­ма­ки­ва­ли в чер­ную тушь и на­но­си­ли иеро­гли­фы свер­ху вниз. Если де­ла­ли ошиб­ку, то со­скаб­ли­ва­ли написан­ное ножом. Потом в до­щеч­ках де­ла­ли от­вер­стия и про­де­ва­ли бе­чев­ку. Связ­ка бам­бу­ка и была древ­не­ки­тай­ской кни­гой (рис. 3).

Древ­не­ки­тай­ские книги

Рис. 3. Древ­не­ки­тай­ские книги

Уче­ный ки­та­ец дол­жен был за­пом­нить тыся­чи иеро­гли­фов, обо­зна­чав­ших от­дель­ные слова. Так же как в еги­пет­ской пись­мен­но­сти, в Китае иеро­гли­фы про­изо­шли из ри­сун­ков, и ино­гда в их форме еще можно уга­дать пер­во­на­чаль­ное изоб­ра­же­ние.   

Ра­зум­ную ор­га­ни­за­цию об­ще­ства Кон­фу­ций видел в со­хра­не­нии тра­ди­ций: «Если не со­блю­дать из­д­рев­ле уста­нов­лен­ных об­ря­дов или тем более от­ме­нить их, то все пе­ре­ме­ша­ет­ся и на­сту­пит раз­лад». Сам он вос­при­ни­мал об­ря­ды не как сред­ство уми­ло­сти­вить богов, а как эле­мент са­мо­дис­ци­пли­ны и по­ряд­ка.

Кон­фу­ций счи­тал, что вос­пи­тан­но­го че­ло­ве­ка легко узнать по его по­ве­де­нию. Учти­вый кита­ец перед вхо­дом в дом сни­мал туфли и шел бо­сиком. Идти в туф­лях по ци­нов­кам, расстелен­ным на полу, счи­та­лось про­сто непри­лич­ным. Си­де­ли ки­тай­цы либо на той же ци­нов­ке, либо на низ­ком си­де­нии, но непре­мен­но по­до­гнув под себя пятки. Си­деть све­сив ноги, а тем более вы­тянув их впе­ред, могли толь­ко со­вер­шен­но не­воспитанные люди. Уже в древ­но­сти ки­тай­цы овла­де­ли ис­кус­ством есть с по­мо­щью двух па­лочек. Этот обы­чай они со­хра­ня­ют и по­ныне.

Древ­ние ки­тай­цы со­ору­жа­ли на го­ло­ве слож­ные при­чес­ки, со­би­рая во­ло­сы в пучок. Тех же, кто ходил с рас­пу­щен­ны­ми во­ло­са­ми, они счи­тали ди­ка­ря­ми. Обыч­но ки­тай­цы но­си­ли халат, у про­стых людей ха­ла­ты были из де­ше­вой ма­терии. Знат­ные бо­га­чи оде­ва­лись в ха­ла­ты шел­ковые, с кра­си­вой вы­шив­кой цве­та­ми и фигу­рами дра­ко­нов (рис. 4).

Тра­ди­ци­он­ная одеж­да и при­чес­ки

Рис. 4. Тра­ди­ци­он­ная одеж­да и при­чес­ки

Кон­фу­ций учил, что не толь­ко в семье, но и во всем го­су­дар­стве дол­жен со­блю­дать­ся по­ря­док в от­но­ше­ни­ях между стар­ши­ми и млад­ши­ми. Вос­пи­тан­ный ки­та­ец со всеми веж­лив, он не гру­бит тем, кто ниже его по по­ло­же­нию, и не за­искивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с дру­ги­ми, хо­ро­шо зная свое место, – со стар­ши­ми по­чти­тель­но, а с млад­ши­ми бла­госклонно. Кон­фу­ций учил, что го­су­дар­ство по­добно боль­шой семье. Под­дан­ные долж­ны ува­жать пра­ви­те­ля как отца. Но и пра­ви­те­лям Кон­фу­ций со­ве­то­вал от­но­сить­ся к под­дан­ным как к своим детям. Муд­рый пра­ви­тель не муча­ет людей су­ро­вы­ми на­ка­за­ни­я­ми, а тер­пе­ли­во вос­пи­ты­ва­ет их – пре­жде всего своим при­ме­ром. Пра­ви­те­лю вовсе не к лицу же­сто­кость, дос­таточно оте­че­ско­го на­став­ле­ния. «Каз­нить ко­го-ли­бо, вме­сто того чтобы на­ста­вить его на истин­ный путь – бес­че­ло­веч­но», – го­во­рил Кон­фу­ций.

Последнее изменение: Вторник, 1 Май 2018, 17:44