Обстоятельство. Группы обстоятельств по значению
1. Что такое обстоятельство
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы:
-
где? куда? откуда? когда? как? почему? зачем? в какой степени?
Примеры:
-
Он учился в библиотеке. (где?)
-
Мы пришли ранним утром. (когда?)
-
Мальчик быстро бежал к дому. (куда? как?)
-
Она готовила уроки ради хороших оценок. (зачем?)
Обстоятельство может быть выражено словом, словосочетанием или предложением, но всегда связано со сказуемым.
2. Как определить обстоятельство
Чтобы определить обстоятельство, нужно:
-
Найти сказуемое в предложении.
-
Задать к слову или словосочетанию вопрос, уточняющий действие (где? когда? как? зачем? и т.д.).
-
Проверить, что слово не входит в грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).
Примеры:
-
Мальчик учился в библиотеке. → где учился? → в библиотеке — обстоятельство.
-
Она готовила уроки ради хороших оценок. → зачем готовила? → ради хороших оценок — обстоятельство.
3. Группы обстоятельств по значению
Обстоятельства делятся на семь основных групп в зависимости от того, какой признак действия они уточняют.
1) Обстоятельство места
-
Отвечает на вопросы где? куда? откуда?
-
Указывает, где происходит действие.
Примеры: -
Мы гуляли в парке. (где?)
-
Он пошёл к реке. (куда?)
-
Птицы улетели с юга. (откуда?)
2) Обстоятельство времени
-
Отвечает на вопросы когда? как долго? с какого времени? до какого времени?
-
Указывает момент или период действия.
Примеры: -
Мы встретились утром. (когда?)
-
Он ждал два часа. (как долго?)
-
С начала урока мы делали упражнения.
3) Обстоятельство причины
-
Отвечает на вопросы почему? по какой причине? вследствие чего?
-
Указывает причину действия.
Примеры: -
Он опоздал из-за дождя. (почему?)
-
Мы не пошли гулять по болезни.
4) Обстоятельство цели
-
Отвечает на вопросы зачем? с какой целью? для чего?
-
Показывает намерение или цель действия.
Примеры: -
Она читала книгу для подготовки к экзамену.
-
Он приехал в город чтобы встретиться с друзьями.
5) Обстоятельство образа действия (образа и меры)
-
Отвечает на вопросы как? каким образом? насколько? в какой степени?
-
Указывает, каким образом совершается действие, его меру или интенсивность.
Примеры: -
Он писал аккуратно. (как?)
-
Мальчик бежал очень быстро. (насколько?)
-
Дети радостно играли на улице.
6) Обстоятельство условия
-
Отвечает на вопросы при каком условии? при каких обстоятельствах?
-
Показывает, при каких условиях выполняется действие.
Примеры: -
Ты получишь награду, если закончишь работу вовремя.
-
Мы пойдем гулять, при хорошей погоде.
7) Обстоятельство уступки
-
Отвечает на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
-
Показывает, что действие происходит несмотря на препятствия.
Примеры: -
Он вышел на улицу, несмотря на дождь.
-
Дети играли во дворе, хотя устали.
4. Особенности обстоятельств
-
Обстоятельство связан со сказуемым, но не является частью грамматической основы.
-
Может быть выражено одним словом: быстро, дома, утром.
-
Может быть выражено словосочетанием: ради хороших оценок, на улице, с самого утра.
-
Может быть выражено предложением: Когда наступил вечер, мы пошли домой.
-
Обстоятельство может быть однородным, если отвечает на один и тот же вопрос:
-
Он шел быстро и осторожно.
-
5. Зачем изучать обстоятельства
-
Позволяют точно описывать действия и условия.
-
Важны для разбора предложений по членам.
-
Помогают правильно использовать знаки препинания с обособленными обстоятельствами:
-
Утром, перед школой, дети играли во дворе.
-
-
Делают речь богатой и выразительной.