Обстоятельство. Группы обстоятельств по значению

1. Что такое обстоятельство

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы:

  • где? куда? откуда? когда? как? почему? зачем? в какой степени?

Примеры:

  • Он учился в библиотеке. (где?)

  • Мы пришли ранним утром. (когда?)

  • Мальчик быстро бежал к дому. (куда? как?)

  • Она готовила уроки ради хороших оценок. (зачем?)

Обстоятельство может быть выражено словом, словосочетанием или предложением, но всегда связано со сказуемым.


2. Как определить обстоятельство

Чтобы определить обстоятельство, нужно:

  1. Найти сказуемое в предложении.

  2. Задать к слову или словосочетанию вопрос, уточняющий действие (где? когда? как? зачем? и т.д.).

  3. Проверить, что слово не входит в грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

Примеры:

  • Мальчик учился в библиотеке. → где учился? → в библиотеке — обстоятельство.

  • Она готовила уроки ради хороших оценок. → зачем готовила? → ради хороших оценок — обстоятельство.


3. Группы обстоятельств по значению

Обстоятельства делятся на семь основных групп в зависимости от того, какой признак действия они уточняют.

1) Обстоятельство места

  • Отвечает на вопросы где? куда? откуда?

  • Указывает, где происходит действие.
    Примеры:

  • Мы гуляли в парке. (где?)

  • Он пошёл к реке. (куда?)

  • Птицы улетели с юга. (откуда?)


2) Обстоятельство времени

  • Отвечает на вопросы когда? как долго? с какого времени? до какого времени?

  • Указывает момент или период действия.
    Примеры:

  • Мы встретились утром. (когда?)

  • Он ждал два часа. (как долго?)

  • С начала урока мы делали упражнения.


3) Обстоятельство причины

  • Отвечает на вопросы почему? по какой причине? вследствие чего?

  • Указывает причину действия.
    Примеры:

  • Он опоздал из-за дождя. (почему?)

  • Мы не пошли гулять по болезни.


4) Обстоятельство цели

  • Отвечает на вопросы зачем? с какой целью? для чего?

  • Показывает намерение или цель действия.
    Примеры:

  • Она читала книгу для подготовки к экзамену.

  • Он приехал в город чтобы встретиться с друзьями.


5) Обстоятельство образа действия (образа и меры)

  • Отвечает на вопросы как? каким образом? насколько? в какой степени?

  • Указывает, каким образом совершается действие, его меру или интенсивность.
    Примеры:

  • Он писал аккуратно. (как?)

  • Мальчик бежал очень быстро. (насколько?)

  • Дети радостно играли на улице.


6) Обстоятельство условия

  • Отвечает на вопросы при каком условии? при каких обстоятельствах?

  • Показывает, при каких условиях выполняется действие.
    Примеры:

  • Ты получишь награду, если закончишь работу вовремя.

  • Мы пойдем гулять, при хорошей погоде.


7) Обстоятельство уступки

  • Отвечает на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

  • Показывает, что действие происходит несмотря на препятствия.
    Примеры:

  • Он вышел на улицу, несмотря на дождь.

  • Дети играли во дворе, хотя устали.


4. Особенности обстоятельств

  1. Обстоятельство связан со сказуемым, но не является частью грамматической основы.

  2. Может быть выражено одним словом: быстро, дома, утром.

  3. Может быть выражено словосочетанием: ради хороших оценок, на улице, с самого утра.

  4. Может быть выражено предложением: Когда наступил вечер, мы пошли домой.

  5. Обстоятельство может быть однородным, если отвечает на один и тот же вопрос:

    • Он шел быстро и осторожно.


5. Зачем изучать обстоятельства

  • Позволяют точно описывать действия и условия.

  • Важны для разбора предложений по членам.

  • Помогают правильно использовать знаки препинания с обособленными обстоятельствами:

    • Утром, перед школой, дети играли во дворе.

  • Делают речь богатой и выразительной.

Последнее изменение: Понедельник, 24 Ноябрь 2025, 14:43