Словообразование. Орфография
Словообразование – раздел науки о языке, в котором даются ответы на два вопроса:
1) как построены (то есть из каких частей состоят) слова;
2) как они образованы (то есть от чего и с помощью чего).
Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.
Морфемика– раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
Основная единица морфемики – морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс).
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончания могут быть нулевыми.
Основа – это часть изменяемого слова без окончания или всё неизменяемое слово. В основу самостоятельных слов (существительных, глаголов и др.) могут входить, кроме корня, суффиксы, приставки. В основе слова заключено его лексическое значение.
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Суффикс (словообразующий) – это значимая часть слова, которая находится обычно после корня и служит для образования слов.
Рис. 1. Суффиксы
Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
Рис. 2. Приставки
В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т.е. не вызванные фонетическими условиями – позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.
В современном русском языке представлены следующие чередования в составе морфем:
Чередования гласных:
1. о /# (ноль звука, беглый гласный): сон – сна,
2. е/#: день – дня,
3. е/о: бреду – бродить,
4. о/а: смотреть – посматривать,
5. е/о/#/и: соберу – сбор – собрать – собирать,
6. о/у/ы: сох – сухой – высыхать.
Имеются и другие чередования гласных, но они менее распространены.
Чередования согласных:
1. парный твердый/парный мягкий: ру[к]а – ру[к']е,
2. г/ж: нога – ножка,
3. к/ч: рука – ручка,
4. х/ш: муха – мушка,
5. д/ж: водить – вожу,
6. т/ч: крутить – кручу,
7. з/ж: возить – вожу,
8. с/ш: носить – ношу,
9. б/бл: любить – люблю,
10. п/пл: купить – куплю,
11. в/вл: ловить – ловлю,
12. ф/фл: графить – графлю,
13. м/мл: кормить – кормлю.
Кроме того, возможно чередование гласного и сочетания гласного с согласным:
1. а(я)/им: снять – снимать,
2. а(я)/ин: жать – пожинать,
3. и/ой: бить – бой,
4. е/ой: петь – пой.
Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с окончаниями, называются свободными. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками и суффиксами, называются связанными, например: об-у-ть – раз-у-ть.
Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, формообразующие – для образования форм слова.
Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам. В лингвистике наряду с суффиксом выделяют такжепостфикс – словообразующую морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).
Окончания и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова— род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.Нулевое окончание— это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, нулевое окончание в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо.
Формообразующие суффиксы представлены:
1) у инфинитива -ть/-ти: читать, нести;
2) в прошедшем времени изъявительного наклонения -л-: делал;
3) в условном наклонении –л-: делал бы;
4) в повелительном наклонении -и- (пиши) и нулевой словообразующий суффикс (делай, сядь);
5) в простой сравнительной степени прилагательного и наречия –е (выше), -ее/-ей (быстрее), -ше (раньше), -же (глубже);
6) в простой превосходной степени сравнения прилагательного -ейш-/-айш- (быстрейший, высочайший).
Нулевым может быть не только окончание, но и формообразующий суффикс, который выделяется при материально не выраженном значении наклонения или времени у некоторых глаголов:
Способы словообразования:
1) приставочный: делать → переделать;
2) суффиксальный: синий → синева;
3) приставочно-суффиксальный: стакан → подстаканник;
4) бессуффиксный:переходить → переход;
5) сложение:
а. сложносоставной способ: диван + кровать → диван-кровать,
б. сложение: лес + степь → лес(о)степь,
в. сложение с сокращением (аббревиация): Министерство иностранных дел → МИД;
5) сокращение:заместитель → зам;
6) переход слова из одной части речи в другую: столовая (прил.) → столовая (сущ.).
Смешанные способы – способы, при которых одновременно используются разные средства:орден+носить → орден(о)нос-ец (сложение производящей основы + суффиксация).
Рис. 3. Состав слова
Рис. 4. Словообразовательное гнездо слова веселый
Заключение
Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок.
Дополнительно
Постфиксальный способ – способ образования слова путём присоединения постфикса к целому слову. Например:
какой → какой-либо, где → где-то, кто → кто-нибудь.
Приставочно-постфиксальный способ – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и постфикса к целому слову. Например:
есть → наесться, читать → вчитаться, плакать → расплакаться.
Суффиксально-постфиксальный способ– способ образования слова путём одновременного присоединения суффикса и постфикса к основе слова. Например: гордый → гордиться, нужда → нуждаться.
Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса), суффикса и постфикса к основе слова. Например:
смех → насмехаться, банкрот → обанкротиться.
Вопросы к конспектам
1. Найдите «лишнее» слово:
- нож, ножны, стреножить, ножевой;
- нос, носик, переносица, переноска;
- приводить, проводка, проводник, оленевод.
2. В каком(их) слове(ах) есть суффикс -л-?
- влюбленный; 2. капля; 3. зубило; 4. приплыли; 5. бережливость; 6. носильщик.
3. Обозначьте приставки.
Пододеяльник, подорожник, подошва, надорвать, надоить, наболтать, набат, наступить, наст.
4. В каком (их) слове (ах) нет суффикса?
- соловьиный; 2. синий; 3. лисий; 4. зверье; 5. спугнуть; 6. мамин.