Этимология слов русского языка
1. Что такое этимология?
Этимология – это раздел лингвистики, который изучает происхождение слов.
Оказывается, исторически родственными являются слова наперсток, перстень, перчатки. В них выделяется древний корень, связанный с устаревшим словом перст, то есть палец. Наперсток мы надевает на палец, перстень служит украшением для пальца, перчатки помогают нам согреть пальцы.
2. Этимологические словари
В наше время создаются специальные этимологические словари. В словарной статье такого словаря сообщаются следующие сведения:
– исконно русское слово или заимствованное;
– язык-источник, из которого пришло заимствованное слово;
– от какого исходного слова или словосочетания и с помощью какого способа оно образовано;
– какие родственные слова существуют у этого слова в настоящее время;
– какие звуковые и смысловые изменения произошли в слове.
3. История хорошо знакомых слов
Интересна этимология числительного сорок. Это слово первоначально было именем существительным и служило названием мешка. У восточных славян было принято продавать шкурки соболя по 40 штук (столько шкурок было нужно, чтобы сшить шубу). Эти 40 шкурок клали в мешок, который назывался сорок. Со временем произошел перенос названия: сначала сорок – это просто «мешок», потом сорок – мешок, в котором лежат шкурки соболя в количестве 40 штук, а затем уже –сорок как четыре десятка любых предметов! Так из имени существительного образовалось числительное.
Знание этимологии некоторых слов помогает нам избежать ошибок при их написании. Правописание слов долина и одолеть могут объяснить их этимологические «родственники» – слова дол, то есть низ, и подол – нижний край платья. Долина — это низина между горами. Мы говорим: горы и долы. Одолеть врага или всадника первоначально означало сразить его, повергнуть в дол, то есть вниз. Поэтому мы пишем слова долина и одолеть с буквой О в корне, проверяя их словом дол (илиподол).
Этимология слов ровесник и сверстник также помогает их правильному написанию. Ровесник – это тот, кто прожил одинаковое количество вёсен с тобой; твой одногодка, родившийся с тобой одной весной. Слово сверстник – одинаковый с тобой по возрасту человек – восходит к общеславянскому корню верста в значении возраст, а позже мера длины. Следующий стишок позволяет запомнить правописание этих словарных слов:
Сверстник вырастет с версту. Рос ровесник всю весну.
В слове висок пишется буква И, так как по происхождению оно связано с глаголом висеть (виснуть) и первоначально обозначало висящую прядь волос.
Ученые-этимологи, занимающиеся историей происхождения слов, открыли некоторые древние суффиксы, которые в наше время не выделяются как значимые части слова при морфемном разборе.
Слова жир, пир некогда образовались от глаголов жити, пити с помощью древнего суффикса -р; При помощи старинного суффикса -ог от слова пир образовалось слово пирог, а от глагола творити (с первичным значением «месить, разбалтывать») — творог.
Сейчас мы не выделяем в слове окно, происхождение которого связано со словом око, то есть глаз, суффикс -н-. Как, впрочем, не выделяем суффикс -ц- в слове кольцо, которое исторически образовано от слова коло – круг.
Этимологию любят и взрослые, и дети. Да и кому не захочется, например, узнать, почему ведьма называется ведьмой, медведь – медведем, а невежда – невеждой.
Оказывается, все эти слова произошли от одного и того же глагола ведать, то есть знать. Ведьма – «знающая, знахарка». Когда-то это слово не имело неодобрительного смысла. Ведьма знала целебные травы, знала, как помочь больным людям. А когда появились сказки про злых ведьм, слово изменило смысл. Невежда – «мало знающий человек». Этим словом обычно называют людей, которые не просто мало знают, но и не хотят знать больше, враждебно относятся к знанию. Медведь – зверь, который ведает. То есть знает, любит мед.Почему именно такое название закрепилось за медведем? Суеверные охотники считали опасным называть животных, на которых идут охотиться, и давали им новые названия, имена-«маски». Название медведь вытеснило прежнее наименование, которое в латинском языке звучало так: «урсус».
Вопросы к конспектам
Задание №1
Воспользовавшись этимологическим словарем, расскажите о происхождении 5-6 слов.
Задание№2
Попробуйте сочинить свою историю происхождения какого-нибудь слова, затем сравните свою версию с объяснением в этимологическом словаре.