Решение более сложных задач по теме "Изменение агрегатных состояний вещества"
Введение
Изучая тепловые явления и переходы веществ из одного агрегатного состояния в другое, мы узнаём, как энергия передаётся, преобразуется и сохраняется. Эти процессы лежат в основе множества явлений, которые окружают нас каждый день — от кипения воды в чайнике до образования облаков в атмосфере.
Понимание законов, описывающих изменение агрегатных состояний вещества, важно не только для решения задач в учебнике, но и для объяснения реальных физических процессов. Например, почему лёд плавает в воде, почему зимой окна покрываются инеем, как работает холодильник или почему при кипячении вода не может нагреться выше 100 °C при нормальном давлении.
В 8 классе учащиеся уже знакомы с основными понятиями — теплотой, удельной теплоёмкостью, теплотой плавления и парообразования, а также уравнением теплового баланса. Однако для более глубокого понимания важно научиться решать сложные комбинированные задачи, в которых участвуют несколько процессов: нагревание, плавление, кипение, охлаждение и конденсация.
Рассмотрим повторение основных формул, а затем разберём три типовых задачи, в которых применяются знания о тепловых процессах и законах сохранения энергии.
Повторение теории темы «Тепловые явления и агрегатные состояния вещества»
1. Основные формулы:
-
Количество теплоты, полученное или отданное при нагревании (охлаждении):
где
— удельная теплоёмкость вещества,
— масса,
— начальная и конечная температуры.
-
Количество теплоты, необходимое для плавления:
где
— удельная теплота плавления.
-
Количество теплоты при парообразовании:
где
— удельная теплота парообразования.
-
Уравнение теплового баланса:
Задача 1. Исследование графика тепловых процессов
Условие:
На графике зависимости температуры от количества подведённого тепла показан процесс нагревания и плавления льда массой 0,5 кг, взятого при температуре –20 °C. Определите количество теплоты, необходимое для превращения всего льда в воду при температуре 0 °C.
Дано:
-
-
,
-
-
Решение:
-
Найдём тепло, необходимое для нагревания льда до 0 °C:
-
Тепло, необходимое для плавления льда при 0 °C:
-
Общее количество теплоты:
Ответ:
Для полного плавления льда потребуется 191 000 Дж теплоты.
Задача 2. Уравнение теплового баланса
Условие:
В калориметре находится 0,3 кг воды при температуре 20 °C. В неё опускают кусок льда массой 0,05 кг при температуре –10 °C. Какова установившаяся температура воды, если теплопотери отсутствуют?
Дано:
-
,
,
-
,
,
Решение:
-
Лёд получает тепло для нагрева до 0 °C:
-
Лёд плавится:
-
Тепло, отданное водой при охлаждении до температуры
:
-
Тепло, полученное льдом и водой, образовавшейся из него:
-
По закону теплового баланса:
Подставим и решим относительно
:
Ответ:
Температура воды после установления теплового равновесия ≈ 5 °C.
Задача 3. КПД теплового прибора
Условие:
Электрический чайник потребляет мощность 2 кВт. За 5 минут он нагревает 1 литр воды от 20 °C до кипения. Определите КПД чайника.
Дано:
-
,
,
,
,
,
Решение:
-
Количество теплоты, необходимое для нагрева воды:
-
Энергия, затраченная электричеством:
-
КПД:
Ответ:
КПД электрического чайника ≈ 56 %.
Вопросы для самопроверки
-
Что называют тепловыми явлениями?
-
Какие формулы используются для вычисления количества теплоты при нагревании и при плавлении?
-
Почему температура вещества не изменяется во время плавления или кипения?
-
Что выражает уравнение теплового баланса?
-
От чего зависит КПД теплового прибора?
-
Почему невозможно достичь КПД = 100 %?