Паровая турбина. КПД теплового двигателя

1. Введение в принцип работы паровой турбины

Се­год­ня мы по­зна­ко­мим­ся с устрой­ством па­ро­вой тур­би­ны и на­учим­ся вы­чис­лять ко­эф­фи­ци­ент по­лез­но­го дей­ствия (КПД) теп­ло­вой ма­ши­ны.

На про­шлом за­ня­тии мы рас­смат­ри­ва­ли устрой­ство, осо­бен­но­сти и прин­цип ра­бо­ты дви­га­те­ля внут­рен­не­го сго­ра­ния. Дви­га­тель внут­рен­не­го сго­ра­ния яв­ля­ет­ся видом теп­ло­во­го дви­га­те­ля, ко­то­рый по­лу­чил ос­нов­ное при­ме­не­ние на транс­пор­те. Дру­гим важ­ным видом теп­ло­во­го дви­га­те­ля яв­ля­ет­ся па­ро­вая тур­би­на. Пре­иму­ще­ством па­ро­вой тур­би­ны над дви­га­те­лем внут­рен­не­го сго­ра­ния яв­ля­ет­ся то, что в ней нет ци­лин­дров, ша­ту­на, ко­лен­ча­то­го вала, а вся ра­бо­та со­вер­ша­ет­ся паром непо­сред­ствен­но при дви­же­нии вала, на ко­то­ром укреп­ле­ны ло­пат­ки тур­би­ны. Таким об­ра­зом, в па­ро­вой тур­бине мень­ше узлов, в ко­то­рых могут про­ис­хо­дить по­те­ри по­лез­ной ра­бо­ты.

На про­шлом уроке мы по­зна­ко­ми­лись с изоб­ре­те­ни­ем древ­не­го уче­но­го Ге­ро­на Алек­сан­дрий­ско­го (рис. 1), ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся Эо­ли­пил (рис. 2). Прин­цип ра­бо­ты устрой­ства, ко­то­рое ско­рее было иг­руш­кой, неже­ли по­лез­ным ра­бо­чим при­бо­ром, ос­но­вы­вал­ся на вра­ще­нии сфе­ри­че­ско­го эле­мен­та, из ко­то­ро­го вы­хо­дил го­ря­чий пар, об­ра­зо­ван­ный разо­гре­той водой. Это при­ми­тив­ное устрой­ство уже можно счи­тать пер­вым про­об­ра­зом па­ро­вой тур­би­ны.

Герон Алек­сан­дрий­ский

Рис. 1. Герон Алек­сан­дрий­ский

Эо­ли­пил

Рис. 2. Эо­ли­пил

2. Устройство и принцип работы паровой турбины

Рас­смот­рим устрой­ство ос­нов­ных эле­мен­тов тур­би­ны (рис. 3): на вал на­са­жен диск, на ко­то­ром рас­по­ло­же­но мно­же­ство ло­па­стей, изо­гну­тых под опре­де­лен­ным углом, на­про­тив ло­па­стей рас­по­ла­га­ют­ся сопла, из ко­то­рых по­сту­па­ет пар и за­став­ля­ет вра­щать­ся тур­би­ну. Пар может раз­го­нять вал тур­би­ны до 30 000 обо­ро­тов в ми­ну­ту, при этом мощ­ность наи­луч­ших об­раз­цов па­ро­вых тур­бин (рис. 4), из­го­тов­лен­ных на се­го­дняш­ний день, может до­сти­гать 1 500 000 кВт.

Устрой­ство па­ро­вой тур­би­ны

Рис. 3. Устрой­ство па­ро­вой тур­би­ны

па­ро­вая тур­бина

Рис. 4.

3. Коэффициент полезного действия (КПД)

Глав­ной ха­рак­те­ри­сти­кой лю­бо­го тех­ни­че­ско­го устрой­ства и теп­ло­вой ма­ши­ны в част­но­сти яв­ля­ет­ся ко­эф­фи­ци­ент по­лез­но­го дей­ствия, ко­то­рый со­кра­щен­но в виде аб­бре­ви­а­ту­ры на­зы­ва­ют КПД.

Опре­де­ле­ние. Ко­эф­фи­ци­ент по­лез­но­го дей­ствия (КПД) – ха­рак­те­ри­сти­ка эф­фек­тив­но­сти си­сте­мы (устрой­ства, ма­ши­ны) в от­но­ше­нии пре­об­ра­зо­ва­ния или пе­ре­да­чи энер­гии.

Обо­зна­че­ние КПД:  «эта».

Еди­ни­цы из­ме­ре­ния КПД: чаще всего в %, но ино­гда из­ме­ря­ют и про­сто чис­лом, в виде так на­зы­ва­е­мой доли, на­при­мер, 50% = 0,5. КПД яв­ля­ет­ся без­раз­мер­ной ве­ли­чи­ной.

Ко­эф­фи­ци­ент по­лез­но­го дей­ствия яв­ля­ет­ся наи­бо­лее важ­ной для любых тех­ни­че­ских устройств ве­ли­чи­ной, т. к. поз­во­ля­ет оце­ни­вать эф­фек­тив­ность ра­бо­ты ме­ха­низ­ма, а сле­до­ва­тель­но, це­ле­со­об­раз­ность и даже об­ласть его ис­поль­зо­ва­ния.

4. Устройство тепловой машины

Рас­смот­рим прин­ци­пи­аль­ное устрой­ство лю­бо­го теп­ло­во­го дви­га­те­ля (ма­ши­ны): он со­сто­ит из на­гре­ва­те­ля, ра­бо­че­го тела и хо­ло­диль­ни­ка. Под тер­ми­ном «хо­ло­диль­ник» под­ра­зу­ме­ва­ет­ся окру­жа­ю­щая среда, ко­то­рая за­би­ра­ет остат­ки тепла у теп­ло­вой ма­ши­ны, а не сам бы­то­вой при­бор под од­но­имен­ным на­зва­ни­ем. На­гре­ва­тель – это эле­мент, пе­ре­да­ю­щий тепло, на­при­мер, сго­ра­е­мое топ­ли­во. В ре­зуль­та­те сго­ра­ния топ­ли­ва об­ра­зу­ет­ся ра­бо­чее тело, в любом теп­ло­вом дви­га­те­ле в ка­че­стве ра­бо­че­го тела вы­сту­па­ет газ, на­при­мер, пар, как в слу­чае с па­ро­вой тур­би­ной. Имен­но в на­гре­том со­сто­я­нии газ и со­вер­ша­ет ра­бо­ту, а оста­ток тепла пе­ре­да­ет­ся хо­ло­диль­ни­ку.

5. КПД тепловой машины

Озна­ко­мим­ся со схе­мой и фи­зи­че­ским прин­ци­пом ра­бо­ты теп­ло­вой ма­ши­ны (рис. 5). От на­гре­ва­те­ля тепло () пе­ре­да­ет­ся ра­бо­че­му телу (Р. Т.), т. е. газу, ко­то­рый об­ра­зо­вал­ся в ре­зуль­та­те сго­ра­ния топ­ли­ва, ра­бо­чее тело со­вер­ша­ет ра­бо­ту (), остат­ки неиз­рас­хо­до­ван­но­го на по­лез­ную ра­бо­ту тепла () пе­ре­да­ют­ся хо­ло­диль­ни­ку.

Схема теп­ло­вой ма­ши­ны

Рис. 5. Схема теп­ло­вой ма­ши­ны

Фор­му­ла для вы­чис­ле­ния КПД теп­ло­вой ма­ши­ны:

Где .

Обо­зна­че­ния:

 по­лез­ная ра­бо­та, ко­то­рую со­вер­ша­ет ра­бо­чее тело, Дж;

 ко­ли­че­ство теп­ло­ты, ко­то­рое пе­ре­дал ра­бо­че­му телу на­гре­ва­тель, Дж;

 ко­ли­че­ство теп­ло­ты, ко­то­рое ра­бо­чее тело пе­ре­да­ло хо­ло­диль­ни­ку, Дж.

За­ме­ча­ние. Ко­эф­фи­ци­ент по­лез­но­го дей­ствия не может быть равен и не может пре­вы­шать 100 про­цен­тов. Этот факт легко уви­деть из вто­рой фор­му­лы для КПД, в ко­то­рой чис­ли­тель мень­ше зна­ме­на­те­ля. Таким об­ра­зом, КПД все­гда мень­ше 100% или мень­ше 1, если его вы­ра­жать в долях.

6. История развития и современные проблемы производства тепловых двигателей

Пер­вые теп­ло­вые дви­га­те­ли имели очень низ­кий КПД, на­при­мер, пер­вый па­ро­воз (рис. 6), ко­то­рый был со­здан в на­ча­ле XIX века, имел ко­эф­фи­ци­ент по­лез­но­го дей­ствия около 3%, а по­след­ние па­ро­во­зы (рис. 7), ко­то­рые хо­ди­ли по же­лез­ным до­ро­гам в про­шлом веке, имели КПД по­вы­ше – около 7–9%.

Пер­вый па­ро­воз

Рис. 6. Пер­вый па­ро­воз

Один из по­след­них па­ро­во­зов

Рис. 7. Один из по­след­них па­ро­во­зов.

Тем не менее, даже при таких низ­ких зна­че­ни­ях КПД дан­ные транс­порт­ные сред­ства очень ак­тив­но экс­плу­а­ти­ро­ва­лись, т. к. более со­вер­шен­ных аг­ре­га­тов на то время по­про­сту не было. На се­го­дняш­ний день КПД теп­ло­вых дви­га­те­лей, ко­неч­но, го­раз­до выше, на­при­мер, ди­зель­ный дви­га­тель (рис. 8) может иметь КПД до 40%, что яв­ля­ет­ся очень непло­хим по­ка­за­те­лем. Па­ро­вая тур­би­на (рис. 9) может до­сти­гать еще более оп­ти­маль­но­го зна­че­ния КПД в 60%, на се­го­дняш­ний день это наи­луч­ший по­ка­за­тель среди всех видов теп­ло­вых дви­га­те­лей.

Ди­зель­ный дви­га­тель

Рис. 8. Ди­зель­ный дви­га­тель

Со­вре­мен­ная па­ро­вая тур­би­на

Рис. 9. Со­вре­мен­ная па­ро­вая тур­би­на

В конце за­ня­тия сле­ду­ет от­ме­тить очень важ­ную тен­ден­цию в раз­ви­тии со­вре­мен­но­го дви­га­те­ле­стро­е­ния. Как мы ви­де­ли, ос­нов­ные прин­ци­пы ра­бо­ты теп­ло­вых дви­га­те­лей уже давно от­кры­ты и по­лу­че­ны эф­фек­тив­ные тех­но­ло­гии их из­го­тов­ле­ния, но воз­ни­ка­ет про­бле­ма эко­ло­гич­но­сти их ис­поль­зо­ва­ния. По­сколь­ку все теп­ло­вые дви­га­те­ли по­треб­ля­ют топ­ли­во, то от них неиз­беж­но воз­ни­ка­ют вред­ные вы­бро­сы в окру­жа­ю­щую среду. Так вот одной из ос­нов­ных задач науки и тех­ни­ки в этой об­ла­сти яв­ля­ет­ся ми­ни­ми­за­ция на­не­се­ния вреда окру­жа­ю­ще­му нас миру от про­дук­тов де­я­тель­но­сти по­доб­ных устройств.

Теп­ло­вые дви­га­те­ли на се­го­дняш­ний день уже яв­ля­ют­ся объ­ек­та­ми про­шло­го, и на пер­вый план вы­хо­дят дви­га­те­ли иного прин­ци­па ра­бо­ты, о них мы по­го­во­рим в бу­ду­щем.

На сле­ду­ю­щем уроке мы зай­мем­ся ре­ше­ни­ем задач по теме «КПД».

Вопросы к конспектам

Каков КПД теп­ло­во­го дви­га­те­ля, ко­то­рый со­вер­шил по­лез­ную ра­бо­ту 70 кДж, если при пол­ном сго­ра­нии топ­ли­ва вы­де­ли­лась бы энер­гия 200 кДж?

При сго­ра­нии топ­ли­ва в теп­ло­вом дви­га­те­ле вы­де­ли­лось ко­ли­че­ство теп­ло­ты 200 кДж, а хо­ло­диль­ни­ку пе­ре­да­но ко­ли­че­ство теп­ло­ты 120 кДж. Каков КПД теп­ло­во­го дви­га­те­ля?

Ав­то­мо­биль про­шел 100 км со сред­ней ско­ро­стью 40 км/ч. При этом он из­рас­хо­до­вал 8 л бен­зи­на. Какую сред­нюю мощ­ность раз­ви­вал дви­га­тель ав­то­мо­би­ля, если его КПД 30%?

Последнее изменение: Среда, 23 Май 2018, 10:24