Курс на индустриализацию Казахстана 1928-1932 гг.

Восстановление сельского хозяйства еще не было закончено. Процесс индустриализации в Казахстане совпал с I пятилеткой развития народного хозяйства СССР (1928–1932гг.).

 Одним из крупных объектов индустриализации стало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб). Сооружение дороги, соединяющей Сибирь со Средней Азией, протяженностью 1445 км началось в апреле 1927 года Стройка приобрела всенародный характер. Дорога была построена за три года вместо пяти, намеченных по плану. 25 апреля 1930 года на 17 месяцев раньше срока, она была завершена, северный и южный участки сомкнулись на станции Айнабулак. С января 1931 года Турксиб был введен в постоянную эксплуатацию. На строительстве Турксиба трудились почти 100 тыс. человек: русские, казахи, украинцы, киргизы, дунгане, татары, башкиры. Около 10000 рабочих-казахов стали специалистами-железнодорожниками, строителями, техниками, мастерами дорожного дела.

 Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Акчисайский полиметаллический комбинаты, началось строительство Текелийского полиметаллического и Джезказганского медеплавильного комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового завода, они были крупными стройками I пятилетки развития народного хозяйства СССР. Это были крупнейшие предприятия цветной металлургии не только в Казахстане, но и в СССР.

 Началось строительство предприятий химической промышленности в Чимкенте, Актюбинске и других регионах. Увеличилось производство электроэнергии: Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, ТЭЦ Балхашского медеплавильного комбината — были ударными стройками того времени. Развивался Эмбенский нефтяной район. Были расширены старые промыслы: Косшагыл, Макат; разработаны новые месторождения: Кульсары, Сагыз. Казахстан вышел на второе место в Союзе по производству цветных металлов, на третье — по добыче нефти, Караганда стала третьей угольной базой страны.

 В годы индустриализации были построены и крупные предприятия пищевой промышленности: Семипалатинский мясокомбинат, Гурьевский рыбоконсервный завод, Алма-Атинский плодоконсервный завод, сахарные заводы в Джамбуле, Мерке, Талды-Кургане.

 Индустриализация в Казахстане осуществлялась сверху. Ударными темпами осваивались, главным образом, источники сырья. По существу, заводы и фабрики не выпускали конечную продукцию. Нефть, например, добывалась на Эмбе, центр по нефтепереработке строился в Орске. Квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технические работники завозились извне, преимущественно из РСФСР, Украины. Местные кадры оставались еще на долгие годы неквалифицированными рабочими. Усиленно шел процесс урбанизации. Выросли десятки новых городов и поселков городского типа. Формировался национальный рабочий класс. Если в 1928г. он составлял — 19,8%, то в 1935 — 43%.

Вопросы к конспектам

В какие годы был построен Турксиб?

В какой период в Казахстане разрешалась частная торговля?
В какой период процесс урбанизация шел усиленно?  
В чем заключалась особенность индустриализации в Казахстане?
Всеобщее обязательное обучение неграмотного населения в возрасте от 15 до 50 лет ввел правительство Казахской АССР в:
Из каких стран привлекались кадры рабочих и инженерно-технических работников в годы индустриализации в Казахстане?
Когда был взят курс на укрепление обороноспособности страны?
Когда было завершено строительство Турксиба?
Когда столица Казахстана была перенесена в Алма-Ату по распоряжению руководства страны?
Назовите город-герой, который граничил с Западно-Казахстанской областью на Волге.
Что изучала экспедиция И.М. Губкина накануне индустриализации?
Последнее изменение: Суббота, 24 Февраль 2018, 15:51