Казахская литература и культура в І половине ХІХ в.
В первой половине XIX в. казахская литература развивалась в двух идейных направлениях:
- Защита интересов простого народа;
- Защита интересов господствующего класса;
В этот период жили такие поэты, как - Махамбет Утемис-улы, Шернияз Жарылгас-улы; Шоже Каржаубай-улы; Дулат Бабатай-улы; Шортанбай Канай-улы; Суинбай Арон-улы;
Махамбет Утемис-улы (1804—1846) — стал одним из руководителей крестьянского восстания, вспыхнувшего в Букеевской орде против хана Жангира. Махамбет с пламенными стихами обращается к народу, призывает смело подняться против притеснителей. Свой идеал поэт нашел в лице руководителя крестьянского движения Исатая Тайман-улы. После подавления восстания и смерти Исатая он призывал народ продолжить борьбу.
Шернияз Жарылгас-улы (1807–1867) — родился в современном Оилском районе Актюбинской области. Поэтический талант Шернияза проявился с юных лет. Он принимал участие в восстании 1836–1838 гг. в Букеевской Орде. Он совершенствовал искусство поэтической импровизации. В народе широко известно его обличительное обращение к султану Баймаганбету.
Шоже Каржаубай-улы (1808–1895) — родился на территории современного Кызылтуского района Северо-Казахстанской области. С юных лет сочинял стихи, играл на кобызе и пел песни. Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Козы-Корпеш Баян-Суду» был записан от Шоже.
Дулат Бабатай-улы (1802–1871) — родился на территории современного Аягузского района Семипалатинской области. Дулат был одним из самых образованных людей своего времени. Самые известные толгауы «Акжайлау и Сандыктас», «Сулеймену», «О, Барак молодой». В 1880 году в Казани был издан его сборник «Осиет-нама», но вскоре запрещен царской цензурой.
Шортанбай Канай-улы (1818–1881) — родился в Каратауских горах Южного Казахстана. В своих произведениях Шортанбай говорит об общественном неравенстве, угнетении народа. К концу жизни поэт переехал в нынешний Шетский район Жезказганской области, где и умер.
Суинбай Арон-улы (1922—1895) — родился и вырос на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области. В своих произведениях Шортанбай говорит об общественном неравенстве, угнетении народа. К концу жизни он воспевает народных защитников, поднимает социальные проблемы, осуждает неправедные поступки правителей. Суинбай был наставником Жамбыла.