Анна Ахматова: поэтика раннего творчества. Разбор стихотворений
1. Вступление
Стихотворения Анны Ахматовой, которые входят в первые сборники («Вечер»(1912) и «Четки»(1914)), принесли ей славу и популярность. Поэтесса читала свои стихи на различных вечерах, встречах.
Рис.1. Анна Ахматова
Анна Ахматова скептически относилась к стихотворениям этого периода. Она их называла «пустейшими стихами бедной девочки». Но она была несправедлива к себе.
2. Особенность поэтики
Н. Гумилев в « Письмах о русской поэзии» писал: « Паузы помогают ей выделять самые нужные слова в стоке, и я не нашел во всей книге ни одного примера ударения, стоящего на неударяемом слове, или, наоборот, слова, по смыслу ударного, без ударения. Для ритмики Ахматовой характерна слабость и прерывистость дыхания. Четырех строчная строфа, а ею почти вся книга, слишком длинна для неё.» Главный признак поэзии Ахматовой, по мнению Гумилева, это изобразительность, зримость ее образов.
Рис. 2. Николай Гумилев
Она сосредотачивает свое внимание на конкретной вещи, детали, образе. Эпитетов не очень много, но они точны. Гумилев выделяет: « … «протертый коврик, стоптанные каблуки..» Лаконичный и скупой на краски мир в стихотворениях Ахматовой воспринимается современниками по-разному. Для некоторых такой взгляд на мир ассоциировался с мещанским. «Она живет в комнате, «где окна слишком узки», где на полках расставлены блестящие севрские статуэтки, душно пахнет старое саше и не пахнут белые хризантемы и яркие георгины. Все это – близкие предметы – ее основное понятия.
Природу понимает она только через них, небо в ее глазах, если оно тускло-голубое, - то оно, «как на древне выцветшем холсте»; если оно яркое, то непременно, «ярче синего фаянса»; тина похожа на парчу, Булонский лес – как будто нарисован тушью в старом альбоме, облачко сереет, «как беличья распластанная шкурка»… Какая духовная скудость, какое неумение воспринимать мир непосредственно!» - так неприязненно высказался о стихотворном сборнике «Четки» Л.И. Каннегисер. Страдания героини и героя воспринимаются современниками полярно.
Рис. 3. Л. И. Канегисер
3. Анализ стихотворения «Все мы бражники здесь, блудницы »
Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.
Навсегда забиты окошки: ( Арткабаре « Бродячая собака»)
Что там, изморозь или гроза?
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза.
О, как сердце мое тоскует!
Не смертного ль часа жду?
А та, что сейчас танцует,
Непременно будет в аду.
1 января 1913
По размеру – дольник на основе трехстопного анапеста. Этот размер сочетает мелодичность и напевность.
Арткабаре «Бродячая собака» был самым модным местом в Петербурге в то время, устроил его Б. Пронин.
Рис. 4. Б. Пронин
Рис. 5. "Бродячая собака", Кафе-ка6ape
Рис. 6. Артистическое кабаре « Бродячая собака»
В стихотворении три героя: «он», «я» и «она»( которая «непременно будет в аду»). Здесь разыгрывается любовная драма. В этот стихотворении есть психологические перживания героини: «он смотрит не на меня, а на другую».
Рис. 7. Анна Ахматова
Ахматова в своих стихотворениях сохраняет реальность, удачно выбирает точки для удара.
4. Героини А. Ахматовой
О героине Ахмановой тоже спорят. Героиня - это и монашенка, бездельница, блудница, русалка, колдунья. Но у них есть общее – это способность преживать.
Это ее биография. « За поступками вставала «литературная личность» Ахматовой.
Она не совпадала с личностью Анны Андреевны Гумилевой, уроженной Горенко. ..В стихи Ахматовой не попали некоторые обстоятельства бытия, но зато казались «списанными с жизни» эпизоды, которым не было никакого соответсвия в биографии реального автора стихов. Например, в стихотворении 1917 года «Это просто, это ясно»:
Для чего, бросив друга
И кудрявого ребенка,
Бросив город мой любимый
И родную сторону,
Черной нищенкой скитаюсь
По столице иноземной?
О, как весело мне думать,
Что тебя увижу я1917!» - писал критик Р. Тименчик.
Рис. 8. Р. Тименчик
5. Заключение
В стихах Ахматова о соих переживаниях говорила сама. Все время возникает сложное воспрития, и читатель сам конструирует сюжет стиховорения.
И. Анненский в « Книге отражений» писал, что лирике нужны «типы женских музыкальностей», предполагал, что она « откроет новые лирические горизонты».
Рис. 9. И. Анненский
В стихах Ахматова о соих переживаниях говорила сама.
6. Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям..»
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрёпанный том Парни.
Это стихотворение было написано в 1911 году в Царском Селе о Пушкине - лицеисте. В нём всего восемь строк, но и из них образ юного поэта выступает необыкновенно живо. Как удачно выбрано слово "лелеем» ! Не "слышим», не "помним», а именно лелеем, то есть любовно бережем в своей памяти. Аллеи, озеро, сосны – живые приметы Царскосельского парка.
Глубокое раздумье Пушкина выражено двумя малыми деталями: он отбросил от себя недочитанную книгу, и она рядом с лицейской треуголкой лежит на земле. Следует добавить, что строка "Еле слышный шелест шагов» подбором самих звуков прекрасно передаёт шелест – возможно, от осенней опавшей листвы.
Вообще, вспоминая об Ахматовой, перед нами неуклонно возникает образ Пушкина. Гений Пушкина, его гуманистическая философия, открытия, сделанные в области русского стиха, оказали огромное влияние на литературу девятнадцатого века, вошедший в историю, как "золотой век» русской поэзии. Но и лучшие поэты "серебряного века» сформировались под влиянием его Музы, все они были внимательнейшими читателями Пушкина, многие внесли свою лепту в исследование его поэзии.
В жизни и поэзии Ахматовой Пушкин, чьи стихи она называла золотыми, занимал особое место. По словам близко знавшей поэтессу Эммы Герштейн (литературоведа), в этом стихотворении отразились особенности восприятия Пушкина Анной Андреевной: сочетание конкретного ощущения его личности ("здесь лежала его треуголка») и всеобщего поклонения национальному гению ("и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов»).
У Пушкина училась Ахматова краткости, простоте и подлинности поэтического слова, и всё, что с ним связано, дорого поэтессе.
Рис. 10. А.С. Пушкин