Анна Ахматова: поэтика раннего творчества. Разбор стихотворений

 1. Вступление

Сти­хо­тво­ре­ния Анны Ах­ма­то­вой, ко­то­рые вхо­дят в пер­вые сбор­ни­ки («Вечер»(1912) и «Четки»(1914)), при­нес­ли ей славу и по­пу­ляр­ность. По­этес­са чи­та­ла свои стихи на раз­лич­ных ве­че­рах, встре­чах.

Анна Ах­ма­то­ва

Рис.1. Анна Ах­ма­то­ва

Анна Ах­ма­то­ва скеп­ти­че­ски от­но­си­лась к сти­хо­тво­ре­ни­ям этого пе­ри­о­да. Она их на­зы­ва­ла «пу­стей­ши­ми сти­ха­ми бед­ной де­воч­ки». Но она была неспра­вед­ли­ва к себе.

 2. Особенность поэтики

Н. Гу­ми­лев в « Пись­мах о рус­ской по­э­зии» писал: « Паузы по­мо­га­ют ей вы­де­лять самые нуж­ные слова в стоке, и я не нашел во всей книге ни од­но­го при­ме­ра уда­ре­ния, сто­я­ще­го на неуда­ря­е­мом слове, или, на­о­бо­рот, слова, по смыс­лу удар­но­го, без уда­ре­ния. Для рит­ми­ки Ах­ма­то­вой ха­рак­тер­на сла­бость и пре­ры­ви­стость ды­ха­ния. Че­ты­рех строч­ная стро­фа, а  ею  почти вся книга, слиш­ком длин­на для неё.»  Глав­ный при­знак по­э­зии Ах­ма­то­вой, по мне­нию Гу­ми­ле­ва, это изоб­ра­зи­тель­ность, зри­мость ее об­ра­зов.

Ни­ко­лай Гу­ми­лев

Рис. 2. Ни­ко­лай Гу­ми­лев

Она  со­сре­до­та­чи­ва­ет свое вни­ма­ние на кон­крет­ной вещи, де­та­ли, об­ра­зе. Эпи­те­тов не очень много, но они точны.  Гу­ми­лев вы­де­ля­ет: « … «про­тер­тый ков­рик, стоп­тан­ные каб­лу­ки..» Ла­ко­нич­ный и ску­пой на крас­ки мир в сти­хо­тво­ре­ни­ях Ах­ма­то­вой вос­при­ни­ма­ет­ся со­вре­мен­ни­ка­ми по-раз­но­му. Для неко­то­рых такой взгляд на мир ас­со­ци­и­ро­вал­ся с ме­щан­ским.  «Она живет в ком­на­те, «где окна слиш­ком узки», где на пол­ках рас­став­ле­ны бле­стя­щие севр­ские ста­ту­эт­ки, душно пах­нет ста­рое саше и не пах­нут белые хри­зан­те­мы и яркие ге­ор­ги­ны. Все это – близ­кие пред­ме­ты – ее ос­нов­ное по­ня­тия.

При­ро­ду по­ни­ма­ет она толь­ко через них, небо в ее гла­зах, если оно туск­ло-го­лу­бое, - то оно, «как на древне вы­цвет­шем хол­сте»; если оно яркое, то непре­мен­но, «ярче си­не­го фа­ян­са»; тина по­хо­жа на парчу, Бу­лон­ский лес – как будто на­ри­со­ван тушью в ста­ром аль­бо­ме, об­лач­ко се­ре­ет, «как бе­ли­чья рас­пла­стан­ная шкур­ка»… Какая ду­хов­ная ску­дость, какое неуме­ние вос­при­ни­мать мир непо­сред­ствен­но!» - так непри­яз­нен­но вы­ска­зал­ся  о сти­хо­твор­ном сбор­ни­ке «Четки» Л.И. Кан­не­ги­сер. Стра­да­ния ге­ро­и­ни и героя  вос­при­ни­ма­ют­ся со­вре­мен­ни­ка­ми по­ляр­но.

Л. И. Ка­не­ги­сер

Рис. 3.  Л. И. Ка­не­ги­сер

 3. Анализ стихотворения «Все мы бражники здесь, блудницы »

Все мы браж­ни­ки здесь, блуд­ни­цы,

Как неве­се­ло вме­сте нам!

На сте­нах цветы и птицы

То­мят­ся по об­ла­кам.

Ты ку­ришь чер­ную труб­ку,

Так стра­нен дымок над ней.

Я на­де­ла узкую юбку,

Чтоб ка­зать­ся еще строй­ней.

На­все­гда за­би­ты окош­ки: ( Арт­ка­ба­ре « Бро­дя­чая со­ба­ка»)

Что там, из­мо­розь или гроза?

На глаза осто­рож­ной кошки

По­хо­жи твои глаза.

О, как серд­це мое тос­ку­ет!

Не смерт­но­го ль часа жду?

А та, что сей­час тан­цу­ет,

Непре­мен­но будет в аду.

1 ян­ва­ря 1913

По раз­ме­ру – доль­ник  на ос­но­ве трех­стоп­но­го ана­пе­ста. Этот раз­мер со­че­та­ет ме­ло­дич­ность и на­пев­ность.

Арт­ка­ба­ре «Бро­дя­чая со­ба­ка» был самым мод­ным ме­стом в Пе­тер­бур­ге в то время, устро­ил его Б. Про­нин.

Б. Про­нин

Рис. 4.  Б. Про­нин

"Бро­дя­чая со­ба­ка", Ка­фе-ка6ape

Рис. 5. "Бро­дя­чая со­ба­ка", Ка­фе-ка6ape

Ар­ти­сти­че­ское ка­ба­ре « Бро­дя­чая со­ба­ка»

Рис. 6. Ар­ти­сти­че­ское ка­ба­ре « Бро­дя­чая со­ба­ка»

В сти­хо­тво­ре­нии  три героя: «он», «я» и «она»( ко­то­рая «непре­мен­но будет в аду»).  Здесь разыг­ры­ва­ет­ся лю­бов­ная драма. В этот сти­хо­тво­ре­нии есть пси­хо­ло­ги­че­ские пе­р­жи­ва­ния ге­ро­и­ни: «он смот­рит не на меня, а на дру­гую».

Анна Ах­ма­то­ва

Рис. 7. Анна Ах­ма­то­ва

Ах­ма­то­ва в своих сти­хо­тво­ре­ни­ях со­хра­ня­ет ре­аль­ность, удач­но вы­би­ра­ет точки для удара.

 4. Героини А. Ахматовой

О ге­ро­ине Ах­ма­но­вой тоже спо­рят. Ге­ро­и­ня - это и мо­на­шен­ка, без­дель­ни­ца, блуд­ни­ца, ру­сал­ка, кол­ду­нья. Но у них есть общее – это спо­соб­ность  пре­жи­вать.

Это ее био­гра­фия. « За по­ступ­ка­ми вста­ва­ла «ли­те­ра­тур­ная лич­ность» Ах­ма­то­вой.

Она не сов­па­да­ла с лич­но­стью Анны Ан­дре­ев­ны Гу­ми­ле­вой, уро­жен­ной Го­рен­ко. ..В стихи Ах­ма­то­вой не по­па­ли неко­то­рые об­сто­я­тель­ства бытия, но зато ка­за­лись «спи­сан­ны­ми с жизни» эпи­зо­ды, ко­то­рым не было ни­ка­ко­го со­от­вет­свия в био­гра­фии ре­аль­но­го ав­то­ра сти­хов. На­при­мер, в сти­хо­тво­ре­нии 1917 года «Это про­сто, это ясно»:

Для чего, бро­сив друга

И куд­ря­во­го ре­бен­ка,

Бро­сив город мой лю­би­мый

И род­ную сто­ро­ну,

Чер­ной ни­щен­кой ски­та­юсь

По сто­ли­це ино­зем­ной?

О, как ве­се­ло мне ду­мать,

Что тебя увижу я1917!» - писал кри­тик Р. Ти­мен­чик.

Р. Ти­мен­чик

Рис. 8. Р. Ти­мен­чик

 5. Заключение

В сти­хах Ах­ма­то­ва о соих пе­ре­жи­ва­ни­ях го­во­ри­ла сама. Все время воз­ни­ка­ет слож­ное вос­при­тия, и  чи­та­тель сам кон­стру­и­ру­ет сюжет сти­хо­во­ре­ния.

И. Ан­нен­ский в « Книге от­ра­же­ний» писал, что ли­ри­ке нужны «типы жен­ских му­зы­каль­но­стей», пред­по­ла­гал, что она « от­кро­ет новые ли­ри­че­ские го­ри­зон­ты».

И. Ан­нен­ский

Рис. 9. И. Ан­нен­ский

В сти­хах Ах­ма­то­ва о соих пе­ре­жи­ва­ни­ях го­во­ри­ла сама. 

 6. Анализ стихотворения  Анны Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям..»

Смуг­лый отрок бро­дил по ал­ле­ям,

У озёр­ных гру­стил бе­ре­гов,

И сто­ле­тие мы ле­ле­ем

Еле слыш­ный ше­лест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Усти­ла­ют низ­кие пни…

Здесь ле­жа­ла его тре­угол­ка

И рас­трё­пан­ный том Парни.

Это сти­хо­тво­ре­ние было на­пи­са­но в 1911 году в Цар­ском Селе о Пуш­кине - ли­це­и­сте. В нём всего во­семь строк, но и из них образ юного поэта вы­сту­па­ет необык­но­вен­но живо.    Как удач­но вы­бра­но слово "ле­ле­ем» ! Не "слы­шим», не "пом­ним», а имен­но ле­ле­ем, то есть лю­бов­но бе­ре­жем в своей па­мя­ти. Аллеи, озеро, сосны – живые при­ме­ты Цар­ско­сель­ско­го парка.

Глу­бо­кое раз­ду­мье Пуш­ки­на вы­ра­же­но двумя ма­лы­ми де­та­ля­ми: он от­бро­сил от себя недо­чи­тан­ную книгу, и она рядом с ли­цей­ской тре­угол­кой лежит на земле. Сле­ду­ет до­ба­вить, что стро­ка "Еле слыш­ный ше­лест шагов» под­бо­ром самих зву­ков пре­крас­но пе­ре­да­ёт ше­лест – воз­мож­но, от осен­ней опав­шей лист­вы.

Во­об­ще, вспо­ми­ная об Ах­ма­то­вой, перед нами неуклон­но воз­ни­ка­ет образ Пуш­ки­на. Гений Пуш­ки­на, его гу­ма­ни­сти­че­ская фи­ло­со­фия, от­кры­тия, сде­лан­ные в об­ла­сти рус­ско­го стиха, ока­за­ли огром­ное вли­я­ние на ли­те­ра­ту­ру де­вят­на­дца­то­го века, во­шед­ший в ис­то­рию, как "зо­ло­той век» рус­ской по­э­зии. Но и луч­шие поэты "се­реб­ря­но­го века» сфор­ми­ро­ва­лись под вли­я­ни­ем его Музы, все они были вни­ма­тель­ней­ши­ми чи­та­те­ля­ми Пуш­ки­на, мно­гие внес­ли свою лепту в ис­сле­до­ва­ние его по­э­зии.

В жизни и по­э­зии Ах­ма­то­вой Пуш­кин, чьи стихи она на­зы­ва­ла зо­ло­ты­ми, за­ни­мал осо­бое место. По сло­вам близ­ко знав­шей по­этес­су Эммы Гер­штейн (ли­те­ра­ту­ро­ве­да), в этом сти­хо­тво­ре­нии от­ра­зи­лись осо­бен­но­сти вос­при­я­тия Пуш­ки­на Анной Ан­дре­ев­ной: со­че­та­ние кон­крет­но­го ощу­ще­ния его лич­но­сти ("здесь ле­жа­ла его тре­угол­ка») и все­об­ще­го по­кло­не­ния на­ци­о­наль­но­му гению ("и сто­ле­тие мы ле­ле­ем еле слыш­ный ше­лест шагов»).

У Пуш­ки­на учи­лась Ах­ма­то­ва крат­ко­сти, про­сто­те и под­лин­но­сти по­э­ти­че­ско­го слова, и всё, что с ним свя­за­но, до­ро­го по­этес­се.

А.С. Пуш­кин

Рис. 10. А.С. Пуш­кин

 

Вопросы к конспектам

Про­чи­тать и сде­лать ана­лиз сти­хо­тво­ре­ний А. Ах­ма­то­вой  (по вы­бо­ру).

Последнее изменение: Пятница, 29 Сентябрь 2017, 18:33