Анна Ахматова: обзор жизни и творчества

 1. Страницы биографии

Ах­ма­то­ва Анна Ан­дре­ев­на (на­сто­я­щая фа­ми­лия — Го­рен­ко) ро­ди­лась­11 июня 1889 года в семье мор­ско­го ин­же­не­ра, ка­пи­та­на 2-го ранга в от­став­ке на ст. Боль­шой Фон­тан под Одес­сой. Через год после рож­де­ния до­че­ри семья пе­ре­еха­ла в Цар­ское Село. Здесь Ах­ма­то­ва стала уче­ни­цей Ма­ри­ин­ской гим­на­зии, но каж­дое лето про­во­ди­ла под Се­ва­сто­по­лем. «Мои пер­вые впе­чат­ле­ния — цар­ско­сель­ские, — пи­са­ла она в позд­ней­шей ав­то­био­гра­фи­че­ской за­мет­ке, — зе­ле­ное, сырое ве­ли­ко­ле­пие пар­ков, выгон, куда меня во­ди­ла няня, ип­по­дром, где ска­ка­ли ма­лень­кие пест­рые ло­шад­ки, ста­рый вок­зал и нечто дру­гое, что вошло впо­след­ствии в "Цар­ско­сель­скую оду"».

В 1905 г. после раз­во­да ро­ди­те­лей Ах­ма­то­ва с ма­те­рью пе­ре­еха­ла в Ев­па­то­рию. В 1906 — 1907 гг. она учи­лась в вы­пуск­ном клас­се Ки­е­во-Фун­дукле­ев­ской гим­на­зии, в 1908 — 1910 гг. — на юри­ди­че­ском от­де­ле­нии Ки­ев­ских выс­ших жен­ских кур­сов.

А. Ах­ма­то­ва и Н. Гу­ми­лев

Рис. 1.  А. Ах­ма­то­ва и Н. Гу­ми­лев

25 ап­ре­ля 1910 г. «за Дне­пром в де­ре­вен­ской церк­ви» она об­вен­ча­лась с Н.С.Гу­ми­ле­вым, с ко­то­рым по­зна­ко­ми­лась в 1903 г. В 1907 г. он опуб­ли­ко­вал ее сти­хо­тво­ре­ние «На руке его много бле­стя­щих колец...» в из­да­вав­шем­ся им в Па­ри­же жур­на­ле «Си­ри­ус». На сти­ли­сти­ку ран­них по­э­ти­че­ских опы­тов Ах­ма­то­вой ока­за­ло за­мет­ное вли­я­ние зна­ком­ство с про­зой К. Гам­су­на, с по­э­зи­ей В. Я. Брю­со­ва и А. А. Блока.

Свой ме­до­вый месяц Ах­ма­то­ва про­ве­ла в Па­ри­же, где  по­зна­ко­ми­лась с ху­дож­ни­ком А. Мо­ди­лья­ни, ко­то­рый на­ри­со­вал ее порт­ре­ты.

Н. Тре­тья­ко­ва.Ах­ма­то­ва и Мо­ди­лья­ни. У неокон­чен­но­го порт­ре­та

Рис. 2. Н. Тре­тья­ко­ва.Ах­ма­то­ва и Мо­ди­лья­ни. У неокон­чен­но­го порт­ре­та

Затем пе­ре­еха­ла в Пе­тер­бург и с 1910 по 1916 г. жила в ос­нов­ном в Цар­ском Селе. Учи­лась на Выс­ших ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ных кур­сах Н. П. Раева. 14 июня 1910 г. со­сто­ял­ся дебют Ах­ма­то­вой на «башне» В. Ива­но­ва. По сви­де­тель­ству со­вре­мен­ни­ков, "Вя­че­слав очень су­ро­во про­слу­шал ее стихи, одоб­рил толь­ко одно, об осталь­ных про­мол­чал, одно рас­кри­ти­ко­вал». За­клю­че­ние «мэтра» было рав­но­душ­но-иро­нич­ным: «Какой гу­стой ро­ман­тизм...»

В 1911 г., из­брав ли­те­ра­тур­ным псев­до­ни­мом фа­ми­лию своей пра­баб­ки по ма­те­рин­ской линии, она на­ча­ла пе­ча­тать­ся в пе­тер­бург­ских жур­на­лах, в том числе и в «Апол­лоне». С мо­мен­та ос­но­ва­ния «Цеха по­этов» стала его сек­ре­та­рем и де­я­тель­ным участ­ни­ком.

 

2. Сборник «Вечер»

В 1912 г. вышел пер­вый сбор­ник Ах­ма­то­вой «Вечер» с пре­ди­сло­ви­ем М. А. Куз­ми­на.

М. Кузь­мин

Рис. 3.  М. Кузь­мин

Он пишет о том, что Ах­ма­то­ва воз­вра­ща­ет в по­э­зию острое и силь­ное пе­ре­жи­ва­ние вещи, бы­то­вой де­та­ли и умеет пе­ре­дать пе­ре­жи­ва­ние через то­чеч­ный удар, жест; что для  Ах­ма­то­вой ха­рак­тер­но острое и хруп­кое тра­ги­че­ское пе­ре­жи­ва­ние жизни.

Об­лож­ка сбор­ни­ка  А. Ах­ма­то­вой «Вечер»

Рис. 4. Об­лож­ка сбор­ни­ка  А. Ах­ма­то­вой «Вечер»

«Милый, ра­дост­ный и го­рест­ный мир» от­кры­ва­ет­ся взору мо­ло­до­го поэта, но сгу­щен­ность пси­хо­ло­ги­че­ских пе­ре­жи­ва­ний столь силь­на, что вы­зы­ва­ет чув­ство при­бли­жа­ю­щей­ся тра­ге­дии. В фраг­мен­тар­ных за­ри­сов­ках уси­лен­но от­те­ня­ют­ся ме­ло­чи, «кон­крет­ные оскол­ки нашей жизни", рож­да­ю­щие ощу­ще­ние острой эмо­ци­о­наль­но­сти. Эти сто­ро­ны по­э­ти­че­ско­го ми­ро­вос­при­я­тия Ах­ма­то­вой были со­от­не­се­ны кри­ти­ка­ми с тен­ден­ци­я­ми, ха­рак­тер­ны­ми для новой по­э­ти­че­ской школы.

В ее сти­хах уви­де­ли не толь­ко от­ве­ча­ю­щее духу вре­ме­ни пре­лом­ле­ние идеи Веч­ной жен­ствен­но­сти, уже не свя­зан­ной с сим­во­ли­че­ски­ми кон­тек­ста­ми, но и ту пре­дель­ную "ис­тон­чен­ность" пси­хо­ло­ги­че­ско­го ри­сун­ка, ко­то­рая стала воз­мож­на на из­ле­те сим­во­лиз­ма.

Песня по­след­ней встре­чи

Так бес­по­мощ­но грудь хо­ло­де­ла,

Но шаги мои были легки.

Я на пра­вую руку на­де­ла

Пер­чат­ку с левой руки.

 

По­ка­за­лось, что много сту­пе­ней,

А я знала - их толь­ко три!

Между кле­нов шепот осен­ний

По­про­сил: "Со мною умри!

 

Я об­ма­нут моей уны­лой,

Пе­ре­мен­чи­вой, злой судь­бой".

Я от­ве­ти­ла: "Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…"

 

Это песня по­след­ней встре­чи.

Я взгля­ну­ла на тем­ный дом.

Толь­ко в спальне го­ре­ли свечи

Рав­но­душ­но-жел­тым огнем.

1911

В этом сти­хо­тво­ре­нии видны черты ран­не­го твор­че­ства Ах­ма­то­вой: точ­ная де­таль, точ­ный жест, пси­хо­ло­ги­че­ское пе­ре­жи­ва­ние, об­рыв­ки речи, эмо­ци­о­наль­ность. Гу­ми­лев ска­жет о сти­хах Ах­ма­то­вой, что она не рас­ска­зы­ва­ет, а по­ка­зы­ва­ет.

Пе­чаль, ко­то­рой ды­ша­ли стихи «Ве­че­ра», ка­за­лась пе­ча­лью «муд­ро­го и уже утом­лен­но­го серд­ца» и была про­ни­за­на «смер­тель­ным ядом иро­нии», по сло­вам Г. И. Чул­ко­ва, что да­ва­ло ос­но­ва­ние воз­во­дить по­э­ти­че­скую ро­до­слов­ную Ах­ма­то­вой к И. Ф. Ан­нен­ско­му, ко­то­ро­го Гу­ми­лев на­звал «зна­ме­нем» для «ис­ка­те­лей новых путей», имея в виду по­этов-ак­ме­и­стов. Впо­след­ствии Ах­ма­то­ва рас­ска­зы­ва­ла, каким от­кро­ве­ни­ем было для нее зна­ком­ство со сти­ха­ми поэта, от­крыв­ше­го ей «новую гар­мо­нию».  

Порт­рет А. Ах­ма­то­вой.О.Л. Дел­ла-Вос-Кар­дов­ская (1914)

Рис. 5. Порт­рет А. Ах­ма­то­вой.О.Л. Дел­ла-Вос-Кар­дов­ская (1914)

« На ли­те­ра­тур­ных ве­че­рах  мо­ло­дежь бес­но­ва­лась, когда Ах­ма­то­ва по­яв­ля­лась на сцене»,- вспо­ми­на­ла А. Тыр­ко­ва-Ви­льямс. По­пу­ляр­ность Ах­ма­то­вой рас­тет очень быст­ро.

Н. Альт­ман. Порт­рет Анны Ах­ма­то­вой (1915)

Рис. 6. Н. Альт­ман. Порт­рет Анны Ах­ма­то­вой (1915)

 3. Сборник «Четки»

"Четки" (1914), сле­ду­ю­щая книга Ах­ма­то­вой, про­дол­жа­ла ли­ри­че­ский "сюжет" "Ве­че­ра".

Об­лож­ка сбор­ни­ка Анны Ах­ма­то­вой «Четки»

Рис. 7. Об­лож­ка сбор­ни­ка Анны Ах­ма­то­вой «Четки»

Во­круг сти­хов обоих сбор­ни­ков, объ­еди­нен­ных узна­ва­е­мым об­ра­зом ге­ро­и­ни, со­зда­вал­ся ав­то­био­гра­фи­че­ский ореол, что поз­во­ля­ло ви­деть в них то "ли­ри­че­ский днев­ник", то "ро­ман-ли­ри­ку". По срав­не­нию с пер­вым сбор­ни­ком в "Чет­ках" уси­ли­ва­ет­ся по­дроб­ность раз­ра­бот­ки об­ра­зов, углуб­ля­ет­ся спо­соб­ность не толь­ко стра­дать и со­стра­дать душам "нежи­вых вещей", но и при­нять на себя "тре­во­гу мира".

Новый сбор­ник по­ка­зы­вал, что раз­ви­тие Ах­ма­то­вой как поэта идет не по линии рас­ши­ре­ния те­ма­ти­ки, сила ее — в глу­бин­ном пси­хо­ло­гиз­ме, в по­сти­же­нии ню­ан­сов пси­хо­ло­ги­че­ских мо­ти­ви­ро­вок, в чут­ко­сти к дви­же­ни­ям души. Это ка­че­ство ее по­э­зии с го­да­ми уси­ли­ва­лось. Бу­ду­щий путь Ах­ма­то­вой верно преду­га­дал ее близ­кий друг Н. В. Недоб­ро­во. "Ее при­зва­ние — в рас­се­че­нии пла­стов", — под­черк­нул он в ста­тье 1915 г., ко­то­рую Ах­ма­то­ва счи­та­ла луч­шей из на­пи­сан­но­го о ее твор­че­стве.

После "Четок" к Ах­ма­то­вой при­хо­дит слава. Ее ли­ри­ка ока­за­лась близ­ка не толь­ко "влюб­лен­ным гим­на­зист­кам", как иро­нич­но за­ме­ча­ла Ах­ма­то­ва. Среди ее вос­тор­жен­ных по­клон­ни­ков были поэты, толь­ко вхо­див­шие в ли­те­ра­ту­ру, — М. И. Цве­та­е­ва, Б. Л. Па­стер­нак. Более сдер­жа­но, Но все же одоб­ри­тель­но от­нес­лись к Ах­ма­то­вой А. А. Блок и В. Я. Брю­сов. В эти годы Ах­ма­то­ва ста­но­вит­ся из­люб­лен­ной мо­де­лью для мно­гих ху­дож­ни­ков и ад­ре­са­том мно­го­чис­лен­ных сти­хо­твор­ных по­свя­ще­ний. Ее образ по­сте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в неотъ­ем­ле­мый сим­вол пе­тер­бург­ской по­э­зии эпохи ак­ме­из­ма.

По­яв­ля­ют­ся новые темы, пе­ре­хо­дит к темам фи­ло­соф­ским, она много чи­та­ет Пуш­ки­на.

По­яв­ля­ют­ся граж­дан­ские темы, свя­зан­ные с вой­ной.

Стихи скла­ды­ва­ют­ся в ли­ри­че­ское един­ство, Ах­ма­то­ва так стро­ит свои стихи со ссыл­ка­ми на ре­аль­ных людей, со­зда­ет пред­став­ле­ние о точ­ном от­ра­же­нии ре­аль­ной жизни. Ф. Г. Ра­нев­ская, по­дру­га А. Ах­ма­то­вой, го­во­ри­ла: «Есть еще и по­смерт­ная казнь –это вос­по­ми­на­ния об Ах­ма­то­вой ее «луч­ших дру­зей».

Фаина Ра­нев­ская

Рис. 8. Фаина Ра­нев­ская

Ах­ма­то­ва иг­ра­ла с чи­та­те­ля­ми.

В годы пер­вой ми­ро­вой войны Ах­ма­то­ва не при­со­еди­ни­ла свой голос к го­ло­сам по­этов, раз­де­ляв­ших офи­ци­аль­ный пат­ри­о­ти­че­ский пафос, од­на­ко она с болью ото­зва­лась на тра­ге­дии во­ен­но­го вре­ме­ни («Июль 1914», «Мо­лит­ва» и др.).

Сбор­ник «Белая стая», вы­шед­ший в сен­тяб­ре 1917 г., не имел столь шум­но­го успе­ха, как преды­ду­щие книги.  Ос­нов­ным мо­ти­вом сбор­ни­ка яв­ля­ет­ся мотив оди­но­че­ства. Но новые ин­то­на­ции скорб­ной тор­же­ствен­но­сти, мо­лит­вен­ностн, сверх­лич­ное на­ча­ло раз­ру­ша­ли при­выч­ный сте­рео­тип ах­ма­тов­ской по­э­зии, сло­жив­ший­ся у чи­та­те­ля ее ран­них сти­хов. Эти из­ме­не­ния уло­вил О. Э. Ман­дель­штам, за­ме­тив: «Голос от­ре­че­ния креп­нет все более и более в сти­хах Ах­ма­то­вой, и в на­сто­я­щее время ее по­э­зия бли­зит­ся к тому, ч  тобы стать одним из сим­во­лов ве­ли­чия Рос­сии».

О.Ман­дель­штам

Рис. 9. О.Ман­дель­штам

 4. События в стране. Творчество Ахматовой в это время

После Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции Ах­ма­то­ва не по­ки­ну­ла Ро­ди­ну, остав­шись в «своем краю глу­хом и греш­ном». В сти­хо­тво­ре­ни­ях этих лет (сбор­ни­ки «По­до­рож­ник» и «Anno Domini MCMXXI», оба — 1921 года) скорбь о судь­бе род­ной стра­ны сли­ва­ет­ся с темой от­ре­шен­но­сти от су­ет­но­сти мира, мо­ти­вы «ве­ли­кой зем­ной любви» окра­ши­ва­ют­ся на­стро­е­ни­я­ми ми­сти­че­ско­го ожи­да­ния.

На­чи­ная с се­ре­ди­ны 1920-х годов, Ах­ма­то­ва много за­ни­ма­ет­ся ар­хи­тек­ту­рой ста­ро­го Пе­тер­бур­га, изу­че­ни­ем жизни и твор­че­ства А. С. Пуш­ки­на, что от­ве­ча­ло ее ху­до­же­ствен­ным устрем­ле­ни­ям к клас­си­че­ской яс­но­сти и гар­мо­нич­но­сти по­э­ти­че­ско­го стиля, а также было свя­за­но с осмыс­ле­ни­ем про­бле­мы «поэт и власть».

Об аре­сте Н. Гу­ми­ле­ва Ах­ма­то­ва узна­ет на по­хо­ро­нах А. Блока. Эти две утра­ты  ста­но­вят­ся страш­ным уда­ром  для по­этес­сы и от­кла­ды­ва­ют тра­ги­че­ский  от­пе­ча­ток на все, что она де­ла­ет.

 

Все души милых на вы­со­ких звез­дах.

Как хо­ро­шо, что неко­го те­рять

И можно пла­кать. Цар­ско­сель­ский воз­дух

Был со­здан, чтобы песни по­вто­рять…  

1921

Диа­лог с про­шлым (част­ное, ин­тим­ное, то, что пе­ре­жи­то толь­ко ею, то, что про­изо­шло со стра­ной) ста­но­вить­ся глав­ным в этот пе­ри­од твор­че­ства.

 

Страх, во тьме пе­ре­би­рая вещи,

Лун­ный луч на­во­дит на топор.

За сте­ною слы­шен стук зло­ве­щий –

Что там, крысы, при­зрак или вор?

 

В душ­ной кухне пле­щет­ся водою,

По­ло­ви­цам шат­ким счет ведет,

С глян­це­ви­той чер­ной бо­ро­дою

За окном чер­дач­ным про­мельк­нет –

 

И при­тих­нет. Как он зол и ловок,

Спич­ки спря­тал и свечу задул.

Лучше бы по­блес­ки­ва­нье дул

В грудь мою на­прав­лен­ных вин­то­вок,

 

Лучше бы на пло­ща­ди зе­ле­ной

На по­мост некра­ше­ный при­лечь

И под клики ра­до­сти и стоны

Крас­ной кро­вью до конца ис­течь.

 

При­жи­маю к серд­цу кре­стик глад­кий:

Боже, мир душе моей верни!

Запах тле­нья об­мо­роч­но слад­кий

Веет от про­хлад­ной про­сты­ни.

1921

Чи­та­тель чув­ству­ет, что за этим сти­хо­тво­ре­ни­ем стоит жиз­нен­ный  опыт ав­то­ра.

Чи­та­тель сам он кон­стру­и­ру­ет сюжет.

 5. Заключение

В Ах­ма­то­вой, несмот­ря на же­сто­кость вре­ме­ни, неис­тре­би­мо жил дух вы­со­кой клас­си­ки, опре­де­ляя и ее твор­че­скую ма­не­ру, и стиль жиз­нен­но­го по­ве­де­ния.

В сти­хах Ах­ма­то­вой ге­ро­и­ня го­во­рит сама (но­ва­тор­ство), взвол­но­ван­но, глу­бо­ко.

 

Вопросы к конспектам

Про­чи­тать сти­хо­тво­ре­ния А. Ах­ма­то­вой  (по вы­бо­ру).

Последнее изменение: Пятница, 29 Сентябрь 2017, 16:58