Основные манифесты и периодизация русского символизма. «Младшие» символисты

 1. Вступление

«Сим­во­лизм» - на­прав­ле­ние в ев­ро­пей­ском и рус­ском ис­кус­стве, воз­ник­шее на ру­бе­же XX сто­ле­тия, со­сре­до­то­чен­ное пре­иму­ще­ствен­но на ху­до­же­ствен­ном вы­ра­же­нии по­сред­ством сим­во­ла «вещей в себе» и идей, на­хо­дя­щих­ся за пре­де­ла­ми чув­ствен­но­го вос­при­я­тия. Стре­мясь про­рвать­ся сквозь ви­ди­мую ре­аль­ность к «скры­тым ре­аль­но­стям», сверхвре­мен­ной иде­аль­ной сущ­но­сти мира, его «нетлен­ной» кра­со­те, сим­во­ли­сты вы­ра­зи­ли тоску по ду­хов­ной сво­бо­де.

«Млад­шие» сим­во­ли­сты вошли на ру­бе­же веков и в на­ча­ле 20 века. Они были по­сле­до­ва­те­ля­ми фи­ло­со­фа Вла­ди­ми­ра  Со­ло­вье­ва, были ми­сти­ки, он, в от­ли­чие «стар­ших» сим­во­ли­стов ви­де­ли луч света в уми­ра­ю­щем мире.

 2. Философия символизма. Владимир Соловьев

Страст­ные иде­аль­ные по­ры­вы духа - это не что иное, как об­ра­ще­ние к ми­сти­че­ско­му зна­нию о Выс­шей Ре­аль­но­сти. В ос­но­ву ми­сти­че­ско­го зна­ния легло уче­ние Вла­ди­ми­ра Со­ло­вье­ва о Ми­ро­вой Душе.

Вла­ди­мир Со­ло­вьев

Рис. 1. Вла­ди­мир Со­ло­вьев

Вла­ди­мир Со­ло­вьев (1853-1900), рус­ский фи­ло­соф, сын зна­ме­ни­то­го ис­то­ри­ка Сер­гея Со­ло­вье­ва, - ос­но­ва­тель фи­ло­со­фии и сим­во­лиз­ма.

Его уче­ние ро­ди­лось из ми­сти­че­ско­го опыта и лишь под­твер­ди­ло мысль о Софии, Бо­же­ствен­ной Пре­муд­ро­сти, - в книге прит­чей Со­ло­мо­на можно про­честь, что «София су­ще­ство­ва­ла пре­жде со­зда­ния мира».

Свя­тая София– Бо­же­ствен­ная Пре­муд­рость

Рис. 2. Свя­тая София– Бо­же­ствен­ная Пре­муд­рость

 

Между миром Бо­же­ствен­ным и при­род­ным нет непро­хо­ди­мой про­па­сти. «Бо­же­ствен­ный гла­гол» про­ни­ка­ет в нашу дей­стви­тель­ность и осве­ща­ет ее, вы­яв­ляя ее бо­же­ствен­ное со­дер­жа­ние.

И че­ло­век, при­над­ле­жа­щий к обоим мирам, в ми­сти­че­ском (ме­ди­та­тив­ном) со­зер­ца­нии всту­па­ет в об­ще­ние с об­ра­за­ми цар­ства ми­ро­вой Гар­мо­нии. В че­ло­ве­ке со­еди­не­ны и бо­же­ствен­ное, и гре­хов­ное (низ­мен­ное). «Ми­ро­вая Душа, или София, есть иде­аль­ное, со­вер­шен­ное че­ло­ве­че­ство во Хри­сте. Ми­ро­вая душа между Богом и миром, враж­деб­ным ему на­ча­лом».

В сне зем­ном мы тени, тени...

Жизнь — игра теней,

Ряд да­ле­ких от­ра­же­ний

Вечно свет­лых дней.

Но сли­ва­ют­ся уж тени,

Преж­ние черты

Преж­них ярких сно­ви­де­ний

Не узна­ешь ты.

Серый су­мрак пред­рас­свет­ный

Землю всю одел;

Серд­цем вещим уж при­вет­ный

Тре­пет овла­дел.

Голос вещий не об­ма­нет.

Верь, про­хо­дит тень,—

Не скор­би же: скоро вста­нет

Новый веч­ный день.

9 июня 1875

Для Со­ло­вье­ва воз­мож­но про­ник­нуть в явный и тай­ный мир. Лю­бовь - спо­соб со­еди­не­ния двух миров.

У В. Со­ло­вье­ва есть поэма, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся «Три сви­да­ния» (рас­ска­зы­ва­ет о трех ви­де­ни­ях  http://​www.​stihi-rus.​ru/​1/​Solovev/​88.​htm)

Под воз­дей­стви­ем фи­ло­со­фии Вла­ди­ми­ра  Со­ло­вье­ва по­эты-сим­во­ли­сты об­ра­ти­лись к за­бы­тым уче­ни­ям древ­них гре­ков и егип­тян, ду­хов­но­му уче­нию Индии о ве­ли­ком Кос­мо­се, о майе (ил­лю­зии). В ху­до­же­ствен­ном на­сле­дии сим­во­ли­стов нет места жи­тей­ским про­бле­мам, в нем утвер­жда­лись об­ра­зы, на­ве­ян­ные со­зер­ца­ни­ем «обеих бездн».

Милый друг, иль ты не ви­дишь,

Что все ви­ди­мое нами -

Толь­ко от­блеск, толь­ко тени

От незри­мо­го очами?

Милый друг, иль ты не слы­шишь,

Что жи­тей­ский шум трес­ку­чий

Толь­ко от­клик ис­ка­жен­ный  

Тор­же­ству­ю­щих со­зву­чий -  точно опре­де­ля­ет ми­ро­ощу­ще­ние сим­во­лиз­ма: ре­аль­ный мир - это про­ек­ция небес­но­го, но толь­ко ис­ка­жен­но­го че­ло­ве­че­ским со­зна­ни­ем.

В дру­гом сти­хо­тво­ре­нии, на­пи­сан­ном после ми­сти­че­ской встре­чи с Со­фи­ей, Ми­ро­вой    Душой, вы­све­тил­ся цар­ствен­ный образ.

Ху­до­же­ствен­ные ис­ка­ния «мла­до­сим­во­ли­стов» были от­ме­че­ны про­свет­лен­ной ми­стич­но­стью, стрем­ле­ни­ем идти к «от­вер­жен­ным се­ле­ньям», сле­до­вать жерт­вен­ным путем про­ро­ка, не от­во­ра­чи­ва­ясь от гру­бой зем­ной дей­стви­тель­но­сти.

 3. Вячеслав Иванов

Вя­че­слав Ива­нов

Рис. 3.  Вя­че­слав Ива­нов

Вя­че­слав Ива­нов наи­бо­лее полно во­пло­тил в своем твор­че­стве сим­во­лист­скую мечту о син­те­зе куль­тур, пы­та­ясь со­еди­нить со­ло­вьев­ство, об­нов­лен­ное хри­сти­ан­ство и эл­лин­ское ми­ро­вос­при­я­тие.

В. Ива­нов был зна­ме­ни­тым уче­ным, он изу­чал древ­нюю ис­то­рию. За­да­ча поэта - про­ник­нуть вглубь со­зна­ния че­ло­ве­ка. Сти­хо­тво­ре­ния Ива­но­ва слож­ны, но ин­те­рес­ны. Он счи­тал, что в каж­дом слове есть па­мять, надо при­слу­шать­ся к слову  миру, чтобы по­нять зна­че­ние.  Ли­ри­че­ский герой пы­та­ет­ся уста­но­вить  ми­сти­че­ский кон­такт с миром, в ко­то­ром он живет.

Пер­вый сбор­ник сти­хов Ива­но­ва «Корм­чие звез­ды» вышел в Пе­тер­бур­ге в 1902 г. и сразу при­нес из­вест­ность ав­то­ру. Сим­во­ли­ка за­гла­вия раз­га­ды­ва­лась легко: корм­чие звез­ды - это звез­ды, по ко­то­рым корм­чий пра­вит ко­рабль, звез­ды, си­я­ю­щие в вы­со­те над жи­тей­ским морем, веч­ные и неиз­мен­ные ду­хов­ные ори­ен­ти­ры. Стихи сбор­ни­ка - стихи уче­но­го-фи­ло­ло­га и «учи­те­ля» жизни - на­став­ни­ка своих спут­ни­ков по сим­во­лиз­му. В «Корм­чих звез­дах» опре­де­ли­лись ос­нов­ные темы, мо­ти­вы, об­ра­зы по­э­зии Ива­но­ва: и образ Рос­сии (иду­щий в ос­нов­ном от сла­вя­но­филь­ской тра­ди­ции), уто­пия «со­бор­но­сти», про­ти­во­по­став­ля­е­мая ин­ди­ви­ду­а­ли­сти­че­ско­му со­зна­нию бур­жу­аз­но­го об­ще­ства, на­деж­да на воз­рож­де­ние пат­ри­ар­халь­но-ре­ли­ги­оз­ной об­щин­но­сти.

В 1904 г. вы­хо­дит вто­рой сбор­ник поэта - «Про­зрач­ность».

В 1905 г. поэт пе­ре­се­ля­ет­ся в Пе­тер­бург. Квар­ти­ра его ста­но­вит­ся одним из цен­тров рус­ской ху­до­же­ствен­ной жизни того вре­ме­ни, где со­би­ра­лись ли­те­ра­то­ры, ху­дож­ни­ки, уче­ные, об­ще­ствен­ные де­я­те­ли всех на­прав­ле­ний; они чи­та­ли до­кла­ды, стихи, пре­да­ва­лись изощ­рен­ным «ду­хов­ным играм». Ре­зуль­та­том этих ду­хов­ных игр и стра­стей стали два то­ми­ка сти­хов «Соr аrdens» («Пла­ме­не­ю­щее серд­це»), вы­шед­шие в 1911 и 1912 гг. Это - зенит по­э­ти­че­ско­го ма­стер­ства Ива­но­ва и в то же время пре­дель­ной от­вле­чен­но­сти его по­э­ти­че­ской мысли. В том же 1912 г. вы­хо­дит сбор­ник его сти­хов «Неж­ная тайна» - в ос­нов­ном неж­ных ли­ри­че­ских ме­ди­та­ций.

В 1910-е годы, в годы войны, Ива­нов, как и дру­гие по­эты-сим­во­ли­сты, оза­бо­чен судь­ба­ми Рос­сии, ко­то­рые он ис­тол­ко­вы­ва­ет в духе идей Вла­ди­ми­ра Со­ло­вье­ва. В от­вле­чен­но-ми­сти­че­ском смыс­ле он пы­тал­ся по­нять судь­бы не толь­ко Ро­ди­ны, но и всего че­ло­ве­че­ства. И ранее, и в эти годы фи­ло­соф­ские и об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские взгля­ды Ива­но­ва были ис­пол­не­ны про­ти­во­ре­чий и неопре­де­лен­но­стей.

 4. Андрей Белый

Ан­дрей Белый

Рис. 4.  Ан­дрей Белый

Ан­дрей Белый (псев­до­ним Бо­ри­са Ни­ко­ла­е­ви­ча Бу­га­е­ва) (1880-1934) — рус­ский пи­са­тель, поэт, про­за­ик, кри­тик, ме­му­а­рист. Один из ве­ду­щих де­я­те­лей сим­во­лиз­ма.

Вдох­но­ви­тель мла­до­сим­во­лист­ско­го крыла дви­же­ния – моск­вич А. Белый, ор­га­ни­зо­вав­ший по­э­ти­че­ское со­об­ще­ство «ар­го­нав­тов». Для него сим­во­лизм стал   спо­со­бом игры. Он про­во­дил со сти­хом раз­лич­ные экс­пе­ри­мен­ты.

В 1903 А. Белый опуб­ли­ко­вал ста­тью «О ре­ли­ги­оз­ных пе­ре­жи­ва­ни­ях», в ко­то­рой вслед за Д. Ме­реж­ков­ским – на­ста­и­вал на необ­хо­ди­мо­сти со­еди­нить ис­кус­ство и ре­ли­гию, но за­да­чи вы­дви­гал иные, более субъ­ек­тив­ные и от­вле­чен­ные – «при­бли­зить­ся к Ми­ро­вой душе», «пе­ре­да­вать в ли­ри­че­ских из­ме­не­ни­ях Ее голос». В ста­тье Бе­ло­го яв­ствен­но про­смат­ри­ва­лись ори­ен­ти­ры млад­ше­го по­ко­ле­ния сим­во­ли­стов – «две пе­ре­кла­ди­ны их кре­ста» – культ про­ро­ка–безум­ца Ницше и идеи В. Со­ло­вье­ва. Ми­сти­че­ские и ре­ли­ги­оз­ные на­стро­е­ния А. Бе­ло­го со­че­та­лись с раз­мыш­ле­ни­я­ми о судь­бах Рос­сии: по­зи­цию «мла­до­сим­во­ли­стов» от­ли­ча­ла нрав­ствен­ная связь с ро­ди­ной. А. Бе­ло­му, А. Блоку, В. Ива­но­ву ока­за­лись чужды ин­ди­ви­ду­а­ли­сти­че­ские при­зна­ния стар­ших сим­во­ли­стов, де­кла­ри­ру­е­мый ими ти­та­низм, над­мир­ность, раз­рыв с «зем­лей». Неслу­чай­но один из своих ран­них цик­лов А. Блок на­зо­вет «Пу­зы­ри земли», за­им­ство­вав этот образ из тра­ге­дии Шекс­пи­ра «Мак­бет»: со­при­кос­но­ве­ние с зем­ной сти­хи­ей дра­ма­тич­но, но неиз­беж­но, по­рож­де­ния земли, ее «пу­зы­ри» от­вра­ти­тель­ны, но за­да­ча поэта, его жерт­вен­ное на­зна­че­ние – со­при­кос­нуть­ся с этими по­рож­де­ни­я­ми, ни­зой­ти к тем­ным и гу­би­тель­ным на­ча­лам жизни.

Свои про­за­и­че­ские про­из­ве­де­ния он на­зы­ва­ет сим­фо­ни­я­ми, ко­то­рые стро­ят­ся слож­ны­ми пе­ре­пле­те­ни­я­ми несколь­ких тем. Сквоз­ные темы твор­че­ства А. Бе­ло­го  – это без­на­деж­ное про­стран­ство де­рев­ни, же­сто­кость со­вре­мен­но­го го­ро­да. Пе­ре­пле­те­ние ре­аль­ных впе­чат­ле­ний о де­ревне и го­ро­де, пе­ре­пле­те­ние на­стро­е­ний. 

Алек­сандр Блок.

Рис. 5. Алек­сандр Блок

Из среды «мла­до­сим­во­ли­стов» вышел круп­ней­ший рус­ский поэт А. Блок, став­ший по опре­де­ле­нию А. Ах­ма­то­вой, «тра­ги­че­ским те­но­ром эпохи». Свое твор­че­ство А. Блок рас­смат­ри­вал как «три­ло­гию во­че­ло­ве­чи­ва­ния» – дви­же­ние от му­зы­ки за­пре­дель­но­го, через пре­ис­под­нюю ма­те­ри­аль­но­го мира и кру­го­верть сти­хий   к «эле­мен­тар­ной про­сто­те» че­ло­ве­че­ских пе­ре­жи­ва­ний.

Сим­во­лы при­зва­ны по­мочь про­ник­нуть в суть скры­тых яв­ле­ний, про­ник­нуть из мира бы­то­во­го в мир бы­тий­ный. По опре­де­ле­нию В. Ива­но­ва, сим­во­лы – это «знаки иной дей­стви­тель­но­сти». Сим­вол уве­ли­чи­ва­ет, рас­ши­ря­ет смысл каж­до­го слова, всего тек­ста. Сим­вол у сим­во­ли­стов – не от­ра­же­ние, а знак иной дей­стви­тель­но­сти, он свя­зы­ва­ет зем­ное, эм­пи­ри­че­ское с ми­ра­ми транс­цен­дент­ны­ми, с глу­би­на­ми духа и души, с веч­ным. Сим­вол  свя­зан с об­ла­стью тай­но­го.

У сим­во­ла же зна­че­ний все­гда много, мы улав­ли­ва­ем толь­ко неко­то­рые из них. В.  Ива­нов писал о том, что сим­вол не толь­ко «мно­го­лик и мно­го­зна­чен», но еще и «все­гда темен в по­след­ней глу­бине». То есть, сколь­ко бы зна­че­ний сим­во­ли­че­ско­го слова мы ни на­зы­ва­ли, в нем оста­ет­ся еще что-то, быть может, самое су­ще­ствен­ное.

 5. Заключение

В Рос­сии раз­ви­тие сим­во­лиз­ма по­лу­ча­ет весь­ма бла­го­дат­ную почву: общие эс­ха­то­ло­ги­че­ские на­стро­е­ния усу­губ­ля­ют­ся тя­же­лой об­ще­ствен­ной ре­ак­ци­ей на неудав­ши­е­ся ре­во­лю­ции 1905–1907. Пес­си­мизм, темы тра­ги­че­ско­го оди­но­че­ства и фа­таль­но­сти бытия на­хо­дят го­ря­чий от­клик в рус­ской ли­те­ра­ту­ре и те­ат­ре. Бле­стя­щие пи­са­те­ли, поэты и ре­жис­се­ры Се­реб­ря­но­го века с ра­до­стью оку­на­ют­ся в тео­рию и прак­ти­ку сим­во­лиз­ма.  

Ан­дрей Белый пишет, что сим­во­ли­стов нет. Новое ис­кус­ство (10-й год на­ча­ла 20 века)  утвер­ди­лось, об­ре­ло своих чи­та­те­лей.

 

Вопросы к конспектам

Про­чи­тать сти­хо­тво­ре­ния В. Ива­но­ва, А. Бе­ло­го.

Последнее изменение: Суббота, 23 Сентябрь 2017, 01:00