А.И. Куприн. "Поединок"

 1. Вступление

По­весть «По­еди­нок» А.И. Куп­ри­на – зна­ме­ни­тое про­из­ве­де­ние рус­ско­го клас­си­ка, в ко­то­ром он опи­сы­ва­ет ко­ло­рит­ные об­ра­зы рус­ских офи­це­ров, фи­ло­соф­ские раз­мыш­ле­ния о че­ло­ве­ке и ве­ли­кий накал стра­стей. На­пи­сан­ная во время рус­ско-япон­ской войны по­весть Куп­ри­на «По­еди­нок» вскры­ва­ет бо­лез­нен­ные про­бле­мы, на­зрев­шие в рос­сий­ской во­ен­ной среде.

Куп­рин Алек­сандр Ива­но­вич (1870 - 1938)

Рис. 1. Куп­рин Алек­сандр Ива­но­вич (1870 - 1938) .

 

 2. Обзор по повести. О положении армии.

В 1905 году в сбор­ни­ке «Зна­ние» (№ 6) была опуб­ли­ко­ва­на по­весть «По­еди­нок», по­свя­щён­ная М. Горь­ко­му. Она вышла в дни цу­сим­ской тра­ге­дии и сразу же стала зна­чи­тель­ным об­ще­ствен­ным и ли­те­ра­тур­ным со­бы­ти­ем. Герой по­ве­сти под­по­ру­чик Ро­ма­шов, ко­то­ро­му Куп­рин при­дал ав­то­био­гра­фи­че­ские черты, также пы­тал­ся на­пи­сать роман о во­ен­ных: «Его тя­ну­ло на­пи­сать по­весть или боль­шой роман, кан­вой к ко­то­ро­му по­слу­жи­ли бы ужас и скука во­ен­ной жизни».

Сбор­ник «Зна­ние»

Рис. 2. Сбор­ник «Зна­ние»

Ху­до­же­ствен­ный рас­сказ (и вме­сте с тем до­ку­мент) о тупой и сгнив­шей до серд­це­ви­ны офи­цер­ской касте, об армии, дер­жав­шей­ся толь­ко на стра­хе и уни­же­нии сол­дат, луч­шая часть офи­цер­ства при­вет­ство­ва­ла. Куп­рин по­лу­чал бла­го­дар­ствен­ные от­зы­вы из раз­ных угол­ков стра­ны. Од­на­ко боль­шин­ство офи­це­ров, ти­пич­ных ге­ро­ев «По­един­ка», были воз­му­ще­ны.

В по­ве­сти несколь­ко те­ма­ти­че­ских линий: офи­цер­ская среда, стро­е­вая и ка­зар­мен­ная жизнь сол­дат, лич­ные от­но­ше­ния между лю­дь­ми. «По своим... чисто че­ло­ве­че­ским ка­че­ствам офи­це­ры куп­рин­ской по­ве­сти — люди очень раз­ные,...почти каж­дый из офи­це­ров об­ла­да­ет необ­хо­ди­мым ми­ни­му­мом «доб­рых чувств», при­чуд­ли­во пе­ре­ме­шан­ных с же­сто­ко­стью, гру­бо­стью, рав­но­ду­ши­ем,»- от­зы­вал­ся о по­ве­сти О.Н. Ми­хай­лов. Пол­ков­ник Шуль­го­вич, ка­пи­тан Слива, ка­пи­тан Осад­чий — люди раз­ные, но все они — ре­тро­гра­ды ар­мей­ско­го вос­пи­та­ния и обу­че­ния. Мо­ло­дых офи­це­ров, кроме Ро­ма­шо­ва, пред­став­ля­ют Вет­кин, Бо­бе­тин­ский, Оли­зар, Лобов, Бек-Ага­ма­лов. Как во­пло­ще­ние всего гру­бо­го и бес­че­ло­веч­но­го среди офи­це­ров полка вы­де­ля­ет­ся ка­пи­тан Осад­чий. Че­ло­век диких стра­стей, же­сто­кий, пол­ный нена­ви­сти ко всему, сто­рон­ник па­лоч­ной дис­ци­пли­ны, он про­ти­во­по­став­лен глав­но­му герою по­ве­сти под­по­ру­чи­ку Ро­ма­шо­ву.

Ду­бин­ский Д.А. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти А. И. Куп­ри­на "По­еди­нок" (1959-60)

Рис. 3. Ду­бин­ский Д.А. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти А. И. Куп­ри­на "По­еди­нок" (1959-60) .

Образ глав­но­го героя по­ве­сти дан в ди­на­ми­ке. Ро­ма­шов, пре­бы­вая сна­ча­ла в кругу книж­ных пред­став­ле­ний, в мире ро­ман­ти­че­ской ге­ро­и­ки, че­сто­лю­би­вых стрем­ле­ний, по­сте­пен­но про­зре­ва­ет. В этом об­ра­зе с наи­боль­шей пол­но­той во­пло­ти­лись черты куп­рин­ско­го героя — че­ло­ве­ка, об­ла­да­ю­ще­го чув­ства­ми соб­ствен­но­го до­сто­ин­ства и спра­вед­ли­во­сти, он лег­ко­ра­ним, часто без­за­щи­тен. Среди офи­це­ров Ро­ма­шов не на­хо­дит еди­но­мыш­лен­ни­ков, все ему чужие, за ис­клю­че­ни­ем На­зан­ско­го, в бе­се­дах с ко­то­рым он от­во­дит душу. Тя­гост­ная пу­сто­та ар­мей­ской жизни под­толк­ну­ла Ро­ма­шо­ва к связи с пол­ко­вой «обо­льсти­тель­ни­цей», женой ка­пи­та­на Пе­тер­со­на Ра­и­сой. Ра­зу­ме­ет­ся, это скоро ста­но­вит­ся невы­но­си­мым для него.

В про­ти­во­по­лож­ность дру­гим офи­це­рам Ро­ма­шов по-че­ло­ве­че­ски от­но­сит­ся к сол­да­там. Он про­яв­ля­ет за­бо­ту о Хлеб­ни­ко­ве, по­сто­ян­но уни­жа­е­мом, за­би­том; может, во­пре­ки уста­ву, ска­зать стар­ше­му офи­це­ру об оче­ред­ной неспра­вед­ли­во­сти, но из­ме­нить что-ли­бо в этой си­сте­ме он бес­си­лен. Служ­ба гне­тёт его Ро­ма­шов при­хо­дит к мысли об от­ри­ца­нии войны: «По­ло­жим, зав­тра, по­ло­жим, сию се­кун­ду эта мысль при­ш­ла в го­ло­ву всем: рус­ским, нем­цам, ан­гли­ча­нам, япон­цам... и вот уже нет боль­ше войны, нет офи­це­ров и сол­дат, все разо­шлись по домам». Армия обез­ли­чи­ва­ет людей.  «Что же такое все эти хит­рые, сло­жен­ные зда­ния во­ен­но­го ре­мес­ла? Ни­че­го..,» - раз­мыш­ля­ет Ро­ма­шов во время аре­ста.

 3. Судьба Ромашова

Ро­ма­шов — это тип пас­сив­но­го меч­та­те­ля, мечта его слу­жит не ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ния, не сти­му­лом для непо­сред­ствен­но­го дей­ствия, а сред­ством ухода, бег­ства от дей­стви­тель­но­сти. При­вле­ка­тель­ность же этого героя в его ис­крен­но­сти.

Ро­ма­шов любит меч­тать, в них удач­лив. Но ре­аль­ность дру­гая. Ро­ма­шов не при­ни­ма­ет на­си­лие. Ему скуч­но и страш­но, но он при­вя­зан к этому полку. Герой раз­мыш­ля­ет о том, что глав­ное в жизни. И день­ги, и чины – это при­зра­ки, при­ду­ман­ные лю­дь­ми. Ци­ви­ли­за­ция управ­ля­ет­ся фик­ци­я­ми, вещам, ко­то­рым мы сами даем эту власть. По­че­му про­дол­жа­ет­ся бойня?

Ро­ма­шов влюб­лен в жену сво­е­го од­но­пол­ча­ни­на. На фоне опу­стив­ших­ся, гру­бых офи­це­ров и их жён, по­гру­зив­ших­ся в «амуры» и «сплет­ни», ка­жет­ся необыч­ной Алек­сандра Пет­ров­на Ни­ко­ла­е­ва, Шу­роч­ка. Для Ро­ма­шо­ва она идеал. Шу­роч­ка — один из самых удач­ных жен­ских об­ра­зов у Куп­ри­на. Она при­вле­ка­тель­на, умна, эмо­ци­о­наль­на, но и рас­су­ди­тель­на, праг­ма­тич­на. Шу­роч­ка как будто бы прав­ди­ва по на­ту­ре, но лжёт, когда её ин­те­ре­сы тре­бу­ют этого. Ни­ко­ла­е­ва она пред­по­чла Ка­зан­ско­му, ко­то­ро­го лю­би­ла, но ко­то­рый не смог бы увез­ти её из за­хо­лу­стья. Близ­кий ей по сво­е­му ду­шев­но­му строю «милый Ро­моч­ка», лю­бя­щий её го­ря­чо и бес­ко­рыст­но, увле­ка­ет её, но ока­зы­ва­ет­ся тоже непод­хо­дя­щей пар­ти­ей.

Ду­бин­ский Д.А. Встре­ча Ро­ма­шо­ва и Шу­роч­ки (1959)

Рис. 4. Ду­бин­ский Д.А. Встре­ча Ро­ма­шо­ва и Шу­роч­ки (1959) .

Одним из толч­ков, ко­то­рые дви­жут эту тра­ги­че­скую ис­то­рию, ока­зы­ва­ет­ся раз­рыв с преды­ду­щей воз­люб­лен­ной, тем самым герой на­жи­ва­ет себе злей­ше­го врага (по­сту­па­ют пош­лые пись­ма).

Пе­ре­жив ду­шев­ный кри­зис, он вы­хо­дит на свое­об­раз­ный по­еди­нок с этим миром.

Ду­бин­ский Д.А. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти А.И. Куп­ри­на "По­еди­нок" (1959-60) .

Рис. 5. Ду­бин­ский Д.А. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти А.И. Куп­ри­на "По­еди­нок" (1959-60) .

Под­го­тов­ка к смот­ру, Ро­ма­шов по­па­да­ет на раз­бор по­ле­тов. Все рас­стро­е­ны, по­то­му что смотр про­ва­лен. Ро­ма­шов оди­нок. Он му­ча­ет­ся, бро­дит по го­ро­ду. Он ме­чет­ся. Встре­ча­ет Хлеб­ни­ко­ва (неудач­ли­во­го сол­да­та своей роты). Ро­ма­шов видит из­би­то­го Хлеб­ни­ко­ва и по­ни­ма­ет, как он (сол­дат) стра­да­ет. Ро­ма­шов спа­са­ет сол­да­та от са­мо­убий­ства. Ро­ма­шов стал ду­мать о людях, он хочет из­ме­нить жизнь. Этот шаг для него стра­шен, по­то­му что он ни­че­го не умеет. Офи­це­ры пьют, гуляю, поют, но песня пе­ре­хо­дит в па­ни­хи­ду. Ро­ма­шов после этого сры­ва­ет­ся.

Дуэль с неза­дач­ли­вым Ни­ко­ла­е­вым, ко­то­рой за­вер­ша­ет­ся по­весть, ста­но­вит­ся част­ным вы­ра­же­ни­ем непри­ми­ри­мо­го кон­флик­та Ро­ма­шо­ва с дей­стви­тель­но­стью. Од­на­ко про­стой, обык­но­вен­ный, «есте­ствен­ный» Ро­ма­шов, вы­би­ва­ю­щий­ся из своей среды, с тра­ги­че­ской неиз­беж­но­стью ока­зы­ва­ет­ся слиш­ком сла­бым и оди­но­ким, чтобы одер­жать верх.

Д. Ду­бин­ский. Дуэль. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти А. Куп­ри­на "По­еди­нок"

Рис. 6. Д. Ду­бин­ский. Дуэль. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти А. Куп­ри­на "По­еди­нок"

На­си­лие, скука, от­сут­ствие жиз­ни- все это долж­но ко­гда-то за­кон­чит­ся. Про­ти­во­по­став­ле­ние силь­ных и сла­бых, раз­ру­ше­ние ста­рых пред­став­ле­ний. На­ста­нет время, где не будет за­ви­сти. Людям не хва­та­ет внут­рен­не­го до­сто­ин­ства, ува­же­ния друг другу.

Пре­дан­ный своей воз­люб­лен­ной, по-сво­е­му оча­ро­ва­тель­ной, жиз­не­лю­би­вой, но эго­и­сти­че­ски рас­чёт­ли­вой Шу­роч­ке (уго­ва­ри­ва­ет Ро­ма­шо­ва при­нять уча­стие в дуэли), Ро­ма­шов по­ги­ба­ет.

Жизнь рас­прав­ля­ет­ся по-сво­е­му с Ро­ма­шо­вым. Ре­аль­ность по­беж­да­ет. В по­ве­сти рас­кры­ва­ет­ся про­ти­во­сто­я­ние че­ло­ве­ка и ци­ви­ли­за­ции. Армия, ко­то­рая была со­зда­на, она была со­зда­на на на­си­лии и уни­же­нии. Такая армия не по­бе­дит.

 4. Заключение

В 1905 году Куп­рин стал оче­вид­цем рас­стре­ла вос­став­ших мат­ро­сов на крей­се­ре «Оча­ков», по­мо­гал пря­тать несколь­ких спас­ших­ся с крей­се­ра. Эти со­бы­тия нашли от­ра­же­ние в его очер­ке «Со­бы­тия в Се­ва­сто­по­ле», после пуб­ли­ка­ции ко­то­ро­го на Куп­ри­на было за­ве­де­но су­деб­ное дело — его вы­ну­ди­ли в те­че­ние 24 часов по­ки­нуть Се­ва­сто­поль.

Крей­сер «Оча­ков»

Рис. 7. Крей­сер «Оча­ков»

1907—1909 годы — слож­ный пе­ри­од в твор­че­ской и лич­ной жизни Куп­ри­на, со­про­вож­дав­ший­ся чув­ства­ми разо­ча­ро­ва­ния и рас­те­рян­но­сти после по­ра­же­ния ре­во­лю­ции, се­мей­ны­ми невзго­да­ми, раз­ры­вом со «Зна­ни­ем». Из­ме­не­ния про­изо­шли и в по­ли­ти­че­ских воз­зре­ни­ях пи­са­те­ля. Ре­во­лю­ци­он­ный взрыв по-преж­не­му пред­став­лял­ся ему неиз­беж­ным, но те­перь это нема­ло его пу­га­ло. «От­вра­ти­тель­ное неве­же­ство при­кон­чит кра­со­ту и науку..,» — пишет он («Армия и ре­во­лю­ция в Рос­сии»).

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 22:20