А.И. Куприн: обзор жизни и творчества. "Молох"

 Вступление

Куп­рин Алек­сандр Ива­но­вич (1870 - 1938)

Рис. 1. Куп­рин Алек­сандр Ива­но­вич (1870 - 1938)

Алек­сандр Ива­но­вич Куп­рин - та­лант­ли­вый пи­са­тель на­ча­ла XX века.

 Очерк жизни Куприна

Куп­рин ро­дил­ся в селе На­ров­ча­то­ве Пен­зен­ской об­ла­сти в семье кан­це­ляр­ско­го слу­жа­ще­го.

Бо­га­тая со­бы­ти­я­ми жизнь Куп­ри­на, его мно­го­об­раз­ное твор­че­ство - все это со­став­ля­ло чрез­вы­чай­но слож­ную кар­ти­ну. Уди­ви­тель­на и тра­гич­на его судь­ба: ран­нее си­рот­ство (отец умер, когда маль­чи­ку был год), непре­рыв­ное сем­на­дца­ти­лет­нее за­твор­ни­че­ство в ка­зен­ных за­ве­де­ни­ях (си­рот­ский дом, во­ен­ная гим­на­зия, ка­дет­ский кор­пус, юн­кер­ское учи­ли­ще).

Но по­сте­пен­но у Куп­ри­на со­зре­ла мечта стать "по­этом или ро­ма­ни­стом". Со­хра­ни­лись стихи, на­пи­сан­ные им в воз­расте 13-17 лет. Годы во­ен­ной служ­бы в про­вин­ции дали Куп­ри­ну воз­мож­ность узнать буд­нич­ную жизнь цар­ской армии, опи­сан­ную им впо­след­ствии во мно­гих про­из­ве­де­ни­ях. В по­ве­сти "Впотьмах", рас­ска­зах "Пси­хея", "Лун­ной ночью", на­пи­сан­ных в эти годы, еще пре­об­ла­да­ют ис­кус­ствен­ные сю­же­ты. Одним из пер­вых про­из­ве­де­ний, ос­но­ван­ных на лично пе­ре­жи­том и уви­ден­ном, стал рас­сказ из ар­мей­ской жизни "Из от­да­лен­но­го про­шло­го" ("До­зна­ние") (1894).

В 1890 году мо­ло­до­го под­по­ру­чи­ка Куп­ри­на по окон­ча­нии учи­ли­ща от­прав­ля­ют в го­ро­док Проску­ров По­доль­ской гу­бер­нии слу­жить в пе­хот­ном полку. Ка­зар­мен­ные по­ряд­ки стали тя­гост­ным вре­мя­про­вож­де­ни­ем для Алек­сандра, и он пол­но­стью углуб­ля­ет­ся в ли­те­ра­ту­ру. На­ча­лом твор­че­ской ка­рье­ры Куп­ри­на можно счи­тать 1893 год, когда на свет по­яв­ля­ют­ся рас­ска­зы «Лун­ной ночью», «До­зна­ние» и по­весть «Впотьмах». В 1894 году он воз­вра­ща­ет­ся в Киев и пол­но­стью про­хо­дит «пе­ре­ква­ли­фи­ка­цию». Мест­ные га­зе­ты и жур­на­лы пе­ча­та­ют его очер­ки, фе­лье­то­ны и рас­ска­зы, кроме этого Куп­рин под­ра­ба­ты­ва­ет жур­на­ли­стом, пе­ча­та­ет­ся в по­ли­цей­ской и су­деб­ной хро­ни­ках, но это не спа­са­ет от ни­ще­ты. Он пишет, чтобы за­глу­шить чув­ство го­ло­да. Ра­бо­та­ет, где при­дет­ся. Семь лет он ли­хо­ра­доч­но ищет себя, за­ра­ба­ты­вая ко­пей­ки. Он как бы кол­лек­ци­о­ни­ру­ет про­фес­сии. 

Чу­ков­ский вспо­ми­на­ет о Куп­рине: « Вечно его му­чи­ла жажда ис­сле­до­вать, изу­чить и по­нять как живут и ра­бо­та­ют люди раз­лич­ных про­фес­сий,… жаж­дал узнать всю под­но­гот­ную, по­то­му что в изу­че­нии быта не тер­пел по­лу­знай­ства…» 

Кор­ней Чу­ков­ский

Рис. 2.  Кор­ней Чу­ков­ский

Один за дру­гим по­яв­ля­ют­ся сбор­ни­ки: очер­ков «Ки­ев­ские типы» и рас­ска­зов «Ми­ни­а­тю­ры». После уволь­не­ния из армии, Куп­рин пошел ра­бо­тать на самый круп­ный ста­ле­ли­тей­ный и рель­со­про­кат­ный завод, где с 1896 года тру­дит­ся в долж­но­сти за­ве­ду­ю­щим уче­том куз­ни­цы и сто­ляр­ной ма­стер­ской. Глядя на бес­прав­ное по­ло­же­ние ра­бо­чих, Алек­сандр Ива­но­вич пишет свое пер­вое круп­ное про­из­ве­де­ние «Молох». С него, по за­ве­ре­нию ли­те­ра­тур­ных кри­ти­ков, и на­чи­на­ет­ся рас­цвет Куп­ри­на.

Ра­бо­тая на за­во­де, Куп­рин не от­вле­ка­ет­ся по ме­ло­чам: те­перь его ра­бо­та по при­зва­нию там, дома, где лежит стоп­ка ак­ку­рат­но сло­жен­ных ру­ко­пи­сей, там, где мыс­лям про­стор­но, а сло­вам тесно. С 1896 по 1901 год из-под пера та­лант­ли­во­го (его уже стали та­ко­вым на­зы­вать) пи­са­те­ля А. Куп­ри­на вы­хо­дит по­весть «По­еди­нок» и рас­ска­зы: «Олеся», «Пра­пор­щик ар­мей­ский», «В цирке», «Ко­но­кра­ды», «Белый пу­дель». Жизнь пре­под­но­сит еще один шанс по­ко­рить се­вер­ную сто­ли­цу, и в 1901 году пи­са­тель от­прав­ля­ет­ся вновь в Санкт-Пе­тер­бург, где перед ним от­кры­ва­ют­ся двери самых зна­чи­мых на то время из­да­ний «Мира Бо­жье­го» и «Рус­ско­го мира». Куп­ри­на те­перь хо­ро­шо знают и в Москве бла­го­да­ря его зна­ком­ству с клас­си­ка­ми ми­ро­вой оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры: И.А.Бу­ни­ным, М.Горь­ким, А.П.Че­хо­вым. В 1903 году к Куп­ри­ну при­хо­дит дол­го­ждан­ный успех вме­сте с то­ми­ком «Куп­рин­ских» рас­ска­зов, ко­то­рые вы­пус­ка­ет «Зна­ние».

Пер­вое де­ся­ти­ле­тие 20-го века для Куп­ри­на – бла­го­дат­ное время, когда его твор­че­ство поль­зу­ет­ся неве­ро­ят­ной по­пу­ляр­но­стью.

В 1909 году пи­са­тель вме­сте с А.Бу­ни­ным по­лу­ча­ет Ака­де­ми­че­скую пре­мию им. А.С.Пуш­ки­на за три тома своих про­из­ве­де­ний.

В ав­гу­сте 1894 года Куп­рин вы­хо­дит в от­став­ку и от­прав­ля­ет­ся в стран­ство­ва­ние по югу Рос­сии. На ки­ев­ских при­ста­нях раз­гру­жа­ет баржи с ар­бу­за­ми, в Киеве ор­га­ни­зу­ет ат­ле­ти­че­ское об­ще­ство, в 1896 году несколь­ко ме­ся­цев ра­бо­та­ет на одном из за­во­дов Дон­бас­са, на Во­лы­ни слу­жит лес­ным объ­езд­чи­ком, управ­ля­ю­щим име­ни­ем, пса­лом­щи­ком, за­ни­ма­ет­ся зу­бо­вра­чеб­ным делом, иг­ра­ет в про­вин­ци­аль­ной труп­пе, ра­бо­та­ет зем­ле­ме­ром, сбли­жа­ет­ся с ар­ти­ста­ми цирка. Запас на­блю­де­ний Куп­ри­на до­пол­ня­ет­ся упор­ным са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем и чте­ни­ем. Имен­но в эти годы Куп­рин ста­но­вит­ся про­фес­си­о­наль­ным ли­те­ра­то­ром, по­сте­пен­но пуб­ли­куя свои про­из­ве­де­ния в раз­лич­ных га­зе­тах. Один за дру­гим по­яв­ля­ют­ся сбор­ни­ки: очер­ков «Ки­ев­ские типы» и рас­ска­зов «Ми­ни­а­тю­ры».  Глядя на бес­прав­ное по­ло­же­ние ра­бо­чих, Алек­сандр Ива­но­вич пишет свое пер­вое круп­ное про­из­ве­де­ние «Молох». С него, по за­ве­ре­нию ли­те­ра­тур­ных кри­ти­ков, и на­чи­на­ет­ся рас­цвет Куп­ри­на.(09:50) Глав­ная тема этой по­ве­сти - тема рус­ско­го ка­пи­та­лиз­ма, Мо­ло­ха, - про­зву­ча­ла необыч­но ново и зна­чи­тель­но. Автор по­пы­тал­ся при по­мо­щи ино­ска­за­ния вы­ра­зить мысль о бес­че­ло­веч­но­сти про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та. Прак­ти­че­ски до конца по­ве­сти ра­бо­чие по­ка­за­ны как тер­пе­ли­вые жерт­вы Мо­ло­ха, очень часто зву­чит срав­не­ние их с детьми.  И за­ко­но­ме­рен итог по­ве­сти - взрыв, чер­ная стена ра­бо­чих на фоне пла­ме­ни. Эти об­ра­зы при­зва­ны были пе­ре­дать идею на­род­но­го бунта. 

 Повесть «Молох»

Молох – это бо­же­ство, ко­то­ро­му при­но­си­ли че­ло­ве­че­ские жерт­вы. Сам образ за­во­да, ко­то­рый на­по­ми­на­ет древ­нее чу­до­ви­ще, ко­то­рое про­сит че­ло­ве­че­ских жертв.

По­весть "Молох" стала этап­ным про­из­ве­де­ни­ем не толь­ко для Куп­ри­на, но и для всей рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Эта по­весть была опуб­ли­ко­ва­на в жур­на­ле «Рус­ское бо­гат­ство».

Об­лож­ка жур­на­ла «Рус­ское бо­гат­ство»

Рис. 3. Об­лож­ка жур­на­ла «Рус­ское бо­гат­ство»

В конце 19 века, когда по­яв­ля­ет­ся новая фаб­рич­ная ци­ви­ли­за­ция, тема опас­но­сти ста­но­вит­ся ак­ту­аль­ной.

Герой у Куп­ри­на - че­ло­век сла­бый. В по­ве­сти по­яв­ля­ет­ся сила, ко­то­рая может со­про­тив­лять­ся Мо­ло­ху. Это ра­бо­чие, они пы­та­ют­ся взо­рвать котлы. По­весть за­кан­чи­ва­ет­ся по­жа­ром, и ос­нов­ной цех сго­ра­ет. Еже­днев­но завод гре­мел, а после по­жа­ра он за­мол­чал. С этим Мо­ло­хом уда­лось спра­вить­ся.

В 1898 году пе­ча­та­ет­ся по­весть "Олеся" - одно из пер­вых про­из­ве­де­ний, в ко­то­ром Куп­рин пред­ста­ет перед чи­та­те­ля­ми ве­ли­ко­леп­ным ху­дож­ни­ком любви. В твор­че­ство пи­са­те­ля проч­но вхо­дит и пре­жде близ­кая ему тема пре­крас­ной, дикой и ве­ли­че­ствен­ной при­ро­ды. Неж­ная, ве­ли­ко­душ­ная лю­бовь лес­ной "кол­ду­ньи" Олеси про­ти­во­по­став­ле­на ро­бо­сти и нере­ши­тель­но­сти ее воз­люб­лен­но­го, "го­род­ско­го" че­ло­ве­ка.

«Олеся» яв­ля­ет­ся одним из про­из­ве­де­ний Куп­ри­на, в ко­то­рых рас­кры­лись луч­шие черты его пи­са­тель­ско­го та­лан­та: уме­ние со­зда­вать ха­рак­те­ры своих ге­ро­ев, яркие кар­ти­ны при­ро­ды, на­пря­жен­ное раз­ви­тие сю­же­та и ли­ризм по­вест­во­ва­ния.

Эта по­весть имеет тра­ди­ци­он­ный для пи­са­те­ля сюжет, в ко­то­ром глав­ную роль иг­ра­ет ин­тел­ли­гент из го­ро­да, обык­но­вен­ный че­ло­век сред­них мо­раль­ных и нрав­ствен­ных ка­честв, ко­то­рый по­па­да­ет в непри­выч­ную для него сель­скую среду. Непо­хо­жей на дру­гие по­ве­сти «Олесю» де­ла­ет на­ли­чие ро­ман­ти­че­ской струи, свя­зан­ной с об­ра­зом ге­ро­и­ни, имя ко­то­рой и носит по­весть.

Олеся — это необыч­ная де­вуш­ка, че­ло­век с силь­ным и цель­ным ха­рак­те­ром, спо­соб­ный лю­бить своим вер­ным и го­ря­чим серд­цем. Она стала такой по­то­му, что жила всю жизнь вдали от ци­ви­ли­за­ции, не толь­ко го­род­ской, но и де­ре­вен­ской. Куп­рин в лице Олеси вос­хи­ща­ет­ся есте­ствен­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми о мире и осуж­да­ет об­ще­ство мещан, ко­то­рое несет ги­бель и раз­ру­ше­ние. Толь­ко сли­я­ние че­ло­ве­ка с при­ро­дой могло со­здать такой ха­рак­тер и яркий внут­рен­ний мир, ко­то­рый при­вле­ка­ет Ивана Ти­мо­фе­е­ви­ча. Он видит в ней тайну, за­гад­ку, и, несмот­ря на свою доб­ро­ту и мяг­кость, при­чи­ня­ет де­вуш­ке огром­ное горе. Его пас­сив­но­сти и без­дей­ствия ока­зы­ва­ет­ся до­ста­точ­но, чтобы Олеся, из­би­тая до по­лу­смер­ти де­ре­вен­ски­ми ба­ба­ми, была вы­нуж­де­на бе­жать из род­но­го края.

На при­ме­ре Ивана Ти­мо­фе­е­ви­ча И.А. Куп­рин по­ка­зы­ва­ет, как мог бы из­ме­нить­ся че­ло­век, могла бы пре­об­ра­зить­ся его лич­ность под вли­я­ни­ем на­сто­я­щей любви, но это не про­ис­хо­дит с глав­ным ге­ро­ем. Он не про­сто со­вер­ша­ет зло своей лег­ко­мыс­лен­но­стью и без­дей­стви­ем, Иван не видит своей вины и не ис­пы­ты­ва­ет угры­зе­ний со­ве­сти.

В 1901­го­ду пе­ре­ез­жа­ет пе­тер­бург­ских жур­на­лах Куп­рин пуб­ли­ку­ет рас­ска­зы "Бо­ло­то" (1902), "Ко­но­кра­ды" (1903), "Белый пу­дель" (1904) и др. В ге­ро­ях этих рас­ска­зов автор вос­хи­ща­ет­ся стой­ко­стью, вер­но­стью в друж­бе, непод­куп­ным до­сто­ин­ством про­стых людей.

В 1905 году была опуб­ли­ко­ва­на по­весть "По­еди­нок", по­свя­щен­ная М. Горь­ко­му. Куп­рин писал Горь­ко­му: "Все сме­лое и буй­ное в моей по­ве­сти при­над­ле­жит Вам".

Куп­рин ста­но­вит­ся по­пу­ляр­ным.

Вни­ма­ние ко всем про­яв­ле­ни­ям жи­во­го, зор­кость на­блю­де­ний от­ли­ча­ют рас­ска­зы Куп­ри­на о жи­вот­ных: "Изу­мруд" (1907), "Сквор­цы" (1906), "За­ви­рай­ка" (1906), "Ю-ю". О любви, ко­то­рая оза­ря­ет че­ло­ве­че­скую жизнь, Куп­рин пишет в рас­ска­зах "Су­ла­мифь" (1908), "Гра­на­то­вый брас­лет" (1911), изоб­ра­жая яркую страсть биб­лей­ской кра­са­ви­цы Су­ла­ми­фи и неж­ное, без­на­деж­ное и са­мо­от­вер­жен­ное  ма­лень­ко­го чи­нов­ни­ка Желт­ко­ва.  Для Куп­ри­на лю­бовь - тра­ге­дия.

Куп­рин на воз­душ­ном шаре

Рис. 4. Куп­рин на воз­душ­ном шаре

Раз­но­об­ра­зие сю­же­тов под­ска­зы­вал Куп­ри­ну его жиз­нен­ный опыт. Он под­ни­ма­ет­ся на воз­душ­ном шаре, в 1910 году со­вер­ша­ет полет на одном из пер­вых в Рос­сии аэро­пла­нов, изу­ча­ет во­до­лаз­ное дело и опус­ка­ет­ся на мор­ское дно, гор­дит­ся друж­бой с ба­ла­клав­ски­ми ры­ба­ка­ми. Все это укра­ша­ет стра­ни­цы его про­из­ве­де­ний яр­ки­ми крас­ка­ми, духом здо­ро­вой ро­ман­ти­ки. Герои по­ве­стей и рас­ска­зов Куп­ри­на - люди самых раз­лич­ных клас­сов и со­ци­аль­ных групп цар­ской Рос­сии, на­чи­ная от ка­пи­та­ли­стов-мил­ли­о­не­ров и кон­чая бо­ся­ка­ми и ни­щи­ми. Куп­рин писал "обо всех и для всех"...

Фев­раль­скую ре­во­лю­цию Куп­рин встре­ча­ет с вос­тор­гом. От­кры­ва­ет гос­пи­таль.

Ок­тябрь­скую ре­во­лю­цию не при­нял, по­то­му что сразу уви­дел ее же­сто­кость.

Куп­рин вы­сту­па­ет про­тив вла­сти боль­ше­ви­ков. В 1919 году по­ки­да­ет Ро­ди­ну.

Пи­са­тель дол­гие годы про­вел в эми­гра­ции.  Эми­грант­ская жизнь об­ры­воч­на. Куп­рин в пись­мах пишет о тоске по Ро­дине. Он тяжко рас­пла­тил­ся за эту жиз­нен­ную ошиб­ку - рас­пла­тил­ся же­сто­кой тос­кой по Ро­дине и твор­че­ским спа­дом. Самое зна­ме­ни­тое про­из­ве­де­ние этого вре­ме­ни - роман «Юн­ке­ра». Но в это время ему не пи­са­лось.

"Чем та­лант­ли­вее че­ло­век, тем труд­нее ему без Рос­сии", - пишет он в одном из писем. Од­на­ко в 1937 году Куп­рин воз­вра­ща­ет­ся в Моск­ву.

Куп­рин воз­вра­ща­ет­ся на Ро­ди­ну

Рис. 5. Куп­рин воз­вра­ща­ет­ся на Ро­ди­ну

Он пуб­ли­ку­ет очерк "Москва род­ная", у него со­зре­ва­ют новые твор­че­ские планы. Но здо­ро­вье Куп­ри­на было по­до­рва­но (у него рак), и в ав­гу­сте 1938 года его не стало.

 Статья Куприна «Десять заповедей для писателя реалиста»

Куп­рин ни­ко­гда не писал ли­те­ра­тур­ных ма­ни­фе­стов. Счи­та­ет­ся, что он не раз­ра­бо­тал но­во­го стиля и ничем не обо­га­тил тео­рию ли­те­ра­ту­ры. Но это имен­но Куп­рин оста­вил "де­сять за­по­ве­дей" пи­са­те­ля, ко­то­рых при­дер­жи­вал­ся и сам. Это имен­но Куп­рин ука­зал мо­ло­до­му пи­са­те­лю, как ор­га­ни­зо­вать свою ра­бо­ту. Ко­неч­но, и до, и после Куп­ри­на по­да­ва­лись со­ве­ты и со­став­ля­лись некие про­фес­си­о­наль­ные ко­дек­сы. Но куп­рин­ский ко­декс, сфор­му­ли­ро­ван­ный пре­дель­но чётко и крат­ко, на­хо­дит­ся вне сти­лей и на­прав­ле­ний. Он уни­вер­са­лен, и, чтобы за­ост­рить перо, ему могут сле­до­вать пред­ста­ви­те­ли любых ли­те­ра­тур­ных те­че­ний.

"1. Если хо­чешь что-ни­будь изоб­ра­зить… сна­ча­ла пред­ставь себе это со­вер­шен­но ясно: цвет, запах, вкус, по­ло­же­ние фи­гу­ры, вы­ра­же­ние лица… Найди об­раз­ные, неза­тас­кан­ные слова, лучше всего неожи­дан­ные. Дай соч­ное вос­при­я­тие ви­ден­но­го тобою, а если не уме­ешь ви­деть сам, от­ло­жи перо…

2. В опи­са­ни­ях помни, что так на­зы­ва­е­мые "кар­ти­ны при­ро­ды" видит дей­ству­ю­щее лицо: ре­бё­нок, ста­рик, сол­дат, са­пож­ник. Каж­дый из них видит по-сво­е­му… Если опи­сы­ва­ешь от сво­е­го лица, по­ка­жи это своё лицо, свой тем­пе­ра­мент, на­стро­е­ние, об­сто­я­тель­ства жизни. Сло­вом, ни­че­го "внеш­не­го", что не было бы про­пу­ще­но "сквозь приз­му" твоей ин­ди­ви­ду­аль­ной души или ко­го-ни­будь дру­го­го. Мы не знаем "при­ро­ды" самой по себе, без че­ло­ве­ка.

3. Из­го­ни шаб­лон­ные вы­ра­же­ния: "С быст­ро­тою мол­нии мысль про­мча­лась в его го­ло­ве…"… Не пиши: "за­пла­кал", а по­ка­жи те из­ме­не­ния в лице, в дей­стви­ях, ко­то­рые ри­су­ют нам зре­ли­ще "пла­ка­нья". Все­гда жи­во­пи­суй, а не веди по­ли­цей­ско­го про­то­ко­ла.

4. Кра­соч­ные срав­не­ния долж­ны быть точны… Изоб­ра­жай гром, как Чехов, — слов­но кто про­шёл­ся бо­сы­ми но­га­ми по крыше…

5. Пе­ре­да­вая чужую речь, схва­ты­вай в ней ха­рак­тер­ное: про­пус­ки букв, по­стро­е­ние фразы. Изу­чай, при­слу­ши­вай­ся, как го­во­рят. Жи­во­пи­суй образ речью са­мо­го го­во­ря­ще­го…

6. Не бойся ста­рых сю­же­тов, но под­хо­ди к ним со­вер­шен­но по-но­во­му, неожи­дан­но. По­ка­зы­вай людей и вещи по-сво­е­му, ты — пи­са­тель. Не бойся себя на­сто­я­ще­го, будь ис­кре­нен, ни­че­го не вы­ду­мы­вай, а по­да­вай, как слы­шишь и ви­дишь.

7. Ни­ко­гда не вы­кла­ды­вай в рас­ска­зе своих на­ме­ре­ний в самом на­ча­ле. Пред­ставь дело так, чтобы чи­та­тель ни за что не до­га­дал­ся, как рас­пу­ты­ва­ет­ся со­бы­тие. За­пу­ты­вай и за­пу­ты­вай, за­би­рай чи­та­те­ля в руки… Не давай ему от­дох­нуть ни на ми­ну­ту. Пиши так, чтобы он не видел вы­хо­да, а нач­нёшь вы­во­дить из ла­би­рин­та, делай это доб­ро­со­вест­но, прав­ди­во, убе­ди­тель­но. Хо­чешь оста­вить в ту­пи­ке, раз­ри­суй тупик вовсю, чтобы горло сжа­лось…

8. Об­ду­май ма­те­ри­ал: что по­ка­зать сна­ча­ла, что после. За­ра­нее вы­ве­ди нуж­ных впо­след­ствии лиц, по­ка­жи пред­ме­ты, ко­то­рые по­на­до­бят­ся в дей­ствии. Опи­сы­ва­ешь квар­ти­ру — со­ставь её план, а то, смот­ри, за­пу­та­ешь­ся сам.

9. Знай, что, соб­ствен­но, хо­чешь ска­зать, что лю­бишь, а что нена­ви­дишь. Вы­но­си в себе сюжет, сжи­вись с ним… Ходи и смот­ри, вжи­вай­ся, слу­шай, сам прими уча­стие. Из го­ло­вы ни­ко­гда не пиши.

10. Ра­бо­тай! Не жалей за­чёр­ки­вать, по­тру­дись "в поте лица". Болей своим пи­са­ни­ем, бес­по­щад­но кри­ти­куй, не читай недо­де­лан­но­го дру­зьям, бойся их по­хва­лы, не со­ве­туй­ся ни с кем. А глав­ное, ра­бо­тай, живя… Кон­чил пе­ре­жи­вать, бе­рись за перо, и тут опять не давай себе покоя, пока не до­бьёшь­ся, чего надо. До­би­вай­ся упор­но, бес­по­щад­но".

"За­по­ве­ди", по сви­де­тель­ству В.Н. Афа­на­сье­ва (В.Н. Афа­на­сьев. А.И. Куп­рин. Кри­ти­ко-био­гра­фи­че­ский очерк.— М.: Ху­до­же­ствен­ная ли­те­ра­ту­ра, 1960.), были вы­ска­за­ны Куп­ри­ным при встре­че с одним мо­ло­дым ав­то­ром, а спу­стя годы, вос­про­из­ве­де­ны этим ав­то­ром в "Жен­ском жур­на­ле" за 1927 г.

Но, по­жа­луй, глав­ная за­по­ведь Куп­ри­на, остав­лен­ная по­том­кам, — это лю­бовь к жизни, к тому, что есть в ней ин­те­рес­но­го и кра­си­во­го: к за­ка­там и рас­све­там, к за­па­хам лу­го­вой травы и лес­ной прели, к ре­бён­ку и ста­ри­ку, к ло­ша­ди и со­ба­ке, к чи­сто­му чув­ству и доб­рой шутке, к бе­рё­зо­вым лесам и сос­но­вым рощам, к птице и рыбе, к снегу, дождю и ура­га­ну, к ко­ло­коль­но­му звону и воз­душ­но­му шару, к сво­бо­де от при­вя­зан­но­сти к тлен­ным со­кро­ви­щам. И пол­ное непри­я­тие всего, что уро­ду­ет и пач­ка­ет че­ло­ве­ка.

Огля­ды­ва­ясь се­год­ня на жизнь, про­жи­тую Алек­сан­дром Ива­но­ви­чем Куп­ри­ным, читая и пе­ре­чи­ты­вая на­пи­сан­ное им, по­ни­ма­ешь: стоит по­сле­до­вать этой за­по­ве­ди, как вдруг ста­нет ясно, ка­ки­ми счаст­ли­вы­ми можем мы быть, ка­ки­ми неис­чис­ли­мы­ми бо­гат­ства­ми уже вла­де­ем и как много можем при­об­ре­сти с те­че­ни­ем жизни.

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 22:16