Образ музы в поэзии Н.А. Некрасова

 Новаторство Некрасова

Н.А. Некра­сов

Рис. 1. Н.А. Некра­сов

Ни­ко­лай Алек­се­е­вич Некра­сов (рис. 1) не толь­ко осо­зна­ет тот пе­ре­во­рот, ко­то­рый он со­вер­ша­ет в ис­то­рии рус­ской по­э­зии, осо­бен­но по от­но­ше­нию к пред­ше­ству­ю­щей ро­ман­ти­че­ской тра­ди­ции, но и сам образ музы на­де­ля­ет необыч­ны­ми свой­ства­ми, крайне да­лё­ки­ми от тра­ди­ци­он­ных ро­ман­ти­че­ских пред­став­ле­ний. Наи­бо­лее ярким в этом смыс­ле яв­ля­ет­ся сти­хо­тво­ре­ние, ко­то­рое так и на­зы­ва­ет­ся – «Муза», на­пи­сан­ное в 1852 году. Оно на­чи­на­ет­ся с того, что Некра­сов вос­про­из­во­дит тот самый ро­ман­ти­че­ский образ Музы – бо­ги­ни по­э­зии (рис. 2):

Нет, Музы лас­ко­во по­ю­щей и пре­крас­ной

Не помню над собой я песни слад­ко­глас­ной!

В небес­ной кра­со­те, неслы­ши­мо, как дух,

Сле­тая с вы­со­ты, мла­ден­че­ский мой слух

Она гар­мо­нии вол­шеб­ной не учила,

В пе­лен­ках у меня сви­ре­ли не за­бы­ла,

Среди забав моих и от­ро­че­ских дум

Меч­той неяс­ною не вол­но­ва­ла ум

И не яви­лась вдруг вос­тор­жен­но­му взору

По­дру­гой лю­бя­щей в бла­жен­ную ту пору,

Когда то­ми­тель­но вол­ну­ют нашу кровь

Нераз­де­ли­мые и Муза и Лю­бовь...

Скульп­ту­ра ан­тич­ной Музы

Рис. 2. Скульп­ту­ра ан­тич­ной Музы

Этот через от­ри­ца­ние со­здан­ный, с одной сто­ро­ны, образ гре­че­ской бо­ги­ни, а с дру­гой сто­ро­ны, ро­ман­ти­че­ский образ музы ока­зы­ва­ет­ся неиз­вест­ным поэту. Вот в каком виде пред­ста­ла муза в его судь­бе:

Но рано надо мной отя­го­те­ли узы

Дру­гой, нелас­ко­вой и нелю­би­мой Музы,

Пе­чаль­ной спут­ни­цы пе­чаль­ных бед­ня­ков,

Рож­ден­ных для труда, стра­да­нья и оков, –

Той Музы пла­чу­щей, скор­бя­щей и бо­ля­щей,

Все­час­но жаж­ду­щей, уни­жен­но про­ся­щей,

Ко­то­рой зо­ло­то – един­ствен­ный кумир...

 

И по­нят­но, что со­дер­жа­ние той по­э­зии, ко­то­рую несла в себе такая муза, долж­но было ока­зать­ся со­вер­шен­но иным.

Все слы­ша­ло­ся в нем в сме­ше­нии безум­ном:

Рас­че­ты ме­лоч­ной и гряз­ной суеты

И юно­ше­ских лет пре­крас­ные мечты,

По­гиб­шая лю­бовь, по­дав­лен­ные слезы,

Про­кля­тья, жа­ло­бы, бес­силь­ные угро­зы.

В по­ры­ве яро­сти, с неправ­дою люд­ской

Безум­ная кля­лась на­чать упор­ный бой.

Пре­дав­шись ди­ко­му и мрач­но­му ве­се­лью,

Иг­ра­ла бе­ше­но моею ко­лы­бе­лью,

Кри­ча­ла: мще­ние! и буй­ным язы­ком

На го­ло­вы вра­гов звала гос­по­день гром!..

Так вечно пла­чу­щей и непо­нят­ной девы

Ле­ле­я­ли мой слух су­ро­вые на­пе­вы,

По­ку­да на­ко­нец обыч­ной че­ре­дой

Я с нею не всту­пил в оже­сто­чен­ный бой.

Но с дет­ства проч­но­го и кров­но­го союза

Со мною разо­рвать не то­ро­пи­лась Муза:

Чрез без­дны тем­ные На­си­лия и Зла,

Труда и Го­ло­да она меня вела –

По­чув­ство­вать свои стра­да­нья на­учи­ла

И свету воз­ве­стить о них бла­го­сло­ви­ла...

 Образ музы в поэзии Некрасова

Твор­че­ский про­цесс в сти­хо­тво­ре­нии опи­сан стран­ным и необыч­ным об­ра­зом. Поэт ведёт с музой оже­сто­чён­ный бой. Сама муза ока­зы­ва­ет­ся неким во­пло­ще­ни­ем тра­ги­че­ских судеб людей, вы­нуж­ден­ных соб­ствен­ным тру­дом за­ра­ба­ты­вать себе на жизнь, для ко­то­рых твор­че­ство и сво­бод­ная по­э­зия ока­зы­ва­ют­ся за рам­ка­ми их су­ще­ство­ва­ния. И толь­ко некра­сов­ская муза дает воз­мож­ность услы­шать этот ни­ко­гда ранее не слы­ши­мый голос тра­ги­че­ских че­ло­ве­че­ских судеб. Ко­неч­но, к этому кар­ди­наль­но необыч­но­му об­ра­зу музы Некра­сов при­шёл не сразу. Оста­но­вим­ся на сти­хо­тво­ре­нии «Вче­раш­ний день, часу в ше­стом…», на­пи­сан­ном в 1848 году.

Вче­раш­ний день, часу в ше­стом,

Зашел я на Сен­ную;

Там били жен­щи­ну кну­том,

Кре­стьян­ку мо­ло­дую.

 

Ни звука из ее груди,

Лишь бич сви­стал, играя…

И Музе я ска­зал: «Гляди!

Сест­ра твоя род­ная!»

 

В дей­стви­тель­но­сти такую сцену некра­сов­ский герой не мог на­блю­дать на Сен­ной пло­ща­ди, по­сколь­ку пуб­лич­ные на­ка­за­ния, тем более жен­щин, на Сен­ной пло­ща­ди не про­из­во­ди­лись (рис. 3).

Сен­ная пло­щадь. Санкт-Пе­тер­бург. 1830 год

Рис. 3. Сен­ная пло­щадь. Санкт-Пе­тер­бург. 1830 год

Но такой образ со­здан по­этом не слу­чай­но. В дан­ном слу­чае автор срав­ни­ва­ет ис­се­чен­ную кну­том жен­щи­ну с ис­се­чен­ной музой, имея в виду за­чёр­ки­ва­ния крас­ны­ми чер­ни­ла­ми в цен­зур­ном ка­би­не­те ру­ко­пи­сей с воз­ни­ка­ю­щей здесь па­рал­ле­лью: с одной сто­ро­ны стра­да­ю­щий народ, а с дру­гой сто­ро­ны стра­да­ю­щая по­э­зия, ко­то­рая об­ра­ще­на к этому на­ро­ду. Но по­сколь­ку само со­по­став­ле­ние из­би­ва­е­мой кре­стьян­ки и музы вы­гля­де­ло со­всем необыч­ным, очень ост­рым, то Некра­сов пока само срав­не­ние де­ла­ет очень ак­ку­рат­но. Он будто ука­зы­ва­ет своей музе на то, что она ока­за­лась в дан­ном слу­чае сест­рой этой стра­да­ю­щей кре­стьян­ки.

В 1855 году будет на­пи­са­но дру­гое сти­хо­тво­ре­ние, в ко­то­ром об­ра­зы, най­ден­ные в сти­хо­тво­ре­нии «Вче­раш­ний день, часу в ше­стом…», по­лу­чат даль­ней­шее раз­ви­тие:

Без­ве­стен я. Я вами не стя­жал

Ни по­че­стей, ни денег, ни по­хвал,

Стихи мои – плод жизни несчаст­ли­вой,

У от­ды­ха по­хи­щен­ных часов,

Со­кры­тых слез и думы бо­яз­ли­вой;

Но вами я не вос­хва­лял глуп­цов,

Но с под­ло­стью не за­клю­чал союза,-

Нет! свой венец тер­но­вый при­ня­ла

Не дрог­нув обес­слав­лен­ная Муза

И под кну­том без звука умер­ла.

 

И если в пред­ше­ству­ю­щем сти­хо­тво­ре­нии воз­ни­ка­ло толь­ко со­по­став­ле­ние музы и из­би­ва­е­мой кре­стьян­ки, то те­перь эта самая муза вдруг ока­за­лась умер­шей без­звуч­но под кну­том. И, ко­неч­но же, уйти от этого сю­же­та Некра­сов уже не смо­жет. И в позд­нем его твор­че­стве мы вновь об­на­ру­жим раз­ви­тие этого мо­ти­ва, ко­гда-то им удач­но най­ден­но­го.

Вот сти­хо­тво­ре­ние 1876 года:

Музе

О муза! Наша песня спета.

Приди, за­крой глаза поэта

На веч­ный сон небы­тия,

Сест­ра на­ро­да – и моя!

 

Необыч­ным тут ока­зы­ва­ет­ся сам образ музы.

В 1877 году – в год своей смер­ти – в сти­хо­тво­ре­нии «О Муза! я у двери гроба!..» Некра­сов будто со­бе­рёт все пред­ше­ству­ю­щие мо­ти­вы и со­здаст сти­хо­тво­ре­ние, ко­то­рое за­вер­ша­ет собою свое­об­раз­ный некра­сов­ский цикл.

О Муза! я у двери гроба!

Пус­кай я много ви­но­ват,

Пусть уве­ли­чит во сто крат

Мои вины люд­ская злоба –

Не плачь! за­ви­ден жре­бий наш,

Не на­ру­га­ют­ся над нами:

Меж мной и чест­ны­ми серд­ца­ми

По­рвать­ся долго ты не дашь

Жи­во­му, кров­но­му союзу!

Не рус­ский – взгля­нет без любви

На эту блед­ную, в крови,

Кну­том ис­се­чен­ную Музу...

 

И вме­сто преж­ней ан­тич­ной бо­ги­ни перед нами вновь воз­ни­ка­ет на­ци­о­наль­ный образ рус­ской музы, из­му­чен­ной, пе­чаль­ной, блед­ной, в крови, ис­се­чен­ной кну­том.

В за­клю­че­ние об­ра­тим­ся еще к од­но­му сти­хо­тво­ре­нию Некра­со­ва, где он бе­се­ду­ет со своей музой, – сти­хо­тво­ре­нию 1856 года, ко­то­рое вы­де­ле­но самим ав­то­ром и за­вер­ша­ет его пер­вый по­э­ти­че­ский сбор­ник:

За­молк­ни, Муза мести и пе­ча­ли!

Я сон чужой тре­во­жить не хочу,

До­воль­но мы с тобою про­кли­на­ли.

Один я уми­раю – и молчу.

К чему ханд­рить, опла­ки­вать по­те­ри?

Когда б хоть легче было от того!

Мне са­мо­му, как скрип тю­рем­ной двери,

Про­тив­ны стоны серд­ца моего.

Всему конец. Нена­стьем и гро­зою

Мой тем­ный путь неда­ром омра­ча,

Не про­свет­ле­ет небо надо мною,

Не бро­сит в душу теп­ло­го луча...

Вол­шеб­ный луч любви и воз­рож­де­нья!

Я звал тебя – во сне и наяву,

В труде, в борь­бе, на ру­бе­же па­де­нья

Я звал тебя, – те­перь уж не зову!

Той без­дны сам я не хотел бы ви­деть,

Ко­то­рую ты мо­жешь осве­тить...

То серд­це не на­учит­ся лю­бить,

Ко­то­рое уста­ло нена­ви­деть.

 

Здесь фор­ми­ру­ет­ся еще одна важ­ная некра­сов­ская идея – идея люб­ви-нена­ви­сти: по­то­му что, с одной сто­ро­ны, мы нена­ви­дим от­ри­ца­тель­ные и тём­ные сто­ро­ны окру­жа­ю­щей жизни, а с дру­гой сто­ро­ны, имен­но к ним об­ра­ще­на наша лю­бя­щая муза. Таким об­ра­зом, можно ска­зать, что в по­э­зии Некра­со­ва воз­ни­ка­ет не толь­ко необыч­ный, неор­ди­нар­ный образ его музы, но воз­ни­ка­ет еще некий прин­ци­пи­аль­ный диа­лог между нею и по­этом, что вме­сте дает воз­мож­ность оце­нить почти ре­во­лю­ци­он­ный пе­ре­во­рот, ко­то­рый со­вер­ша­ет Некра­сов в рус­ской по­э­зии.

 Н.А. Некрасов и традиции гражданской поэзии

Этот осо­бен­ный облик музы, ко­то­рый скла­ды­вал­ся в по­э­зии Некра­со­ва, имел опре­де­лён­ную тра­ди­цию в ис­то­рии рус­ской по­э­зии в том её ас­пек­те, ко­то­рый при­ня­то на­зы­вать граж­дан­ской по­э­зи­ей. Не слу­чай­но рядом с фи­гу­рой поэта у Некра­со­ва вся­кий раз будет воз­ни­кать фи­гу­ра граж­да­ни­на. Оно и по­нят­но, по­то­му что его поэт и его муза живут граж­дан­ски­ми, об­ще­ствен­ны­ми, со­ци­аль­ны­ми ин­те­ре­са­ми. И ко­неч­но, Некра­сов про­дол­жа­ет раз­ви­вать тра­ди­цию, свя­зан­ную с де­каб­рист­ским граж­дан­ским ро­ман­тиз­мом. В первую оче­редь можно вспом­нить К.Ф. Ры­ле­е­ва (рис. 4).

К.Ф. Ры­ле­ев

Рис. 4. К.Ф. Ры­ле­ев

В по­э­ти­че­ском пре­ди­сло­вии к поэме «Вой­на­ров­ский» есть такие строч­ки:

Как Апол­ло­нов стро­гий сын,

Ты не уви­дишь в них ис­кус­ства:

Зато най­дешь живые чув­ства, –

Я не Поэт, а Граж­да­нин.

 

В сти­хо­тво­ре­нии «Поэт и граж­да­нин», ко­то­рое от­кры­ва­ет некра­сов­ский сбор­ник сти­хов 1856 года, про­зву­чит дру­гой мотив, но явно об­ра­ба­ты­ва­ю­щий вы­ше­упо­мя­ну­тую ры­ле­ев­скую строч­ку: «По­этом мо­жешь ты не быть, // Но граж­да­ни­ном быть обя­зан».

Ко­неч­но, вспо­ми­на­ет­ся и А.С. Пуш­кин (рис. 5).

А.С. Пуш­кин

Рис. 5. А.С. Пуш­кин

Но в твор­че­стве Пуш­ки­на образ поэта, образ музы столь раз­но­об­ра­зен, что в первую оче­редь хо­чет­ся вспом­нить про­ро­ка с его сло­вом, ко­то­рое долж­но жечь серд­ца людей. И, без­услов­но, Некра­сов пом­нит и граж­дан­ские ин­век­ти­вы М.Ю. Лер­мон­то­ва (рис. 6).

М.Ю. Лер­мон­тов

Рис. 6. М.Ю. Лер­мон­тов

О, как мне хо­чет­ся сму­тить ве­се­лость их

И дерз­ко бро­сить им в глаза же­лез­ный стих,

Об­ли­тый го­ре­чью и зло­стью!..

 А.С. Пушкин и Н.А. Некрасов

От­но­ше­ние пуш­кин­ской тра­ди­ции и некра­сов­ской по­э­зии слож­ны. На­при­мер, сти­хо­тво­ре­ние Некра­со­ва «Муза» во мно­гом по­ле­ми­че­ски пе­ре­осмыс­ли­ва­ет один из об­ра­зов, ко­то­рый воз­ни­ка­ет в по­э­зии Пуш­ки­на.

На­перс­ни­ца вол­шеб­ной ста­ри­ны,

Друг вы­мыс­лов, иг­ри­вых и пе­чаль­ных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов пер­во­на­чаль­ных.

Я ждал тебя; в ве­чер­ней ти­шине

Яв­ля­лась ты ве­се­лою ста­руш­кой

И надо мной си­де­ла в шу­шуне,

В боль­ших очках и с рез­вою гре­муш­кой.

Ты, дет­скую качая ко­лы­бель,

Мой юный слух на­пе­ва­ми пле­ни­ла

И меж пелен оста­ви­ла сви­рель,

Ко­то­рую сама за­во­ро­жи­ла.

Мла­ден­че­ство про­шло, как лег­кий сон.

Ты от­ро­ка бес­печ­но­го лю­би­ла,

Средь важ­ных муз тебя лишь пом­нил он,

И ты его ти­хонь­ко по­се­ти­ла;

Но тот ли был твой образ, твой убор?

Как мило ты, как быст­ро из­ме­ни­лась!

Каким огнем улыб­ка ожи­ви­лась!

Каким огнем блес­нул при­вет­ный взор!

По­кров, клу­бясь вол­ною непо­слуш­ной,

Чуть осе­нял твой стан по­лу­воз­душ­ный;

Вся в ло­ко­нах, об­ви­тая вен­ком,

Пре­лест­ни­цы глава бла­го­уха­ла;

Грудь белая под жел­тым жем­чу­гом

Ру­мя­ни­лась и тихо тре­пе­та­ла...

 

В этом сти­хо­тво­ре­нии, на­пи­сан­ном Пуш­ки­ным в 1822 году, муза пред­ста­ет, с одной сто­ро­ны, в виде ве­сё­лой ста­руш­ки, по всей ви­ди­мо­сти, пред­по­ла­га­лась ба­буш­ка Пуш­ки­на – Мария Алек­се­ев­на Ган­ни­бал (рис. 7).

М.А. Ган­ни­бал

Рис. 7. М.А. Ган­ни­бал

А с дру­гой сто­ро­ны, когда он взрос­ле­ет и пре­вра­ща­ет­ся в юношу, она яв­ля­ет­ся некой кра­са­ви­цей, ко­то­рая на­по­ми­на­ет изоб­ра­же­ние ан­тич­ной музы, ан­тич­ной бо­ги­ни по­э­зии. Тогда ста­но­вит­ся по­ня­тен тот уди­ви­тель­ный кон­траст, ко­то­рый воз­ни­ка­ет в некра­сов­ском сти­хо­тво­ре­нии, столь кар­ди­наль­но пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щем пуш­кин­ский текст.

 Н.А. Некрасов и А.А. Фет

В 1860–70-е годы необыч­ный образ некра­сов­ской музы, свя­зан­ный с мо­ти­вом стра­да­ний, с изоб­ра­же­ни­ем за­губ­лен­ных че­ло­ве­че­ских судеб, имел необы­чай­ный успех, но от­нюдь не у всех. Были поэты, ко­то­рые при­дер­жи­ва­лись не про­сто дру­гой, а диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ной идеи, свя­зан­ной с тем, что ис­кус­ство не долж­но об­ра­щать­ся к сию­ми­нут­ным про­бле­мам, к ме­ло­чам жизни, а долж­но уво­дить че­ло­ве­ка в мир пре­крас­но­го, в мир кра­со­ты. В конце кон­цов эта идея офор­ми­лась в осо­бую школу «ис­кус­ства для ис­кус­ства», самым глав­ным вы­ра­зи­те­лем ко­то­рой стал А.А. Фет (рис. 8).

А.А. Фет

Рис. 8. А.А. Фет

В твор­че­стве Фета облик музы носит вполне клас­си­че­ские ан­тич­ные черты. Хотя у него есть и стихи, ко­то­рые по­ле­ми­че­ски на­прав­ле­ны про­тив некра­сов­ской тра­ди­ции. Это сти­хо­тво­ре­ние «Муза» 1887 года, в ко­то­ром Фет спо­рит не столь­ко с самим Некра­со­вым, по­сколь­ку тот к этому вре­ме­ни уже умер, сколь­ко с самой тра­ди­ци­ей граж­дан­ской по­э­зии. В ка­че­стве эпи­гра­фа он вы­би­ра­ет фраг­мент из сти­хо­тво­ре­ния Пуш­ки­на «Поэт и толпа»: «Мы рож­де­ны для вдох­но­ве­нья, // Для зву­ков слад­ких и мо­литв». И тогда есть резон на­пом­нить, что, го­во­ря о по­э­зии Пуш­ки­на, мы об­ра­ти­ли вни­ма­ние, что у него есть стихи, ко­то­рые вос­при­ни­ма­лись как стихи, раз­во­ра­чи­ва­ю­щие идею граж­дан­ско­го слу­же­ния по­э­зии, на­при­мер сти­хо­тво­ре­ние «Про­рок», и стихи, в ко­то­рых утвер­жда­лась идея са­мо­до­ста­точ­но­сти и са­мо­цен­но­сти ис­кус­ства. И в дан­ном слу­чае это ци­та­та из сти­хо­тво­ре­ния «Поэт и толпа». А вот сти­хо­тво­ре­ние Фета «Муза»:

 

Мы рож­де­ны для вдох­но­ве­нья

Для зву­ков слад­ких и мо­литв.

А.С. Пуш­кин

 

Ты хо­чешь про­кли­нать, рыдая и стеня,

Бичей подыс­ки­вать к за­ко­ну.

Поэт, оста­но­вись! не при­зы­вай меня,

Зови из без­дны Ти­зи­фо­ну.

 

Пле­ни­тель­ные сны лелея наяву,

Своей бо­же­ствен­ною вла­стью

Я к на­сла­жде­нию вы­со­ко­му зову

И к че­ло­ве­че­ско­му сча­стью.

 

Когда, бес­чин­ства­ми оби­жен­ный опять,

В груди за­слы­шишь зов к ры­да­нью, -

Я ради мук твоих не стану из­ме­нять

Сво­бо­ды веч­но­му при­зва­нью.

 

Стра­дать! Стра­да­ют все, стра­да­ет тем­ный зверь

Без упо­ва­нья, без со­зна­нья;

Но перед ним туда навек за­кры­та дверь,

Где ра­дость теп­лит­ся стра­да­нья.

 

Оже­сто­чен­но­му и черст­во­му душой

Пусть эта ра­дость незна­ко­ма.

Зачем же лиру бьешь ре­бя­че­ской рукой,

Что не труба она по­гро­ма?

 

К чему про­ти­вить­ся при­ро­де и судь­бе? –

На землю сно­сят эти звуки

Не бурю страст­ную, не вы­зо­вы к борь­бе,

А ис­це­ле­ние от муки.

 

Мы не будем ре­шать, кто из по­этов прав, а кто нет. За­ме­тим толь­ко, что в 1850–70-е годы имен­но по­э­зия Некра­со­ва со­хра­ни­ла ин­те­рес чи­та­тель­ской пуб­ли­ки соб­ствен­но к по­э­зии, и в этом одна из зна­чи­тель­ных её ис­то­ри­че­ских за­слуг.

 

Вопросы к конспектам

Озна­комь­тесь с по­э­зи­ей Некра­со­ва 1850–70-х годов.

Рас­ска­жи­те об об­ра­зе музы в по­э­зии Некра­со­ва.

Под­го­товь­те срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку об­ра­за музы в про­из­ве­де­ни­ях Некра­со­ва, Пуш­ки­на и Фета.

Последнее изменение: Среда, 20 Сентябрь 2017, 22:34