А.Н. Островский. Этапы биографии и творчества

 1. Характеристика творчества  Островского 1860-х гг.

Мы уже го­во­ри­ли о том, что в 1856–1857 гг. Ост­ров­ский (рис. 1)

Алек­сандр Ни­ко­ла­е­вич Ост­ров­ский

Рис. 1. Алек­сандр Ни­ко­ла­е­вич Ост­ров­ский

при­нял уча­стие в очень ин­те­рес­ном на­чи­на­нии. По ини­ци­а­ти­ве ве­ли­ко­го князя Кон­стан­ти­на Ни­ко­ла­е­ви­ча (рис. 2)

Князь К.Н. Ро­ма­нов

Рис. 2. Князь К.Н. Ро­ма­нов

дол­жен был из­да­вать­ся так на­зы­ва­е­мый «Мор­ской сбор­ник» (рис. 3).

Ти­туль­ный лист жур­на­ла «Мор­ской сбор­ник» (1852)

Рис. 3. Ти­туль­ный лист жур­на­ла «Мор­ской сбор­ник» (1852)

Туда долж­ны были войти ма­те­ри­а­лы о реках и озе­рах, об оби­та­те­лях этих мест, ма­те­ри­а­лы по гео­гра­фии, ис­то­рии, за­пи­си о нра­вах, обы­ча­ях, ле­ген­дах, фольк­ло­ре и проч.

Ост­ров­ский вы­брал себе путь от вер­хо­вья Волги до Ниж­не­го Нов­го­ро­да. В этих по­езд­ках он со­брал ко­лос­саль­ный ма­те­ри­ал. Так, ма­те­ри­ал о жизни ма­лень­ких при­волж­ских го­род­ков от­ра­зил­ся в пьесе «Гроза» (1859) (рис. 4).

Ил­лю­стра­ция к пьесе А. Ост­ров­ско­го «Гроза»

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к пьесе А. Ост­ров­ско­го «Гроза»

А в на­ча­ле 1860-х гг. вы­хо­дит пьеса «На бой­ком месте» (1865), где Ост­ров­ский по­ка­зы­ва­ет раз­бой­ни­чью, дикую сти­хию Руси. Трак­тир, мир­ное, ка­за­лось бы, место, ока­зы­ва­ет­ся при­то­ном раз­бой­ни­ков, хо­зя­ин трак­ти­ра ока­зы­ва­ет­ся гла­ва­рем мест­ной банды.

В на­ча­ле 1860-х гг. к Ост­ров­ско­му по­сте­пен­но при­хо­дит все­об­щее при­зна­ние. Ост­ров­ский долго се­то­вал на то, что он автор 20, потом 25, потом 45 пьес, а его за­слу­ги не до­ста­точ­но при­зна­ют­ся. Но спра­вед­ли­вость вос­тор­же­ство­ва­ла, и в 1863 году Ост­ров­ский по­лу­ча­ет очень по­чет­ную Ува­ров­скую пре­мию за свои ли­те­ра­тур­ные труды. В этом же году он ста­но­вит­ся чле­ном-кор­ре­спон­ден­том Ака­де­мии наук. В пер­вой по­ло­вине 1860-х Ост­ров­ский со­зда­ет целый ряд пьес, в чем-то про­дол­жа­ю­щих про­бле­ма­ти­ку грозы. Тем­ное цар­ство изоб­ра­же­но в этих пье­сах от­кро­вен­но и до­ста­точ­но бес­по­щад­но. Можно на­звать три­ло­гию «Же­нить­ба Баль­за­ми­но­ва» (1861), затем «Свои со­ба­ки гры­зут­ся, чужая не при­ста­вай» (1861), «Тя­же­лые дни» (1863), «Шут­ни­ки» (1864).

 2. Анализ пьесы «Пучина»

Осо­бен­но мрач­ная кар­ти­на ме­щан­ской, ку­пе­че­ской жизни раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в пьесе «Пу­чи­на» (1866). Глав­ный герой, Ки­сель­ни­ков, – че­ло­век с уни­вер­си­тет­ским об­ра­зо­ва­ни­ем, но он по ка­кой-то стран­ной слу­чай­но­сти же­нит­ся на ку­пе­че­ской до­че­ри Гла­фи­ре, ту­пень­кой, огра­ни­чен­ной, но она ему пред­став­ля­ет­ся ис­крен­ней и чем-то близ­кой к на­ро­ду. При­я­тель Ки­сель­ни­ко­ва По­гу­ля­ев пре­ду­пре­жда­ет его, что он увяз­нет в пу­чи­ну. Вот эта вот на­род­ная среда, ко­то­рая пред­став­ля­ет­ся Ки­сель­ни­ко­ву сре­до­то­чи­ем некой прав­ды и про­сто­на­род­ной ис­ти­ны, для По­гу­ля­е­ва среда до­ста­точ­но страш­ная, он го­во­рит, что в ней «нет ни ума, ни чести, ни нрав­ствен­но­сти, а толь­ко по­ро­ки, пред­рас­суд­ки да суе­ве­рия». По­гу­ля­ев ока­зы­ва­ет­ся прав. Все боль­ше и боль­ше увя­за­ет в этом тем­ном цар­стве Ки­сель­ни­ков, в конце пьесы это уже боль­ной, по­лу­безум­ный, ко­то­рый готов бук­валь­но за кусок хлеба про­дать свою дочь за со­се­да-куп­ца, и толь­ко счаст­ли­вая слу­чай­ность из­бав­ля­ет Лизу от этой страш­ной уча­сти. Таким об­ра­зом, в «Пу­чине» среда по­ка­за­на как некий сон ра­зу­ма, сон со­ве­сти, это со­еди­не­ние новых, хищ­ни­че­ских, алч­ных ин­стинк­тов, при­об­ре­тен­ных в новое время с ди­ко­стью и са­мо­дур­ством преж­не­го, ста­ро­го вре­ме­ни.

 3. Исторические мотивы в творчестве Островского

По кон­трасту с этой мрач­ной без­от­рад­ной сре­дой Ост­ров­ский пы­та­ет­ся найти в рус­ской жизни что-то яркое, ак­тив­ное, живое. И он об­ра­ща­ет­ся к рос­сий­ской ис­то­рии. В эти годы он до­воль­но близ­ко схо­дит­ся с из­вест­ным ис­то­ри­ком Ко­сто­ма­ро­вым, ко­то­рый ин­те­ре­со­вал­ся на­род­ны­ми вос­ста­ни­я­ми, в част­но­сти, был спе­ци­а­ли­стом по вос­ста­нию Ивана Бо­лот­ни­ко­ва. Ре­зуль­та­том этого об­ще­ния явил­ся целый ряд ис­то­ри­че­ских пьес. Вто­рая ре­дак­ция пьесы «Козь­ма За­ха­рьич Ми­нин-Су­хо­рук» (1866), затем пьеса «Во­е­во­да (Сон на Волге)» (1865), ко­то­рая ос­но­ва­на на на­род­ных ле­ген­дах, бы­ли­нах, по­ве­рьях. Затем две пьесы, в ко­то­рых стро­гие ис­то­ри­че­ские факты со­еди­ня­ют­ся с ху­до­же­ствен­ным осмыс­ле­ни­ем, – это «Дмит­рий Са­мо­зва­нец и Ва­си­лий Шуй­ский» (1866) и про­дол­же­ние пер­вой «Ту­ши­но» (1866), где речь идет о Ту­шин­ском воре, о вто­ром са­мо­зван­це. В этой пьесе Ост­ров­ский на­хо­дит и силь­ные ха­рак­те­ры, и ак­тив­но раз­ви­ва­ю­ще­е­ся дей­ствие. В то же время кар­ти­ны, на­ри­со­ван­ные в «Ту­ши­но», – это се­рьез­ное пре­ду­пре­жде­ние со­вре­мен­ни­кам. Там го­во­рит­ся о смут­ном вре­ме­ни, когда Рос­сия по­сте­пен­но неот­вра­ти­мо по­гру­жа­лась в хаос. Ужасы граж­дан­ской войны пред­став­ле­ны очень ярко и убе­ди­тель­но. Отец сра­жа­ет­ся с соб­ствен­ным сыном, сын готов убить отца, брат идет на брата. У пьесы от­кры­тый финал, ви­ди­мо, все глав­ные герои долж­ны по­гиб­нуть. И вот ка­ким-то об­ра­зом в се­ре­дине 1860-х, когда еще были от­зву­ки ожи­да­ний на­род­ных вол­не­ний, когда перед Рос­си­ей вста­вал очень се­рьез­ный во­прос: вы­дер­жит ли Рос­сия новые пре­об­ра­зо­ва­ния, не со­рвет­ся ли в без­дну граж­дан­ской войны, – эта пьеса долж­на была про­зву­чать очень се­рьез­но. Еще одна ис­то­ри­че­ская пьеса этого вре­ме­ни – «Ва­си­ли­са Ме­лен­тье­ва» (1867) – по­свя­ще­на не менее гроз­ным со­бы­ти­ям, вре­ме­нам Ивана Гроз­но­го.

 4. Общество русских драматических писателей и оперных композиторов

В 1866 году Ост­ров­ский до­бил­ся, на­ко­нец, того, о чем он го­во­рил долго в преж­ние вре­ме­на. Его очень за­бо­ти­ло вос­пи­та­ние ак­те­ров и зри­те­лей. Он хотел со­здать некое об­ще­ство, ко­то­рое бы по­пы­та­лось эти про­бле­мы ре­шить. И в 1866 году было со­зда­но об­ще­ство, ко­то­рое на­зва­ли Мос­ков­ский ар­ти­сти­че­ский кру­жок. Далее, в 1874 году, Ост­ров­ский рас­ши­рил это на­чи­на­ние, и под его ру­ко­вод­ством об­ра­зо­ва­лось Об­ще­ство рус­ских дра­ма­ти­че­ских пи­са­те­лей и опер­ных ком­по­зи­то­ров, пред­се­да­те­лем ко­то­ро­го был сам Ост­ров­ский. Ему уда­лось мно­гое сде­лать и в плане улуч­ше­ния и упо­ря­до­чи­ва­ния ре­пер­ту­а­ра те­ат­ров, и для об­ра­зо­ва­ния ак­те­ров.

Вот неко­то­рые из чле­нов Об­ще­ства рус­ских дра­ма­ти­че­ских пи­са­те­лей и опер­ных ком­по­зи­то­ров:

А.Н. Тол­стой

Рис. 5. А.Н. Тол­стой

И.С. Тур­ге­нев

Рис. 6. И.С. Тур­ге­нев

Н.А. Некра­сов

Рис. 7. Н.А. Некра­сов

Г.П. Да­ни­лев­ский

Рис. 8. Г.П. Да­ни­лев­ский

Не сле­ду­ет за­бы­вать о том, что Ост­ров­ский был боль­шим зна­то­ком рус­ско­го фольк­ло­ра, и в 1873 году на ос­но­ве на­род­ных ска­зок и ле­генд он со­зда­ет фан­та­сти­че­ское про­из­ве­де­ние – пьесу «Сне­гу­роч­ка» (рис. 9).

Ил­лю­стра­ция к пьесе А. Ост­ров­ско­го «Сне­гу­роч­ка»

Рис. 9. Ил­лю­стра­ция к пьесе А. Ост­ров­ско­го «Сне­гу­роч­ка»

При­ня­та она была неод­но­знач­но. Одним ка­за­лось, что в ней слиш­ком много яр­ко­го и де­ко­ра­тив­но­го, дру­гих уди­ви­ло фан­та­сти­че­ское и идил­ли­че­ское цар­ство Бе­рен­де­ев. Од­на­ко по­сте­пен­но эта пьеса нашла все­об­щее при­зна­ние, осо­бен­но после того, как была со­зда­на опера на му­зы­ку Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (рис. 10).

Н.А. Рим­ский-Кор­са­ков

Рис. 10. Н.А. Рим­ский-Кор­са­ков

В конце 1860-х – в на­ча­ле 1870-х гг. Ост­ров­ский ис­пы­ты­ва­ет твор­че­ский подъ­ем. Он от­хо­дит от темы ис­то­ри­че­ской и фольк­лор­ной и снова воз­вра­ща­ет­ся к ак­ту­аль­ной и острой со­вре­мен­ной теме.

 5. Анализ пьесы «На всякого мудреца довольно простоты»

Те­перь, в 1870-1880-е гг., пи­са­тель со­зда­ет ши­ро­чай­шее по­лот­но рус­ской жизни. Не толь­ко су­ще­ство­ва­ние За­моск­во­ре­чья, не толь­ко жизнь ма­лень­ких при­волж­ских го­род­ков, но жизнь Рос­сии в целом: дво­рян­ство, чи­нов­ни­че­ство, ку­пе­че­ство, ме­щан­ство – все это на­хо­дит от­ра­же­ние в его пье­сах. Одна из ин­те­рес­ных пьес этого пе­ри­о­да – «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты».

Про­шло уже несколь­ко лет с тех пор, как в Рос­сии про­изо­шли все­сто­рон­ние ре­фор­мы. Но из­ме­ни­лось ли что-ни­будь? Итак, пьеса по­свя­ще­на жизни об­ра­зо­ван­но­го дво­рян­ско­го со­сло­вия. Глав­ный герой – мо­ло­дой че­ло­век, по­лу­чив­ший весь­ма хо­ро­шее уни­вер­си­тет­ское об­ра­зо­ва­ние, Егор Глу­мов. Фа­ми­лия героя не слу­чай­ная, по­то­му что он при­вык глу­мить­ся. До сих пор он пре­бы­вал в бед­но­сти и раз­вле­кал себя со­чи­не­ни­ем ярост­ных, едких, за­бав­ных эпи­грамм, по­свя­щен­ных окру­жа­ю­ще­му его свет­ско­му об­ще­ству. Но такая жизнь герою на­до­еда­ет. Он че­сто­лю­бив, зол, умен и жаж­дет про­бить­ся. Он по­ни­ма­ет, что готов те­перь на всё: лю­бы­ми сред­ства­ми сде­лать ка­рье­ру, при­об­ре­сти себе бо­га­тую неве­сту. Ост­ров­ский с бес­по­щад­ной иро­ни­ей и сар­каз­мом изоб­ра­жа­ет это якобы об­ра­зо­ван­ное об­ще­ство. Бо­га­тый по­ме­щик Ма­ма­ев, ко­то­рый горь­ко со­жа­ле­ет о том, что кре­пост­ное право ка­ну­ло в лету. Рань­ше он мог рас­пе­кать и де­лать вну­ше­ние своим кре­пост­ным бук­валь­но ча­са­ми. Они же, стоя на­вы­тяж­ку, вы­нуж­де­ны были его вы­слу­ши­вать. Те­перь его по­уче­ния не хотят слу­шать даже слуги. Но на­хо­дит­ся Егор Глу­мов, ко­то­рый об­ма­ном и хит­ро­стью за­ма­ни­ва­ет к себе сво­е­го даль­не­го род­ствен­ни­ка Ма­ма­е­ва и по­ка­зы­ва­ет ему пол­ную по­кор­ность. Он готов вы­слу­ши­вать по­уче­ния этого зам­ше­ло­го кон­сер­ва­то­ра сколь­ко угод­но. Ма­ма­ев по­льщен и готов вве­сти Глу­мо­ва в об­ще­ство бо­га­тых и знат­ных людей. Тут же Глу­мов зна­ко­мит­ся с Кру­тиц­ким. Это об­ще­ствен­ный де­я­тель, мах­ро­вый ре­ак­ци­о­нер, ко­то­рый со­чи­ня­ет трак­тат о вреде ре­форм во­об­ще. Имен­но этот трак­тат, на­пол­нен­ный бре­дом, со­гла­ша­ет­ся пе­ре­пи­сать и при­ве­сти в по­ря­док Глу­мов. Он низ­ко­по­клон­ни­ча­ет, угод­ни­ча­ет и готов даже раз­вле­кать мо­ло­дую жену Ма­ма­е­ва. Эта гряз­ная, от­вра­ти­тель­ная жизнь, ка­за­лось бы, Глу­мо­ва не тя­го­тит. Но это не со­всем так. Позд­ние пьесы Ост­ров­ско­го де­мон­стри­ру­ют нам до­ста­точ­но слож­ные ха­рак­те­ры. Днем на людях Глу­мов на­по­ми­на­ет нам Мол­ча­ли­на, героя пьесы Гри­бо­едо­ва «Горе от ума». Он готов сте­лить­ся перед вся­ким, кто силь­нее, он пишет спичи для ли­бе­ра­ла мест­но­го раз­ли­ва Го­ро­ду­ли­на. Но ве­че­ром и ночью Глу­мов пишет днев­ник, где он бес­по­щад­но рас­прав­ля­ет­ся с теми, кому он пы­та­ет­ся услу­жить днем. Таким об­ра­зом, ве­че­ром он Чац­кий. В Глу­мо­ве еще не умер­ли че­ло­ве­че­ские ка­че­ства, хотя они и силь­но за­глу­ше­ны. Но его ин­три­га рас­па­да­ет­ся, днев­ник кра­дет взрев­но­вав­шая Ма­ма­е­ва, прав­да вы­хо­дит на­ру­жу, и, ка­за­лось бы, его ждет бес­по­щад­ный крах. Его долж­ны из­гнать с по­зо­ром, и все его планы долж­ны раз­ру­шить­ся. Но всем этим ту­по­ум­ным кон­сер­ва­то­рам, него­дя­ям от по­ли­ти­ки, бол­ту­нам, ока­зы­ва­ет­ся, нужен умный че­ло­век. И в самом конце пьесы Кру­тиц­кий рас­суж­да­ет так: «А ведь он все-та­ки, гос­по­да, что ни го­во­ри, де­ло­вой че­ло­век. На­ка­зать его надо; но, я по­ла­гаю, через несколь­ко вре­ме­ни можно его опять при­лас­кать…» И, таким об­ра­зом, пьеса имеет от­кры­тый финал. Ин­тел­лек­ту­ал Глу­мов, оче­вид­но, пой­дет по этой жал­кой до­ро­ге, утра­тит со­весть до конца, поль­зу­ясь тем, что он нужен всем этим людям.

В 1860-е и 1870-е гг. Ост­ров­ский про­дол­жа­ет раз­ви­вать темы, по­свя­щен­ные ку­пе­че­ству и ме­щан­ству. До­ста­точ­но ин­те­рес­ной вы­гля­дит его пьеса «Го­ря­чее серд­це» (1869). Ку­пе­че­ская среда вы­гля­дит уже от­кро­вен­но рас­па­да­ю­щей­ся. Один из глав­ных ге­ро­ев – бо­га­тый купец Ку­расле­пов – де­мон­стри­ру­ет уже пол­ное раз­ло­же­ние лич­но­сти. Он почти все время спит, ему нече­го де­лать, ибо нажил он уже огром­ное со­сто­я­ние. Во сне его му­ча­ют кош­ма­ры, наяву – при­зра­ки. Ему по­сто­ян­но ка­жет­ся, что небо па­да­ет на землю, что небо рас­ка­лы­ва­ет­ся по­по­лам страш­ной чер­ной мол­нией. Он не знает, ко­то­рый час, ему ка­жет­ся, что пят­на­дцать раз под­ряд бьют часы. Он живет в тре­вож­ном и ма­раз­ма­ти­че­ском ожи­да­нии конца света.

 6. «Тёмная тема» в творчестве Островского

Это дей­стви­тель­но уже пол­ное раз­ло­же­ние лич­но­сти. Таким об­ра­зом, «тем­ная тема» по-преж­не­му важна в твор­че­стве Ост­ров­ско­го. В конце 1870-х – на­ча­ле 1880-х гг. вы­хо­дит еще целый ряд ин­те­рес­ней­ших пьес: «Лес», «Бе­ше­ные день­ги». Осо­бен­но хо­чет­ся оста­но­вить­ся на пьесе «Волки и овцы», ра­бо­та над ко­то­рой была за­кон­че­на в 1875 году. В ос­но­ву этой пьесы легли ре­аль­ные со­бы­тия: шел уго­лов­ный про­цесс игу­ме­ньи Мит­ро­фа­нии, быв­шей ба­ро­нес­сы Розен, ко­то­рая об­ма­ном и мо­шен­ни­че­ским путем по­лу­ча­ла на­след­ство, об­ма­ны­вая до­ве­рив­ших­ся ей людей. Она имела дело с него­дя­я­ми, мо­шен­ни­ка­ми, тем­ны­ми дель­ца­ми. Имен­но такой в пьесе пред­став­ле­на свет­ская по­ме­щи­ца Мур­за­вец­кая как во­пло­ще­ние хит­ро­сти, алч­но­сти, бес­стыд­ства, бес­це­ре­мон­но­сти, хан­же­ства. Она непре­рыв­но живет с име­нем Бога на устах, при этом дела её от­нюдь не бла­го­че­сти­вы. Она ста­ра­ет­ся урвать везде, где толь­ко можно: она не пла­тит жа­ло­ва­ние своим ра­бот­ни­кам, пы­та­ет­ся при­брать к рукам со­сто­я­ние бед­ной, до­вер­чи­вой и милой жен­щи­ны Евлам­пии Ку­па­ви­ной. Она хочет вы­дать её за сво­е­го пле­мян­ни­ка Апол­ло­на Мур­за­вец­ко­го, че­ло­ве­ка ни­чтож­но­го, глу­по­го и по­лу­безум­но­го. Непри­гляд­ная де­я­тель­ность Мур­за­вец­кой – это сим­вол новых людей, по­те­ряв­ших честь и со­весть, людей, ко­то­рые в по­гоне за соб­ствен­ной вы­го­дой го­то­вы пе­рей­ти любые гра­ни­цы. Это новый тип хищ­ни­ков, ро­див­ший­ся в по­ре­фор­мен­ной Рос­сии.

 7. Анализ пьесы «Бесприданница»

Если в целом оха­рак­те­ри­зо­вать твор­че­ство Ост­ров­ско­го в конце 1870-х – на­ча­ле 1880-х гг., то нужно ска­зать, что в его про­из­ве­де­ни­ях ха­рак­те­ры услож­ня­ют­ся, а про­бле­ма­ти­ка углуб­ля­ет­ся. Самые зна­ме­ни­тые пьесы этого пе­ри­о­да – это «По­след­няя жерт­ва», «Бес­при­дан­ни­ца», «Без вины ви­но­ва­тая» и «Та­лан­ты и по­клон­ни­ки».

«Бес­при­дан­ни­ца» (1878) – пьеса зна­ме­ни­тая (рис. 11).

Ил­лю­стра­ция к пьесе А. Ост­ров­ско­го «Бес­при­да­ни­ца»

Рис. 11. Ил­лю­стра­ция к пьесе А. Ост­ров­ско­го «Бес­при­да­ни­ца»

По своей про­бле­ма­ти­ке эта пьеса на­по­ми­на­ет нам «Грозу» – в ней также вы­ве­де­на свет­лая и чи­стая лич­ность, ко­то­рая гиб­нет в мире алч­ном, злом и непра­виль­ном. Но внешне си­ту­а­ция от­ли­ча­ет­ся кар­ди­наль­но. Вме­сто диких са­мо­ду­ров здесь вполне об­ра­зо­ван­ные и ев­ро­пе­и­зи­ро­ван­ные купцы: они чи­та­ют га­зе­ты, знают ино­стран­ные языки, хо­ро­шо ори­ен­ти­ру­ют­ся в во­про­сах биз­не­са. Но внут­рен­ние из­ме­не­ния среди силь­ных мира сего пока что не про­изо­шли: со­хра­ня­ет­ся та же ди­кость и гру­бость нра­вов. И беда не в том, что тот же Кну­ров пы­та­ет­ся ку­пить бес­при­дан­ни­цу Ла­ри­су Дмит­ри­ев­ну. Он, дей­стви­тель­но, вос­хи­щен её кра­со­той и от всего серд­ца пред­ла­га­ет ей щед­рое со­дер­жа­ние. Но ужас в том, что он по­ку­па­ет её имен­но как вещь. Он не спо­со­бен оце­нить её внут­рен­нюю кра­со­ту и та­лант. Он по­ку­па­ет кра­си­вую мод­ную ве­щи­цу, с ко­то­рой он по­едет на вы­став­ку во Фран­цию. И толь­ко слу­чай­ность спа­са­ет Ла­ри­су от этой страш­ной судь­бы. Имен­но этим она от­ли­ча­ет­ся от глав­ной ге­ро­и­ни «Грозы» Ка­те­ри­ны, ко­то­рая резко вы­де­ля­лась на общем фоне и была че­ло­ве­ком со­вест­ли­вым, от­кры­тым. Ла­ри­са все-та­ки под­чи­не­на за­ко­нам этого страш­но­го вол­чье­го мира, в ко­то­ром она об­ре­че­на жить. Её уни­жа­ют, и она остро чув­ству­ет это уни­же­ние. Она стре­мит­ся к иной, более свет­лой жизни, но сил вы­рвать­ся у неё нет. Более этого, она и сама может уни­зить того, кто сла­бее, на­при­мер, она от­кры­то и бес­по­щад­но уни­жа­ет сво­е­го же­ни­ха Ка­ран­ды­ше­ва и даже не хочет за­ме­тить этого. Из­му­чен­ная, по­те­ряв­шая вся­кую на­деж­ду, в конце пьесы Ла­ри­са го­то­ва стать до­ро­гой вещью для Кну­ро­ва. Но, когда чисто слу­чай­но раз­да­ет­ся вы­стрел Ка­ран­ды­ше­ва, Ла­ри­се хва­та­ет ду­шев­ных сил по­нять, что её спас­ли от страш­ной уча­сти. По­это­му она бла­го­да­рит сво­е­го же­ни­ха и уми­ра­ет при­ми­рен­ная: она не пала так низко, как могла бы пасть. Таким об­ра­зом, в Рос­сии мно­гое ме­ня­ет­ся, но внут­рен­нее со­дер­жа­ние хищ­ных и алч­ных об­ра­зов пока еще оста­лось неиз­мен­ным.

 8. Анализ пьесы «Таланты и поклонники»

Несколь­ко по-дру­го­му кон­фликт между чи­стой душой и окру­жа­ю­щим мрач­ным и же­сто­ким миром ре­ша­ет­ся в пьесе «Та­лан­ты и по­клон­ни­ки» (1882). Речь идет о мо­ло­дой та­лант­ли­вой ак­три­се Алек­сан­дре Неги­ной, вся жизнь ко­то­рой по­свя­ще­на те­ат­ру. Она иг­ра­ет са­мо­заб­вен­но, но мир таков, что мо­ло­дой и без­за­щит­ной ак­три­се тре­бу­ет­ся силь­ный по­кро­ви­тель. Имен­но таким по­кро­ви­те­лем хотел бы стать князь Ирак­лий Ду­ле­бов. Неги­на с него­до­ва­ни­ем от­вер­га­ет его при­тя­за­ния, по­то­му что любит мо­ло­до­го, чест­но­го, на­ив­но­го, ис­крен­не­го сту­ден­та Петра Ме­лу­зо­ва. Но на­чи­на­ет­ся ин­три­га, в ре­зуль­та­те ко­то­рой ста­но­вит­ся оче­вид­ным, что Неги­на по­те­ря­ет всё и ей не быть ак­три­сой из-за от­сут­ствия се­рьез­но­го и силь­но­го по­кро­ви­те­ля. И тут на сцену вы­хо­дит до­ста­точ­но неожи­дан­ный пер­со­наж, Ве­ли­ка­тов, ко­то­рый в от­ли­чие от героя «Бес­при­дан­ни­цы» Кну­ро­ва спо­со­бен оце­нить всю ду­шев­ную кра­со­ту Неги­ной, её та­лант, ак­тер­ские спо­соб­но­сти. И он пред­ла­га­ет ей очень много, тем самым фак­ти­че­ски тоже по­ку­пая де­вуш­ку. Он пред­ла­га­ет ей свой театр, где она будет иг­рать лю­би­мые роли, будет иметь за­щи­ту и под­держ­ку. Неги­на не любит Ве­ли­ка­то­ва, но она при­ни­ма­ет его пред­ло­же­ние, по­то­му что вне те­ат­ра она своей судь­бы не мыс­лит. Пьеса за­кан­чи­ва­ет­ся пе­чаль­но: пол­но­стью раз­дав­лен­ный, уни­что­жен­ный Петя Ме­лу­зов бро­са­ет горь­кие, же­сто­кие слова, но Неги­на уже сде­ла­ла свой выбор. В этой си­ту­а­ции Ост­ров­ский по­пы­тал­ся найти воз­мож­ность при­ми­ре­ния и гар­мо­нии между силь­ны­ми мира сего, об­ла­да­те­ля­ми денег и лю­дь­ми твор­че­ски­ми, лю­дь­ми ис­кус­ства. Но финал пьесы от­нюдь не без­на­де­жен: Неги­на будет ак­три­сой, гру­бость Ве­ли­ка­то­ва со вре­ме­нем осла­бе­ет, а в об­ще­стве най­дет­ся кон­сен­сус. 

Вопросы к конспектам

Озна­комь­тесь с био­гра­фи­ей А.Н. Ост­ров­ско­го, сде­лай­те хро­но­ло­ги­че­скую таб­ли­цу зна­чи­мых дат его жизни.

Со­ставь­те таб­ли­цу ос­нов­ных пе­ри­о­дов твор­че­ства Ост­ров­ско­го.

* На­пи­ши­те со­чи­не­ние-раз­мыш­ле­ние на тему «Вклад Ост­ров­ско­го в со­зда­ние рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го те­ат­ра».

Последнее изменение: Четверг, 22 Июнь 2017, 22:39