Сборник "Миргород": Композиция и проблематика

1. Общая характеристика сборника «Миргород»

1835 год – год ве­ли­чай­ше­го твор­че­ско­го подъ­ема Го­го­ля (рис. 1).

Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Го­голь

Рис. 1. Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Го­голь

В этом году на­пи­са­но столь­ко, что непо­нят­но, как Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич успе­вал все это. Был бук­валь­но за пол­то­ра ме­ся­ца на­пи­сан «Ре­ви­зор», вышел сбор­ник «Ара­бес­ки» (рис. 2),

Ти­туль­ный лист сбор­ни­ка «Ара­бес­ки» (1833)

Рис. 2. Ти­туль­ный лист сбор­ни­ка «Ара­бес­ки» (1833)

где од­но­вре­мен­но с кри­ти­че­ски­ми ста­тья­ми, с эссе Го­голь на­чи­на­ет пуб­ли­ко­вать свои пе­тер­бург­ские по­ве­сти, а имен­но: «Нев­ский про­спект», «Порт­рет», «За­пис­ки су­ма­сшед­ше­го».

Ти­туль­ный лист сбор­ни­ка «Мир­го­род» (1835)

Рис. 3. Ти­туль­ный лист сбор­ни­ка «Мир­го­род» (1835)

В этом же году по­яв­ля­ет­ся сбор­ник «Мир­го­род» (рис. 3), ко­то­рый со­сто­ит из че­ты­рех по­ве­стей: «Ста­ро­свет­ские по­ме­щи­ки», «Тарас Буль­ба», «Вий» и «По­весть о том, как по­ссо­рил­ся Иван Ива­но­вич с Ива­ном Ни­ки­фо­ро­ви­чем». И сразу же воз­ни­ка­ет мно­же­ство во­про­сов, ко­то­рые воз­ник­ли и у то­гдаш­ней кри­ти­ки. Кри­ти­ка уста­ми Бе­лин­ско­го (рис. 4) рас­хва­ли­ла этот новый этап в твор­че­стве Го­го­ля.

В.Г. Бе­лин­ский

Рис. 4. В.Г. Бе­лин­ский

Бе­лин­ский го­во­рил о том, что Го­голь стал се­рьез­нее, стал глуб­же про­ни­кать в тайны жизни. В то же время Бе­лин­ский вы­ска­зы­вал и ряд недо­уме­ний, осо­бен­но это ка­са­лось пер­вой по­ве­сти: «Возь­ми­те его «Ста­ро­свет­ских по­ме­щи­ков»: что в них? Две па­ро­дии на че­ло­ве­че­ство в про­дол­же­ние несколь­ких де­сят­ков лет пьют и едят, едят и пьют, а потом, как во­дит­ся ис­ста­ри, уми­ра­ют. Но от­че­го же это оча­ро­ва­ние? Вы […] при­ни­ма­е­те уча­стие в пер­со­на­жах по­ве­сти, сме­е­тесь над ними, но без зло­сти, и потом ры­да­е­те с Па­ле­мо­ном о его Бав­ки­де, со­стра­да­е­те его глу­бо­кой, незем­ной го­ре­сти…» Со­зда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что от кри­ти­ки усколь­за­ла про­бле­ма­ти­ка по­ве­стей Го­го­ля.

Можно по­го­во­рит и о на­зва­нии. С одной сто­ро­ны, по­нят­но, что речь идет об одном из со­вер­шен­но за­уряд­ных про­вин­ци­аль­ных ма­ло­рос­сий­ских го­род­ков. Го­голь пишет, что глав­ной до­сто­при­ме­ча­тель­но­стью этого го­род­ка была огром­ная лужа по­сре­ди го­род­ской пло­ща­ди. Но с дру­гой сто­ро­ны, в этом на­зва­нии зву­чат и дру­гие слова: «Мир­го­род», «мир», «город». Воз­мож­но, самое на­зва­ние на­ме­ка­ет на некую более уни­вер­саль­ную и мас­штаб­ную про­бле­ма­ти­ку. Но боль­ше всего во­про­сов воз­ни­ка­ет по дру­го­му по­во­ду: перед нами че­ты­ре по­ве­сти, со­вер­шен­но раз­ные не толь­ко по сю­же­ту, но и по жанру.

Пер­вая по­весть по­свя­ще­на двум ста­рич­кам, го­ря­чо и ис­кренне лю­бя­щим друг друга: Пуль­хе­рии Ива­новне и Афа­на­сию Ива­но­ви­чу, ко­то­рые едят и пьют, а потом уми­ра­ют.

Вто­рая по­весть со­вер­шен­но иного плана: мощ­ные ге­ро­и­че­ские фи­гу­ры Та­ра­са Буль­бы и его сы­но­вей, Оста­па и Ан­д­рия, по­дви­ги, страш­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия от­да­лен­ных эпох.

Тре­тья по­весть на­пи­са­на в жанре ро­ман­ти­че­ской фан­та­сти­ки: ведь­мы, черти, по­ту­сто­рон­ние су­ще­ства, храб­рый казак Хома Брут, ко­то­рый не смог одо­леть са­мо­го Вия и ока­зал­ся жерт­вой де­мо­ни­че­ской пан­ноч­ки.

И, на­ко­нец, чет­вер­тая по­весть, на­пи­сан­ная в духе жест­ко­го ре­а­лиз­ма. До­ста­точ­но гад­кие обы­ва­те­ли ма­лень­ко­го жал­ко­го го­род­ка с их ма­лень­ки­ми стра­стя­ми, с их гряз­ной по­все­днев­ной и уны­лой жиз­нью.

Что может объ­еди­нять эти по­ве­сти? И дей­стви­тель­но ли они объ­еди­не­ны неслу­чай­но? Со­став­ля­ют ли они про­сто некое со­бра­ние по­ве­стей, или же здесь можно го­во­рить о неко­ем един­стве, идео­ло­ги­че­ском, ху­до­же­ствен­ном? Для этого по­сле­до­ва­тель­но рас­смот­рим каж­дое из этих про­из­ве­де­ний.

 2. Анализ повести «Старосветские помещики»

Итак, «Ста­ро­свет­ские по­ме­щи­ки» (рис. 5).

«Афа­на­сий Ива­но­вич и Пуль­хе­рия Ива­нов­на» (П.П. Со­ко­лов. Ил. к по­ве­сти Н.В. Го­го­ля «Ста­ро­свет­ские по­ме­щи­ки», 1853)

Рис. 5. «Афа­на­сий Ива­но­вич и Пуль­хе­рия Ива­нов­на» (П.П. Со­ко­лов. Ил. к по­ве­сти Н.В. Го­го­ля «Ста­ро­свет­ские по­ме­щи­ки», 1853)

В этой по­ве­сти со­дер­жит­ся некий намек, ключ, ко­то­рый дол­жен от­крыть двер­цу, за ко­то­рой со­дер­жит­ся общая идея по­вест­во­ва­ния. Неправ был, ви­ди­мо, Бе­лин­ский, когда он счел ге­ро­ев этой по­ве­сти жал­ки­ми, ни­чтож­ны­ми, ве­ду­щи­ми по­лу­ра­с­ти­тель­ное, по­лу­жи­вот­ное су­ще­ство­ва­ние. Эта неправо­та зву­чит даже в при­ве­ден­ных выше сло­вах Бе­лин­ско­го, ведь он срав­ни­ва­ет Афа­на­сия Ива­но­ви­ча и Пуль­хе­рию Ива­нов­ну с неки­ми Фи­ле­мо­ном и Бав­ки­дой, пер­со­на­жа­ми вы­со­ко­го ан­тич­но­го мифа (рис. 6).

«Мер­ку­рий и Юпи­тер в доме Фи­ле­мо­на и Бав­ки­ды» (Якоб ван Ост Стар­ший, XVII век)

Рис. 6. «Мер­ку­рий и Юпи­тер в доме Фи­ле­мо­на и Бав­ки­ды» (Якоб ван Ост Стар­ший, XVII век)

А если ге­ро­ев можно срав­нить с пер­со­на­жа­ми та­ко­го вы­со­ко­го мифа, зна­чит, и пер­со­на­жи эти не такие уж низ­мен­ные. Вспом­ним, кто такие Бав­ки­да и Па­ле­мон, или, как сей­час его часто на­зы­ва­ют, Фи­ле­мон. Это были ста­рик со ста­ру­хой, детей у них не было, они жили в кро­шеч­ной де­ре­вуш­ке, и вся их жизнь была по­свя­ще­на друг другу. Вот это веч­ная лю­бовь, а еще доб­ро­де­тель. Они ни­ко­му и ни­ко­гда не при­чи­ни­ли зла. Более того, боги по­сла­ли им ис­пы­та­ние. Об этом за­ме­ча­тель­но рас­ска­зы­ва­ет­ся, на­при­мер, в «Ме­та­мор­фо­зах» ве­ли­ко­го рим­ско­го поэта Ови­дия. Од­на­ж­ды при­шли некие стран­ни­ки в де­рев­ню, где жили Фи­ле­мон и Бав­ки­да. Они по­сту­ча­лись бук­валь­но во все дома, но ни один из жи­те­лей их не пу­стил. И толь­ко Фи­ле­мон и Бав­ки­да при­вет­ли­во рас­пах­ну­ли двери, не спра­ши­вая, что это за люди. Они тут же вы­ло­жи­ли на стол всю свою снедь, ко­то­рая при­го­тов­ле­на была на много дней впе­ред. Т. е. они сами рис­ко­ва­ли остать­ся без еды. Но они по­да­ли го­стям умыть­ся, по­са­ди­ли их за стол, и, как обыч­но бы­ва­ет в таких слу­ча­ях, когда все рас­се­лись, над го­ло­ва­ми го­стей про­си­ял бо­же­ствен­ный свет. Это боги по­се­ти­ли скром­ное жи­ли­ще Фи­ле­мо­на и Бав­ки­ды. За их го­сте­при­им­ство, ра­ду­шие, доб­ро­ту боги на­гра­ди­ли их: они дали им дол­гую бес­пе­чаль­ную жизнь. Фи­ле­мон и Бав­ки­да ста­но­вят­ся жре­ца­ми в храме Зевса Го­сте­при­им­но­го. И боги да­ру­ют им од­но­вре­мен­ную смерть, вер­нее, не смерть, а пре­вра­ще­ние. Фи­ле­мон видит, как его Бав­ки­да пре­вра­ща­ет­ся в пре­крас­ное де­ре­во, а Бав­ки­да видит, как Фи­ле­мон ста­но­вит­ся таким же точно де­ре­вом. Они успе­ва­ют по­про­щать­ся друг с дру­гом. Затем эти де­ре­вья несколь­ко сто­ле­тий стоят рядом, радуя друг друга и окру­жа­ю­щих людей.

Вот с ка­ки­ми пер­со­на­жа­ми срав­ни­ва­ет не толь­ко Бе­лин­ский, но и сам Го­голь своих ге­ро­ев по­ве­сти «Ста­ро­свет­ские по­ме­щи­ки». Но не толь­ко с пер­со­на­жа­ми вы­со­ко ан­тич­но­го мифа свя­зы­ва­ет своих ге­ро­ев Го­голь. Об­ра­тим­ся к пер­вым стра­ни­цам по­ве­сти. Си­ту­а­ция немно­го стран­ная. Го­во­рит­ся о цве­ту­щем и пло­до­но­ся­щем саде, в ко­то­ром живут ста­ро­свет­ские по­ме­щи­ки. Че­ре­му­ха и од­но­вре­мен­но си­рень цве­тет в этом саду, де­ре­вья уни­за­ны яб­ло­ка­ми, гру­ша­ми, баг­ря­ным цве­том крас­нею вишни. В до­ми­ке ста­ро­свет­ских по­ме­щи­ков изоб­ра­же­ны на ди­ва­нах птицы, по­хо­жие на цветы, и цветы, по­хо­жие на птиц. Это ан­ту­раж рая, хотя рай по­ло­жен людям после зем­ной жизни. Но есть дру­гая ле­ген­да, ко­то­рая го­во­рит о неко­ем пре­крас­ном вре­ме­ни, ко­то­рое су­ще­ство­ва­ло на земле. Ра­зу­ме­ет­ся, ле­ген­да эта о зо­ло­том веке. Она при­ш­ла к нам из ан­тич­но­сти. Пер­вым за­пи­сал эту ле­ген­ду древ­не­гре­че­ский поэт Ге­си­од (рис. 7),

Ге­си­од

Рис. 7. Ге­си­од

затем она по­вто­ре­на у рим­ско­го поэта Ови­дия (рис. 8).

Пуб­лий Ови­дий Назон (древ­не­рим­ский поэт)

Рис. 8. Пуб­лий Ови­дий Назон (древ­не­рим­ский поэт)

Что же это за ле­ген­да? Было неко­гда время, когда люди жили в бла­жен­стве и без­мя­теж­но­сти, земля да­ва­ла все для про­пи­та­ния, реки текли мо­ло­ком и медом, вечно цвела весна, а с нею вме­сте и лето. Таким об­ра­зом, мы можем от­чет­ли­во уви­деть, что зо­ло­той век – это да­ле­кое про­шлое, но на про­стран­стве усадь­бы ста­ро­свет­ских по­ме­щи­ков со­хра­нил­ся ка­кой-то оско­лок зо­ло­то­го века. Там время про­те­ка­ет мед­лен­но, бла­жен­но, ста­ро­свет­ские по­ме­щи­ки ни­ко­гда и ни­ко­му не де­ла­ют зла. Да, без­услов­но, их жизнь, может быть, на­зва­на низ­мен­ной, но с важ­ной кор­рек­ти­вой: сам Го­голь го­во­рит: «низ­мен­ная, бу­ко­ли­че­ская жизнь их». Бу­ко­ли­ки, или идил­лия – это тоже свое­об­раз­ный ли­те­ра­тур­ный жанр, при­шед­ший из ан­тич­но­сти. Бес­по­лез­но предъ­яв­лять к идил­ли­че­ско­му герою тре­бо­ва­ния ка­кой-то го­су­дар­ствен­ной де­я­тель­но­сти, тре­бо­ва­ние ка­ких-то по­дви­гов, де­я­ний. Ведь идил­ли­че­ский герой – это че­ло­век, ко­то­рый живет в мире с окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­стью, с соб­ствен­ной судь­бой, со своей душой. Имен­ной таких ге­ро­ев изоб­ра­жа­ет нам Го­голь. Кроме того, по­доб­но своим ан­тич­ным пред­ше­ствен­ни­кам, они ис­кренне го­сте­при­им­ны. Но Го­голь пре­крас­но по­ни­ма­ет, что на про­стран­стве со­вре­мен­ной жизни идил­ли­че­ской, вол­шеб­ной ре­а­ли­за­ции герой не по­лу­чит, по­это­му если ан­тич­ные пер­со­на­жи Фи­ле­мон и Бав­ки­да за­слу­жи­ли ми­лость богов и умер­ли в один и тот же миг, то этого не про­изой­дет с ге­ро­я­ми Го­го­ля. Ведь по­весть эта не о том, как они едят и пьют, хотя если по­счи­тать, сколь­ко раз герои при­ни­ма­ют пищу, то по­лу­чит­ся около де­ся­ти раз в день. По­весть эта о ве­ли­кой любви, ко­то­рая свя­зы­ва­ет этих двоих. А то, что они немо­ло­ды, не имеет зна­че­ния, мы пом­ним веч­ную лю­бовь, свя­зы­вав­шую Три­ста­на и Изоль­ду (рис. 9),

«Три­стан и Изоль­да» (Д.У. Уо­тер­ха­ус, 1916)

Рис. 9. «Три­стан и Изоль­да» (Д.У. Уо­тер­ха­ус, 1916)

Фран­чес­ку Ри­ми­ни и Паоло (рис. 10).

«Паоло и Фран­чес­ка» (Э.Ч. Халле)

Рис. 10. «Паоло и Фран­чес­ка» (Э.Ч. Халле)

Но лю­бовь Афа­на­сия Ива­но­ви­ча (рис. 11)

«Афа­на­сий Ива­но­вич» (П. Бо­клев­ский, Ил. к по­ве­сти «Ста­ро­свет­ские по­ме­щи­ки», 1887)

Рис. 11. «Афа­на­сий Ива­но­вич» (П. Бо­клев­ский, Ил. к по­ве­сти «Ста­ро­свет­ские по­ме­щи­ки», 1887)

и Пуль­хе­рии Ива­нов­ны (рис. 12)

«Пуль­хе­рия Ива­нов­на» (П. Бо­клев­ский, Ил. к по­ве­сти «Ста­ро­свет­ские по­ме­щи­ки», 1887)

Рис. 12. «Пуль­хе­рия Ива­нов­на» (П. Бо­клев­ский, Ил. к по­ве­сти «Ста­ро­свет­ские по­ме­щи­ки», 1887)

не менее силь­на. Пуль­хе­рия Ива­нов­на, как мы, может быть, пом­ним, видит вер­нув­шу­ю­ся вне­зап­но серую ко­шеч­ку, ко­то­рую сма­ни­ли коты, но она по­че­му-то вер­ну­лась, оди­чав­шая, стран­ная, поела пред­ло­жен­ную пищу, а затем, дико мя­ук­нув, вы­прыг­ну­ла в окно. Ка­за­лось бы, пу­стяк, за­бав­ное про­ис­ше­ствие, но Пуль­хе­рия Ива­нов­на по­ни­ма­ет: это смерть при­хо­ди­ла за ней. Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли на­хо­дят в этом эпи­зо­де связь с жи­тий­ной ли­те­ра­ту­рой. Дей­стви­тель­но, в жи­ти­ях свя­тых людям чи­стой жизни и свет­лой души яв­ля­ет­ся некая бо­же­ствен­ная ми­лость: их пре­ду­пре­жда­ют о гря­ду­щей кон­чине. Го­голь не со­би­ра­ет­ся здесь вы­дер­жи­вать вы­со­кий, па­те­ти­че­ский, на­пря­жен­ный тон, и по­это­му он немно­го сни­жа­ет эту си­ту­а­цию: не ангел при­хо­дит к ста­рич­кам, а вот эта стран­но­ва­тая серая ко­шеч­ка. Од­на­ко, по­доб­но жи­тий­ным пер­со­на­жам, Пуль­хе­рия Ива­нов­на спо­соб­на пред­ви­деть свою ги­бель. И рас­ста­ют­ся ста­ри­ки. Пять лет живет в оди­но­че­стве Афа­на­сий Ива­но­вич. Даль­ше Го­голь вво­дит некую но­вел­лу, ко­то­рая, ка­за­лось, не имеет пря­мо­го от­но­ше­ния к дей­ствию. Он рас­ска­зы­ва­ет о неко­ем мо­ло­дом че­ло­ве­ке, ко­то­рый был влюб­лен в свою неве­сту безум­но, страст­но, нежно, дерз­ко, ро­ман­ти­че­ски. Неве­ста по­ги­ба­ет, и мо­ло­дой че­ло­век ни в чем не на­хо­дит себе от­ра­ды, он два­жды пы­та­ет­ся по­кон­чить с собой, горе его без­мер­но, в нем нет ни тени на­деж­ды на ка­кое-то ду­шев­ное успо­ко­е­ние. Но менее чем через год рас­сказ­чик видит этого мо­ло­до­го че­ло­ве­ка в об­ще­стве мо­ло­день­кой жены на свет­ском рауте, где он ве­се­ло иг­ра­ет в карты. Вот такая лю­бовь царит в со­вре­мен­ном мире, ко­то­рый от­нюдь не яв­ля­ет­ся зо­ло­тым. Герои зо­ло­то­го века оста­ют­ся верны друг другу до са­мо­го жиз­нен­но­го фи­на­ла. Даль­ше Го­голь рас­ска­зы­ва­ет о том, что в ка­кой-то мо­мент оди­но­кий, за­бро­шен­ный Афа­на­сий Ива­но­вич слы­шит среди яс­но­го лет­не­го дня ка­кой-то голос, ко­то­рый ти­хо­неч­ко зовет его. Го­голь го­во­рит о том, что мы ино­гда слы­шим та­ко­го рода го­ло­са, и у нас мороз про­бе­га­ет по коже, по­то­му что го­ло­са эти – это го­ло­са не на­ше­го мира, а ка­ко­го-то иного ми­сти­че­ско­го мира. Но Афа­на­сий Ива­но­вич чув­ству­ет толь­ко ра­дость и бес­ко­неч­ное сча­стье: «Это она по­зва­ла меня», – го­во­рит он и уми­ра­ет успо­ко­ен­ный. Он на­де­ет­ся на по­смерт­ную встре­чу с Пуль­хе­ри­ей Ива­нов­ной. И вот таким об­ра­зом зо­ло­той век тут явно за­дей­ство­ван Го­го­лем. Но если вспом­нить ле­ген­ду це­ли­ком, то мы уви­дим, что зо­ло­тым веком тут дело не огра­ни­чи­ва­ет­ся. Со­глас­но ан­тич­ной ле­ген­де после зо­ло­то­го века на­сту­пил век ка­че­ством по­ху­же – се­реб­ря­ный. Все еще было много еды, все еще не было войн и бо­лез­ней, но на­сту­пи­ла зима, к людям стала при­хо­дить ста­рость, и по­яви­лась смерть. И вот имен­но по­яв­ле­ние се­реб­ря­но­го века со ста­ро­стью и смер­тью мы можем на­блю­дать в «Ста­ро­свет­ских по­ме­щи­ках».

Но тогда у нас кар­ти­на про­яс­ня­ет­ся, ведь сле­дом за се­реб­ря­ным веком, с точки зре­ния Ге­си­о­да и Ови­дия, дол­жен был по­явить­ся мед­ный век, век по­и­стине страш­ный. Гор­дые, му­же­ствен­ные, сви­ре­пые люди на­се­ля­ли этот век. Они непре­рыв­но сра­жа­лись друг с дру­гом, у них было мед­ное ору­жие, и даже жи­ли­ща были из меди. И все они, ис­тре­бив друг друга, по­гиб­ли, и следа от них не оста­лось.

 3. Анализ повести «Тарас Бульба»

Те­перь мы не уди­вим­ся, что имен­но на вто­ром месте стоит по­весть «Тарас Буль­ба». Имен­но там мы видим страш­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия гор­дых, му­же­ствен­ных и часто бес­по­щад­ных ге­ро­ев. Это, сво­е­го рода, идеал, но идеал дру­го­го плана. В пер­вой по­ве­сти мы имеем дело с иде­а­лом идил­ли­че­ским, где крот­кие и чи­стые серд­цем герои живут в мире с собой и с окру­жа­ю­щей их тихой и мир­ной при­ро­дой. Во вто­рой по­ве­сти нам да­ет­ся идеал дру­го­го типа – идеал ге­ро­и­че­ский. И точно так, как бес­смыс­лен­но предъ­яв­лять к идил­ли­че­ско­му герою тре­бо­ва­ния ве­ли­ких де­я­ний, точно так бес­смыс­лен­но упре­кать Та­ра­са Буль­бу (рис. 13)

Тарас (Киб­рик Е., Ил. к по­ве­сти «Тарас Буль­ба», 1945)

Рис. 13. Тарас (Киб­рик Е., Ил. к по­ве­сти «Тарас Буль­ба», 1945)

или Оста­па (рис. 14)

Остап (Киб­рик Е., Ил. к по­ве­сти «Тарас Буль­ба», 1945)

Рис. 14. Остап (Киб­рик Е., Ил. к по­ве­сти «Тарас Буль­ба», 1945)

в из­лиш­ней же­сто­ко­сти.

Ан­дрий (Киб­рик Е., Ил. к по­ве­сти «Тарас Буль­ба», 1945)

Рис. 15. Ан­дрий (Киб­рик Е., Ил. к по­ве­сти «Тарас Буль­ба», 1945)

Ведь Го­голь го­во­рит о том, что Тарас Буль­ба и его то­ва­ри­щи уби­ва­ли не про­сто на поле боя, ино­гда они уни­что­жа­ли и мир­ное на­се­ле­ние. Но тут надо от­чет­ли­во по­нять, что Го­голь имел се­рьез­ные ве­ли­кие об­раз­цы в ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ре, ко­то­рые он по­пы­тал­ся пе­ре­са­дить на рус­скую почву. «Тарас Буль­ба» на­по­ми­на­ет нам ан­тич­ный эпос, а имен­но «Или­а­ду». Го­голь осо­зна­вал это сход­ство, более того, он спе­ци­аль­но пы­тал­ся его под­черк­нуть, вот ма­лень­кие при­ме­ры тому. В «Илиа­де» есть до­ста­точ­но длин­ный спи­сок ко­раб­лей гре­ков, ко­то­рые при­плы­ли под Трою, чтобы сра­жать­ся за пре­крас­ную Елену. Го­голь в по­ве­сти «Тарас Буль­ба» дает нам почти такой же длин­ный спи­сок ка­зац­ких ку­ре­ней, ко­то­рые при­хо­дят на поле битвы. В «Илиа­де» по­яв­ля­ет­ся сна­ча­ла один Аякс, затем вто­рой герой, тре­тий, чтобы под­черк­нуть, что ге­ро­ев много. У Го­го­ля по­яв­ля­ет­ся Ку­ку­бен­ко, затем вто­рой, ко­то­рый об­ла­да­ет та­ки­ми же ге­ро­и­че­ски­ми ка­че­ства­ми. Во вто­рой ре­дак­ции по­ве­сти Го­голь со­зна­тель­но вво­дил скры­тые ци­та­ты из ве­ли­ко­го Го­ме­ра (рис. 16).

Гомер

Рис. 16. Гомер

Таким об­ра­зом, перед нами эпос, ве­ли­че­ствен­ные, эпи­че­ские герои. Ин­те­рес­но и то, что в «Та­ра­се Буль­бе» со­еди­не­ны раз­ные эпохи: в про­из­ве­де­нии есть и со­бы­тия XIV, и XV, и даже XVI века в таком свое­об­раз­ном сме­ше­нии. И это не ошиб­ка ав­то­ра. Го­голь пре­крас­но знал ис­то­рию Ма­ло­рос­сии, но он хотел со­здать некий уни­вер­саль­ный образ ге­ро­и­че­ско­го про­шло­го.

А те­перь об­ра­тим­ся к оглав­ле­нию сбор­ни­ка «Мир­го­род», ко­то­рый со­сто­ит из двух ча­стей. Пер­вая часть пред­став­ле­на двумя по­ве­стя­ми: «Ста­ро­свет­ские по­ме­щи­ки» и «Тарас Буль­ба». Таким об­ра­зом, нам да­ет­ся два со­вер­шен­но раз­лич­ных, но иде­аль­ных по­стро­е­ния. Не каж­дый че­ло­век может про­жить идил­ли­че­скую или ге­ро­и­че­скую жизнь, а вот вме­сте они со­зда­ют некий образ иде­а­ла.

 4. Анализ повести «Вий»

Затем идет часть вто­рая, ко­то­рая со­сто­ит из по­ве­стей «Вий» и «По­ве­сти о том, как по­ссо­ри­лись Иван Ива­но­вич с Ива­ном Ни­ки­фо­ро­ви­чем». Что же го­во­рит нам ан­тич­ная ле­ген­да? После мед­но­го века, после этих страш­ных людей, со­вер­шав­ших по­дви­ги и ис­чез­нув­ших с лица земли, на­сту­па­ет некий по­след­ний век, ан­тич­ные ав­то­ры на­зы­ва­ют его же­лез­ным веком. И пер­вый при­знак же­лез­но­го века – это некое оску­де­ние че­ло­ве­че­ских душ. Люди ста­но­вят­ся сла­бы­ми, мел­ки­ми, ме­лоч­ны­ми. И вот, по­хо­же, такую си­ту­а­цию мы на­блю­да­ем в по­ве­сти «Вий». Там дей­ству­ют три пер­со­на­жа, от­пу­щен­ные на ка­ни­ку­лы в бур­са­ки: бо­го­слов Ха­ля­ва, фи­ло­соф Хома Брут и ритор, самый млад­ший из них, Ти­бе­рий Го­ро­бец (рис. 17).

«Ха­ля­ва, Брут и Го­ро­бец, за­стиг­ну­тые су­мер­ка­ми в степи» (М. Ми­ке­шин, 1877)

Рис. 17. «Ха­ля­ва, Брут и Го­ро­бец, за­стиг­ну­тые су­мер­ка­ми в степи» (М. Ми­ке­шин, 1877)

Внешне они очень по­хо­жи на за­по­рож­ских ка­за­ков: у них такие же усы, такие же ши­ро­чен­ные ша­ро­ва­ры, они с таким же эн­ту­зи­аз­мом курят труб­ки-люль­ки, они любят бо­га­тыр­ски объ­есть­ся и по­спать в ло­пу­хах. Но что-то в них непо­пра­ви­мо из­ме­ни­лось. Даже имена у них стран­ные: Ха­ля­ва – дар­мов­щин­ка, лень; Хома Брут – Хома – это про­сто­на­род­ный ва­ри­ант имени Фома, а Брут – это пер­со­наж рим­ской ис­то­рии, ти­ран­обо­рец; Ти­бе­рий Го­ро­бец – Ти­бе­рий – имя гроз­но­го рим­ско­го им­пе­ра­то­ра, а Го­ро­бец – ма­ло­рос­сий­ский во­ро­бей. Эти герои пу­те­ше­ству­ют по степи, но все вне­зап­но ме­ня­ет­ся и они по­па­да­ют в иное про­стран­ство – про­стран­ство, на­пол­нен­ное злом. Там цар­ству­ет пан­ноч­ка, ко­то­рая ока­зы­ва­ет­ся страш­ной ведь­мой, при­чем сила её неве­ро­ят­но ве­ли­ка.

«Вто­рая ночь Хомы Брута» (Э. Но­ви­ков, Ил. к по­ве­сти «Вий»)

Рис. 18. «Вто­рая ночь Хомы Брута» (Э. Но­ви­ков, Ил. к по­ве­сти «Вий»)

По­на­ча­лу Хоме Бруту уда­лось с ней спра­вить­ся: он избил ее до смер­ти, и страш­ная де­мо­ни­че­ская ста­ру­ха пре­вра­ща­ет­ся в де­вуш­ку. Ка­за­лось бы, по­бе­да обес­пе­че­на, но, ока­зы­ва­ет­ся, не все так про­сто. Даже по­смерт­ная сила пан­ноч­ки ве­ли­ка на­столь­ко, что ее длин­ная рука про­тя­ги­ва­ет­ся в сам город Киев, и имен­но от­ту­да из­вле­чен Хома Брут и при­ве­ден к ее из­го­ло­вью, чтобы три дня чи­тать над ней мо­лит­вы. Т. е. со­вер­шен­но ясно, что Хоме Бруту при­дет­ся бить­ся с нечи­стой силой. Жизнь на­пол­не­на злом, жизнь тре­бу­ет ге­ро­и­че­ско­го на­ча­ла, но этого на­ча­ла в Хоме Бруте прак­ти­че­ски уже не оста­лось. Вот как он раз­го­ва­ри­ва­ет с отцом пан­ноч­ки, су­ро­вым и гроз­ным сот­ни­ком:

Сот­ник спра­ши­ва­ет:

– А кто был твой отец?

– Не знаю, вель­мож­ный пан, – от­ве­ча­ет Хома Брут.

– А мать твоя?

– И ма­те­ри не знаю…

А даль­ше он го­во­рит:

– …и сам я – черт знает что. Ни­ка­ко­го виду с меня нет.

Вот та­ко­во са­мо­со­зна­ние героя. Жизнь тре­бу­ет ге­ро­и­че­ско­го на­ча­ла, но героя нет, по­это­му зло на про­стран­стве по­ве­сти тор­же­ству­ет. Хома Брут по­ка­зал некую ду­шев­ную сла­бость. Он по­смот­рел на Вия (рис. 19),

«Вий» (Э. Но­ви­ков, Ил. к по­ве­сти «Вий»)

Рис. 19. «Вий» (Э. Но­ви­ков, Ил. к по­ве­сти «Вий»)

хотя внут­рен­ний голос ка­те­го­ри­че­ски не со­ве­то­вал ему этого де­лать. Так и при­хо­дит на землю же­лез­ный век.

 5. Анализ «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

В по­след­ней по­ве­сти Го­голь по­ка­зы­ва­ет, что не толь­ко ге­ро­и­че­ское на­ча­ло ис­че­за­ет из мира, но и люди пе­ре­ста­ют быть ге­ро­я­ми, пе­ре­ста­ют быть лю­дь­ми.

«По­весть о том, как по­ссо­рил­ся Иван Ива­но­вич с Ива­ном Ни­ки­фо­ро­ви­чем» (А. Буб­нов, 1952)

Рис. 20. «По­весть о том, как по­ссо­рил­ся Иван Ива­но­вич с Ива­ном Ни­ки­фо­ро­ви­чем» (А. Буб­нов, 1952)

Мало того, что-то стран­ное про­ис­хо­дит с че­ло­ве­че­ством во­об­ще. На что похож город, в ко­то­ром про­жи­ва­ют Иван Ива­но­вич и Иван Ни­ки­фо­ро­вич? То ли это стоп­ка бли­нов, то ли это ка­кая-то губка, стран­ный гриб, урод­ли­вый на­рост на теле земли. Ир­ра­ци­о­наль­ность про­ни­ка­ет даже в рас­сказ са­мо­го рас­сказ­чи­ка, ко­то­рый бес­пре­рыв­но вос­хи­ща­ет­ся Ива­ном Ива­но­ви­чем: «Пре­крас­ный че­ло­век Иван Ива­но­вич!» Но чем? У него «Слав­ная бе­ке­ша», «Его знает и ко­мис­сар пол­тав­ский», «Он очень любит дыни». И это ка­че­ства пре­крас­но­го че­ло­ве­ка? Т. е. стран­ность в самом рас­ска­зе. Мало того, ка­кая-то стран­ность про­ни­ка­ет еще глуб­же: на­чи­на­ет­ся срав­не­ние Ивана Ива­но­ви­ча и Ивана Ни­ки­фо­ро­ви­ча, ко­то­рое вне­зап­ным об­ра­зом рас­пол­за­ет­ся. Го­во­рит­ся о том, что «у Ивана Ни­ки­фо­ро­ви­ча глаза ма­лень­кие, жел­то­ва­тые, со­вер­шен­но про­па­да­ю­щие между гу­стых бро­вей и пух­лых щек, и нос в виде спе­лой сливы», (рис. 21)

«Иван Ни­ки­фо­ро­вич» (П. Бо­клев­ский, Ил. к «По­ве­сти о том, как по­ссо­рил­ся Иван Ива­но­вич с Ива­ном Ни­ки­фо­ро­ви­чем», 1882)

Рис. 21. «Иван Ни­ки­фо­ро­вич» (П. Бо­клев­ский, Ил. к «По­ве­сти о том, как по­ссо­рил­ся Иван Ива­но­вич с Ива­ном Ни­ки­фо­ро­ви­чем», 1882)

а «У Ивана Ива­но­ви­ча боль­шие вы­ра­зи­тель­ные глаза та­бач­но­го цвета и рот несколь­ко похож на букву ижицу» (рис. 22)

«Иван Ива­но­вич» (П. Бо­клев­ский, Ил. к «По­ве­сти о том, как по­ссо­рил­ся Иван Ива­но­вич с Ива­ном Ни­ки­фо­ро­ви­чем», 1882)

Рис. 22. «Иван Ива­но­вич» (П. Бо­клев­ский, Ил. к «По­ве­сти о том, как по­ссо­рил­ся Иван Ива­но­вич с Ива­ном Ни­ки­фо­ро­ви­чем», 1882)

Есть срав­не­ние еще более стран­ное. Рас­сказ­чик го­во­рит о том, что «Иван Ива­но­вич несколь­ко бо­яз­ли­во­го ха­рак­те­ра», а «У Ивана Ни­ки­фо­ро­ви­ча, на­про­тив того, ша­ро­ва­ры в таких ши­ро­ких склад­ках, что если бы раз­дуть их, то в них можно бы по­ме­стить весь двор с ам­ба­ра­ми и стро­е­ни­ем». И вот эта зло­ве­щая ир­ра­ци­о­наль­ность и в жизни ге­ро­ев, и в их внут­рен­нем об­ли­ке и даже в самом рас­ска­зе рас­сказ­чи­ка го­во­рит нам о том, что жизнь непо­пра­ви­мо ис­пор­че­на. На­сту­па­ет тот самый же­лез­ный век. Пер­вым при­зна­ком же­лез­но­го века, как мы уже го­во­ри­ли, яв­ля­ет­ся из­мель­ча­ние че­ло­ве­че­ских душ, ка­кая-то сла­бость и жал­кость ха­рак­те­ров. Люди дей­стви­тель­но пе­ре­ста­ют быть лю­дь­ми. На­при­мер, Иван Ива­но­вич любит бе­се­до­вать с ни­щи­ми, рас­спра­ши­вать о нужде, а в итоге даже не по­дать, что яв­ля­ет­ся крайне ан­ти­че­ло­ве­че­ским ка­че­ством (рис. 23):

…Иван Ива­но­вич никак не утер­пит, чтоб не обой­ти всех нищих. Он бы, может быть, и не хотел за­нять­ся таким скуч­ным делом, если бы не по­буж­да­ла его к тому при­род­ная доб­ро­та.

– Здо­ро­во, небо­го! – обык­но­вен­но го­во­рил он, отыс­кав­ши самую ис­ка­ле­чен­ную бабу, в изо­дран­ном, сши­том из за­плат пла­тье. – От­ку­да ты, бед­ная?

– Я, па­ноч­ку, из ху­то­ра при­ш­ла: тре­тий день, как не пила, не ела, вы­гна­ли меня соб­ствен­ные дети.

– Бед­ная го­ло­вуш­ка, чего ж ты при­ш­ла сюда?

– А так, па­ноч­ку, ми­ло­сты­ни про­сить, не даст ли кто-ни­будь хоть на хлеб.

– Гм! что ж, тебе разве хо­чет­ся хлеба? – обык­но­вен­но спра­ши­вал Иван Ива­но­вич.

– Как не хо­теть! го­лод­на, как со­ба­ка.

– Гм! – от­ве­чал обык­но­вен­но Иван Ива­но­вич. – Так тебе, может, и мяса хо­чет­ся?

– Да все, что ми­лость ваша даст, всем буду до­воль­на.

– Гм! разве мясо лучше хлеба?

– Где уж го­лод­но­му раз­би­рать. Все, что по­жа­лу­е­те, все хо­ро­шо.

При этом ста­ру­ха обык­но­вен­но про­тя­ги­ва­ла руку.

– Ну, сту­пай же с богом, – го­во­рил Иван Ива­но­вич. – Чего ж ты сто­ишь? ведь я тебя не бью! – и, об­ра­тив­шись с та­ки­ми рас­спро­са­ми к дру­го­му, к тре­тье­му, на­ко­нец воз­вра­ща­ет­ся домой…

«Иван Ива­но­вич по до­ро­ге в цер­ковь» (П. Со­ко­лов, Ил. к «По­ве­сти о том, как по­ссо­рил­ся Иван Ива­но­вич с Ива­ном Ни­ки­фо­ро­ви­чем», 1891)

Рис. 23. «Иван Ива­но­вич по до­ро­ге в цер­ковь» (П. Со­ко­лов, Ил. к «По­ве­сти о том, как по­ссо­рил­ся Иван Ива­но­вич с Ива­ном Ни­ки­фо­ро­ви­чем», 1891)

Но глав­ная ха­рак­тер­ная черта же­лез­но­го века – это раз­до­ры. Счи­та­ет­ся, что в же­лез­ном веке на­сту­пит война всех со всеми, право за­ме­нит кулак, сын пой­дет на отца, брат на брата. И вот мы видим, что чет­вер­тая по­весть как раз и по­свя­ще­на ссоре (рис. 24).

 «Ссора» (Ил. к пер­вой пуб­ли­ка­ции по­ве­сти в аль­ма­на­хе «Но­во­се­лье», 1834)

Рис. 24. «Ссора» (Ил. к пер­вой пуб­ли­ка­ции по­ве­сти в аль­ма­на­хе «Но­во­се­лье», 1834)

Дру­гое дело, что и в го­го­лев­ском, и в нашем со­вре­мен­ном мире даже ссоры между этими лю­дь­ми ил­лю­зор­ны. Мы не знаем, по ка­ко­му по­во­ду они дру­жат и по ка­ко­му по­во­ду по­ссо­ри­лись. Они доб­ро­душ­но осы­па­ют друг друга ру­га­тель­ства­ми, и это не вы­зы­ва­ет у них от­тор­же­ния. Но затем Иван Ни­ки­фо­ро­вич про­из­но­сит ро­ко­вое слово «гусак» – и всё: ссора страш­ная, с пол­ным раз­ры­вом от­но­ше­ний.

 6. Подведение итогов

Итак, про­смот­рев эти че­ты­ре по­ве­сти, мы видим, что есть некая свер­хи­дея, ко­то­рая очень тесно свя­зы­ва­ет эти про­из­ве­де­ния, име­ю­щие раз­ный сюжет и жанр: идил­лия и зо­ло­той век плав­но и пе­чаль­но пе­ре­те­ка­ет в се­реб­ря­ный, гроз­ные вре­ме­на мед­но­го века, по­сте­пен­ное на­ступ­ле­ние зло­ве­ще­го века, когда нужен по­двиг от че­ло­ве­ка, а че­ло­век из­мель­чал и по­дви­га со­вер­шит не в силах. И, на­ко­нец, пол­ное рас­тле­ние душ: утра­та иде­а­лов, чести и со­ве­сти – вот, что такое со­вре­мен­ный мир, с точки зре­ния Го­го­ля.

В ан­тич­но­сти ле­ген­да о че­ты­рех веках за­кан­чи­ва­лась апо­ка­лип­ти­че­ски. И вот этот эс­ха­то­ло­гизм, или на­стро­е­ние ожи­да­ния конца света, по­хо­же, свой­ствен и го­го­лев­ско­му сбор­ни­ку «Мир­го­род». Таким об­ра­зом, все эти че­ты­ре по­ве­сти ока­за­лись под одной об­лож­кой и по­став­ле­ны имен­но в таком по­ряд­ке, ко­неч­но же, не слу­чай­но. Они свя­за­ны с глу­бин­ны­ми го­го­лев­ски­ми ис­то­риософ­ски­ми кон­цеп­ци­я­ми. Он, дей­стви­тель­но, счи­тал, что жизнь в мире ухуд­ша­ет­ся, что зло тор­же­ству­ет, при­том без­на­ка­зан­но, и че­ло­ве­че­ство долж­но при­ло­жить ко­лос­саль­ное уси­лие, чтобы про­ти­во­сто­ять этому за­хле­сты­ва­ю­ще­му всё миру зла. Удаст­ся ли это ему? Об этом Го­голь раз­мыш­лял на про­тя­же­нии всего сво­е­го твор­че­ства, но на­чи­на­ет раз­мыш­лять, без­услов­но, в 1835 году, когда пишет сбор­ник «Мир­го­род».

Вопросы к конспектам

Най­ди­те в по­ве­стях сбор­ни­ка «Мир­го­род» все ро­ман­ти­че­ские и ре­а­ли­сти­че­ские об­ра­зы.

Опре­де­ли­те в по­ве­стях сбор­ни­ка «Мир­го­род» все воз­мож­ные мо­ти­вы (фи­ло­соф­ские, фан­та­сти­че­ские, ге­ро­и­че­ские и проч.).

* На­пи­ши­те со­чи­не­ние-раз­мыш­ле­ние на тему: «Го­го­лев­ские герои в наше время».

Последнее изменение: Четверг, 22 Июнь 2017, 22:10