Поэзия русского романтизма. В.А. Жуковский

 1. Анализ стихотворения «Певец»

В.А. Жу­ков­ский

Рис. 1. В.А. Жу­ков­ский

Нач­нем с «Певца», по­то­му что на этом сти­хо­тво­ре­нии удоб­нее всего по­ка­зать свое­об­ра­зие об­ра­за поэта, ко­то­рый воз­ни­ка­ет в твор­че­стве Жу­ков­ско­го. Но сразу об­на­ру­жим стран­ность, по­то­му что речь идет не о певце, а все на­чи­на­ет­ся с раз­го­во­ра о его мо­ги­ле. Певец умер мо­ло­дым (кста­ти, речь идет о друге дет­ства Жу­ков­ско­го Ан­дрее Тур­ге­не­ве,  ко­то­рый умер от ча­хот­ки в юно­ше­ском воз­расте). Но не нужно вос­при­ни­мать ис­то­рию в ее под­лин­ном виде. Перед нами сим­во­ли­че­ское и ме­та­фо­ри­че­ское обо­зна­че­ние невоз­мож­но­сти по­эту-пев­цу жить в ре­аль­ном мире. Един­ствен­ным вы­хо­дом из этой невоз­мож­но­сти ста­но­вит­ся его ран­няя смерть. Само опи­са­ние мо­ги­лы певца, сама тема смер­ти в этом сти­хо­тво­ре­нии раз­ви­ва­ет­ся ди­на­ми­че­ски. Вна­ча­ле она воз­ни­ка­ет в ка­че­стве пе­чаль­ной и груст­ной:

В тени дерев, над чи­сты­ми во­да­ми

Дер­но­вый холм вы ви­ди­те ль, дру­зья?

Чуть слыш­но там плес­ка­ет в брег струя;

Чуть ве­те­рок там дышит меж ли­ста­ми;

На вет­вях лира и венец...

Увы! дру­зья, сей холм – мо­ги­ла;

Здесь прах певца земля со­кры­ла;

Бед­ный певец!

Затем вдруг эта самая пе­чаль­ная мо­ги­ла обо­ра­чи­ва­ет­ся же­лан­ным сном мо­ги­лы, и тогда ста­но­вит­ся по­нят­ным, что смерть для певца ока­за­лась же­лан­ной, она ока­за­лась един­ствен­ным вы­хо­дом, из его пе­чаль­ной жизни, ко­то­рая опи­са­на чуть ниже:

Он друж­бу пел, дав другу нежну руку, 

–Но вер­ный друг во цвете лет угас;

Он пел лю­бовь – но был пе­ча­лен глас;

Увы! он знал любви одну лишь муку;

Те­перь всему, всему конец;

Твоя душа покой вку­си­ла;

Ты спишь; тиха твоя мо­ги­ла,

Бед­ный певец!

И ста­но­вит­ся по­нят­ным, что самых важ­ных и зна­чи­тель­ных цен­но­стей в жизни: друж­ба, лю­бовь, по­э­зия – уже не су­ще­ству­ет. Друга нет, от любви оста­лась толь­ко мука. Един­ствен­ный ход, ко­то­рый оста­ет­ся, это смерть, ко­то­рая обо­ра­чи­ва­ет­ся дол­го­ждан­ным по­ко­ем.

В этом смыс­ле Жу­ков­ский со свой­ствен­ной ран­не­му ро­ман­тиз­му фи­ло­соф­ским от­но­ше­ни­ем к делу со­зда­ет образ певца как неко­го стран­ни­ка в зем­ной жизни, цель ко­то­рой не зем­ное су­ще­ство­ва­ние, а небес­ное. И, в конце кон­цов, автор даст слово этому певцу, ко­то­рый про­по­ет свою про­щаль­ную песнь и объ­яс­нит, в чем тра­ге­дия его су­ще­ство­ва­ния:

Здесь, у ручья, ве­чер­нею порою

Про­щаль­ну песнь он за­уныв­но пел:

«О крас­ный мир, где я вотще рас­цвел;

Про­сти навек; с об­ма­ну­той душою

Я сча­стья ждал – меч­там конец;

По­гиб­ло все, умолк­ни, лира;

Ско­рей, ско­рей в оби­тель мира,

Бед­ный певец! 

 

Что жизнь, когда в ней нет оча­ро­ва­нья?

Бла­жен­ство знать, к нему ле­теть душой,

Но про­пасть зреть меж ним и меж собой;

Же­лать всяк час и тре­пе­тать же­ла­нья...

О при­стань го­рест­ных сер­дец,

Мо­ги­ла, вер­ный путь к покою,

Когда же будет взят тобою

Бед­ный певец?»

Толь­ко под финал сти­хо­тво­ре­ния вы­яс­ня­ет­ся, что певец живет незем­ны­ми иде­а­ла­ми: «Бла­жен­ство знать, к нему ле­теть душой» – но вся­кий раз об­на­ру­жи­вать невоз­мож­ность до­сти­же­ния этого бла­жен­ства. Как на­пи­шет Жу­ков­ский в дру­гом сти­хо­тво­ре­нии «Пу­те­ше­ствен­ник», его герой ищет все небес­ное в зем­ном, желая при­об­ре­сти нечто такое, что в че­ло­ве­че­ском су­ще­ство­ва­нии невоз­мож­но. Перед нами воз­ни­ка­ет ме­та­фи­зи­че­ский кон­фликт: недо­сти­жи­мый небес­ный идеал, к ко­то­ро­му устрем­ля­ет­ся певец и ни­ко­гда не может его найти, от чего тема смер­ти обо­ра­чи­ва­ет­ся здесь по­ло­жи­тель­ным зву­ча­ни­ем: един­ствен­но воз­мож­ным успо­ко­е­ни­ем и по­ко­ем. Более того, этот певец мо­ло­дой, но это хо­ро­шо, по­то­му что его жизнь ока­за­лась не ис­пол­не­на со­во­куп­но­стью всех зем­ных стра­да­ний. Кроме того, в сти­хо­тво­ре­нии можно за­ме­тить и ярко вы­ра­жен­ный опи­са­тель­ный, пей­заж­ный мо­мент, не зря же Жу­ков­ский вошел в ис­то­рию рус­ской по­э­зии, рус­ско­го ро­ман­тиз­ма как бле­стя­щий пей­за­жист, со­здав осо­бый ва­ри­ант этого пей­за­жа. Это не про­сто опи­са­ние кар­ти­ны, это то, что на­зы­ва­ют «пей­за­жем души», когда од­но­вре­мен­но этот пей­заж ока­зы­ва­ет­ся вы­ра­же­ни­ем внут­рен­них пе­ре­жи­ва­ний ли­ри­че­ско­го героя.

 

2. Анализ элегии «Славянка»

На­вер­ное, одним из самых уди­ви­тель­ных про­из­ве­де­ний Жу­ков­ско­го ста­нет его зна­ме­ни­тая пей­заж­ная эле­гия «Сла­вян­ка». В дей­стви­тель­но­сти, Сла­вян­ка – это река,

Река Сла­вян­ка

Рис. 2. Река Сла­вян­ка

про­те­ка­ю­щая в Пав­лов­ске, им­пе­ра­тор­ской ре­зи­ден­ции. С внеш­ней точки зре­ния «Сла­вян­ка» вы­стра­и­ва­ет­ся как опи­са­ние про­гул­ки ли­ри­че­ско­го героя по бе­ре­гу реки, рисуя од­но­вре­мен­но от­кры­ва­ю­щи­е­ся перед ним кар­ти­ны. Боль­шую часть эле­гии со­став­ля­ет раз­вер­ну­тое пей­заж­ное вступ­ле­ние. Ка­за­лось бы, как можно было бы сде­лать ста­тич­ны опи­са­тель­ный пей­заж пред­ме­том ли­ри­че­ско­го пе­ре­жи­ва­ния и по­э­ти­че­ско­го изоб­ра­же­ния? И Жу­ков­ский на­хо­дит уди­ви­тель­ный ход: перед нами – уни­каль­ный в ис­то­рии рус­ской по­э­зии пей­заж. Он, дей­стви­тель­но, дает не ста­ти­че­скую кар­тин­ку, а раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в про­цес­се про­гул­ки героя. Кар­тин­ки ме­ня­ют­ся, а с ними из­ме­ня­ет­ся и вре­менная ха­рак­те­ри­сти­ка этого пей­за­жа. Он на­чи­на­ет свое пу­те­ше­ствие днем, про­дол­жа­ет ве­че­ром и за­вер­ша­ет его ночью. По­это­му вна­ча­ле этот пей­заж залит сол­неч­ным све­том, потом по­сте­пен­но он по­гру­жа­ет­ся в крас­ные лучи за­кат­но­го солн­ца, сме­ня­ю­щим­ся ночью, потом по­яв­ле­ни­ем луны и на­сту­па­ю­щей тьмы. Таким об­ра­зом, пей­заж пред­став­лен в ди­на­ми­ке, с из­ме­не­ни­ем и осве­ще­ния, и кар­тин, для того чтобы в фи­на­ле эле­гии об­на­ру­жить самое важ­ное и зна­чи­тель­ное, к чему вел нас поэт:

Я на брегу один... окрест­ность вся мол­чит...

Как при­ви­де­ние, в ту­мане предо мною

Семья мла­дых берез недви­жи­мо стоит

Над усып­лен­ною водою. 

Вхожу с вол­не­ни­ем под их свя­щен­ный кров;

Мой слух в сей ти­шине при­вет­ный голос слы­шит;

Как бы эфир­ное там веет меж ли­стов,

Как бы неви­ди­мое дышит…

Вдруг неожи­дан­но воз­ни­ка­ет намек на то, что наш поэт не один, кто-то здесь еще при­сут­ству­ет. Далее Жу­ков­ский пы­та­ет­ся по­э­ти­че­ски пе­ре­дать это ощу­ще­ние при­сут­ствия некой дру­гой души.

Как бы со­кры­тая под юных древ корой,

С сей оча­ро­ван­ной ме­ша­ясь ти­ши­ною,

Душа незри­мая подъ­ем­лет голос свой

С моей бе­се­до­вать душою.

И вот то, что при­ня­то на­зы­вать оли­це­тво­ре­ни­ем при­ро­ды, здесь ока­зы­ва­ет­ся сю­же­том сти­хо­тво­ре­ния. В этой при­ро­де вдруг об­на­ру­жи­ва­ет­ся ожив­шая душа. Более того, Жу­ков­ский пы­та­ет­ся по­э­ти­че­ски пе­ре­дать порт­рет этой воз­ни­ка­ю­щей души:

И некто урне сей без­молв­ный при­се­дит;

И, мнит­ся, на меня впе­рил он темны очи;

Без об­ра­за лицо, и зрак ту­ман­ный слит

С ту­ман­ным мра­ком по­лу­но­чи.

Се­год­ня, бла­го­да­ря ки­не­ма­то­гра­фи­че­ским эф­фек­там, мы можем пред­ста­вить та­ко­го рода кар­ти­ну: перед нами вроде кто-то есть, но он неви­ди­мый, как бес­те­лес­ное при­ве­де­ние. Но важ­ным тут ста­но­вит­ся не это, а то об­сто­я­тель­ство, что в ответ на яв­ле­ние этого при­зра­ка в душе поэта про­ис­хо­дит нечто:

Смот­рю... и, мнит­ся, все, что было жерт­вой лет,

Опять в ви­де­нии пре­крас­ном вос­кре­са­ет;

И все, что жизнь сулит, и все, чего в ней нет,

С на­деж­дой к серд­цу при­ле­та­ет.

Все луч­шее, что было ко­гда-то пе­ре­жи­то, вме­сте с по­яв­ле­ни­ем этого при­зра­ка вдруг неожи­дан­но вос­кре­са­ет в нем:

Но где он?.. Скры­лось все... лишь толь­ко в ти­шине

Как бы зна­ко­мое мне слы­шит­ся при­зва­нье,

Как будто Гений путь ука­зы­ва­ет мне

На неиз­вест­ное сви­да­нье. 

Образ этого при­зра­ка раз­ви­ва­ет­ся: сна­ча­ла как будто это живые де­ре­вья, «как бы эфир­ное там веет меж ли­стов», потом это «душа незри­мая подъ­ем­лет голос свой», на­ко­нец, вдруг он обо­ра­чи­ва­ет­ся ге­ни­ем. Это зна­чи­тель­ная тема в по­э­зии Жу­ков­ско­го, ко­то­рую он разо­вьет чуть позже, зна­ко­мый нам ско­рей по Пуш­ки­ну

А.С. Пуш­кин

Рис. 3. А.С. Пуш­кин

«гений чи­стой кра­со­ты». Это образ Жу­ков­ско­го, ко­то­рый впер­вые тут воз­ни­ка­ет, как некое ви­де­ние с небес, ко­то­рое от­кры­ва­ет небес­ную сферу для на­ше­го ли­ри­че­ско­го героя, поэта, и од­но­вре­мен­но от­кры­ва­ет нам неве­до­мую грань жизни, по­то­му что вы­во­дит нас за рамки зем­но­го су­ще­ство­ва­ния. Но и это не конец. Эта душа, этот гений в конце сти­хо­тво­ре­ния опре­де­лит­ся во внят­ных фор­мах, по­то­му что перед нами воз­ник­нет ангел: 

И ангел от земли в си­я­нье предо мной

Взле­та­ет; на лице ве­ли­чие сми­ре­нья;

Взор к небу устрем­лен; над юною гла­вой

Горит звез­да пре­об­ра­же­нья. 

 

По­мед­ли уле­тать, пре­крас­ный сын небес;

Мла­дая Жизнь в сле­зах про­стер­та пред тобою...

Но где я?.. Все во­круг мол­чит... при­зрак исчез,

И небе­са по­кры­ты мглою. 

 

Одна лишь смут­ная мечта в душе моей:

Как будто мир зем­ной в ничто пре­об­ра­тил­ся;

Как будто та стра­на зна­ко­мей стала ей,

Куда сей чи­стый ангел скрыл­ся.

И толь­ко в конце ста­но­вит­ся по­нят­но, что то бле­стя­щее опи­са­ние при­ро­ды с ее из­ме­не­ни­я­ми от дня к за­ка­ту, к ночи было не про­сто са­мо­сто­я­тель­ным от­кры­ти­ем Жу­ков­ско­го, а стало по­пыт­кой изоб­ра­зить некое ис­тон­че­ние ма­те­ри­аль­но­го мира, его ис­чез­но­ве­ние, когда вдруг гра­ни­ца между миром зем­ным и небес­ным дей­стви­тель­но стер­лась. И наш ли­ри­че­ский герой, поэт, ока­зал­ся вб­ли­зи той небес­ной стра­ны, куда ход обыч­но­му че­ло­ве­ку невоз­мо­жен. Тогда ста­но­вить­ся ясно, что устрем­лен­ность поэта за пре­де­лы земли, в сто­ро­ну веч­ных цен­но­стей, яв­ля­ет­ся осу­ще­ствив­шей­ся. По­сколь­ку эта си­ту­а­ция воз­ни­ка­ет как некая по­треб­ность на­ше­го поэта с его особо обострен­ною душой, с его стрем­ле­ни­ем к тому, чтобы выйти за рамки зем­ной жизни и по­чув­ство­вать про­яв­ле­ние небес­ной. Толь­ко в этом слу­чае он в ответ по­лу­ча­ет воз­мож­ность узреть некие знаки, ко­то­рые при­от­кры­ва­ют ему су­ще­ство­ва­ние иной ре­аль­но­сти, иного мира.

 3. Анализ элегического отрывка «Невыразимое»

И, на­ко­нец, эле­гия «Невы­ра­зи­мое», ока­зав­ша­я­ся сво­е­го рода ма­ни­фе­стом по­э­зии Жу­ков­ско­го. С одной сто­ро­ны, она ста­вит тему и про­бле­му вы­ра­зи­мо­сти или невы­ра­зи­мо­сти при­ро­ды через по­э­ти­че­ское слово. А с дру­гой сто­ро­ны, Жу­ков­ский стре­мит­ся не толь­ко к тому, чтобы изоб­ра­зить в своей по­э­зии при­ро­ду:

Что наш язык зем­ной пред див­ною при­ро­дой?

С какой небреж­ною и лег­кою сво­бо­дой

Она рас­сы­па­ла по­всю­ду кра­со­ту

И раз­но­вид­ное с един­ством со­гла­си­ла!

Но где, какая кисть ее изоб­ра­зи­ла?

Ед­ва-ед­ва одну ее черту

С уси­ли­ем пой­мать удаст­ся вдох­но­ве­нью...

Но льзя ли в мерт­вое живое пе­ре­дать?

Кто мог со­зда­ние в сло­вах пе­ре­со­здать?

Невы­ра­зи­мое под­власт­но ль вы­ра­же­нью?..

В этом место ху­дож­ник вдруг ока­зы­ва­ет­ся почти при­рав­нен к бо­же­ству: как тво­рец со­тво­ря­ет мир, так и ху­дож­ник со­зда­ет ана­ло­гич­ный ху­до­же­ствен­ный. И по­нят­но, что эта па­рал­лель, с одной сто­ро­ны, очень воз­вы­шен­ная и зна­чи­тель­ная, а с дру­гой сто­ро­ны, не в поль­зу ху­дож­ни­ка. По­то­му что вы­сту­пить в ка­че­стве твор­ца, Бога он не в со­сто­я­нии. Но Жу­ков­ско­го вол­ну­ет не это, а то невы­ра­зи­мое, ко­то­рое чуть даль­ше будет объ­яс­не­но как некое осо­бен­ное по­ни­ма­ние пе­ре­жи­ва­ния при­ро­ды. И сле­ду­ю­щий фраг­мент ока­зы­ва­ет­ся в неко­то­ром смыс­ле сжа­той сим­во­ли­че­ской ми­ни­а­тю­рой пред­ше­ству­ю­щей эле­гии «Сла­вян­ка». Вновь воз­ник­нет яркий пей­заж за­ка­та, в ко­то­ром зем­ная жизнь пре­об­ра­жа­ет­ся:

Свя­тые та­ин­ства, лишь серд­це знает вас.

Не часто ли в ве­ли­че­ствен­ный час

Ве­чер­не­го земли пре­об­ра­же­нья –

Когда душа смя­тен­ная полна

Про­ро­че­ством ве­ли­ко­го ви­де­нья

И в бес­пре­дель­ное уне­се­на, –

Спи­ра­ет­ся в груди бо­лез­нен­ное чув­ство,

Хотим пре­крас­ное в по­ле­те удер­жать,

Нена­ре­чен­но­му хотим на­зва­нье дать –

И обес­си­лен­но без­молв­ству­ет ис­кус­ство?

Жу­ков­ский за­вер­ша­ет все во­про­сом, по­то­му что даль­ше воз­ни­ка­ет не со­всем оче­вид­ный по­э­ти­че­ский ответ:

Что ви­ди­мо очам – сей пла­мень об­ла­ков,

По небу ти­хо­му ле­тя­щих,

Сие дро­жа­нье вод бле­стя­щих,

Сии кар­ти­ны бе­ре­гов

В по­жа­ре пыш­но­го за­ка­та –

Сии столь яркие черты –

Легко их ловит мысль кры­ла­та,

И есть слова для их бле­стя­щей кра­со­ты.

И дей­стви­тель­но, Жу­ков­ский их на­хо­дит, но он дви­жет­ся даль­ше. Ему надо изоб­ра­зить не то, что «ви­ди­мо очам», а то, что скры­то за ви­ди­мо­стью.

Но то, что слито с сей бле­стя­щей кра­со­тою, –

Сие столь смут­ное, вол­ну­ю­щее нас,

Сей внем­ле­мый одной душою

Об­во­ро­жа­ю­ще­го глас…

А даль­ше он хочет пе­ре­дать то самое невы­ра­зи­мое. И если до этого вре­ме­ни дан­ный от­ры­вок вы­стра­и­вал­ся бо­лее-ме­нее внят­но, то финал его вы­гля­дит ало­гич­ным, по­то­му что слов нет, но поэт пы­та­ет­ся их найти:

Сие к да­ле­ко­му стрем­ле­нье,

Сей ми­но­вав­ше­го при­вет

(Как при­ле­тев­шее вне­зап­но ду­но­ве­нье

От луга ро­ди­ны, где был ко­гда-то цвет,

Свя­тая мо­ло­дость, где жило упо­ва­нье),

Сие шеп­нув­шее душе вос­по­ми­на­нье

О милом ра­дост­ном и скорб­ном ста­ри­ны,

Сия схо­дя­щая свя­ты­ня с вы­ши­ны,

Сие при­сут­ствие со­зда­те­ля в со­зда­нье –

Какой для них язык?.. 

Горе душа летит,

Все необъ­ят­ное в еди­ный вздох тес­нит­ся,

И лишь мол­ча­ние по­нят­но го­во­рит.

До­го­во­ри­лись, в том смыс­ле, что поэт не на­хо­дит слов для вы­ра­же­ний, и мол­ча­ние ока­зы­ва­ет­ся един­ствен­ной фор­мой для вы­ра­же­ния этого по­э­ти­че­ско­го. По­то­му что мы вновь столк­нем­ся с тем, что и у Жу­ков­ско­го поэт – это необя­за­тель­но сти­хо­тво­рец, а это, в первую оче­редь, че­ло­век, осо­бым об­ра­зом чув­ству­ю­щий мир. Более того, в по­э­зии Жу­ков­ско­го это осо­бен­ное чув­ство не кон­кре­ти­зи­ру­ет­ся, по­то­му что речь идет о таком вос­при­я­тии зем­ной жизни, когда ли­ри­че­ский герой по­э­зии Жу­ков­ско­го пы­та­ет­ся выйти за его пре­де­лы. И, соб­ствен­но, пре­крас­ным он на­зо­вет то самое ощу­ще­ние незем­но­го, ко­то­рое из­ред­ка в уни­каль­ные мо­мен­ты че­ло­ве­че­ской жизни при­от­кры­ва­ет­ся и ста­но­вит­ся внят­ным. В этом смыс­ле, Жу­ков­ский со­зда­ет осо­бую мо­дель ро­ман­ти­че­ско­го дво­е­ми­рия. Его мир рас­ко­лот на две части: на мир зем­ной и мир небес­ный. А вот роль и зна­че­ние поэта сво­дит­ся к тому, чтобы не толь­ко иметь спо­соб­ность улав­ли­вать эти дви­же­ния свыше, но и по­э­ти­че­ски за­фик­си­ро­вать и пре­одо­леть это самое невы­ра­зи­мое. И Жу­ков­ский пы­та­ет­ся это сде­лать. Этот от­ры­вок на­зы­ва­ет­ся фраг­мен­том имен­но по­то­му, что об­на­ру­жи­ва­ет гра­ни­цы по­э­ти­че­ско­го слова. Мы не можем весь мир во­пло­тить в неболь­шом ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии, но в неболь­шом ху­до­же­ствен­ном фраг­мен­те, по­ни­мая эту невоз­мож­ность, мы можем хотя бы на­мек­нуть на это самое бес­ко­неч­ное, на то, что обыч­ный че­ло­ве­че­ский язык вы­ра­зить не может.

Таким об­ра­зом, в по­э­зии Жу­ков­ско­го фор­ми­ру­ет­ся осо­бое пред­став­ле­ние о поэте, о спо­соб­но­стях по­э­ти­че­ско­го слова, осо­бая идея ро­ман­ти­че­ско­го дво­е­ми­рия, том­ле­ние по по­ис­ку небес­но­го иде­а­ла и невоз­мож­но­сти его об­ре­те­ния. И в этом смыс­ле, дей­стви­тель­но, Жу­ков­ский ода­рил рус­скую по­э­зию самым за­ме­ча­тель­ным ее свой­ством: бес­ко­неч­но­му стрем­ле­нию к со­вер­шен­ству, к недо­сти­жи­мо­му иде­а­лу, ко­то­рое ста­нет ха­рак­тер­ной чер­той и по­э­зии Фета,

А.А. Фет

Рис. 4. А.А. Фет

и по­э­зии Блока.

А.А. Блок

Рис. 5. А.А. Блок

 

Вопросы к конспектам

1. Озна­комь­тесь с био­гра­фи­ей Жу­ков­ско­го, сде­лай­те хро­но­ло­ги­че­скую таб­ли­цу зна­чи­мых дат его жизни.

2. Про­ана­ли­зи­руй­те сти­хо­тво­ре­ния Жу­ков­ско­го («Певец», «Сла­вян­ка», «Невы­ра­зи­мое») с точки зре­ния об­раз­но­сти, най­ди­те в них «пей­за­жи души».

3. *По­ду­май­те, в чем нов­ше­ство твор­че­ства Жу­ков­ско­го и по­че­му его на­зы­ва­ют «отцом рус­ско­го ро­ман­тиз­ма»?

Последнее изменение: Среда, 21 Июнь 2017, 00:18