Н.М. Рубцов. Стихотворения
Введение
Сегодня мы познакомимся с поэзией Николая Рубцова. Эпиграфом будут слова критика В.А. Оботурова о поэзии Н. Рубцова:
«Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт она к состраданию и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира…» (Рис. 1.)
Рис. 1. Николай Рубцов
В справке о себе поэт замечал: «Давно уже в сельской жизни происходят крупные изменения, но для меня все же докатились последние волны старинной русской самобытности, в которой было много прекрасного, поэтического».
В центре поэзии Н. Рубцова раскол, существующий в современном мире, трагическая судьба личности. Устойчивые мотивы сиротства, странничества живут в его поэзии и дополняют друг друга. Основными мотивами творчества можно назвать Родину, природу, русских людей и мир человеческой души.
Поэт разыскивал древние книги с песенными текстами, слушал песни и сам очень любил петь.
Поэзия Н. Рубцова удивительно музыкальна, около 130 его стихотворений положены на музыку. Рубцов писал не только песни, но и романсы, баллады. Во многом его творчество впитало народную поэзию, а для народного творчества характерна символическая образность. Очень многие образы-символы Рубцов заимствует из народной поэзии, многие из них он создает сам. Важной чертой стиля поэта является символичность. Рассмотрим образы лирики Н. Рубцова.
Анализ стихотворений
Одна из главных примет народной символики – это береза. Прочитаем отрывок из стихотворения «Береза».
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы...
Образ березы ассоциируется у поэта с образом матери, с образом родной земли, с образом России.
Также символично стихотворение «Журавли». Журавли всегда были птицами, любимыми народом, и недаром, увидев улетающий косяк журавлей, кричали: «Колесом дорога!» (Возвращайтесь обратно).
Журавли
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…
Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полёт этих гордых прославленных птиц.
Широко на Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей –
Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей…
Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!
Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их…
Печальный плач этих гордых птиц словно связывает прошлое и настоящее Родины. Автор в стихотворении стремится обратить внимание читателя на красоту природы, бесконечность мира.
На примере первой строки определим стихотворный размер, которым написано стихотворение.
Мж бло՛тных ствло՛в крсва՛лся всто՛к гнли՛кй…
Стихотворение написано пятистопным анапестом.
Анапест – трехсложный стихотворный размер с ударением на последний слоге.
У Н. Рубцова есть и новые образы-символы, например пароход, поезд, самолет. Этот образный строй возникает в стихе «Посвящение другу».
Посвящение другу
Замерзают мои георгины.
И последние ночи близки.
И на комья желтеющей глины
За ограду летят лепестки…
Нет, меня не порадует – что ты!-
Одинокая странствий звезда.
Пролетели мои самолеты,
Просвистели мои поезда.
Прогудели мои пароходы,
Проскрипели телеги мои,-
Я пришел к тебе в дни непогоды,
Так изволь, хоть водой напои!
Не порвать мне житейские цепи,
Не умчаться, глазами горя,
В пугачевские вольные степи,
Где гуляла душа бунтаря.
Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи,
С журавлями в холодной дали…
Но люблю тебя в дни непогоды
И желаю тебе навсегда,
Чтоб гудели твои пароходы,
Чтоб свистели твои поезда!
Это стихотворение написано в форме лирического монолога. Автор размышляет о самом сокровенном – о любви к Родине. Цветы в народе – это символ творчества, и мы понимаем по первой строфе, что лирический герой ощущает неудовлетворенность, испытывает необходимость поиска нового жизненного пути. Герой с иронией вспоминает о прошлом: «Прогудели мои пароходы, проскрипели телеги мои». Но несмотря на различные невзгоды в жизни, силы лирическому герою дает любовь к Родине, и появляется надежда:
Но люблю тебя в дни непогоды
И желаю тебе навсегда,
Чтоб гудели твои пароходы,
Чтоб свистели твои поезда!
Дом в лирике Рубцова – это еще один образ-символ. Дом – то, к чему всегда стремился сам поэт, но так и не обрел. Представление русского народа о доме как о пристанище добра, уюта, тепла воплощено в творчестве Рубцова (рис. 2). Поэт бережно проносит это представление через свою поэзию.
Рис. 2. А.М. Васнецов «В горнице древнерусского дома московских времен»
Личная судьба поэта, его личная сиротская судьба совпадает с народным мироощущением.
Русский огонек
Погружены в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели!
Оцепенели маленькие ели,
И было небо темное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой,
Один живой в бескрайнем мертвом поле!
Вдруг тихий свет
(пригрезившийся, что ли?)
Мелькнул в пустыне, как сторожевой...
Я был совсем как снежный человек,
Входя в избу (последняя надежда!),
И услыхал, отряхивая снег:
– Вот печь для вас и теплая одежда...
Потом хозяйка слушала меня,
Но в тусклом взгляде
Жизни было мало,
И, неподвижно сидя у огня,
Она совсем, казалось, задремала...
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет!..
– Скажи, родимый, будет ли война?
И я сказал:
– Наверное, не будет.
– Дай Бог, дай Бог...
Ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет...
И вдруг опять:
– Не будет, говоришь?
– Нет, – говорю, – наверное, не будет.
– Дай Бог, дай Бог...
И долго на меня
Она смотрела, как глухонемая,
И, головы седой не поднимая,
Опять сидела тихо у огня.
Что снилось ей?
Весь этот белый свет,
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?..
Но я глухим бренчанием монет
Прервал ее старинные виденья...
– Господь с тобой! Мы денег не берем!
– Что ж, – говорю, – желаю вам здоровья!
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью...
Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далек,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле – и нет тебе покоя...
Автор композиционно выделяет три части своего стихотворения. Подберем строки, которыми бы можно было озаглавить каждую часть.
1 Часть: «Последняя надежда…»
2 Часть: «За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью…»
3 Часть: «Спасибо, скромный русский огонек...»
Самым главным образом-символом в этом стихотворении является образ дома, пристанища души, которое помогло согреть странника. Важны образы огня, звезд, русской женщины. Очень важен появляющийся в первой части мотив одиночества. Несмотря на этот мотив, поэт говорит, что каждому человеку в жизни может повезти: встретится другая душа, которая обогреет его. Даже в самом названии присутствует символ-образ огня. Слово «огонь» в стихотворении многозначно. Это и спасительный свет от избы, это и тусклый огонь в глазах хозяйки, и огонь в печи.
Вывод
Многие могут подумать, что поэзия Николая Рубцова грустная и печальная, но на самом деле она скорее чистая, вдумчивая, «родниковая».