Л. Пиранделло «Черепаха»

Фото. Пи­ран­дел­ло Лу­и­джи (1867–1936)

Рис. 1. Фото. Пи­ран­дел­ло Лу­и­джи (1867–1936)

Лу­и­джи Пи­ран­дел­ло (рис. 1) – круп­ней­шая фи­гу­ра в ита­льян­ской ли­те­ра­ту­ре ХХ века. Ли­те­ра­тур­ную де­я­тель­ность начал как поэт, вы­сту­пал и как уче­ный-фи­ло­лог, как но­вел­лист и дра­ма­тург. Но­вел­ла при­нес­ла ему на­ци­о­наль­ную славу, дра­ма­тур­гия – меж­ду­на­род­ную.

Но­бе­лев­скую пре­мию по ли­те­ра­ту­ре (1934 г.) пи­са­тель по­лу­чил пре­жде всего как дра­ма­тург «за твор­че­скую сме­лость и изоб­ре­та­тель­ность в воз­рож­де­нии дра­ма­тур­ги­че­ско­го и сце­ни­че­ско­го ис­кус­ства».

Жизнь в изоб­ра­же­нии Пи­ран­дел­ло пре­вра­ща­ет­ся в спек­такль, в ко­то­ром каж­дый герой носит маску. За­да­ча пи­са­те­ля – за­ста­вить героя сбро­сить эту маску, по­ка­зать свое ис­тин­ное лицо.

В рас­ска­зе «Че­ре­па­ха» про­ис­хо­дит имен­но это. Глав­ный герой ми­стер Миш­коу по­ку­па­ет че­ре­па­ху, по­сколь­ку счи­та­лось, что она при­но­сит сча­стье.

Это со­бы­тие из­ме­ни­ло его жизнь. Сам герой и его близ­кие (жена и дети) вдруг сбро­си­ли маски и по­ка­за­ли свое ис­тин­ное лицо. Дети от­нес­лись к че­ре­па­хе без­душ­но и же­сто­ко. Жена нашла повод для раз­во­да. А сам герой за­ду­мал­ся о своей жизни и понял, что очень устал от игры, что хочет быть самим собой.

Жанр про­из­ве­де­ния «Че­ре­па­ха» – но­вел­ла.

Но­вел­ла – по­вест­во­ва­тель­ный про­за­и­че­ский жанр, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны крат­кость, ост­рый сюжет, неожи­дан­ная раз­вяз­ка. В но­вел­ле куль­ми­на­ция по­вест­во­ва­ния рас­кры­ва­ет­ся в фи­на­ле. Имен­но это со­зда­ет эф­фект неожи­дан­но­сти.

План но­вел­лы  «Че­ре­па­ха»:

1. Экс­по­зи­ция. По­ве­рье, что че­ре­па­ха при­но­сит сча­стье.

2. За­вяз­ка. Ми­стер Миш­коу по­ку­па­ет че­ре­па­ху.

3. Раз­ви­тие дей­ствия. Жена и дети ми­сте­ра Миш­коу не хотят ви­деть че­ре­па­ху в своем доме. Миш­коу пы­та­ет­ся из­ба­вить­ся от жи­вот­но­го.

4. Куль­ми­на­ция + финал. Миш­коу при­ни­ма­ет ре­ше­ние оста­вить че­ре­па­ху.

Но­вел­ла «Че­ре­па­ха» пси­хо­ло­гич­на. На несколь­ких стра­ни­цах пи­са­тель сумел за­тро­нуть мно­гие об­ще­че­ло­ве­че­ские про­бле­мы:

от­но­ше­ние че­ло­ве­ка к при­ро­де,

вза­и­мо­по­ни­ма­ние в семье,

вос­пи­та­ние детей,

осмыс­ле­ние че­ло­ве­ком сво­е­го места в этом мире.

Про­бле­ма №1: «От­но­ше­ние  че­ло­ве­ка к при­ро­де»

Ми­стер Миш­коу по­ку­па­ет че­ре­па­ху. Для него она – живое су­ще­ство. Мы видим это из сле­ду­ю­щей ци­та­ты: «Он дро­жит при мысли, что эта вещь вроде непо­движ­но­го, хо­лод­но­го камня на самом деле ни­сколь­ко не ка­мень, а на­про­тив, под этим щит­ком живет та­ин­ствен­ное жи­вот­ное, ко­то­рое в любой мо­мент может вы­пу­стить тут, у него на ла­до­ни, че­ты­ре кри­вые шер­ша­вые лапки и го­лов­ку ста­рой мор­щи­ни­стой мо­наш­ки».

Од­на­ко жена и дети Миш­коу не при­шли в вос­торг от по­куп­ки. Они не смог­ли уви­деть в че­ре­па­хе живую душу. Об­ра­ще­ние с ней детей ка­жет­ся нам же­сто­ким, бес­че­ло­веч­ным. Сын кон­чи­ком бо­тин­ка грубо  опро­ки­нул че­ре­па­ху на спину, а дочь гром­ко сме­я­лась, пока бед­ное жи­вот­ное пы­та­лось при­нять есте­ствен­ное по­ло­же­ние. «…все их по­ве­де­ние с яркой оче­вид­но­стью сви­де­тель­ству­ет о том, что тер­петь в доме че­ре­па­ху они ста­нут, лишь по­сколь­ку смо­гут об­ра­щать­ся с ней, как с самой жал­кой иг­руш­кой, ко­то­рую под­бра­сы­ва­ют кон­чи­ком бо­тин­ка».

Про­бле­ма №2: «Вос­пи­та­ние детей»

Ми­стер Миш­коу при­хо­дит домой в на­деж­де, что дети об­ра­ду­ют­ся по­куп­ке. Од­на­ко он с недо­уме­ни­ем на­тал­ки­ва­ет­ся на тя­же­лый взгляд их «свин­цо­вых глаз». Таким эпи­те­том пи­са­тель хотел под­черк­нуть, что дети ли­ше­ны дет­ской жиз­не­ра­дост­но­сти, непо­сред­ствен­но­сти, спо­соб­но­сти удив­лять­ся. На про­тя­же­нии всего рас­ска­за мы видим их «стар­че­ские глаза», по­тух­шие и рав­но­душ­ные. Ми­стер Миш­коу за­ду­мы­ва­ет­ся, по­че­му его дети стали та­ки­ми? Кто в этом ви­но­ват?  

Огром­ную роль в вос­пи­та­нии детей иг­ра­ет мать. Од­на­ко ее образ на­ри­со­ван очень схе­ма­тич­но. Она ни ми­ну­ты не за­хо­те­ла оста­вать­ся в доме с «мерз­ким жи­вот­ным». Пред­став­ле­ние о мис­сис Миш­коу фор­ми­ру­ет­ся у нас через приз­му вос­по­ми­на­ний ее мужа. Перед нами воз­ни­ка­ет образ жен­щи­ны рав­но­душ­ной, над­мен­ной, ци­нич­ной, эго­и­стич­ной. Та­ки­ми же стали ее дети, и ми­сте­ру Миш­коу ка­жет­ся, что они уже ро­ди­лись ста­ри­ка­ми. Не ува­жая сво­е­го мужа, мис­сис Миш­коу не смог­ла при­вить детям ува­же­ние к отцу. По­это­му он ока­зал­ся бес­си­лен в стрем­ле­нии хоть как-то рас­ше­ве­лить за­мерз­шие души своих детей. Они стали чу­жи­ми друг другу.

В вос­пи­та­нии детей боль­шую роль иг­ра­ет об­ще­ство. Семья живет в боль­шом го­ро­де. Его мы также видим гла­за­ми глав­но­го героя: «Хотя он и при­вык к зре­ли­щу сво­е­го огром­но­го фан­тас­ма­го­ри­че­ско­го го­ро­да, но тем не менее со­хра­нил спо­соб­ность все­гда по-но­во­му изум­лять­ся ему, при­том с неко­то­рой даже гру­стью, ибо все эти гран­ди­оз­ные со­ору­же­ния как дол­го­веч­ные ар­хи­тек­тур­ные па­мят­ни­ки, и они вы­сят­ся со всех сто­рон, слов­но ко­лос­саль­ная, но вре­мен­ная де­ко­ра­ция некой огром­ной яр­мар­ки с этим непо­движ­ным, пест­ро-цвет­ным, ярким све­том бес­чис­лен­ных ламп и фо­на­рей, на­го­ня­ю­щим нечто вроде тоски, когда долго идешь под ним, и со мно­же­ством дру­гих вещей, столь же су­ет­ных и непроч­ных».

Ми­стер Миш­коу бро­дит по го­ро­ду, пы­та­ясь где-то оста­вить че­ре­па­ху. Но не на­хо­дит места, где жи­вот­ное могло бы быть в без­опас­но­сти. Герой стал­ки­ва­ет­ся с рав­но­ду­ши­ем и гру­бо­стью окру­жа­ю­щих. И вме­сте с ним мы за­ду­мы­ва­ем­ся: неуже­ли рав­но­ду­шие – бич со­вре­мен­но­го об­ще­ства.  

Про­бле­ма №3: «Осмыс­ле­ние че­ло­ве­ком сво­е­го места в этом мире».

Сча­стье…  С этого слова рас­сказ на­чи­на­ет­ся, им он за­кан­чи­ва­ет­ся. Это на­тал­ки­ва­ет на пред­по­ло­же­ние: глав­ный во­прос но­вел­лы – что нужно че­ло­ве­ку для сча­стья. Неко­то­рым легко от­ве­тить на этот во­прос. На­при­мер:

для друга ми­сте­ра Миш­коу сча­стье – вы­иг­рать на бирже.

для мис­сис Миш­коу сча­стье – жить в кра­си­вом доме и иг­рать перед окру­жа­ю­щи­ми роль хо­зяй­ки, жены, ма­те­ри.

А вот для глав­но­го героя ответ на этот во­прос при­хо­дит лишь в фи­на­ле но­вел­лы.

Да­вай­те вспом­ним, по­че­му Миш­коу купил че­ре­па­ху?  Во-пер­вых, по­то­му что че­ре­па­ха при­но­сит сча­стье, во-вто­рых, по­то­му что друг прак­ти­че­ски за­ста­вил его сде­лать по­куп­ку. На про­тя­же­нии всей но­вел­лы на­блю­дая за ге­ро­ем, мы по­ни­ма­ем, что он несча­стен. И при­чи­на в том, что герой ни­ко­гда не был самим собой. 9 лет се­мей­ной жизни про­шли в стра­хе под при­сталь­ным взгля­дом стар­че­ских глаз его жены и детей. Автор пишет, что «ми­стер Миш­коу на ред­кость не знает жизни». Но еще пе­чаль­нее, что, дожив до 40 лет,  герой ни­че­го не знает о себе, по­это­му так уди­ви­ло нас его ре­ше­ние по­сту­пить на­пе­ре­кор воле жены и оста­вить че­ре­па­ху. Это по­и­стине бунт от­ча­яв­ше­го­ся  че­ло­ве­ка: «Жену он на­хо­дит в го­сти­ной. Ни слова не го­во­ря, на­кло­ня­ет­ся и кла­дет че­ре­па­ху, слов­но ка­мень, на ковер прямо перед ней. Жена вска­ки­ва­ет с места, устрем­ля­ет­ся в свою ком­на­ту и воз­вра­ща­ет­ся от­ту­да в шляпе.

- Скажу судье, что об­ще­ству своей жены вы пред­по­чи­та­е­те об­ще­ство че­ре­па­хи. И ис­че­за­ет».

Впер­вые герой по­сту­пил так, как под­ска­зы­ва­ло ему его серд­це, впер­вые по­чув­ство­вал себя самим собой.  В про­из­ве­де­ни­ях Лу­и­джи Пи­ран­дел­ло герои сбра­сы­ва­ют маски. В фи­на­ле но­вел­лы мы видим  лицо че­ло­ве­ка, ко­то­рый с улыб­кой про­из­но­сит:

«- А сча­стье-то вот оно, сча­стье!»

Вопросы к конспектам

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему: «Что нужно че­ло­ве­ку для сча­стья?».

Последнее изменение: Воскресенье, 11 Июнь 2017, 15:24