Анализ былин. "Вольга и Микула Селянинович", "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Су­ще­ству­ет два цикла былин:

Ки­ев­ский цикл

Нов­го­род­ский

В Ки­ев­ском цикле  дей­ствие про­ис­хо­дит в Киеве, при князе Вла­ди­ми­ре. И ос­нов­ной темой этих про­из­ве­де­ний яв­ля­ет­ся за­щи­та рус­ских зе­мель от ко­чев­ни­ков. Глав­ны­ми ге­ро­я­ми ки­ев­ских былин яв­ля­ют­ся три бо­га­ты­ря: Илья Му­ро­мец, Доб­ры­ня Ни­ки­тич и Алеша По­по­вич.

Нов­го­род­ский цикл былин пред­став­ля­ет собой про­из­ве­де­ния, дей­ствия ко­то­рых про­ис­хо­дят в Нов­го­ро­де или близ него. Ос­нов­ной те­ма­ти­кой яв­ля­ет­ся тор­гов­ля, пла­ва­ние в дру­гие стра­ны и со­ци­аль­но-бы­то­вые темы.

Ана­лиз бы­ли­ны «Воль­га и Ми­ку­ла Се­ля­ни­но­вич»

Ил­лю­стра­ция к бы­лине «Воль­га и Ми­ку­ла Се­ля­ни­но­вич». Худож. Би­ли­бин И. Я.

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к бы­лине «Воль­га и Ми­ку­ла Се­ля­ни­но­вич». Худож. Би­ли­бин И. Я.

Мысль о тя­же­лом труде зем­ле­паш­ца под­черк­ну­та срав­не­ни­ем двух об­ра­зов: Ми­ку­лы Се­ля­ни­но­ви­ча и князя Воль­ги. Князь Воль­га, спо­соб­ный пре­вра­щать­ся в пти­цу-со­ко­ла, щу­ку-ры­бу и се­ро­го волка, дей­стви­тель­но сла­бее Ми­ку­лы Се­ля­ни­но­ви­ча. Ува­же­ние к Ми­ку­ле под­черк­ну­то даже в самом на­зы­ва­нии бы­ли­ны. Про­чи­тав бы­ли­ну, неволь­но за­да­ешь­ся во­про­сом: чему же по­свя­ще­на дан­ная бы­ли­на? Без­услов­но, тя­же­ло­му кре­стьян­ско­му труду.

Кто глав­ный ее герой? Ко­неч­но, Ми­ку­ла. В силе с ним не может срав­нить­ся даже целая хо­роб­рая дру­жи­нуш­ка князя Воль­ги.

За что же про­ник­ся ува­же­ни­ем Воль­га Свя­то­сла­во­вич к Ми­ку­ле?За ра­бо­то­спо­соб­ность, спра­вед­ли­вость и за учти­вые слова. После рас­ска­за па­ха­ря о раз­бой­ни­ках, ко­то­рые под­жи­да­ют Воль­гу на пути,  тот понял, что од­но­му ему с му­жи­ка­ми не спра­вить­ся. За труд, за спра­вед­ли­вость и ува­же­ние му­жи­ки про­зва­ли Ми­ку­лу Ми­ку­лой Се­ля­ни­но­ви­чем.

А как же одет па­харь? Одет он не для кре­стьян­ской ра­бо­ты, а как знат­ный и бо­га­тый бо­ярин. Каф­тан у него из чер­но­го бар­ха­та, са­пож­ки - зелен са­фьян, а это одеж­да дей­стви­тель­но очень знат­ных и бо­га­тых людей:

Вот шилом пяты, носы вост­ры,

Вот под пя­ту-пя­ту во­ро­бей про­ле­тит,

Около носа хоть яйцо про­ка­ти.

Вы­со­кий тон­кий каб­лук, как шило, и вы­со­ко за­гну­тый носок. Празд­нич­ная де­ре­вен­ская одеж­да вполне есте­ствен­на. Дело все в том, что па­хо­та, покос, жатва – это дей­стви­тель­но празд­нич­ная, тор­же­ствен­ная пора. На соб­ствен­ном опыте об этом знали со­зда­те­ли былин. По­то­му-то кре­стья­ни­ну и ува­же­ние осо­бое, и труд  зем­ле­паш­ца выше во­ин­ско­го.

Во мно­гих ва­ри­ан­тах бы­ли­на за­кан­чи­ва­ет­ся тем, что Воль­га, изу­мив­шись мощью коня па­ха­ря, зна­ко­мит­ся с ними. Есть ва­ри­ан­ты, где от­прав­ля­ют­ся Воль­га и Ми­ку­ла вме­сте в го­ро­да, жа­ло­ван­ные Ми­ку­ле. А есть ва­ри­ан­ты, где Ми­ку­ла спа­са­ет Воль­гу от смер­ти, и в даль­ней­шем князь де­ла­ет его своим на­мест­ни­ком.

Ана­лиз бы­ли­ны «Илья Му­ро­мец и Со­ло­вей-раз­бой­ник».

Ил­лю­стра­ция к бы­лине «Илья Му­ро­мец и Со­ло­вей-раз­бой­ник»

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к бы­лине «Илья Му­ро­мец и Со­ло­вей-раз­бой­ник»

Глав­ный герой – Илья Му­ро­мец, кре­стьян­ский сын, по­то­му и одеж­да на нем самая обык­но­вен­ная: рус­ская ру­баш­ка, штаны и са­по­ги. 33 года про­ле­жал он на печи, ни о чем не думая. А сила бо­га­тыр­ская про­бу­ди­лась в нем вме­сте с же­ла­ни­ем по­сто­ять за рус­скую зем­лю-ма­туш­ку.  

Автор под­чёр­ки­ва­ет силу, мощь и от­ва­гу свя­то­рус­ско­го бо­га­ты­ря Ильи Му­ром­ца. В сцене по­бе­ды Ильи Му­ром­ца над Со­ло­вьем-раз­бой­ни­ком, без­услов­но, есть и ска­зоч­ные черты. Во-пер­вых, это раз­го­вор Ильи Му­ром­ца с конем. Ко­неч­но, ска­зоч­ны­ми эле­мен­та­ми можно на­звать и трое­крат­ные по­вто­ре­ния, ска­зоч­ные об­ра­ще­ния и ска­зоч­ные эпи­те­ты.

А вот ис­тин­но по-бы­лин­но­му  зву­чат сле­ду­ю­щие слова: «с горы на гору стал пе­ре­ска­ки­вать», «тра­вы-му­ра­вы все упле­та­лись, ла­за­ре­вы цве­точ­ки осы­па­лись». Перед нами не что иное, как сред­ство ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти ги­пер­бо­ла.

Ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся как в бы­ли­нах, так и в сказ­ках слова с умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ны­ми суф­фик­са­ми: тра­вуш­ка, до­ро­жень­ка, стре­меч­ко.

Вспом­ни­те по­след­ние строч­ки поэмы «Рус­лан и Люд­ми­ла» А. С. Пуш­ки­на:

Дела давно ми­нув­ших дней,

Пре­да­нья ста­ри­ны глу­бо­кой.

Дей­стви­тель­но, ре­аль­ные со­бы­тия, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли дав­ным-дав­но, во вре­ме­на Ки­ев­ской Руси, и имен­но тогда из песен и ле­генд со­зда­те­ли былин сло­жи­ли свои песни.

На­пи­са­ны бы­ли­ны осо­бен­ным тор­же­ствен­ным сти­хом. К ним име­лось му­зы­каль­ное со­про­вож­де­ние. Осо­бен­ный ху­до­же­ствен­ный прием, ко­то­рый ис­поль­зо­вал­ся в бы­ли­нах, это, без­услов­но, ги­пер­бо­ла.

Вопросы к конспектам

Про­чи­тай­те бы­ли­ну «Воль­га и Ми­ку­ла Се­ля­ни­но­вич». Най­ди­те в ней при­ме­ры ги­пер­бо­лы, слов с умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ны­ми суф­фик­са­ми, по­сто­ян­ные эпи­те­ты.

Про­чи­тай­те бы­ли­ну «Илья Му­ро­мец и Со­ло­вей-раз­бой­ник». Най­ди­те в ней при­ме­ры ги­пер­бо­лы, слов с умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ны­ми суф­фик­са­ми, по­сто­ян­ные эпи­те­ты.

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 17:07