Мифы Древней Индии. "Творение". "Сказание о создании ночи"

Да­вай­те вспом­ним, что такое миф.

Миф – древ­ний жанр уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства, рас­сказ о про­ис­хож­де­нии мира и че­ло­ве­ка, о де­я­ни­ях богов и ге­ро­ев. Миф объ­яс­ня­ет раз­лич­ные яв­ле­ния при­ро­ды.

В ми­фо­ло­гии на­ро­дов раз­ных стран есть общие черты. В жизни раз­ных на­ро­дов про­ис­хо­дят по­хо­жие со­бы­тия, они видят схо­жие яв­ле­ния при­ро­ды. Это при­во­дит к оди­на­ко­вым обоб­ще­ни­ям. Но в мифах раз­ных на­ро­дов есть и свои осо­бен­но­сти. Это свя­за­но с при­род­ны­ми и кли­ма­ти­че­ски­ми усло­ви­я­ми, с тра­ди­ци­я­ми, со сло­жив­ши­ми­ся об­ще­ствен­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми.

По­зна­ко­мим­ся с древ­не­ин­дий­ским мифом «Тво­ре­ние».

Вна­ча­ле не было ни­че­го…ни солн­ца, ни луны, ни звезд. Толь­ко воды про­сти­ра­лись бес­пре­дель­но; из тьмы пер­во­здан­но­го хаоса, по­ко­ив­ше­го­ся без дви­же­ния, слов­но в глу­бо­ком сне…

Что же на­по­ми­на­ет нам пер­вое пред­ло­же­ние мифа? А на­по­ми­на­ет  на­ча­ло гре­че­ской ми­фо­ло­гии:

Вна­ча­ле су­ще­ство­вал лишь веч­ный, без­гра­нич­ный, тём­ный Хаос…

Вспом­ним На­род­ный миф о Солн­це:

Ле­жа­ла Мать-Сы­ра-Зем­ля во мраке и стуже, мерт­ва была, ни света, ни тепла, ни зву­ков, ни­ка­ко­го дви­же­ния.

Мы видим, что в пред­став­ле­ния раз­ных на­ро­дов весь мир про­изо­шёл из хаоса, бес­по­ря­доч­ной, неор­га­ни­зо­ван­ной сти­хии.

…воды воз­ник­ли пре­жде иных тво­ре­ний. Воды по­ро­ди­ли огонь. Ве­ли­кой силой тепла в них рож­де­но было Зо­ло­тое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо неко­му было от­ме­рять время; но столь­ко, сколь­ко длит­ся год, пла­ва­ло Зо­ло­тое Яйцо…в без­бреж­ном… оке­ане. Через год из Зо­ло­то­го Яйца воз­ник Пра­ро­ди­тель Брах­ма. Он раз­бил Яйцо, и оно рас­ко­ло­лось на­двое. Верх­няя по­ло­ви­на его стала Небом, ниж­няя - Зем­лею, а между ними, чтобы раз­де­лить их, Брах­ма по­ме­стил воз­душ­ное про­стран­ство. И он утвер­дил землю среди вод, и со­здал стра­ны света, и по­ло­жил на­ча­ло вре­ме­ни. Так была со­тво­ре­на все­лен­ная.

Брах­ма

Рис. 1. Брах­ма

По­че­му же имен­но из яйца по­явил­ся бог Брах­ма, небо и земля? Древ­ние, когда ви­де­ли по­яв­ле­ние птен­ца из, как им ка­за­лось, нежи­во­го пред­ме­та, яйца, по­счи­та­ли, что имен­но так могла по­явить­ся Все­лен­ная. По­то­му что яйцо – сим­вол за­рож­де­ния жизни.

Но тогда тво­рец огля­дел­ся во­круг и уви­дел, что нет ни­ко­го, кроме него…ему стало страш­но.  С  той поры страх при­хо­дит ко вся­ко­му, кто оста­ет­ся один. Но Брах­ма  по­мыс­лил: «Ведь здесь нет ни­ко­го, кроме меня. Кого же мне бо­ять­ся?». И страх его про­шел; ибо страх может быть перед кем-то дру­гим. Но и ра­до­сти не ведал он; и по­то­му тот, кто пре­бы­ва­ет один, не ве­да­ет ра­до­сти.

И Брах­ма решил со­тво­рить потом­ство. От его сы­но­вей про­изо­шли боги, де­мо­ны и люди, птицы и змеи, ис­по­ли­ны и чу­до­ви­ща, жрецы и ко­ро­вы и мно­гие дру­гие су­ще­ства бо­же­ствен­ной и де­мо­ни­че­ской при­ро­ды, на­се­лив­шие небе­са, землю,  и под­зем­ный,  и под­вод­ный  миры.

По­том­ки Брах­мы

Рис. 2. По­том­ки Брах­мы

Миф объ­яс­ня­ет, по­че­му все живые су­ще­ства – бра­тья и в рав­ной сте­пе­ни до­стой­ны бо­же­ствен­ной любви, по­че­му оди­но­че­ство по­рож­да­ет страх, а оди­но­кий че­ло­век не знает ра­до­сти.

В чём же раз­ни­ца мифов о Тво­ре­нии? Пре­жде всего, в от­но­ше­нии к че­ло­ве­ку. В ин­дий­ской ми­фо­ло­гии че­ло­век – это су­ще­ство рав­ное среди дру­гих. В сла­вян­ском мифе Ярило от­ли­ча­ет че­ло­ве­ка, на­де­ляя его ра­з­умом и  «кры­ла­той речью». А вот судь­ба че­ло­ве­ка в древ­не­гре­че­ской ми­фо­ло­гии пла­чев­на. Зевс хотел из­ба­вить­ся от нера­зум­ных людей и от­пра­вить их в цар­ство мёрт­вых. Про­ме­тей по­жа­лел несчаст­ных, он украл для них бо­же­ствен­ный огонь, на­учил их ре­мёс­лам, зем­ле­де­лию и дру­гим ис­кус­ствам. Зевс же­сто­ко на­ка­зал Про­ме­тея. Про­чи­тав миф о Про­ме­тее, вы смо­же­те узнать, что же было с ним даль­ше.

Про­ме­тей

Рис. 3. Про­ме­тей

А те­перь по­зна­ко­мим­ся со «Ска­за­ни­ем о со­зда­нии ночи».

Ска­за­ние – рас­сказ, пре­да­ние, об­ле­чён­ные в ли­те­ра­тур­ную форму, уст­ную или пись­мен­ную. (Тол­ко­вый сло­варь Д.Н.Уша­ко­ва).

Пер­вых людей звали Яма и Ями. Когда Яма…умер, Ями, его сест­ра…, про­ли­ва­ла без­утеш­ные слезы, и не было пре­де­ла ее горю… На все их уго­во­ры и уве­ще­ва­ния она от­ве­ча­ла: «Но ведь он умер толь­ко се­год­ня!» А тогда еще не было ни дня, ни ночи. Боги ска­за­ли: «Так она его ни­ко­гда не за­бу­дет! Да­вай­те со­тво­рим ночь!» И они со­зда­ли ночь. И ночь про­шла, и на­ста­ло утро, и Ями уте­ши­лась и  за­бы­ла о своём горе. По­то­му го­во­рят: «Чреда ночи и дня при­но­сит за­бве­ние горя».

Ска­за­ние за­кан­чи­ва­ет­ся по­сло­ви­цей. Муд­рость, за­клю­чён­ная в этой по­сло­ви­це пе­ре­кли­ка­ет­ся с по­сло­ви­ца­ми и по­го­вор­ка­ми дру­гих на­ро­дов.

По­сло­ви­ца –  жанр уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства, афо­ри­сти­че­ское из­ре­че­ние, обыч­но со­сто­я­щее из двух ча­стей, рит­мич­ное по форме.

По­сло­ви­цы раз­ных на­ро­дов о дне и ночи.

а) Один час утром стоит двух часов ве­че­ром (ан­глий­ская по­сло­ви­ца).

б) Ве­че­ром чего толь­ко ни на­врал, да утром от всего от­ка­жет­ся (ту­рец­кая по­сло­ви­ца).

в) Планы на год со­став­ляй вес­ной, планы на день – утром (ки­тай­ская по­сло­ви­ца).

г) Утром один час лучше, чем два ве­че­ром (та­джик­ская по­сло­ви­ца).

д) Утро ве­че­ра муд­ре­нее (рус­ская по­сло­ви­ца). 

Вопросы к конспектам

1. «Ска­за­ние о со­зда­нии ночи» за­кан­чи­ва­ет­ся по­сло­ви­цей: «Чреда ночи и дня при­но­сит за­бве­ние горя». Какая муд­рость за­клю­ча­ет­ся в ней?

Вспом­ни­те рус­ские по­сло­ви­цы, ко­то­рые имеют схо­жий смысл.

2. Со­ставь­те во­про­сы для вик­то­ри­ны по изу­чен­ным мифам.

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 11:43