Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки

Цель урока – по­нять, что такое миф, чем от­ли­ча­ет­ся миф от сказ­ки и по­зна­ко­мить­ся с ми­фа­ми Древ­ней Гре­ции о про­ис­хож­де­нии мира.

Есть на свете пре­крас­ная стра­на Гре­ция. Но так на­зы­ва­ем её толь­ко мы. У самих гре­ков она зо­вёт­ся Эл­ла­дой. В древ­ние вре­ме­на это было боль­шое го­су­дар­ство. Много веков назад тру­до­лю­би­вые греки по­стро­и­ли пре­крас­ные го­ро­да: Афины, Фивы, Спар­ту. Все на­ро­ды Ев­ро­пы счи­та­ют себя по­том­ка­ми и на­след­ни­ка­ми  ве­ли­чай­шей эл­лин­ской куль­ту­ры. Но есть ещё одно на­сле­дие, при­шед­шее к нам от эл­ли­нов. Это мифы о богах и ге­ро­ях, о про­ис­хож­де­нии мира. Они от­кры­ва­ют уди­ви­тель­ные стра­ни­цы жизни этого на­ро­да.

Мифы Древ­ней Гре­ции. Герои Эл­ла­ды

Рис. 1. Мифы Древ­ней Гре­ции. Герои Эл­ла­ды

Что же такое миф?

Миф – про­из­ве­де­ние уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства, в ко­то­ром рас­ска­зы­ва­ет­ся о про­ис­хож­де­нии мира, о де­я­ни­ях богов и ге­ро­ев,  а также объ­яс­ня­ют­ся яв­ле­ния при­ро­ды.

Пом­ни­те: мифы со­зда­ны не ка­ким-ни­будь одним че­ло­ве­ком. Их в те­че­ние мно­гих веков со­зда­вал пе­ре­ра­ба­ты­вал ве­ли­кий ху­дож­ник – гре­че­ский народ.

Что же за­став­ля­ло гре­че­ско­го че­ло­ве­ка со­зда­вать мифы?

Он жил в по­сто­ян­ном об­ще­нии с при­ро­дой, ото­всю­ду древним людям гро­зи­ла опас­ность: в лесу – звери, с небес – мол­ния, ко­то­рая гро­зи­ла по­жа­ром, про­дол­жи­тель­ные дожди и за­су­хи гу­би­ли уро­жай, грозя го­ло­дом. Че­ло­век пы­тал­ся при­ру­чить сти­хии, а для этого их нужно было объ­яс­нить.  Он все­гда хотел знать: по­че­му день сме­ня­ет­ся ночью, по­че­му на смену теплу при­хо­дит холод, как по­явил­ся огонь и по­че­му че­ло­век смер­тен. Он пы­тал­ся объ­яс­нить эти сти­хии, опи­ра­ясь на свой жиз­нен­ный опыт. Древ­ний че­ло­век счи­тал, что при­ро­да – это живое су­ще­ство. Миф  - это объ­яс­не­ние кар­ти­ны мира на ос­но­ве зна­ний и опыта. Миф имеет форму фан­та­сти­че­ско­го рас­ска­за. На­уч­ная цен­ность мифа по­сте­пен­но утра­чи­ва­лась по мере того, как че­ло­век по­лу­чал новые зна­ния об этом мире. Но по­э­ти­че­ская сто­ро­на мифа до сих пор имеет свою пре­лесть. Ми­фо­ло­гия Древ­ней Гре­ции нам из­вест­на лучше, чем ми­фо­ло­гия дру­гих на­ро­дов, по­то­му что она была за­пи­са­на и си­сте­ма­ти­зи­ро­ва­на Ге­си­о­дом, древ­не­гре­че­ским по­этом,  в поэме «Тео­го­ния. Ро­до­слов­ная богов», а также в по­э­ти­че­ском цикле «Ска­за­ния о ге­ро­ях».

Как же древ­ние греки объ­яс­ня­ли про­ис­хож­де­ние всего жи­во­го на Земле? По­слу­шай­те.

Про­ис­хож­де­ние мира и богов

Вна­ча­ле су­ще­ство­вал лишь веч­ный, без­гра­нич­ный, тем­ный Хаос. В нем за­клю­чал­ся ис­точ­ник жизни. Всё воз­ник­ло из без­гра­нич­но­го Хаоса - весь мир и бес­смерт­ные боги. Из Хаоса про­изо­шла и бо­ги­ня Земля - Гея. Ши­ро­ко рас­ки­ну­лась она, мо­гу­чая, да­ю­щая жизнь всему, что живёт и рас­тёт на ней. Да­ле­ко же под Зем­лей, так да­ле­ко, как да­ле­ко от нас необъ­ят­ное, свет­лое небо, в неиз­ме­ри­мой глу­бине ро­дил­ся мрач­ный Тар­тар - ужас­ная без­дна, пол­ная веч­ной тьмы. Из Хаоса, ис­точ­ни­ка жизни, ро­ди­лась и мо­гу­чая сила, все ожив­ля­ю­щая Лю­бовь - Эрос. Начал со­зда­вать­ся мир. Без­гра­нич­ный Хаос по­ро­дил Веч­ный Мрак - Эреб и тем­ную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака про­изо­шли веч­ный Свет - Эфир и ра­дост­ный свет­лый День - Ге­ме­ра. Свет раз­лил­ся по миру, и стали сме­нять друг друга ночь и день.

Мо­гу­чая, бла­го­дат­ная Земля по­ро­ди­ла бес­пре­дель­ное го­лу­бое Небо - Урана, и рас­ки­ну­лось Небо над Зем­лей. Гордо под­ня­лись к нему вы­со­кие Горы, рож­ден­ные Зем­лей, и ши­ро­ко раз­ли­лось вечно шу­мя­щее Море.

… Уран - Небо - во­ца­рил­ся в мире. Он взял себе в жены бла­го­дат­ную Землю. Шесть сы­но­вей и шесть до­че­рей - мо­гу­чих, гроз­ных ти­та­нов - было у Урана и Геи.

…Кроме ти­та­нов, по­ро­ди­ла мо­гу­чая Земля трех ве­ли­ка­нов - цик­ло­пов с одним гла­зом во лбу - и трех гро­мад­ных, как горы, пя­ти­де­ся­ти­го­ло­вых ве­ли­ка­нов - сто­ру­ких (ге­ка­тон­хей­ров), на­зван­ных так по­то­му, что сто рук было у каж­до­го из них. Про­тив их ужас­ной силы ничто не может усто­ять, она не знает пре­де­ла.

Ми­фо­ло­гия ан­тич­но­сти – это пре­жде всего Олимп – гора богов. Эл­ли­ны по­кло­ня­лись богам, они со­зда­ва­ли их по об­ра­зу и по­до­бию че­ло­ве­ка, на­де­лив их кра­со­той, вол­шеб­ной силой, уме­ни­ем при­ни­мать раз­лич­ные об­ра­зы, а также, самое глав­ное, бес­смер­ти­ем. Они были по­доб­ны людям: могли быть доб­ры­ми, ми­ло­сти­вы­ми, ми­ло­серд­ны­ми, а также ко­вар­ны­ми, злыми и мсти­тель­ны­ми.

Рож­де­ние Зевса

Рис. 2. Рож­де­ние Зевса

Вы­со­ко на свет­лом Олим­пе царит Зевс, окру­жен­ный сон­мом богов. Здесь и су­пру­га его Гера, и зла­то­куд­рый Апол­лон с сест­рой своей Ар­те­ми­дой, и зла­тая Аф­ро­ди­та, и мо­гу­чая дочь Зевса Афина, и много дру­гих богов.

…Пи­ру­ют боги в своих зо­ло­тых чер­то­гах, по­стро­ен­ных сыном Зевса Ге­фе­стом. Царь Зевс сидит на вы­со­ком зо­ло­том троне. Ве­ли­чи­ем и гор­до-спо­кой­ным со­зна­ни­ем вла­сти и мо­гу­ще­ства дышит му­же­ствен­ное, … пре­крас­ное лицо Зевса….

С Олим­па рас­сы­ла­ет людям Зевс свои дары и утвер­жда­ет на земле по­ря­док и за­ко­ны. В руках Зевса судь­ба людей; сча­стье и несча­стье, добро и зло, жизнь и смерть - все в его руках. Два боль­ших со­су­да стоят у врат двор­ца Зевса. В одном со­су­де дары добра, в дру­гом - зла. Зевс чер­па­ет в них добро и зло и по­сы­ла­ет людям. Горе тому че­ло­ве­ку, ко­то­ро­му гро­мо­вер­жец чер­па­ет дары толь­ко из со­су­да со злом. Горе и тому, кто на­ру­ша­ет уста­нов­лен­ный Зев­сом по­ря­док на земле и не со­блю­да­ет его за­ко­нов. Гроз­но сдви­нет сын Крона свои гу­стые брови, чер­ные тучи за­во­ло­кут тогда небо. Раз­гне­ва­ет­ся ве­ли­кий Зевс, и страш­но поды­мут­ся во­ло­сы на го­ло­ве его, глаза за­го­рят­ся нестер­пи­мым блес­ком; взмах­нет он своей дес­ни­цей - удары грома рас­ка­тят­ся по всему небу, сверк­нет пла­мен­ная мол­ния, и со­тря­сет­ся вы­со­кий Олимп.

Дж. Ро­ма­но Олим­пий­ские Боги. Рос­пись пла­фо­на в зале Ги­ган­тов

Рис. 3. Дж. Ро­ма­но Олим­пий­ские Боги. Рос­пись пла­фо­на в зале Ги­ган­тов

В чём же сход­ство мифа и сказ­ки?

Миф - (от греч. mythos - пре­да­ние - ска­за­ние), по­вест­во­ва­ние о богах, духах, обо­жеств­лен­ных ге­ро­ях и пер­во­пред­ках, воз­ник­шее в пер­во­быт­ном об­ще­стве. В мифах пе­ре­пле­те­ны ран­ние эле­мен­ты ре­ли­гии, фи­ло­со­фии, науки и ис­кус­ства. (Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь).

Сказ­ка - один из ос­нов­ных жан­ров фольк­ло­ра, эпи­че­ское, пре­иму­ще­ствен­но про­за­и­че­ское про­из­ве­де­ние вол­шеб­но­го, аван­тюр­но­го или бы­то­во­го ха­рак­те­ра с уста­нов­кой на вы­мы­сел. (Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь).

Вы­мы­сел - то, что со­зда­но, со­зда­ет­ся во­об­ра­же­ни­ем, фан­та­зи­ей. (Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь).

Миф и сказ­ка – это про­из­ве­де­ния уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства, со­здан­ные фан­та­зи­ей на­ро­да.

В чём же от­ли­чие?

Если в мифах пе­ре­да­ют­ся общие пред­став­ле­ния о месте че­ло­ве­ка в стро­гой иерар­хии зем­ных и бо­же­ствен­ных сил, то мир ска­зок мак­си­маль­но при­бли­жен к обыч­ной жизни. В нем можно найти ин­те­рес­ные по­дроб­но­сти быта, се­мей­но­го укла­да, обы­ча­ев. Ска­зоч­ные пер­со­на­жи взяты и пе­ре­не­се­ны в вы­мыш­лен­ный мир из обыч­ной жизни.

Сказ­ка это, пре­жде всего,  ин­те­рес­ная ис­то­рия, вол­шеб­ная или бы­то­вая. А миф это си­сте­мо­об­ра­зу­ю­щий вы­мы­сел, ко­то­рый при­зван объ­яс­нить что-то гло­баль­ное - со­зда­ние мира, про­ис­хож­де­ние на­ро­да, ос­но­вы ре­ли­гии.

И глав­ное,  в миф люди ве­ри­ли, а сказ­ка для них все­гда оста­ва­лась вы­мыс­лом.

Итак, мы по­зна­ко­ми­лись опре­де­ле­ни­ем мифа и сказ­ки. Вы­яс­ни­ли, чем от­ли­ча­ет­ся миф от сказ­ки, а также по­зна­ко­ми­лись с пред­став­ле­ни­я­ми древ­них гре­ков о про­ис­хож­де­нии мира. 

Вопросы к конспектам

Сколь­ко веков ми­ну­ло, а в жизни людей про­ис­хо­дят те же со­бы­тия, что и в древ­но­сти: рож­да­ют­ся люди и звери, дует ветер и льёт дождь, сме­ня­ют­ся вре­ме­на года…

Про­чти­те текст.

На­сту­пи­ла дол­го­ждан­ная пе­ре­ме­на: фев­раль на ка­лен­да­ре сме­нил­ся пер­вым ве­сен­ним ме­ся­цем – мар­том. А это зна­чит, что при­шёл конец снеж­ным и су­ро­вым бурям, скоро можно будет за­быть о мо­ро­зах и по­ра­до­вать­ся на­сту­па­ю­щей весне.

Улица ещё полна су­гро­бов, но это нена­дол­го. Роб­кие по­на­ча­лу лу­чи­ки солн­ца скоро вой­дут в пол­ную силу и рас­то­пят снег. По ули­цам, звеня, по­бе­гут ве­сё­лые ручьи, пред­вест­ни­ки про­буж­де­ния при­ро­ды.

Оч­нёт­ся ото сна лес, рас­пра­вят свои ветви де­ре­вья. Белое снеж­ное по­кры­ва­ло, ко­то­рым зима укры­ла при­ро­ду, ис­чез­нет под жар­ки­ми сол­неч­ны­ми лу­ча­ми. Доль­ше всего снег со­хра­нит­ся в ни­зи­нах и овра­гах, од­на­ко и туда рано или позд­но до­бе­рёт­ся сол­ныш­ко. Со­всем немно­го вре­ме­ни прой­дёт - а от зимы не оста­нет­ся и следа .

Для со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка такое опи­са­ние при­род­но­го яв­ле­ния – при­ход весны – по­нят­но и при­выч­но. Но древ­ние люди опи­са­ли бы его по-дру­го­му: с по­мо­щью мифа. А потом на ос­но­ва­нии мифа при­ду­ма­ли бы вол­шеб­ную сказ­ку.

За­да­ние. Пред­ставь­те себе, что вы древ­ний че­ло­век (и неваж­но, сла­вя­нин, эллин, ин­ди­ец или ви­кинг). Опи­ши­те при­ход весны с по­мо­щью мифа, а потом при­ду­май­те вол­шеб­ную сказ­ку. Пер­со­на­жи и мифа, и сказ­ки могут быть как уже су­ще­ству­ю­щи­ми (взя­ты­ми из про­чи­тан­ных мифов и ска­зок), так и при­ду­ман­ны­ми лично вами.

Под­сказ­ка. Вспом­ни­те опре­де­ле­ние тер­ми­нов «миф» и «сказ­ка», а также в чём за­клю­ча­ет­ся сход­ство и раз­ли­чие мифа и сказ­ки.

Последнее изменение: Пятница, 9 Июнь 2017, 11:38