Стихи А. А. Фета. Красота природы. «Весенний дождь»

 Слово о поэте

На этом уроке мы по­го­во­рим об Афа­на­сии Фете. Об этом че­ло­ве­ке не сле­ду­ет го­во­рить долго, пред­став­ляя его, по­то­му что о нём из­вест­но не так много та­ко­го, что было бы ин­те­рес­но ко­му-то, кроме его био­гра­фов. Жизнь его была слож­ной внут­ренне и по неко­то­рым об­сто­я­тель­ствам (про­ис­хож­де­ние, се­мей­ные от­но­ше­ния). Но ка­ких-то бур­ных и ярких со­бы­тий в ней прак­ти­че­ски не было.

По­смот­ри­те на порт­рет уже взрос­ло­го Фета (рис. 1).

А.А. Фет

Рис. 1. А.А. Фет

Вы ви­ди­те ста­ро­го че­ло­ве­ка, с лысой го­ло­вой и бо­ро­дой. Клас­си­ков мы при­вык­ли ви­деть изоб­ра­жен­ны­ми имен­но таким об­ра­зом – в по­чтен­ном воз­расте и когда их за­слу­ги уже были при­зна­ны. По­это­му воз­ни­ка­ет мысль, что изоб­ра­жен­ный че­ло­век все­гда был таким, как на порт­ре­те, как гос­подь Бог, каким его изоб­ра­жа­ют в церк­ви.

Фет не все­гда был таким ма­стит­ным стар­цем. Был он и маль­чи­ком, и юно­шей. Более ран­ние его порт­ре­ты по­ка­зы­ва­ют офи­це­ра с усами, при­мер­но как и мо­ло­до­го Льва Тол­сто­го (рис. 2).

Афа­на­сий Фет

Рис. 2. Афа­на­сий Фет

Афа­на­сий Фет, как и мно­гие рус­ские дво­ряне, отдал дань во­ен­ной служ­бе. Он был гвар­дей­ским ка­ва­ле­ри­стом и вышел в от­став­ку в чине штаб-рот­мист­ра. Это при­лич­ное зва­ние.

Фет вышел в от­став­ку, же­нил­ся и стал по­ме­щи­ком. Это, по­жа­луй, самая ин­те­рес­ная его осо­бен­ность как че­ло­ве­ка. Он был не про­стым по­ме­щи­ком, а ак­тив­ным, де­я­тель­ным. Эта его черта по­ра­жа­ла и по­ра­жа­ет до сих пор. При­ня­то было счи­тать, что хо­зяй­ство и по­ме­щи­чьи дела – это нечто не по­э­ти­че­ское, это то, чем поэт не дол­жен был бы ин­те­ре­со­вать­ся и за­ни­мать­ся все­рьёз. В тра­ди­ци­он­ном пред­став­ле­нии, поэт – это дитя эфира, че­ло­век, ко­то­рый не при­вя­зан к ма­те­ри­аль­но­му миру, не за­бо­тит­ся о его устрой­стве. Ко­неч­но же, это пред­став­ле­ние несколь­ко на­ду­ман­ное, пре­уве­ли­чен­ное, но что-то спра­вед­ли­вое в нём есть.

Если рас­смот­реть био­гра­фии самых зна­ме­ни­тых, самых круп­ных по­этов XIX века (Пуш­ки­на, Лер­мон­то­ва, Тют­че­ва и др.), то хо­зяй­ствен­ных при­стра­стий и ин­те­ре­сов там нет. Как пра­ви­ло, эти люди дей­стви­тель­но не слиш­ком за­бо­ти­лись о прак­ти­че­ской жизни, о её обу­строй­стве и тому по­доб­ных непо­э­ти­че­ских нуж­дах. А Фет за­бо­тил­ся.

Он был очень успеш­ным, де­я­тель­ным по­ме­щи­ком, очень опыт­ным. От­да­вал этому делу очень много вре­ме­ни и сил.

Кроме того, что Фет со­чи­нял стихи и был по­ме­щи­ком, он много пе­ре­во­дил с ла­тин­ско­го языка (с клас­си­ков древ­не­рим­ской по­э­зии) и с немец­ко­го языка, ко­то­рый был ему род­ной, как и рус­ский. Фет был нем­цем по про­ис­хож­де­нию, но рус­ским по­ме­щи­ком и рус­ским по­этом.

Он пе­ре­во­дил тра­ге­дию Гёте «Фауст» – круп­ней­шее про­из­ве­де­ние немец­ко­го клас­си­ка (рис. 3).

Иоганн Гёте

Рис. 3. Иоганн Гёте

И даже за­ма­хи­вал­ся на пе­ре­вод круп­ней­ше­го труда немец­ко­го фи­ло­со­фа Им­ма­ну­и­ла Канта (рис. 4).

Им­ма­ну­ил Кант

Рис. 4. Им­ма­ну­ил Кант

Фет был пре­крас­но об­ра­зо­ван­ным че­ло­ве­ком, хо­ро­шо знал фи­ло­со­фию, и раз­мах у него был эпи­че­ский. Но, несмот­ря на то что он брал­ся за пе­ре­во­ды таких круп­ных, се­рьёз­ных тво­ре­ний, нам он пре­жде всего па­мя­тен как автор неболь­ших ли­ри­че­ских сти­хо­тво­ре­ний. Круп­ных про­из­ве­де­ний он не писал, в от­ли­чие, на­при­мер, от Пуш­ки­на (рис. 5), Некра­со­ва и дру­гих своих стар­ших со­вре­мен­ни­ков.

А.С. Пуш­кин

Рис. 5. А.С. Пуш­кин

 

Фет – по­ме­щик и поэт

В школь­ном курсе ли­те­ра­ту­ры часто встре­ча­ют­ся такие на­зва­ния уро­ков, как «Кра­со­та род­ной при­ро­ды», «Род­ная при­ро­да». Это не все­гда бы­ва­ет оправ­да­но, по­то­му что мно­гие пре­крас­ные стихи о при­ро­де на­пи­са­ны так, что неваж­но, рус­ская она или нет. На­при­мер, Фёдор Тют­чев (рис. 6) – со­вре­мен­ник и кол­ле­га Фета – много про­жил в Гер­ма­нии, Ита­лии и Рос­сии. Он писал о при­ро­де. Как пра­ви­ло, невоз­мож­но ска­зать, какая при­ро­да у Тют­че­ва – это при­ро­да во­об­ще.

Фёдор Ива­но­вич Тют­чев

Рис. 6. Фёдор Ива­но­вич Тют­чев

Что ка­са­ет­ся Афа­на­сия Фета, это со­вер­шен­но оправ­да­но. При­ро­да в его про­из­ве­де­ни­ях – рус­ская. Этот немец как мало кто вы­ра­зил осо­бен­но­сти рус­ско­го пей­за­жа. На­вер­ное, так слу­чи­лось по­то­му, что он был по­ме­щи­ком – че­ло­ве­ком, ко­то­рый имел с зем­лёй кон­крет­ные от­но­ше­ния – тру­до­вые, как кре­стья­нин. Он, ко­неч­но, не сеял, не пахал, но лично за­ни­мал­ся хо­зяй­ством (рис. 7).

Афа­на­сий Фет в своём по­ме­стье

Рис. 7. Афа­на­сий Фет в своём по­ме­стье

При­ро­да для него была не при­ро­дой сада, в ко­то­ром можно про­сто про­гу­ли­вать­ся, не при­ро­дой полей, по ко­то­рым можно ез­дить на коне ради раз­вле­че­ния, ради кре­по­сти фи­зи­че­ской, как это любил де­лать Пуш­кин. Для Фета при­ро­да – это ис­точ­ник жизни, ис­точ­ник хлеба. Ве­сен­ний дождь тоже имеет для ав­то­ра дво­я­кое зна­че­ние. Для Фета, с одной сто­ро­ны, небе­са – это лейка для его полей, а с дру­гой сто­ро­ны, это неко­то­рая кра­со­та, это то, что можно со­зер­цать. Такая двой­ствен­ность вос­при­я­тия че­ло­ве­ка, ко­то­рый в при­ро­де од­но­вре­мен­но и дей­ству­ет, и её со­зер­ца­ет, очень ха­рак­тер­на. Может быть, по­это­му пей­за­жи при­ро­ды у Фета все­гда такие кон­крет­ные, опре­де­лён­ные, узна­ва­е­мо рос­сий­ские, рус­ские.

Сти­хо­тво­ре­ние «Ве­сен­ний дождь» очень ха­рак­тер­но для Фета по­то­му, что он сам стоит на одном месте, как че­ло­век, ко­то­рый при­рос к земле, это центр его мира. Из этого цен­тра он смот­рит. Он не пу­те­ше­ствен­ник, не ту­рист в этой при­ро­де, в этом пей­за­же, в этом ланд­шаф­те. По­это­му и пей­заж кон­кре­тен. Он носит на­ци­о­наль­ные, мест­ные, ха­рак­тер­ные черты. Фет яв­ля­ет­ся пев­цом род­ной при­ро­ды.

 

 Стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь»

Одно из самых из­вест­ных про­из­ве­де­ний Фета – сти­хо­тво­ре­ние «Ве­сен­ний дождь». Оно очень ма­лень­кое, всего из 12 строк. На пер­вый взгляд, это про­стое сти­хо­тво­ре­ние, в ко­то­ром ни­че­го осо­бен­но­го не про­ис­хо­дит. Это есте­ствен­но, по­то­му что сти­хо­тво­ре­ние ли­ри­че­ское. Имен­но этим ли­ри­ка от­ли­ча­ет­ся от ка­ких-то дру­гих типов ли­те­ра­ту­ры.

Ли­ри­ка – это ли­те­ра­ту­ра о чув­ствах: это может быть пей­заж, автор ко­то­ро­го на­блю­да­ет этот пей­заж и по­вест­ву­ет чи­та­те­лям о своих чув­ствах. По­это­му сю­же­том, ха­рак­те­ра­ми увлечь нас он не может. Но он может увлечь чи­та­те­лей чем-то дру­гим.

 

Про­чи­тай­те сти­хо­тво­ре­ние:

 

Ве­сен­ний дождь

Еще свет­ло перед окном,

В раз­ры­вы облак солн­це бле­щет,

И во­ро­бей своим кры­лом,

В песке ку­па­я­ся, тре­пе­щет.

А уж от неба до земли,

Ка­ча­ясь, дви­жет­ся за­ве­са,

И будто в зо­ло­той пыли

Стоит за ней опуш­ка леса.

Две капли брыз­ну­ли в стек­ло,

От лип ду­ши­стым медом тянет,

И что-то к саду по­до­шло,

По све­жим ли­стьям ба­ра­ба­нит.

 Общее впечатление от стихотворения

Ка­жет­ся, что всё очень про­сто и по­нят­но: при­бли­жа­ет­ся, ско­рее всего, гроза, по край­ней мере силь­ный ве­сен­ний дождь. Кар­тин­ка до­нель­зя про­стая. Любой че­ло­век неод­но­крат­но в своей жизни стоял у окна и про­сто от нече­го де­лать, бу­дучи в ли­ри­че­ском на­стро­е­нии, смот­рел, что про­ис­хо­дит, осо­бен­но, когда на­чи­на­ет­ся силь­ный ве­сен­ний дождь. Но не мно­гие сто­я­ли где-ни­будь с моль­бер­том. Видно, что это очень ху­до­же­ствен­ный на­бро­сок. Можно по­ду­мать, что автор за­ни­мал­ся жи­во­пи­сью, по­то­му что он очень вни­ма­те­лен к раз­лич­ным де­та­лям. Через эти де­та­ли (через ма­лень­ко­го во­ро­бья, через две-три капли на стек­ле) он даёт очень ося­за­е­мую, чёт­кую и зре­лищ­ную кар­ти­ну того, что про­ис­хо­дит, когда на­сту­па­ет дождь. Он поэт – жи­во­пи­сец при­ро­ды в опре­де­лён­ном свете. Ска­зать, что он про­сто ри­су­ет этюд, даёт чи­та­те­лям некую кар­тин­ку, мало. По­то­му что в этих про­стых строч­ках чув­ству­ет­ся, что че­ло­век много думал о при­ро­де, о душе че­ло­ве­ка, о тай­нах че­ло­ве­ка и при­ро­ды. Для того чтобы это по­нять, нужно разо­брать сти­хо­тво­ре­ние по ча­стям и про­ана­ли­зи­ро­вать каж­дое слово. Слов в нём мало, по­это­му каж­дое из них весит много. Каж­дое в от­дель­но­сти имеет нема­лое зна­че­ние.

 Подробный анализ стихотворения «Весенний дождь»

Рас­смот­ри­те вни­ма­тель­но, что про­ис­хо­дит в этом сти­хо­тво­ре­нии, как оно раз­во­ра­чи­ва­ет­ся кадр за кад­ром, если это был бы мульт­фильм.

 

«Еще свет­ло перед окном…»

Ещё свет­ло – зна­чит, на­вер­ное, скоро будет темно. То есть пей­заж сразу дви­жет­ся, живёт на гла­зах чи­та­те­ля (рис. 8).

М. Гор­бань. «На­тюр­морт»

Рис. 8. М. Гор­бань. «На­тюр­морт»

«В раз­ры­вы облак солн­це бле­щет…»

Часть неба уже за­тем­не­на об­ла­ка­ми, но где-то свер­ка­ет солн­це. Так лю­би­ли изоб­ра­жать ста­рые ху­дож­ни­ки: зо­ло­то и ла­зурь – всё рядом (рис. 9).

Ф. Ва­си­льев. «Мок­рый луг»

Рис. 9. Ф. Ва­си­льев. «Мок­рый луг»

Даль­ше чи­та­тель видит ма­лень­ко­го во­ро­бья (рис. 10):

«И во­ро­бей своим кры­лом,

В песке ку­па­я­ся, тре­пе­щет».

Во­ро­бей

Рис. 10. Во­ро­бей

Все много раз ви­де­ли в дет­ской пе­соч­ни­це или на бе­ре­гу реки, как во­ро­бьи ку­па­ют­ся в реке. То есть че­ло­век, ко­то­рый стоит у окна, видит всё сразу: от неба до земли, от мел­ко­го до боль­шо­го. Это со­зда­ёт кар­ти­ну дви­же­ния, раз­ма­ха, мас­шта­ба, воз­ду­ха, света и ожи­да­ния че­го-то.

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на рифму бле­щет – тре­пе­щет:

«Еще свет­ло перед окном,

В раз­ры­вы облак солн­це бле­щет,

И во­ро­бей своим кры­лом,

В песке ку­па­я­ся, тре­пе­щет».

 

На пер­вый взгляд, это про­стая рифма, но она неслу­чай­на. И то, и дру­гое – в дви­же­нии: и во­ро­бей, и небо. Может быть, что-то общее за­став­ля­ет их дви­гать­ся, бле­стеть и тре­пе­тать. Мы впра­ве сде­лать такое пред­по­ло­же­ние.

 

«А уж от неба до земли,

Ка­ча­ясь, дви­жет­ся за­ве­са…» (рис. 11)

А. Гор­бов. «Будет дождь»

Рис. 11. А. Гор­бов. «Будет дождь»

Идёт стена дождя. В го­ро­де это неча­сто видно, но за го­ро­дом, в пу­те­ше­ствии из окна ма­ши­ны или по­ез­да, во время про­гул­ки по полю, когда при­бли­жа­ет­ся дождь или гроза, часто видно, как солн­це ещё сияет и идёт дей­стви­тель­но стена. Дождь видно как бы со сто­ро­ны: он весь под­свеч­ный, он пе­ре­ли­ва­ет­ся. Виден серый за­на­вес от неба до земли. Автор стоит у окна и сквозь него видит па­но­ра­му, весь мир пред­ста­ёт це­ли­ком. Это мир, охва­чен­ный одним взгля­дом, одним штри­хом.

У за­ве­сы есть ин­те­рес­ное свой­ство. Она су­ще­ству­ет, чтобы что-то скры­вать. Пред­по­ло­жим, что перед нами театр пей­за­жа, театр при­ро­ды. На нас идёт, ка­ча­ясь, за­на­вес, за ко­то­рым, на­вер­ное, что-то есть. За­на­вес про­зрач­ный, и автор сразу со­об­ща­ет, что за ним – лес. Этот лес, ко­то­рый скрыт за зо­ло­тым дви­га­ю­щим­ся за­на­ве­сом, ста­но­вит­ся чем-то та­ин­ствен­ным, вле­ку­щим. Чи­та­тель, как и автор, стоит у окна (на месте), но пер­спек­ти­ва углуб­ля­ет­ся: всё ви­дит­ся даль­ше и даль­ше: во­ро­бей – небо – за­ве­са – лес. Ста­но­вит­ся ин­те­рес­но, что же в лесу, хо­чет­ся по­смот­реть, что даль­ше, по­то­му что опуш­ка леса – это сле­ду­ю­щий за­на­вес, сле­ду­ю­щая за­ве­са.

Фет в этих несколь­ких строч­ках ста­вит перед нами целую цепь зри­тель­ных за­га­док. Мы видим планы, как будто это – те­ат­раль­ная сцена. Автор при­гла­ша­ет нас за­ду­мать­ся, что ещё может быть в этом мире та­ин­ствен­но­го и ин­те­рес­но­го? И всё это в двух чет­ве­ро­сти­ши­ях. Всё это необы­чай­но ла­ко­нич­но.

В мо­мент, когда чи­та­тель вме­сте со взгля­дом ав­то­ра до­хо­дит до даль­не­го леса, Фет де­ла­ет неожи­дан­ный ка­ва­ле­рист­ский ма­нёвр. Он резко от­сту­па­ет назад:

«Две капли брыз­ну­ли в стек­ло…» (рис. 12)

Дождь

Рис. 12. Дождь

Мы опять видим стек­ло и две капли. Всё пред­став­ле­но очень кон­крет­но (рис. 13).

М. Гор­бань. «На­тюр­морт»

Рис. 13. М. Гор­бань. «На­тюр­морт»

Две кон­крет­ные капли – это пер­вые вест­ни­ки. Это зна­чит, что за­ве­са по­до­шла вплот­ную, она уже перед нами. Про­стран­ство снова сво­ра­чи­ва­ет­ся, стя­ги­ва­ет­ся.

Всё уже про­ис­хо­дит там, где на­хо­дит­ся автор. А на­хо­дит­ся он, ско­рее всего, как по­ла­га­ет­ся по­ме­щи­ку Фету, у себя в гос­под­ском доме. Дом этот окру­жён садом – малой при­ро­дой, лич­ной при­ро­дой этого че­ло­ве­ка, ру­ко­твор­ной при­ро­дой.

И дей­стви­тель­но, даль­ше мы видим пе­ре­ход к саду:

«От лип ду­ши­стым медом тянет…»

Речь идёт о са­до­вых липах, ко­то­рые по­ме­щик Фет вы­са­дил, а потом пе­ре­нёс в стихи (рис. 14).

А. Ге­ра­си­мов. «После дождя»

Рис. 14. А. Ге­ра­си­мов. «После дождя»

Далее мы видим куль­ми­на­цию:

«…И что-то к саду по­до­шло,

По све­жим ли­стьям ба­ра­ба­нит».

По­след­ние две стро­ки про­из­ве­де­ния об­ла­да­ют уни­каль­ной осо­бен­но­стью, ко­то­рая и де­ла­ет Фета боль­шим ли­ри­че­ским по­этом. Гра­фо­ман (че­ло­век, ко­то­рый об­ла­да­ет склон­но­стью к раз­но­го рода со­чи­ни­тель­ству) на­пи­сал бы проще. На­при­мер, так: «дождь при­шёл…». Фет го­во­рит: «что-то по­до­шло». Он на­ме­ка­ет чи­та­те­лям на некую мысль. Мы знаем, что это дождь. Но автор не хочет на­звать его своим име­нем, по­то­му что, на­вер­ное, этот дождь не про­сто дождь. То есть, с одной сто­ро­ны, это дождь, а, с дру­гой сто­ро­ны, это вся при­ро­да, душа этой при­ро­ды, некто та­ин­ствен­ный, кто стоит за ней. Он по­до­шёл и сту­чит­ся.

На этом всё за­кан­чи­ва­ет­ся. Фет нам ни­че­го не объ­яс­ня­ет. Вот эта ши­ро­кая при­ро­да, в ко­то­рую он смот­рел, при­дви­ну­лась к нему, оно уже на грани того, что что-то про­изой­дёт. Ожи­да­ние свер­шит­ся. Но что имен­но свер­ша­ет­ся, оста­ёт­ся непо­нят­ным. На самом деле, по­нят­но – идёт обыч­ный ве­сен­ний дождь, но то, как Фет нас го­то­вит к его при­хо­ду, то, что он пред­ла­га­ет нам пе­ре­жить – это нечто боль­шее, чем ожи­да­ние обыч­но­го ве­сен­не­го дождя. Ви­ди­мо, автор хочет со­об­щить, что у при­ро­ды есть ка­кая-то тайна, что в ней есть что-то такое, что не сво­дит­ся к от­дель­ным её яв­ле­ни­ям. Фет пе­ре­да­ёт чи­та­те­лям не ка­кой-то пе­ре­чень со­бы­тий, не ка­кой-то рас­сказ, а своё вос­при­я­тие мира и при­ро­ды в целом. Это до­воль­но ин­те­рес­ное вос­при­я­тие.

 Особенности стихотворения «Весенний дождь»

Есть по­ня­тие муж­ские и жен­ские стихи или проза. Если снова пе­ре­чи­тать сти­хо­тво­ре­ние и спро­сить себя, кто рас­сказ­чик, дать ответ будет слож­но. Если про­чи­тать это сти­хо­тво­ре­ние в пер­вый раз как неиз­вест­ное, без под­пи­си, невоз­мож­но ска­зать, это муж­чи­на или жен­щи­на, ста­рый че­ло­век или мо­ло­дой. Это неслу­чай­но. Точка зре­ния Фета на мир в дан­ном сти­хо­тво­ре­нии пре­дель­но обоб­щён­ная, осво­бож­дён­ная от лич­но­го опыта че­ло­ве­ка, от его био­гра­фии. Это взгляд че­ло­ве­ка во­об­ще. Взгляд че­ло­ве­че­ской души, очи­щен­ной от ка­ких-то слу­чай­ных со­бы­тий.

Глав­ное в этом сти­хо­тво­ре­нии – на­стро­е­ние и пе­ре­жи­ва­ние мира, ко­то­рое по­хо­же на со­сто­я­ние спо­кой­но­го сча­стья. Ка­жет­ся, что этот по­ме­щи­чий сад, ко­то­рый на­хо­дит­ся перед на­ши­ми гла­за­ми, это неко­то­рый без­мя­теж­ный мир. Это такая иде­аль­ная стра­на гар­мо­нии. Такую стра­ну ко­гда-то, ещё во вре­ме­на Древ­ней Гре­ции, при­ду­ма­ли поэты и на­зва­ли её Ар­ка­ди­ей.

Ар­ка­дия – место, где без­за­бот­но, счаст­ли­во жи­вёт­ся.

Это мир, в ко­то­ром ни­че­го не про­ис­хо­дит, в ко­то­ром нет бурь, столк­но­ве­ний, где никто ни с кем не спо­рит, не про­ис­хо­дит по­тря­се­ний и войн, а течёт спо­кой­ная, нето­роп­ли­вая, мир­ная жизнь на фоне де­ре­вен­ской при­ро­ды. Там есть леса, пас­ту­хи и овцы. Но там нет ни го­су­дар­ства, ни по­ли­ти­ки, ни раз­до­ров, ни спор из-за иму­ще­ства. Там есть её ве­ли­че­ство При­ро­да и че­ло­век, ко­то­рый может этой при­ро­дой на­сла­ждать­ся, осво­бож­да­ясь от своих дур­ных на­стро­е­ний, ду­шев­ных смут, вся­че­ских невзгод.

Такой услов­ный, иде­аль­ный, по­э­ти­че­ский мир Афа­на­сий Фет по­ка­зы­ва­ет в своём ма­лень­ком сти­хо­тво­ре­нии «Ве­сен­ний дождь». Всего 12 стро­чек, в ко­то­рых много все­воз­мож­ных зна­че­ний.

Вопросы к конспектам

1. Вы­учить на­и­зусть сти­хо­тво­ре­ние А.А. Фета «Ве­сен­ний дождь».

2. Каким пред­став­лен мир чи­та­те­лям в сти­хо­тво­ре­нии «Ве­сен­ний дождь»?

3. На­ри­со­вать ил­лю­стра­цию к сти­хо­тво­ре­нию «Ве­сен­ний дождь».

Последнее изменение: Четверг, 8 Июнь 2017, 23:18