Жанр басни. Истоки басенного творчества

 Введение

«Когда пер­во­быт­ный че­ло­век по­чув­ство­вал себя че­ло­ве­ком, он огля­нул­ся во­круг себя и впер­вые за­ду­мал­ся о себе и о мире. По су­ще­ству это были два во­про­са: как устро­ен мир? И как дол­жен вести себя че­ло­век в этом мире?
На пер­вый во­прос он от­ве­тил мифом. На вто­рой во­прос – бас­ней».
М.Л. Гас­па­ров (рис. 1)


М.Л. Гас­па­ров

Рис. 1. М.Л. Гас­па­ров

Вспом­ни­те си­ту­а­ции, когда, видя недо­ста­ток в че­ло­ве­ке, вам хо­те­лось бы ука­зать на него, но ука­зать так, чтобы че­ло­век не оби­дел­ся и ис­пра­вил­ся. В древ­но­сти у людей тоже воз­ни­ка­ла необ­хо­ди­мость такой непря­мой кри­ти­ки, но в связи с тем, что люди де­ли­лись на гос­под и рабов, за ука­за­ние на недо­стат­ки рабы могли быть же­сто­ко на­ка­за­ны. Имен­но тогда был изоб­ре­тен жанр басни, ко­то­рый поз­во­лял осве­щать недо­стат­ки людей, не оби­жая их.

Бро­дя­чие сю­же­ты

Среди басен, ко­то­рые при­пи­сы­ва­ют Эзопу, есть басня «Ли­си­ца и ви­но­град». Вот эта басня:
Го­лод­ная ли­си­ца уви­де­ла ви­но­град­ную лозу со сви­са­ю­щи­ми гроз­дья­ми и хо­те­ла до них до­брать­ся, да не смог­ла; и, уходя прочь, ска­за­ла сама себе:

– Они ещё зе­лё­ные!

Так и у людей иные не могут до­бить­ся успе­ха по при­чине того, что сил нет, а винят в этом об­сто­я­тель­ства.

Эзоп

В XVIII веке во Фран­ции при дворе ко­ро­ля Лю­до­ви­ка XIV жил бас­но­пи­сец Жан де Ла­фон­тен, он за­ме­тил, что басни Эзопа необык­но­вен­но ак­ту­аль­ны, по­то­му что че­ло­ве­че­ские недо­стат­ки неис­ко­ре­ни­мы. И по сю­же­ту басни Эзопа Ла­фон­тен со­зда­ет свою басню:
Ли­си­ца и ви­но­град
Лис-гас­ко­нец, а быть может, лис-нор­ман­дец
(Раз­ное го­во­рят),
Уми­рая с го­ло­ду, вдруг уви­дел над бе­сед­кой 
Ви­но­град, такой зримо зре­лый,
В ру­мя­ной ко­жи­це!
Наш лю­без­ник был бы рад им по­ла­ко­мить­ся, 
Да не мог до него до­тя­нуть­ся
И ска­зал: «Он зелен – 
Пусть им кор­мит­ся вся­кий сброд!» 
Что ж, не лучше ли так, чем празд­но се­то­вать?

Ла­фон­тен

Пе­ре­ра­ба­ты­вая сю­же­ты из­вест­ных басен, бас­но­пис­цы пе­ре­но­сят ге­ро­ев в свою стра­ну, в свою эпоху, что спо­соб­ству­ет тому, что чи­та­те­ли охот­нее ста­вят себя на место ге­ро­ев басни. Такое по­ня­тие на­зы­ва­ет­ся «бро­дя­чие сю­же­ты», при этом герой басни об­рас­та­ет де­та­ля­ми своей стра­ны и эпохи, как, на­при­мер, у Ла­фон­те­на Лис – нор­ман­дец или гас­ко­нец. С таким же сю­же­том и таким же на­зва­ни­ем есть басня у рус­ско­го бас­но­пис­ца И.А.Кры­ло­ва, где ли­си­ца на­зва­на кумой, как и в на­род­ных рус­ских сказ­ках. 
Бро­дя­чие сю­же­ты при­су­щи не толь­ко жанру басни, но и, на­при­мер, сказ­кам. Это не зна­чит, что ав­то­ры «спи­сы­ва­ют» сю­же­ты, они адап­ти­ру­ют ис­то­рии так, чтобы то или иное про­из­ве­де­ние стало ближе их со­оте­че­ствен­ни­кам.

 Что такое аллегория?

Ал­ле­го­рия – вы­ра­же­ние аб­стракт­но­го объ­ек­та (по­ня­тия, суж­де­ния) по­сред­ством кон­крет­но­го (об­ра­за).
Ос­нов­ным спо­со­бом изоб­ра­же­ния ал­ле­го­рии яв­ля­ет­ся обоб­ще­ние ка­честв че­ло­ве­ка в кон­крет­ных об­ра­зах жи­вот­ных или рас­те­ний.
На­при­мер, В. Жу­ков­ский объ­яс­нял ал­ле­го­рию в бас­нях так:
«Жи­вот­ные пред­став­ля­ют в ней че­ло­ве­ка, но че­ло­ве­ка в неко­то­рых толь­ко от­но­ше­ни­ях, с неко­то­ры­ми свой­ства­ми, и каж­дое жи­вот­ное, имея при себе свой неотъ­ем­ле­мый по­сто­ян­ный ха­рак­тер, есть, так ска­зать, го­то­вое и для каж­до­го ясное изоб­ра­же­ние как че­ло­ве­ка, так и ха­рак­те­ра, ему при­над­ле­жа­ще­го. Вы за­став­ля­е­те дей­ство­вать волка – я вижу кро­во­жад­но­го хищ­ни­ка; вы­во­ди­те на сцену ли­си­цу – я вижу льсте­ца или об­ман­щи­ка...».

Об Эзопе

Точ­ная био­гра­фия Эзопа (IV век до н. э.) неиз­вест­на, мы знаем толь­ко то, что он был рабом и жил в Древ­ней Гре­ции. Внешне он был необык­но­вен­но урод­лив, но это ком­пен­си­ро­ва­лось муд­ро­стью и ост­ро­уми­ем.

Су­ще­ству­ет такая ле­ген­да об Эзопе. На­хо­дясь в Дель­фах, Эзоп своим зло­сло­ви­ем воз­бу­дил про­тив себя несколь­ких граж­дан, и они ре­ши­ли на­ка­зать его. Для этого они, по­хи­тив зо­ло­тую чашу из хра­мо­вой утва­ри, тайно вло­жи­ли ее в ко­том­ку Эзопа и затем за­би­ли тре­во­гу; при­ка­за­но было обыс­кать бо­го­моль­цев, чаша была най­де­на в ко­том­ке у Эзопа, и он как свя­то­та­тец был то ли побит кам­ня­ми, то ли сбро­шен со скалы. Через много лет по­сле­до­ва­ло чу­дес­ное об­на­ру­же­ние невин­но­сти Эзопа.

Воз­мож­но, это толь­ко ле­ген­да, но нам важно одно – то, что Эзоп го­во­рил прав­ду силь­ным мира сего.

Как пра­ви­ло, в ка­че­стве ал­ле­го­рии бас­но­пис­цы ис­поль­зу­ют об­ра­зы жи­вот­ных. За каж­дым из жи­вот­ных за­креп­ле­но опре­де­лен­ное че­ло­ве­че­ское ка­че­ство или че­ло­ве­че­ский недо­ста­ток. На­при­мер:
Волк – злость, злой че­ло­век;

Лиса (рис. 3) – хит­рость, хит­рый че­ло­век;

Заяц – сла­бость, страх, тру­сость, трус­ли­вый че­ло­век;

Сви­нья – небла­го­дар­ность, гру­бость, неве­же­ство, неве­же­ствен­ный че­ло­век.

Лиса и Волк

Рис. 3. Лиса и Волк

Таким об­ра­зом, мы видим, что за каж­дым жи­вот­ным за­креп­ле­но опре­де­лен­ное ка­че­ство че­ло­ве­ка, т. е. жи­вот­ное яв­ля­ет­ся но­си­те­лем этого че­ло­ве­че­ско­го недо­стат­ка. Ино­гда бы­ва­ет до­ста­точ­но про­чи­тать на­зва­ние басни, чтобы по­нять, о каком изъ­яне идет речь.

О бас­нях Эзопа

Ве­ро­ят­но басни, ко­то­рые при­пи­сы­ва­ют­ся Эзопу, дол­гое время пе­ре­да­ва­лись из уст в уста. Басни Эзопа пред­став­ля­ют собой сбор­ник про­за­и­че­ских про­из­ве­де­ний, со­дер­жа­щий не менее 400 басен. Ле­ген­ды гла­сят, что по муд­ро­му сбор­ни­ку эзо­пов­ских басен обу­ча­лись дети в эпоху Ари­сто­фа­на в Афи­нах. И в древ­не­гре­че­ских шко­лах су­ще­ство­ва­ло такое вы­ра­же­ние: «Ты невеж­да и лен­тяй, раз Эзопа не читал». Сле­до­ва­тель­но, басни Эзопа су­ще­ство­ва­ли уже в то да­ле­кое от нас время.

 Мораль в басне

Одной из осо­бен­но­стей басни яв­ля­ет­ся мо­раль.

Мо­раль – эти­че­ское со­дер­жа­ние про­из­ве­де­ния, его вывод, итог, со­дер­жа­щий совет чи­та­те­лю по­сту­пать тем или иным об­ра­зом, или афо­ри­сти­че­ское суж­де­ние. В боль­шин­стве про­из­ве­де­ний чи­та­те­лю пред­ла­га­ет­ся са­мо­му сде­лать этот вывод.

В бас­нях и прит­чах мо­раль прямо сфор­му­ли­ро­ва­на в конце про­из­ве­де­ния в виде дву­сти­шия или за­клю­чи­тель­ной фразы (в бас­нях мо­раль ино­гда на­хо­дит­ся в на­ча­ле). И не смот­ря на то что автор по­яс­ня­ет смысл из­ло­жен­но­го, умный чи­та­тель спо­со­бен са­мо­сто­я­тель­но по­нять ав­тор­ский урок, ведь в этом и за­клю­ча­ет­ся ма­стер­ство бас­но­пис­ца – мак­си­маль­но ясно по­ка­зать че­ло­ве­че­ские по­ро­ки, не оби­жая чи­та­те­лей.

 Итоги

Итак, се­год­ня мы рас­смот­ре­ли жанр басни, по­го­во­ри­ли о том, что этот жанр воз­ник очень-очень давно. Су­ще­ство­вал он в те вре­ме­на, когда люди хо­те­ли скрыть че­ло­ве­че­ские недо­стат­ки или рас­ска­зать о них по-дру­го­му, не на­зы­вая эти недо­стат­ки прямо. Эзо­пов язык – это язык на­ме­ков, умол­ча­ний, осо­бен­но он необ­хо­дим, когда го­во­рить нель­зя, а мол­чать невоз­мож­но.

Вопросы к конспектам

1. Про­честь басни И. Кры­ло­ва «Волк и Яг­не­нок», «Волк на псарне», «Квар­тет», «Де­мья­но­ва уха».

2. В одной из басен на выбор опре­де­лить мо­раль, объ­яс­нить сво­и­ми сло­ва­ми.
Чи­тать одну из басен вы­ра­зи­тель­но по ролям.

Последнее изменение: Четверг, 8 Июнь 2017, 11:20