Modal verb CAN Модальный глагол CAN

В ан­глий­ской языке есть такое грам­ма­ти­че­ское по­ня­тие, как мо­даль­ные гла­го­лы (Modal verbs). Мо­даль­ные гла­го­лы – это вспо­мо­га­тель­ные гла­го­лы. Они вы­ра­жа­ют

спо­соб­ность

необ­хо­ди­мость

прось­бу

раз­ре­ше­ние

совет

же­ла­ние

ве­ро­ят­ность

Вот несколь­ко при­ме­ров мо­даль­ных гла­го­лов: CAN, Could, should, must, have to, might.

Почти все мо­даль­ные гла­го­лы очень тру­до­лю­би­вые! Они не про­сят ни у кого по­мо­щи, чтобы за­дать во­прос или по­ста­вить пред­ло­же­ние в от­ри­ца­тель­ную форму, и имеют оди­на­ко­вую форму со всеми под­ле­жа­щи­ми. Ну, ко­неч­но, не без ис­клю­че­ний, но о них мы по­го­во­рим в дру­гой раз. А сей­час по­смот­ри­те на при­ме­ры и об­ра­ти­те вни­ма­ние, какие раз­ные зна­че­ния пред­ла­га­ют нам мо­даль­ные гла­го­лы.

I can run very fast. Я умею бе­гать очень быст­ро. 
You may come in. Вы мо­же­те войти. 
You should wash your hands. Вам сле­ду­ет по­мыть руки. 
You have to wear a uniform at school. Вы обя­за­ны но­сить форму в школе.

CAN очень по­пу­ля­рен в ан­глий­ском языке. Мы ис­поль­зу­ем CAN, если хотим ска­зать, что кто-то может что-то сде­лать. CAN пе­ре­во­дит­ся мочь, уметь что-то де­лать. Вы мо­же­те рас­ска­зать дру­зьям, что вы уме­е­те де­лать, ис­поль­зуя гла­гол CAN.

Под­ле­жа­щее  

CAN

Гла­гол

I can swim. Я умею пла­вать. I can jump high. Я умею вы­со­ко пры­гать. I can sing. Я умею петь. I can dance. Я умею тан­це­вать. I can play the piano. Я умею иг­рать на пи­а­ни­но. I can hop. Я умею пры­гать на одной ноге. I can dive. Я умею ны­рять.

I can speak English. Я умею го­во­рить на ан­глий­ском.

А если вы хо­ти­те рас­ска­зать, что умеет де­лать ваш друг или дру­зья, ис­поль­зуй­те гла­гол can с дру­ги­ми ме­сто­име­ни­я­ми. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что CAN не из­ме­ня­ет­ся! И он очень дру­же­лю­бен по от­но­ше­нию к гла­го­лу, ко­то­рый идет за ним сле­дом, между ними нет ча­стич­ки TO. 
You can skip. Ты уме­ешь пры­гать на ска­кал­ке. 
He can play football. Он может иг­рать в фут­бол. 
She can play volleyball. Она умеет иг­рать в во­лей­бол. 
We can play hopscotch. Мы умеем иг­рать в клас­си­ки. 
They can run fast. Они умеют бе­гать.

Но в мире есть еще много вещей, ко­то­рые вы еще не уме­е­те де­лать. И пока вы не на­учи­лись де­лать что-то, вы го­во­ри­те: я не умею/я не могу – I cannot.

CANNOT Can + Not

Не уметь/не мочь CAN’T (рис. 1)

Гла­го­лы can/cannot

Рис. 1. Гла­го­лы can/cannot

Под­ле­жа­щее

Cannot/Can’t

Гла­гол

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что крат­кая форма can’t про­из­но­сит­ся [KA:NT].

I can’t fly. Я не умею ле­тать.

I can’t play the violin. Я не умею иг­рать на скрип­ке.

I can’t breathe underwater. Я не могу ды­шать под водой.

I can’t walk from Moscow to London.Я не могу дойти пеш­ком из Моск­вы в Лон­дон.

Oт­веть­те на во­про­сы:

Can you skip without a skipping rope? Ты мо­жешь пры­гать через ска­кал­ку без ска­кал­ки?

Can you play football without a ball? Ты мо­жешь иг­рать в мяч без мяча?

Can you fly like a bird? Ты уме­ешь ле­тать как птица?

Can you swim in very cold water? Ты мо­жешь ку­пать­ся в очень хо­лод­ной воде?

Пред­по­ла­га­е­мые от­ве­ты:

I can’t skip without a rope.

I can’t play football without a ball.

I can’t fly like a bird.

I can’t swim in cold water.

Вы об­ра­ти­ли вни­ма­ние на во­про­сы? Про­чи­тай­те их еще раз:

Can you skip without a skipping rope?

Can you play football without a ball?

Can you fly like a bird?

Can you swim in very cold water?

Гла­гол Can стоит перед под­ле­жа­щим. Если вы ста­ви­те гла­гол Can на пер­вое место, на­чи­на­е­те с него пред­ло­же­ние, зна­чит, вы за­да­е­те общий во­прос.

CAN

Под­ле­жа­щее

 

Гла­гол?

Can you sing? Ты уме­ешь петь? Can you sing?

Can you play computer games? Ты уме­ешь иг­рать в ком­пью­тер­ные игры?

Can you play tennis? Ты уме­ешь иг­рать в тен­нис?

Can you ride a bike? Ты уме­ешь ка­тать­ся на ве­ло­си­пе­де?

Can you skate? Ты уме­ешь ка­тать­ся на конь­ках?

Вы мо­же­те крат­ко от­ве­чать на во­про­сы «да» или «нет».

Can you swim? Ты уме­ешь пла­вать?Yes, I can. Да.

Can Peter speak Spanish?Петя умеет го­во­рить на ис­пан­ском?No, he can't. Нет.

Can she read? Она умеет чи­тать? Yes, she can. Да.

Чтобы крат­ко от­ве­тить утвер­ди­тель­но, ска­зать ДА, ис­поль­зуй­те

YES,

ме­сто­име­ние

I, you ,he, she, it, we, they

CAN

Can she play tag? Она умеет иг­рать в салки? – Yes, she can.

Can he climb the trees? Он может за­лезть на де­ре­во? –Yes, he can.

Чтобы крат­ко от­ве­тить от­ри­ца­тель­но, ска­зать НЕТ, ис­поль­зуй­те

NO,

ме­сто­име­ние

I, you ,he, she, it, we, they

CAN’T

Can you they play leapfrog? Они умеют иг­рать в че­хар­ду? –No, they can’t.

Can you play hide-and-seek? Ты уме­ешь иг­рать в прят­ки? –No, I can’t.

Если вы за­хо­ти­те спро­сить сво­е­го друга, что он умеет де­лать, ис­поль­зуй­те спе­ци­аль­ные во­про­сы.

What can you do? – Что ты уме­ешь (мо­жешь) де­лать?

Если вы хо­ти­те за­дать спе­ци­аль­ный во­прос, по­ставь­те сна­ча­ла пред­ло­же­ние в во­про­си­тель­ную форму, то есть вы­не­си­те CAN перед под­ле­жа­щим и до­бавь­те перед can еще и необ­хо­ди­мое во­про­си­тель­ное слово.

Во­про­си­тель­ное слово

CAN

Под­ле­жа­щее

 

Гла­гол?

What can you do? Что вы уме­е­те де­лать?

When can you do it? Когда вы мо­же­те это сде­лать?

Where can you do it? Где вы мо­же­те это де­лать?

How can you do it? Как вы уме­е­те это де­лать?

  

Вопросы к конспектам

Пе­ре­ве­ди­те пред­ло­же­ния на ан­глий­ский язык.
Я умею пла­вать.
Он умеет чи­тать.
Она не умеет пры­гать на одной ноге.
Ты уме­ешь быст­ро(fast) бе­гать?
Они не могут за­лезть на де­ре­во.
Что он умеет де­лать?
Когда она может про­чи­тать это?

Последнее изменение: Понедельник, 2 Октябрь 2017, 02:01