Введение в курс всеобщей истории

Ис­то­рия яв­ля­ет­ся одной из древ­ней­ших наук в мире, но имен­но как наука ис­то­рия вы­де­ля­ет­ся толь­ко в XVII веке. Од­на­ко ис­сле­до­ва­ния от­но­сят­ся к го­раз­до более ран­не­му вре­ме­ни. Ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми ис­то­рии как науки были гре­че­ские ис­то­ри­ки Ге­род­от (рис. 1) и Фу­ки­дид (рис. 2), это про­изо­шло в V веке до н. э.

Ге­род­от

Рис. 1. Ге­род­от

Фу­ки­дид

Рис. 2. Фу­ки­дид

 Почему мы изучаем историю?

Мно­гие науки имеют прак­ти­че­скую поль­зу и прак­ти­че­ское при­ме­не­ние. На пер­вый взгляд может по­ка­зать­ся, что прак­ти­че­ско­го зна­че­ния ис­то­рия не имеет. По­че­му же люди изу­ча­ют ее? Ответ на этот во­прос очень прост: люди от при­ро­ды очень лю­бо­зна­тель­ны, они ин­те­ре­су­ют­ся своим про­шлым, хотят знать о том, как жили их пред­ки, а также знать ис­то­рию род­но­го края или ис­то­рию своей семьи. Ис­то­рия необ­хо­ди­ма людям про­сто по­то­му, что они но­си­те­ли своей куль­ту­ры, а у этой куль­ту­ры есть про­шлое.

В наше время про­ис­хо­дит мно­же­ство меж­на­ци­о­наль­ных и меж­ре­ли­ги­оз­ных кон­флик­тов, и имен­но ис­то­рия по­мо­га­ет по­нять людям то, что мир, окру­жа­ю­щий нас, раз­ный. На­при­мер, егип­тяне стро­и­те­ли пи­ра­ми­ды за­дол­го до того, как сла­вяне по­яви­лись на карте мира. Се­год­ня су­ще­ству­ет мно­же­ство на­ро­дов, ко­то­рые сей­час не на­хо­дят­ся в ми­ро­вых ли­де­рах, од­на­ко рань­ше у них были огром­ные тер­ри­то­рии и куль­тур­ные до­сти­же­ния.

 Периодизация всеобщей истории

Если го­во­рить о хро­но­ло­ги­че­ских рам­ках все­об­щей ис­то­рии, то мы на­чи­на­ем изу­чать че­ло­ве­че­ство с точки, ко­то­рая от­сто­ит от наших дней при­мер­но на 2,5–3 млн лет. Это тот мо­мент, когда по­яв­ля­ет­ся че­ло­век. С точки зре­ния со­вре­мен­ной ис­то­рии время по­яв­ле­ния че­ло­ве­ка как раз да­ти­ру­ет­ся 2,5–3 млн лет назад. Ко­неч­ной точки изу­че­ния ис­то­рии нет. Те со­бы­тия, ко­то­рые про­ис­хо­дят сей­час, тоже ста­нут пред­ме­том ис­то­ри­че­ской науки.

По мере того как раз­ви­ва­ет­ся ис­то­ри­че­ская наука, наше пред­став­ле­ние о про­шлом ухо­дит все даль­ше в глубь веков. Со­глас­но цер­ков­ным дан­ным, ис­то­рия че­ло­ве­че­ства на­чи­на­лась за 5508 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Это тот самый мо­мент, ко­то­рый в Биб­лии опи­сан как со­тво­ре­ние мира. Од­на­ко даже эта дата – это со­вер­шен­но не на­ча­ло ис­то­рии. Это время, когда уже су­ще­ству­ют пер­вые го­ро­да, когда люди за­ни­ма­ют­ся зем­ле­де­ли­ем и ско­то­вод­ством, когда по­яв­ля­ют­ся пер­вые го­су­дар­ствен­ные об­ра­зо­ва­ния. За этой точ­кой лежат мно­гие века и ты­ся­че­ле­тия, даже сотни тысяч лет пер­во­быт­ной ис­то­рии.

 Периодизация всеобщей истории

Всю ис­то­рию че­ло­ве­че­ства при­ня­то де­лить на 5 ос­нов­ных эта­пов.

1. Ис­то­рия пер­во­быт­но­го об­ще­ства (3 млн – 3 тыс. лет до н. э.). Ниж­няя дата – воз­ник­но­ве­ние пер­вых людей, а верх­няя – воз­ник­но­ве­ние пер­вых го­су­дарств в Древ­нем Егип­те и Ме­со­по­та­мии.

2. Ис­то­рия Древ­не­го мира (3000 г. до н. э. – 476 г. н. э.). Ниж­няя дата – воз­ник­но­ве­ние пер­вых го­су­дарств, а верх­няя – па­де­ние За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии. В 476 году пре­сто­ла ли­шил­ся по­след­ний рим­ский им­пе­ра­тор Ромул Ав­густ, и этим мо­мен­том за­кан­чи­ва­ет­ся ис­то­рия Древ­не­го мира.

3. Ис­то­рия Сред­них веков (476–1500 гг.). Здесь су­ще­ству­ет слож­ность с опре­де­ле­ни­ем верх­ней даты. Еди­но­го мне­ния у ис­то­ри­ков на этот счет нет. Одной из вер­сий яв­ля­ет­ся 1640 год – на­ча­ло Ан­глий­ской ре­во­лю­ции. По дру­гой вер­сии счи­та­ет­ся, что эпоху Сред­не­ве­ко­вья можно за­вер­шать 1492 годом – на­ча­ло Ве­ли­ких гео­гра­фи­че­ских от­кры­тий, или 1500 годом. По тре­тьей вер­сии Сред­не­ве­ко­вье за­кан­чи­ва­ет­ся в 1453 году с па­де­ни­ем Ви­зан­тии (Во­сточ­ной рим­ской им­пе­рии). Время с 1500 по 1640 год од­но­вре­мен­но на­зы­ва­ют позд­ним сред­не­ве­ко­вьем и ран­ним Новым вре­ме­нем.

4. Ис­то­рия Но­во­го вре­ме­ни (1500–1914 гг.). Верх­няя дата – 1914 год – на­ча­ло Пер­вой ми­ро­вой войны. Также есть вер­сия за­кан­чи­вать Новое время 1918 годом – окон­ча­ние Пер­вой ми­ро­вой войны. 

5. Но­вей­шая ис­то­рия (1914 – на­сто­я­щее время).В со­вет­ское время на­ча­ло Но­вей­шей ис­то­рии да­ти­ро­ва­ли 1917 годом – дата Ок­тябрь­ской со­ци­а­ли­сти­че­ской ре­во­лю­ции.

 Виды исторических источников и их практическая польза

Изу­че­ние ис­то­рии на­чи­на­ет­ся с ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков. Су­ще­ству­ет несколь­ко ка­те­го­рий ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков:

пись­мен­ные;

ве­ще­ствен­ные;

эт­но­гра­фи­че­ские;

уст­ные;

линг­ви­сти­че­ские.

Важ­ней­шую роль иг­ра­ют пись­мен­ные ис­точ­ни­ки. Их тоже су­ще­ству­ет мно­же­ство видов:

ли­те­ра­тур­ные;

ак­то­вые;

ме­му­ар­ные;

лич­ные.

Даже изу­че­ние пер­во­быт­но­сти не ба­зи­ру­ет­ся толь­ко на ар­хео­ло­ги­че­ских ис­точ­ни­ках. Можно при­влечь дан­ные линг­ви­сти­ки и эт­но­гра­фии. Когда по­яв­ля­ет­ся пись­мен­ность, а это про­ис­хо­дит при­мер­но тогда же, когда по­яв­ля­ют­ся пер­вые го­су­дар­ства, ко­ли­че­ство ис­точ­ни­ков на­чи­на­ет очень быст­ро расти. Ко­ли­че­ство ис­точ­ни­ков рас­тет и в наши дни, ведь по­яви­лись новые виды ин­фор­ма­ции: ки­но­до­ку­мен­ты, фо­то­до­ку­мен­ты, циф­ро­вая ин­фор­ма­ция.

Су­ще­ству­ет спе­ци­аль­ная наука, ко­то­рая изу­ча­ет ис­точ­ни­ки, – ис­точ­ни­ко­ве­де­ние. Это наука, раз­ра­ба­ты­ва­ю­щая тео­рию ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков, а также ме­то­ди­ку их изу­че­ния.

Ис­то­рия – наука субъ­ек­тив­ная, и ни один пись­мен­ный ис­точ­ник не яв­ля­ет­ся аб­со­лют­но объ­ек­тив­ным, по­это­му любой ис­точ­ник необ­хо­ди­мо до­пол­ни­тель­но об­ра­бо­тать. Мыс­лен­но нужно за­дать ав­то­ру ис­точ­ни­ка 3 глав­ных во­про­са:

Кто автор ис­точ­ни­ка?

Кому он его ад­ре­со­вал?

Зачем этот ис­точ­ник был со­здан?

В за­ви­си­мо­сти от того, кто яв­ля­ет­ся ав­то­ром изу­ча­е­мо­го ис­точ­ни­ка, мы можем по­ни­мать, на­сколь­ко до­сто­вер­ную ин­фор­ма­цию он может нам со­об­щить. На­при­мер, при изу­че­нии об­ста­нов­ки в став­ке вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го в пе­ри­од Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны лучше об­ра­тить­ся к ме­му­а­рам Жу­ко­ва или Ва­си­лев­ско­го. Ведь вос­по­ми­на­ния че­ло­ве­ка, на­хо­див­ше­го­ся в это время на фрон­те, будут для нас менее по­лез­ны­ми. Все, что он узна­вал об об­ста­нов­ке в став­ке, он узна­вал из газет. В об­рат­ном слу­чае, если нам нужно узнать об оста­нов­ке на фрон­те, в око­пах, то лучше об­ра­тить­ся к ме­му­а­рам сол­да­та.

В за­ви­си­мо­сти от того, кому ад­ре­со­ван этот ис­точ­ник, мы тоже можем сде­лать опре­де­лен­ные вы­во­ды. Одно дело, если перед нами лич­ный днев­ник (рис. 3), ко­то­рый пи­шет­ся для са­мо­го себя. Со­бы­тия, опи­сан­ные в днев­ни­ке, будут более до­сто­вер­ны­ми, ведь пи­шу­щий их че­ло­век не на­де­ет­ся на его пуб­ли­ка­цию. Со­вер­шен­но дру­гое дело, если это ме­му­а­ры (рис. 4), ведь их автор спе­ци­аль­но го­то­вит к пуб­ли­ка­ции. Ме­му­ар­ный ис­точ­ник менее объ­ек­ти­вен, чем днев­ни­ко­вые за­пи­си.

Лич­ный днев­ник Льва Тол­сто­го

Рис. 3. Лич­ный днев­ник Льва Тол­сто­го

Вос­по­ми­на­ния С.Ю. Витте

Рис. 4. Вос­по­ми­на­ния С.Ю. Витте

По­след­ний во­прос: зачем был со­здан ис­точ­ник? Цель может быть ин­фор­ма­тив­ной – рас­ска­зать, что про­изо­шло. Ино­гда автор может пре­сле­до­вать цель со­здать опре­де­лен­ное мне­ние в об­ще­стве, и тогда к та­ко­му ис­точ­ни­ку нужно от­но­сить­ся очень вни­ма­тель­но.

 Вспомогательные исторические дисциплины

Ис­то­ри­кам по­мо­га­ют вспо­мо­га­тель­ные и спе­ци­аль­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­пли­ны, каж­дая из ко­то­рых ра­бо­та­ет со своим видом ис­точ­ни­ка.

Вспо­мо­га­тель­ные  ис­то­ри­че­ские дис­ци­пли­ны:

ге­раль­ди­ка – изу­че­ние гер­бов;

ну­миз­ма­ти­ка – изу­че­ние монет;

бо­ни­сти­ка – изу­че­ние бу­маж­ных денег;

сфра­ги­сти­ка – изу­че­ние пе­ча­тей;

век­сил­ло­ло­гия – изу­че­ние фла­гов;

ге­не­а­ло­гия – изу­че­ние род­ствен­ных свя­зей;

па­лео­гра­фия – изу­че­ние па­мят­ни­ков древ­не­го пись­ма, форм на­чер­та­ния букв, по­чер­ков и т. п.

Ис­то­рик не может опи­рать­ся на изу­че­ние толь­ко од­но­го вида ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков. Объ­ек­тив­ные ис­сле­до­ва­ния воз­ни­ка­ют толь­ко тогда, когда упор идет на самые раз­ные виды ис­точ­ни­ков. По­это­му можно сде­лать вывод о том, что ис­то­ри­че­ское зна­ние носит ком­плекс­ный ха­рак­тер. Ис­то­ри­че­ская наука тесно свя­за­на с фи­зи­кой, ма­те­ма­ти­кой и био­ло­ги­ей. Су­ще­ству­ют опре­де­лен­ные виды да­ти­ро­вок, ко­то­рые ба­зи­ру­ют­ся на био­ло­ги­че­ском зна­нии. На­при­мер, денд­ро­хро­но­ло­гия – об­ласть зна­ния, раз­ра­ба­ты­ва­ю­щая ме­то­ды да­ти­ров­ки ис­то­ри­че­ских па­мят­ни­ков по го­до­вым коль­цам де­ре­вьев. Эта наука при­ме­ня­ет­ся для изу­че­ния воз­рас­та де­ре­вян­ных по­стро­ек.

Су­ще­ству­ют мно­го­чис­лен­ные ме­то­ды, поз­во­ля­ю­щие мо­де­ли­ро­вать ис­то­ри­че­ское про­шлое. Такие ме­то­ды имеют под собой био­ло­ги­че­ские, хи­ми­че­ские и фи­зи­че­ские ос­но­ва­ния. Со­вет­ский уче­ный М.М. Ге­ра­си­мов (рис. 5) пред­ло­жил ме­то­ди­ку вос­ста­нов­ле­ния лица  по ко­стям че­ре­па. Бла­го­да­ря этой ме­то­ди­ке мы имеем воз­мож­ность по­смот­реть, как вы­гля­дел неан­дер­та­лец или Иван Гроз­ный.

Со­вет­ский уче­ный М.М. Ге­ра­си­мов

Рис. 5. Со­вет­ский уче­ный М.М. Ге­ра­си­мов

 Оценочность и субъективность как особенности исторической науки

Важ­ным при изу­че­нии ис­то­рии яв­ля­ет­ся оце­ноч­ный ха­рак­тер ис­то­ри­че­ских зна­ний. Если у обыч­но­го на­уч­но­го зна­ния есть факт и его ин­тер­пре­та­ция, то ис­то­ри­че­ское зна­ние тре­бу­ет еще и оцен­ки. По по­во­ду мно­гих со­бы­тий про­шло­го, на­при­мер по по­во­ду прав­ле­ния царя Ивана Гроз­но­го или им­пе­ра­то­ра Петра I, часто воз­ни­ка­ют споры. Во­прос со­сто­ит в том, прав был тот или иной пра­ви­тель, про­во­дя свою по­ли­ти­ку имен­но таким об­ра­зом.

Такой оце­ноч­ный ха­рак­тер за­став­ля­ет мно­гих людей за­да­вать во­прос: яв­ля­ет­ся ли ис­то­рия на­у­кой? Для того чтобы в этом разо­брать­ся, можно срав­нить Ан­глий­скую ре­во­лю­цию (1640–1660) и Фран­цуз­скую ре­во­лю­цию (1789–1794). Если срав­нить 2 ре­во­лю­ции, про­ис­хо­див­шие в раз­ных стра­нах и в раз­ное время, то можно за­ме­тить опре­де­лен­ное сход­ство.

1. И в Ан­глии, и во Фран­ции пар­ла­мент долго не со­зы­вал­ся.

2. В обоих слу­ча­ях после со­зы­ва пар­ла­мен­та ко­роль тре­бу­ет утвер­дить новые на­ло­ги, а пар­ла­мент от­ка­зы­ва­ет­ся.

3. В обоих слу­ча­ях ко­роль бежал из стра­ны, чтобы воз­гла­вить вер­ные ему вой­ска.

4. В обоих слу­ча­ях про­изо­шла казнь ко­ро­ля (рис. 6, 7).

5. В обеих стра­нах была уста­нов­ле­на дик­та­ту­ра. В Ан­глии – уста­нов­ле­ние во­ен­ной дик­та­ту­ры Кром­ве­ля, а во Фран­ции – уста­нов­ле­ние Яко­бин­ской дик­та­ту­ры, а затем во­ен­ной дик­та­ту­ры На­по­лео­на.

6. Обе ре­во­лю­ции за­кон­чи­лись ре­став­ра­ци­ей ко­ро­лев­ской вла­сти.

Казнь ко­ро­ля Ан­глии Карла I

Рис. 6. Казнь ко­ро­ля Ан­глии Карла I

Казнь ко­ро­ля Фран­ции Лю­до­ви­ка XVI

Рис. 7. Казнь ко­ро­ля Фран­ции Лю­до­ви­ка XVI

Это были про­сто сов­па­де­ния или речь идет о за­ко­но­мер­но­стях, ко­то­рые стали при­чи­на­ми обеих этих ре­во­лю­ций? Ис­то­ри­ки счи­та­ют, что ни о каких сов­па­де­ни­ях речь идти не может. То, что про­изо­шло в обеих стра­нах, яв­ля­ет­ся ис­то­ри­че­ским фак­том. Без­услов­но, никто не го­во­рит о том, что обе эти ре­во­лю­ции были неиз­беж­ны­ми, ведь в дру­гих стра­нах они так и не про­изо­шли. То, что у этих ре­во­лю­ций были оди­на­ко­вые при­чи­ны, то, что ре­во­лю­ции были не слу­чай­но­стя­ми, а про­яв­ле­ни­ем опре­де­лен­ной ис­то­ри­че­ской за­ко­но­мер­но­сти, неоспо­ри­мо. По­это­му при­ня­то го­во­рить о том, что ис­то­ри­че­ские за­ко­ны иг­ра­ют роль неких общих за­ко­но­мер­но­стей, то или иное со­бы­тие может про­изой­ти с опре­де­лен­ной ве­ро­ят­но­стью. Но га­ран­тий, что со­бы­тия при­об­ре­тут имен­но такой ха­рак­тер, никто не даст.

Также можно срав­нить Ан­глий­скую и Фран­цуз­ские ре­во­лю­ции с ре­во­лю­ци­я­ми в нашем го­су­дар­стве: 1905 года и 1917 года. Между ними тоже можно будет найти опре­де­лен­ные па­рал­ле­ли.

Вы­яс­не­нию этих за­ко­но­мер­но­стей и по­свя­щен дан­ный курс. Речь пой­дет не о со­бы­ти­ях, ко­то­рые уже были изу­че­ны в 9-лет­ней школе, а о кон­цеп­ци­ях, оцен­ках и опре­де­лен­ных тен­ден­ци­ях и ис­то­ри­че­ских про­цес­сах.

Последнее изменение: Суббота, 5 Май 2018, 13:33