Англия накануне революции: социально-экономическое развитие

Бес­слав­ная ги­бель «Непо­бе­ди­мой ар­ма­ды» по­до­рва­ла мор­ское мо­гу­ще­ство Ис­па­нии. Гос­под­ство на морях по­сте­пен­но пе­ре­хо­ди­ло к Ан­глии. Ан­глия рань­ше дру­гих го­су­дарств Ев­ро­пы вста­ла нака­пи­та­ли­сти­че­ский путь раз­ви­тия. Рань­ше, чем в дру­гих стра­нах, в Ан­глии сло­жи­лись пред­по­сыл­ки ре­во­лю­ции — ко­рен­но­го пе­ре­во­ро­та в жизни об­ще­ства, о ко­то­рых вы узна­е­те на се­го­дняш­нем за­ня­тии.

Лон­дон. Гра­вю­ра вто­рой по­ло­ви­ны XVII в.

Рис. 1. Лон­дон. Гра­вю­ра вто­рой по­ло­ви­ны XVII в.

Хотя в XVII в. Ан­глия оста­ва­лась по пре­иму­ще­ству аг­рар­ной стра­ной, раз­ви­тие ка­пи­та­лиз­ма нашло свое про­яв­ле­ние в сель­ском хо­зяй­стве, про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ле. По­ка­за­те­ля­ми раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма в сель­ском хо­зяй­стве было уси­ле­ние но­во­го дво­рян­ства, ко­то­рое пе­ре­ве­ло свое хо­зяй­ство на ка­пи­та­ли­сти­че­ские рель­сы и ак­тив­но участ­во­ва­ло в тор­го­во-де­неж­ных от­но­ше­ни­ях. Боль­шая часть дво­рян­ства стала за­ни­мать­ся пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­стью, со­зда­вая ов­це­вод­че­ские фермы и пре­вра­ща­ясь в новое обур­жу­а­зив­ше­е­ся дво­рян­ство — джен­три. Стре­мясь к уве­ли­че­нию до­хо­дов, фе­о­да­лы пре­вра­ща­ли па­хот­ные земли в до­ход­ные паст­би­ща для скота. Они сго­ня­ли с них дер­жа­те­лей — кре­стьян (ого­ра­жи­ва­ли) и со­зда­ва­ли тем самым армию па­у­пе­ров — людей, ко­то­рым не оста­ва­лось ни­че­го иного, как стать воль­но­на­ем­ны­ми ра­бо­чи­ми.

Кроме того, по­ка­за­те­лем раз­ви­тия в сель­ском хо­зяй­стве было и со­ци­аль­ное рас­сло­е­ние кре­стьян­ства по мере ко­то­ро­го вы­де­ли­лись ка­те­го­рии бо­га­тых кре­стьян-йо­ме­нов; фри­голь­де­ров (соб­ствен­ни­ков земли); ко­пи­голь­де­ров (арен­да­то­ров) и кот­те­ров (без­зе­мель­ных кре­стьян). В про­мыш­лен­но­сти сви­де­тель­ства­ми раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма счи­та­лись быст­рое раз­ви­тие ма­ну­фак­тур­но­го про­из­вод­ства и раз­ло­же­ние сред­не­ве­ко­вой це­хо­вой си­сте­мы. В пер­вые три де­ся­ти­ле­тия XVII в. на­блю­дал­ся подъ­ем всех от­рас­лей ан­глий­ской про­мыш­лен­но­сти, в осо­бен­но­сти су­кон­ной и гор­но­до­бы­ва­ю­щей.

В Ан­глии быст­ро раз­ви­ва­лась внут­рен­няя и внеш­няя тор­гов­ля. Осо­бое ост­ров­ное по­ло­же­ние по­мог­ло пре­вра­ще­нию всей ее тер­ри­то­рии в еди­ный рынок. Внеш­няя тор­гов­ля была мо­но­по­ли­зи­ро­ва­на рядом ком­па­ний: Мос­ков­ской, Ост-Индской, Аф­ри­кан­ской и др.

Боль­шая доля ка­пи­та­лов, по­лу­чен­ных в тор­гов­ле, вкла­ды­ва­лась в даль­ней­шее рас­ши­ре­ние про­из­вод­ства. На ру­бе­же XVI–XVII вв. в Ан­глии, как и пре­жде, ак­тив­но раз­ви­ва­лись такие от­рас­ли хо­зяй­ства, как сук­но­де­лие и ме­тал­лур­гия, а также су­до­стро­е­ние.

Одной из важ­ней­ших осо­бен­но­стей со­ци­аль­ной струк­ту­ры Ан­глии в канун ре­во­лю­ции был сло­жив­ший­ся союз бур­жу­а­зии и но­во­го обур­жу­а­зив­ше­го­ся дво­рян­ства. Раз­ви­тие в Ан­глии ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го укла­да при­ве­ло к обостре­нию клас­со­вых про­ти­во­ре­чий и раз­де­ле­нию стра­ны на сто­рон­ни­ков и про­тив­ни­ков фе­о­даль­но-аб­со­лю­тист­ско­го строя. Про­тив­ни­ка­ми аб­со­лю­тиз­ма вы­сту­па­ли все бур­жу­аз­ные эле­мен­ты: новое дво­рян­ство (джен­три), стре­мив­ши­е­ся стать пол­ны­ми соб­ствен­ни­ка­ми земли, упразд­нив ры­цар­ское дер­жа­ние и уско­рив про­цесс ого­ра­жи­ва­ния; соб­ствен­но бур­жу­а­зия (тор­гов­цы, фи­нан­си­сты, куп­цы-про­мыш­лен­ни­ки и др.), же­лав­шая огра­ни­чить ко­ро­лев­скую власть и за­ста­вить ее слу­жить ин­те­ре­сам ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны. Но глав­ную силу оп­по­зи­ция чер­па­ла в недо­воль­стве своим по­ло­же­ни­ем ши­ро­ких слоев на­се­ле­ния и пре­жде всего де­ре­вен­ской и го­род­ской бед­но­ты. За­щит­ни­ка­ми же фе­о­даль­ных усто­ев оста­ва­лась зна­чи­тель­ная часть дво­рян (ста­рое дво­рян­ство) и выс­шая ари­сто­кра­тия, по­лу­чав­шие свои до­хо­ды от взи­ма­ния ста­рых фе­о­даль­ных рент, а га­ран­том их со­хра­не­ния — ко­ро­лев­ская власть и ан­гли­кан­ская цер­ковь.

Важ­ную роль в жизни ан­глий­ско­го об­ще­ства иг­ра­ла пу­ри­тан­ская мо­раль. Пу­ри­тане вы­сту­па­ли за «очи­ще­ние» ан­гли­кан­ской церк­ви от пыш­ных об­ря­дов, бо­ро­лись с идо­ло­по­клон­ством (по­кло­не­ни­ем ико­нам и ста­ту­ям). Они бо­ро­лись за пе­ре­да­чу цер­ков­ной вла­сти вы­бор­ным кол­ле­ги­ям. При­зы­ва­ли еди­но­вер­цев к тру­до­лю­бию и бе­реж­ли­во­сти. Ар­хи­епи­скоп Лод, при­бли­жен­ный Карла I, бес­по­щад­но пре­сле­до­вал пу­ри­тан, ис­поль­зуя для этого выс­шие суды по по­ли­ти­че­ским и ре­ли­ги­оз­ным делам — Звезд­ную па­ла­ту и Вы­со­кую ко­мис­сию.

Толч­ком к про­ти­во­сто­я­нию между ста­рой вла­стью и но­вы­ми си­ла­ми в об­ще­стве, вы­лив­ше­е­ся в ко­неч­ном счете в ре­во­лю­цию, по­слу­жи­ло то, что на ан­глий­ском пре­сто­ле в на­ча­ле XVII в. утвер­ди­лась ди­на­стия Стю­ар­тов, при­быв­ших в Ан­глию из Шот­лан­дии. Яков Стю­арт был пле­мян­ни­ком Ели­за­ве­ты I Тюдор, и она, не имея соб­ствен­ных детей, на­зна­чи­ла его на­след­ни­ком. Ко­роль Яков I, а затем его сын, Карл I (1625–1649 гг.), стре­ми­лись к неогра­ни­чен­ной вла­сти, а ан­глий­ское об­ще­ство уже не нуж­да­лось в ней. Осо­бен­но­стью ан­глий­ско­го аб­со­лю­тиз­ма было то, что на про­тя­же­нии всего пе­ри­о­да его су­ще­ство­ва­ния про­дол­жал пе­ри­о­ди­че­ски со­зы­вать­ся пар­ла­мент, воз­ник­ший еще в се­ре­дине XIII в. и имев­ший право утвер­ждать вве­де­ние новых на­ло­гов. Пока силь­ная власть была нужна об­ще­ству, пар­ла­мен­ты от­ли­ча­лись по­слу­ша­ни­ем и сго­вор­чи­во­стью. Но к на­ча­лу XVII в. си­ту­а­ция из­ме­ни­лась: об­ще­ство пе­ре­ста­ло нуж­дать­ся в неогра­ни­чен­ной вла­сти. В то же время но­си­те­ли ко­ро­ны не же­ла­ли усту­пать своих пол­но­мо­чий, более того, они стре­ми­лись при­об­ре­сти новые. По­это­му кон­фликт был неиз­бе­жен. Он на­рас­тал в те­че­ние 40 лет. Вы­ра­зи­те­лем об­ще­ствен­но­го недо­воль­ства стал пар­ла­мент, точ­нее, пар­ла­мент­ская оп­по­зи­ция, пред­став­лен­ная вы­ход­ца­ми из среды «но­во­го дво­рян­ства».

Карл I

Рис. 2. Карл I

После неудач­ной войны с Шот­лан­ди­ей Карлу I при­ш­лось об­ра­тить­ся к пар­ла­мен­ту, чтобы по­лу­чить сред­ства на ве­де­ние бо­е­вых дей­ствий. 3 но­яб­ря 1640 г. в Лон­доне со­брал­ся пар­ла­мент, ко­то­рый по­лу­чил в ис­то­рии на­зва­ние Дол­го­го пар­ла­мен­та (его де­я­тель­ность про­дол­жа­лось более 13 лет). Среди де­пу­та­тов пар­ла­мен­та было много про­тив­ни­ков аб­со­лю­тиз­ма, они со­ста­ви­ли оп­по­зи­цию ко­ро­лю Карлу.

Сто­рон­ни­ки ко­ро­ля по­лу­чи­ли про­зви­ще ро­я­ли­стов (от rоyal — «ко­ро­лев­ский») или «ка­ва­ле­ров», а его про­тив­ни­ки — «круг­ло­го­ло­вых», по­то­му что пер­вых от­ли­ча­ло при­стра­стие к на­ряд­ным шел­ко­вым ко­стю­мам и длин­ным при­чес­кам с ло­ко­на­ми по при­двор­ной моде, а вто­рые имели обык­но­ве­ние стричь­ся «под кру­жок», что от­ве­ча­ло пу­ри­тан­ско­му стрем­ле­нию к су­ро­вой про­сто­те.

Тре­бо­ва­нию Карла I предо­ста­вить день­ги для ве­де­ния войны с шот­ланд­ца­ми «круг­ло­го­ло­вые» про­ти­во­по­ста­ви­ли тре­бо­ва­ние ре­гу­ляр­но­го со­зы­ва пар­ла­мен­та и обя­за­тель­но­го утвер­жде­ния на­ло­гов пар­ла­мен­том. Очень важ­ным было тре­бо­ва­ние: нель­зя ни­ко­го аре­сто­вы­вать без предъ­яв­ле­ния об­ви­не­ния, под­пи­сан­но­го су­дьей. Это было одним из пер­вых усло­вий, га­ран­ти­ру­ю­щих права че­ло­ве­ка.

Дол­гий пар­ла­мент

Рис. 3. Дол­гий пар­ла­мент

Спор между ко­ро­лем и пар­ла­мен­том про­ис­хо­дил как раз в тот мо­мент, когда в Ир­лан­дии на­ча­лось вос­ста­ние ка­то­ли­ков-ир­ланд­цев про­тив за­во­е­ва­те­лей-про­те­стан­тов, вы­ход­цев из Ан­глии и Шот­лан­дии. Карл I на­ста­и­вал на предо­став­ле­нии ему армии для по­дав­ле­ния ир­ланд­ско­го вос­ста­ния, но по­лу­чил отказ пар­ла­мен­та. Рас­сер­жен­ный ко­роль в на­ча­ле 1642 г. по­ки­нул сто­ли­цу и уехал на север стра­ны со­би­рать вой­ска. В ответ пар­ла­мент начал со­зда­вать соб­ствен­ную армию. Стра­на фак­ти­че­ски рас­ко­ло­лась на два враж­деб­ных ла­ге­ря, один из ко­то­рых под­дер­жи­вал ко­ро­ля, а дру­гой — пар­ла­мент. При этом более раз­ви­тые юго-во­сточ­ные рай­о­ны под­дер­жа­ли пар­ла­мент, а за ко­ро­ля вы­сту­пил от­ста­лый се­ве­ро-за­пад, где силь­ны были сред­не­ве­ко­вые тра­ди­ции. Пар­ла­мент мог рас­счи­ты­вать на под­держ­ку со сто­ро­ны шот­ланд­цев. Ко­роль ждал, что на кон­ти­нен­те за­кон­чит­ся Трид­ца­ти­лет­няя война (1618–1648 гг.) и ему будет ока­за­на по­мощь дру­ги­ми мо­нар­ха­ми.

Последнее изменение: Четверг, 3 Май 2018, 13:33