Англия и Франция на пути к Столетней войне
Рис. 1. Англия и Франция в XI–XIII веках
Экономическим и политическим центром всей Северо-Восточной Франции стал Париж. Но междоусобные войны и грабежи на дорогах причиняли большой вред жизни страны. Только сильная королевская власть могла навести в стране порядок. В Усилении власти короля были заинтересованы города, боровшиеся за освобождение от власти сеньоров. Сильная центральная власть нужна была мелким и средним феодалам – рыцарям, чтобы удерживать в подчинении крестьян и не дать разорить себя знатным сеньорам. Королей Франции активно поддерживала и церковь. Образованные епископы и аббаты нередко были главными советниками королей. Лишь крупные землевладельцы не желали расставаться со своей независимостью и противились усилению власти короля.
Сначала короли подчинили вассалов в собственных землях: разрушали их замки и ставили в них свои отряды. Покупками и захватами соседних земель первые короли из династии Капетингов расширили свое небольшое владение. А затем они начали подчинять себе независимых правителей обширных областей. В этой борьбе королю Франции пришлось столкнуться с английским королем. Знатные феодалы Франции нередко искали поддержку у английского короля, когда законный повелитель пытался подчинить их своей власти.
Больших успехов в борьбе за объединение Франции достиг король Филипп II Август (1180–1223) (рис. 2). Вступив на престол в 15 лет, он проявил себя энергичным, осторожным и дальновидным правителем. Филипп II Август отобрал у английского короля Нормандию, а затем отвоевал и другие области на севере Франции. У англичан во Франции осталась лишь часть Аквитании.
Рис. 2. Филипп II Август
Позднее, после походов против еретиков-альбигойцев к королевским владениям было присоединено графство Тулузское. Король Людовик IX Святой (1226–1270) уже стал сильнее любого феодала Франции. Он издавал законы, которые действовали на всей территории страны. Людовик IX приказал чеканить свою монету и принимать ее повсюду; это облегчало торговлю.
Энергичный, решительный, идущий напролом к намеченной цели, Филипп IV Красивый (1285–1314) настойчиво расширял королевские владения. При нем были присоединены богатое графство Шампань и лежащая в Пиренейских горах на юге страны Наварра. Филипп IV получил прозвище «короля-фальшивомонетчика» за то, что прибегнул к порче королевской монеты, заменив в ней часть серебра дешевыми металлами, и тогда монета обесценилась. Свои долги король приказал платить испорченными деньгами, но требовал, чтобы платежи в казну вносили полноценной монетой. Денежные трудности вызвали конфликт Филиппа IV с папой. Бонифаций VIII пытался возобновить претензии пап на руководство светскими государями, в ответ Филипп IV обложил налогами церковные земли. Папа пригрозил королю отлучением от церкви и потребовал полного подчинения своей власти. Но короля это не испугало: он обвинил папу в ереси. Посол Филиппа IV с отрядом наемников ворвался в замок папы, оскорблял его и ударил по лицу рукой в железной рукавице. Не вынеся унижений, Бонифаций VIII умер. Папы были вынуждены покинуть Рим и перебраться в город Авиньон, окруженный со всех сторон владениями французского короля. Началось так называемое авиньонское пленение пап, продолжавшееся около 70 лет (1309–1378). В эти годы все папы были французами и выбирались по указке короля Франции. С усилением королевской власти в странах Европы могущество пап римских было подорвано.
В 1302 году Филипп IV, чтобы заручиться поддержкой сословий в борьбе против папы, впервые созвал Генеральные штаты (рис. 3). Это было собрание представителей сословий – духовенства, дворянства и бюргерства. Делегатами от сословий обычно выступали самые влиятельные люди. С этого времени короли каждый раз, когда хотели ввести налог, созывали Генеральные штаты. В начале XIV века во Франции возникла сословная монархия – централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.
Рис. 3. Генеральные штаты
В Англии процесс централизации имел свои особенности. В 1066 году Англия была завоевана герцогом Нормандии Вильгельмом, потомком норманнов и северных французов. Войско Вильгельма переправилось через Ла-Манш и высадилось на южном берегу Англии. Здесь произошла битва при Гастингсе, решившая судьбу страны. Нормандский герцог захватил столицу Англии, Лондон, и стал английским королем под именем Вильгельма Завоевателя (рис. 4). В Англии стала править Нормандская династия.
Рис. 4. Вильгельм Завоеватель
У большинства местных феодалов Вильгельм Завоеватель отобрал земельные владения и раздал их своим рыцарям. Они получали земли в разных областях страны, поэтому в Англии не было таких крупных владений герцогов и графов, как во Франции. Чтобы держать в покорности завоеванную страну, новые господа нуждались в сильной королевской власти. Феодалы Англии принесли клятву верности Вильгельму, стали его прямыми вассалами.
По приказу Вильгельма I была проведена перепись всех земель и населения Англии. Сведения сообщались под присягой; за ложные показания сурово наказывали. Огромная книга с результатами переписи была названа «Книгой Страшного суда. Многие крестьяне, до завоевания свободные, были занесены в «Книгу...» как зависимые. Часть лесов была превращена в места королевской охоты. Того, кто осмеливался убить зверя в заповеднике, вешали или лишали глаз.
При внуках Вильгельма Завоевателя крупные феодалы – в Англии их называли баронами – ввергли страну в междоусобную войну. То затихая, то разгораясь с новой силой, она длилась около 20 лет. Бароны в Англии добивались такой же независимости, какой в то время пользовались во Франции герцоги и графы. Опираясь на рыцарей, духовенство и горожан, королевская власть одержала победу в борьбе со знатью. На престоле утвердился король Генрих II (1154–1189) (рис. 5), основавший династию Плантагенетов. Новый король положил все силы на то, чтобы подчинить государство своей власти. Он метался по своим владениям, подавлял мятежи господ, распускал их отряды, осаждал их замки. Король провел и важные реформы.
Рис. 5. Генрих II Плантагенет
Большие перемены в жизни англичан вызвала судебная реформа. Каждый свободный человек в Англии получил право, уплатив деньги, обратиться в королевский суд, минуя суд местного феодала. Расследование проводили 12 человек из числа местных жителей, которые присягали на Библии вести дело честно. Завершив расследование, они давали показания в королевском суде. Так возник суд присяжных, действующий и поныне в демократических государствах. Но лично зависимых крестьян по-прежнему судили их господа. Король провел и военную реформу. Вместо обязательного участия в походе рыцари могли уплатить королю особый взнос – «щитовые деньги». На эти средства король при необходимости набирал наемное войско. Зависимость короля от военных сил феодалов уменьшилась. Генрих II восстановил также народное ополчение. На местах была усилена власть шерифов – королевских чиновников, управлявших округами – графствами. Шериф собирал налоги с населения, преследовал и судил нарушителей порядка, командовал ополчением.
Сын Генриха II Иоанн Безземельный (1199–1216) унаследовал от отца лишь необузданный нрав. Но, как и отец, он хотел полностью подчинить баронов своей власти. Когда Иоанн потерпел тяжелые неудачи в войне с Филиппом II и лишился большей части своих владений во Франции, бароны подняли мятеж. Иоанн был вынужден пойти на переговоры. В 1215 году король подписал и скрепил своей печатью требования восставших. Так появилась Великая хартия вольностей («хартия» в переводе с латинского – грамота), согласно которой король не мог действовать без согласия «общего совета королевства». Следить за выполнением хартии, из баронов избирался «совет двадцати пяти». Таким образом, закон и порядок должны были соблюдаться королем под угрозой феодальной войны. Великая хартия вольностей оградила не только знать от произвола короля, но и рыцарей и горожан от притеснений знати. Подписав хартию, Иоанн не собирался выполнять ее требования. Заручившись поддержкой папы, он начал войну против своих противников, но в разгар военных действий умер.
Бароны признали королем малолетнего сына Иоанна Генриха III. Бесхарактерный, он всегда был под чьим-то влиянием, особенно родственников жены-француженки. Щедро жалуя земли и доходы иностранцам, Генрих III вызвал недовольство всего населения.
В 1258 году бароны собрали королевский совет в Оксфорде, получивший название «бешеного совета». Их поддержали 60 тысяч вооруженных людей. Король был вынужден принять требования баронов: без их согласия он не мог решать важные дела; иностранцы должны были вернуть полученные от короля замки и поместья. Добившись своего, бароны не позаботились о рыцарях и горожанах. Среди противников короля начался раскол; против него выступили более решительные и дальновидные бароны, рыцари и горожане. Их возглавил граф Симон де Монфор. В начавшейся гражданской войне войско короля сначала потерпело поражение. Генрих III и наследный принц Эдуард попали в плен. Монфор, занявший Лондон, стал управлять Англией. В 1265 году, чтобы укрепить свою власть, Монфор впервые созвал собрание, на которое, кроме крупных духовных и светских феодалов, были приглашены представители рыцарей и городов. Это сословное собрание получило название парламент (от французского слова «парле» – говорить) (рис. 6). В стране стало разворачиваться народное движение. Напуганные феодалы искали примирения между собой и пошли на соглашение с королем. Когда принц Эдуард бежал из плена, большая часть баронов перешла на его сторону. Войско Монфора потерпело поражение, а сам он был убит в бою. Власть короля была восстановлена.
Король и бароны убедились, что без поддержки рыцарей и горожан им будет трудно управлять страной. Поэтому короли Англии продолжали созывать парламент. В XIV веке парламент разделился на палату лордов и палату общин. В палате лордов заседали епископы, аббаты и светские знатные дворяне, державшие землю от короля. В палату общин выбирались по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого крупного города. Постепенно парламент стал участвовать и в издании законов. Английский парламент имел большее влияние на государственные дела, чем Генеральные штаты во Франции. Права сословий в Англии были самыми широкими в Западной Европе того времени.
Рис. 6. Английский парламент