Англия и Франция на пути к Столетней войне

Ан­глия и Фран­ция в XI–XIII веках

Рис. 1. Ан­глия и Фран­ция в XI–XIII веках

Эко­но­ми­че­ским и по­ли­ти­че­ским цен­тром всей Се­ве­ро-Во­сточ­ной Фран­ции стал Париж. Но меж­доусобные войны и гра­бе­жи на до­ро­гах при­чи­ня­ли боль­шой вред жизни стра­ны. Толь­ко силь­ная ко­ро­лев­ская власть мог­ла на­ве­сти в стране по­ря­док. В Уси­ле­нии вла­сти ко­ро­ля были за­ин­те­ре­со­ва­ны го­ро­да, бо­ров­ши­е­ся за осво­бож­де­ние от вла­сти се­ньо­ров. Силь­ная цен­траль­ная власть нужна была мел­ким и сред­ним фе­о­да­лам – ры­ца­рям, что­бы удер­жи­вать в под­чи­не­нии кре­стьян и не дать ра­зо­рить себя знат­ным се­ньо­рам. Ко­ро­лей Фран­ции ак­тив­но под­дер­жи­ва­ла и цер­ковь. Об­ра­зо­ван­ные епи­ско­пы и аб­ба­ты не­редко были глав­ны­ми со­вет­ни­ка­ми ко­ро­лей. Лишь круп­ные зем­ле­вла­дель­цы не же­ла­ли рас­ста­вать­ся со своей неза­ви­си­мо­стью и проти­вились уси­ле­нию вла­сти ко­ро­ля.

Сна­ча­ла ко­ро­ли под­чи­ни­ли вас­са­лов в соб­ствен­ных зем­лях: раз­ру­ша­ли их замки и ста­ви­ли в них свои от­ря­ды. По­куп­ка­ми и за­хва­та­ми со­сед­них зе­мель пер­вые ко­ро­ли из ди­на­стии Ка­пе­тин­гов рас­ши­ри­ли свое неболь­шое вла­де­ние. А затем они на­ча­ли под­чи­нять себе независи­мых пра­ви­те­лей об­шир­ных об­ла­стей. В этой борь­бе ко­ро­лю Фран­ции при­ш­лось столк­нуть­ся с ан­глий­ским ко­ро­лем. Знат­ные фе­о­да­лы Фран­ции неред­ко ис­ка­ли под­держ­ку у англий­ского ко­ро­ля, когда за­кон­ный по­ве­ли­тель пы­тался под­чи­нить их своей вла­сти.

Боль­ших успе­хов в борь­бе за объ­еди­не­ние Фран­ции до­стиг ко­роль Фи­липп II Ав­густ (1180–1223) (рис. 2). Всту­пив на пре­стол в 15 лет, он про­явил себя энер­гич­ным, осто­рож­ным и даль­новидным пра­ви­те­лем. Фи­липп II Ав­густ ото­брал у ан­глий­ско­го ко­ро­ля Нор­ман­дию, а затем от­во­е­вал и дру­гие об­ла­сти на се­ве­ре Фран­ции. У ан­гли­чан во Фран­ции оста­лась лишь часть Ак­ви­та­нии.

Фи­липп II Ав­густ

Рис. 2. Фи­липп II Ав­густ

Позд­нее, после по­хо­дов про­тив ере­ти­ков-аль­би­гой­цев к ко­ро­лев­ским владени­ям было при­со­еди­не­но граф­ство Ту­луз­ское. Ко­роль Лю­до­вик IX Свя­той (1226–1270) уже стал силь­нее лю­бо­го фе­о­да­ла Фран­ции. Он из­давал за­ко­ны, ко­то­рые дей­ство­ва­ли на всей тер­ри­то­рии стра­ны. Лю­до­вик IX при­ка­зал че­ка­нить свою мо­не­ту и при­ни­мать ее по­всю­ду; это об­лег­ча­ло тор­гов­лю.

Энер­гич­ный, ре­ши­тель­ный, иду­щий на­про­лом к на­ме­чен­ной цели, Фи­липп IV Кра­сивый (1285–1314) на­стой­чи­во рас­ши­рял ко­ролевские вла­де­ния. При нем были присоеди­нены бо­га­тое граф­ство Шам­пань и ле­жа­щая в Пи­ре­ней­ских горах на юге стра­ны На­вар­ра. Фи­липп IV по­лу­чил про­зви­ще «ко­ро­ля-фаль­ши­во­мо­нет­чи­ка» за то, что при­бег­нул к порче ко­ро­лев­ской мо­не­ты, за­ме­нив в ней часть се­реб­ра де­ше­вы­ми ме­тал­ла­ми, и тогда мо­не­та обес­це­ни­лась. Свои долги ко­роль при­ка­зал пла­тить ис­пор­чен­ны­ми день­га­ми, но тре­бо­вал, чтобы пла­те­жи в казну вно­си­ли пол­но­цен­ной мо­не­той. Де­неж­ные труд­но­сти вы­зва­ли кон­фликт Фи­лип­па IV с папой. Бо­ни­фа­ций VIII пы­тал­ся воз­об­но­вить пре­тен­зии пап на ру­ко­вод­ство свет­скими го­су­да­ря­ми, в ответ Фи­липп IV об­ло­жил на­ло­га­ми цер­ков­ные земли. Папа при­гро­зил ко­ро­лю от­лу­че­ни­ем от церк­ви и по­тре­бо­вал пол­но­го под­чи­не­ния своей вла­сти. Но ко­ро­ля это не ис­пу­га­ло: он об­ви­нил папу в ереси. По­сол Фи­лип­па IV с от­ря­дом на­ем­ни­ков ворвал­ся в замок папы, оскорб­лял его и уда­рил по лицу рукой в же­лез­ной ру­ка­ви­це. Не вы­не­ся уни­же­ний, Бо­ни­фа­ций VIII умер. Папы были вы­нуж­де­ны по­ки­нуть Рим и пе­ребраться в город Ави­ньон, окру­жен­ный со всех сто­рон вла­де­ни­я­ми фран­цуз­ско­го ко­ро­ля. На­чалось так на­зы­ва­е­мое ави­ньон­ское пле­не­ние пап, про­дол­жав­ше­е­ся около 70 лет (1309–1378). В эти годы все папы были фран­цу­за­ми и вы­би­ра­лись по указ­ке ко­ро­ля Фран­ции. С уси­лением ко­ро­лев­ской вла­сти в стра­нах Ев­ро­пы мо­гу­ще­ство пап рим­ских было по­до­рва­но.

В 1302 году Фи­липп IV, чтобы за­ру­чить­ся под­держ­кой сосло­вий в борь­бе про­тив папы, впер­вые со­звал Гене­ральные штаты (рис. 3). Это было со­бра­ние представи­телей со­сло­вий – ду­хо­вен­ства, дво­рян­ства и бюр­гер­ства. Де­ле­га­та­ми от со­сло­вий обыч­но вы­сту­па­ли самые вли­я­тель­ные люди. С этого вре­ме­ни ко­ро­ли каж­дый раз, когда хо­те­ли вве­сти налог, со­зы­ва­ли Генераль­ные штаты. В на­ча­ле XIV века во Фран­ции воз­ник­ла со­слов­ная мо­нар­хия – цен­тра­ли­зо­ван­ное го­су­дар­ство, в ко­то­ром ко­ро­лев­ская власть опи­ра­лась на со­бра­ние пред­ста­ви­те­лей со­сло­вий.

Ге­не­раль­ные штаты

Рис. 3. Ге­не­раль­ные штаты

В Ан­глии про­цесс цен­тра­ли­за­ции имел свои осо­бен­но­сти. В 1066 году Ан­глия была за­во­е­ва­на гер­цо­гом Нор­ман­дии Виль­гель­мом, по­том­ком нор­ман­нов и се­вер­ных фран­цу­зов. Вой­ско Виль­гель­ма пере­правилось через Ла-Манш и вы­са­ди­лось на юж­ном бе­ре­гу Ан­глии. Здесь про­изо­шла битва при Га­стинг­се, ре­шив­шая судь­бу стра­ны. Норманд­ский гер­цог за­хва­тил сто­ли­цу Ан­глии, Лон­дон, и стал ан­глий­ским ко­ро­лем под име­нем Виль­гельма За­во­е­ва­те­ля (рис. 4). В Ан­глии стала пра­вить Нор­манд­ская ди­на­стия.

Виль­гельм За­во­е­ва­тель

Рис. 4. Виль­гельм За­во­е­ва­тель

У боль­шин­ства мест­ных фе­о­да­лов Виль­гельм За­во­е­ва­тель ото­брал зе­мель­ные вла­де­ния и раз­дал их своим ры­ца­рям. Они по­лу­ча­ли земли в раз­ных об­ла­стях стра­ны, по­это­му в Ан­глии не было таких круп­ных вла­де­ний гер­цогов и гра­фов, как во Фран­ции. Чтобы дер­жать в по­кор­но­сти за­во­е­ван­ную стра­ну, новые гос­по­да нуж­да­лись в силь­ной ко­ро­лев­ской вла­сти. Фе­о­да­лы Ан­глии при­нес­ли клят­ву верно­сти Виль­гель­му, стали его пря­мы­ми вас­са­ла­ми.

По при­ка­зу Виль­гель­ма I была про­ве­де­на пе­ре­пись всех зе­мель и на­се­ле­ния Ан­глии. Све­дения со­об­ща­лись под при­ся­гой; за лож­ные по­ка­за­ния су­ро­во на­ка­зы­ва­ли. Огром­ная кни­га с ре­зуль­та­та­ми пе­ре­пи­си была на­зва­на «Кни­гой Страш­но­го суда. Мно­гие кре­стьяне, до за­во­е­ва­ния сво­бод­ные, были за­не­се­ны в «Книгу...» как за­висимые. Часть лесов была пре­вра­ще­на в мес­та ко­ро­лев­ской охоты. Того, кто осме­ли­вал­ся убить зверя в за­по­вед­ни­ке, ве­ша­ли или лиша­ли глаз.

При вну­ках Виль­гельма За­во­е­ва­те­ля круп­ные фе­о­да­лы – в Ан­глии их на­зы­ва­ли ба­ро­на­ми – вверг­ли стра­ну в меж­до­усоб­ную войну. То за­ти­хая, то раз­го­ра­ясь с новой силой, она дли­лась около 20 лет. Ба­ро­ны в Ан­глии до­би­ва­лись такой же неза­ви­си­мо­сти, какой в то время поль­зо­ва­лись во Фран­ции гер­цо­ги и графы. Опи­ра­ясь на ры­ца­рей, ду­хо­вен­ство и горо­жан, ко­ро­лев­ская власть одер­жа­ла по­бе­ду в борь­бе со зна­тью. На пре­сто­ле утвер­дил­ся ко­роль Ген­рих II (1154–1189) (рис. 5), ос­но­вав­ший дина­стию План­та­ге­не­тов. Новый ко­роль по­ло­жил все силы на то, чтобы под­чи­нить го­су­дар­ство своей вла­сти. Он ме­тал­ся по своим вла­де­ни­ям, по­дав­лял мя­те­жи гос­под, рас­пус­кал их от­ря­ды, оса­ждал их замки. Ко­роль про­вел и важ­ные ре­фор­мы.

Ген­рих II План­та­ге­нет

Рис. 5. Ген­рих II План­та­ге­нет

Боль­шие пе­ре­ме­ны в жизни ан­гли­чан выз­вала су­деб­ная ре­фор­ма. Каж­дый сво­бод­ный че­ловек в Ан­глии по­лу­чил право, упла­тив день­ги, об­ра­тить­ся в ко­ро­лев­ский суд, минуя суд мест­но­го фе­о­да­ла. Рас­сле­до­ва­ние про­во­ди­ли 12 че­ло­век из числа мест­ных жи­те­лей, ко­то­рые при­ся­га­ли на Биб­лии вести дело чест­но. Завер­шив рас­сле­до­ва­ние, они да­ва­ли по­ка­за­ния в ко­ролевском суде. Так воз­ник суд при­сяж­ных, дей­ству­ю­щий и по­ныне в де­мо­кра­ти­че­ских го­сударствах. Но лично за­ви­си­мых кре­стьян по-преж­не­му су­ди­ли их гос­по­да. Ко­роль про­вел и во­ен­ную ре­фор­му. Вме­сто обя­за­тель­но­го уча­стия в по­хо­де ры­ца­ри могли упла­тить ко­ро­лю осо­бый взнос – «щи­то­вые день­ги». На эти сред­ства ко­роль при необходи­мости на­би­рал на­ем­ное вой­ско. За­ви­си­мость ко­ро­ля от во­ен­ных сил фе­о­да­лов умень­ши­лась. Ген­рих II вос­ста­но­вил также на­род­ное ополче­ние. На ме­стах была уси­ле­на власть ше­ри­фов – ко­ро­лев­ских чи­нов­ни­ков, управ­ляв­ших окру­гами – граф­ства­ми. Шериф со­би­рал на­ло­ги с на­се­ле­ния, пре­сле­до­вал и судил на­ру­ши­те­лей по­ряд­ка, ко­ман­до­вал опол­че­ни­ем.

Сын Генри­ха II Иоанн Без­зе­мель­ный (1199–1216) унас­ледовал от отца лишь необуз­дан­ный нрав. Но, как и отец, он хотел пол­но­стью под­чи­нить ба­ронов своей вла­сти. Когда Иоанн потер­пел тя­же­лые неуда­чи в войне с Фи­лип­пом II и ли­шил­ся боль­шей части своих вла­де­ний во Фран­ции, ба­ро­ны под­ня­ли мятеж. Иоанн был вы­нуж­ден пойти на пе­ре­го­во­ры. В 1215 году ко­роль под­пи­сал и скре­пил сво­ей пе­ча­тью тре­бо­ва­ния вос­став­ших. Так появи­лась Ве­ли­кая хар­тия воль­но­стей («хар­тия» в пе­ре­во­де с ла­тин­ско­го – гра­мо­та), со­глас­но ко­то­рой ко­роль не мог дей­ство­вать без со­гла­сия «об­ще­го со­ве­та ко­ро­лев­ства». Сле­дить за вы­пол­не­ни­ем хар­тии, из ба­ро­нов из­би­рал­ся «совет два­дца­ти пяти». Таким об­ра­зом, закон и по­рядок долж­ны были со­блю­дать­ся ко­ро­лем под угро­зой фе­о­даль­ной войны. Ве­ли­кая хар­тия воль­но­стей огра­ди­ла не толь­ко знать от произ­вола ко­ро­ля, но и ры­ца­рей и го­ро­жан от притес­нений знати. Под­пи­сав хар­тию, Иоанн не со­би­рал­ся вы­полнять ее тре­бо­ва­ния. За­ру­чив­шись поддерж­кой папы, он начал войну про­тив своих против­ников, но в раз­гар во­ен­ных дей­ствий умер.

Ба­ро­ны при­зна­ли ко­ро­лем ма­ло­лет­не­го сына Иоан­на Ген­ри­ха III. Бес­ха­рак­тер­ный, он все­гда был под чьим-то вли­я­ни­ем, осо­бен­но род­ствен­ни­ков же­ны-фран­цу­жен­ки. Щедро жалуя земли и до­хо­ды ино­стран­цам, Ген­рих III вы­звал недо­воль­ство всего на­се­ле­ния.

В 1258 году ба­ро­ны со­бра­ли ко­ро­лев­ский совет в Окс­фор­де, по­лу­чив­ший на­зва­ние «беше­ного со­ве­та». Их под­дер­жа­ли 60 тысяч во­ору­жен­ных людей. Ко­роль был вы­нуж­ден при­нять тре­бо­ва­ния ба­ро­нов: без их со­гла­сия он не мог ре­шать важ­ные дела; ино­стран­цы долж­ны были вер­нуть по­лу­чен­ные от ко­ро­ля замки и по­ме­стья. До­бив­шись сво­е­го, ба­ро­ны не по­за­бо­ти­лись о ры­ца­рях и го­ро­жа­нах. Среди про­тив­ни­ков ко­роля на­чал­ся рас­кол; про­тив него вы­сту­пи­ли более ре­ши­тель­ные и даль­но­вид­ные ба­ро­ны, ры­ца­ри и го­ро­жане. Их воз­гла­вил граф Симон де Мон­фор. В на­чав­шей­ся граж­дан­ской войне вой­ско ко­ро­ля сна­ча­ла по­тер­пе­ло по­ра­же­ние. Ген­рих III и на­след­ный принц Эду­ард по­па­ли в плен. Мон­фор, за­няв­ший Лон­дон, стал управ­лять Ан­гли­ей. В 1265 году, чтобы укре­пить свою власть, Мон­фор впер­вые со­звал со­бра­ние, на ко­то­рое, кроме круп­ных ду­хов­ных и свет­ских фе­о­да­лов, были при­гла­ше­ны пред­ста­ви­те­ли ры­ца­рей и го­ро­дов. Это со­слов­ное со­бра­ние по­лу­чи­ло на­звание пар­ла­мент (от фран­цуз­ско­го слова «парле» – го­во­рить) (рис. 6). В стране стало раз­во­ра­чи­вать­ся на­род­ное дви­же­ние. Напу­ганные фе­о­да­лы ис­ка­ли при­ми­ре­ния между собой и пошли на со­гла­ше­ние с ко­ро­лем. Когда принц Эду­ард бежал из плена, боль­шая часть ба­ро­нов пе­ре­ш­ла на его сто­ро­ну. Вой­ско Мон­фо­ра по­тер­пе­ло по­ра­же­ние, а сам он был убит в бою. Власть ко­ро­ля была вос­ста­нов­ле­на.

Ко­роль и ба­ро­ны убе­ди­лись, что без под­держ­ки ры­ца­рей и го­ро­жан им будет труд­но управ­лять стра­ной. По­это­му ко­ро­ли Ан­глии про­дол­жа­ли со­зы­вать пар­ла­мент. В XIV веке пар­ла­мент раз­де­лил­ся на пала­ту лор­дов и па­ла­ту общин. В па­ла­те лор­дов за­се­да­ли епи­ско­пы, аб­ба­ты и свет­ские знат­ные дво­ряне, дер­жав­шие землю от ко­ро­ля. В пала­ту общин вы­би­ра­лись по два ры­ца­ря от каждо­го граф­ства и по два го­ро­жа­ни­на от каж­до­го круп­но­го го­ро­да. По­сте­пен­но пар­ла­мент стал уча­ствовать и в из­да­нии за­ко­нов. Ан­глий­ский пар­ла­мент имел боль­шее вли­я­ние на государ­ственные дела, чем Ге­не­раль­ные штаты во Фран­ции. Права сосло­вий в Ан­глии были са­мы­ми ши­ро­ки­ми в Запад­ной Ев­ро­пе того вре­ме­ни.

Ан­глий­ский пар­ла­мент

Рис. 6. Ан­глий­ский пар­ла­мент

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 22:24