Культура в Средние века
В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Провансальские поэты-певцы назывались трубадурами (рис. 1). Воображением поэтов был создан образ идеального рыцаря – смелого, великодушного и справедливого. В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне («моей госпоже»), в которой соединялись поклонение Богоматери и земной, живой и прекрасной женщине. В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труверами и миннезингерами (в переводе – певцы любви).
Рис. 1. Трубадур
В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества. Романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей.
В XII веке начался расцвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы в стихах и басни на бытовые темы. Их героями чаще всего были ловкий, хитрый бюргер или веселый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников – чванливых рыцарей и жадных монахов. С городской литературой связаны стихи вагантов (в переводе с латинского – бродяг). Вагантами называли школяров и студентов, которые в XII–XIII веках кочевали по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей.
Выдающимся поэтом Средневековья был Данте Алигьери (1265–1321) (рис. 2). Данте родился во Флоренции в старинной дворянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астрономию, античную литературу. В 18 лет он пережил любовь к юной Беатриче, впоследствии вышедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в маленькой книжке «Новая жизнь»; она прославила его имя в литературе. Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал «Комедией». Потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы. Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведников и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор. У врат ада, расположенного на севере, надпись, ставшая крылатой: «Оставь надежду всяк сюда входящий». В центре южного полушария – огромная гора в виде усеченного конуса, на уступах горы расположено чистилище, а на плоской ее вершине – земной рай. В сопровождении великого римского поэта Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведет Беатриче. В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание. В аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада – сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Данте поместил в ад и своих врагов, в том числе нескольких пап. В его изображении грешники не бесплотные тени, а живые люди: они ведут с поэтом беседы и споры, в аду бушуют политические распри. Данте беседует с праведниками в раю и, наконец, созерцает Богоматерь и Бога. Картины загробного мира нарисованы так живо и убедительно, что современникам казалось, будто поэт видел это своими глазами. А описал он, по существу, многообразный земной мир, с его противоречиями и страстями. Поэма написана на итальянском языке: поэт хотел, чтобы его понимал самый широкий круг читателей.
Рис. 2. Доменико Петарлини. Данте Алигьери
С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения. До XI–XII веков в Европе господствовал романский стиль. Романский храм – массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм (рис. 3).
Рис. 3. Церковь Сан-Мартин во Фромисте (1066 г.) – один из лучших памятников романского стиля в Испании
С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII–XV веков получили позже название готических. Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, а снаружи на массивные опорные столбы и на соединительные арки. Залы – просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами. Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными (рис. 4).
Рис. 4. Собор Парижской Богоматери
В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Храмы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефы. Церковное искусство должно было служить «Библией для неграмотных» – изображать сцены, описанные в христианских книгах, укреплять в вере и устрашать муками ада. В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средних веков стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряженной внутренней жизни. В готических статуях, в их гибких, вытянутых фигурах особенно живо передан облик людей, под складками одежды четче проступают формы тела, в позах больше движения. Все заметнее проявляется идея гармонии внешнего и внутреннего облика человека; особенно прекрасны женские образы – Марии в Реймском соборе, Уты в Наумбурге.
Стены романских храмов были покрыты росписями. Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей. Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV–XV веков.
Рассматривая культурное наследие Средневековья, остановимся на научных достижениях. В Средние века процветали астрология и алхимия. Наблюдения и опыты астрологов и алхимиков способствовали накоплению знаний по астрономии и химии. Алхимики, например, открыли и усовершенствовали способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, создали многие химические приборы и приспособления для проведения опытов. Астрологи изучали расположение звезд и светил, их движение и законы физики. Накапливала полезные знания и медицина.
В XIV–XV веках в горном деле и ремесле стали активно применять водяные мельницы. Водяное колесо издавна было основой мельниц, которые строили на реках и озерах для помола зерна (рис. 5). Но позднее изобрели более мощное колесо, которое приводилось в движение силой падающей на него воды. Энергия мельницы применялась также в сукноделии, для промывки («обогащения») и плавки металлических руд, поднятия тяжестей и др. Мельница и механические часы – первые механизмы Средневековья.
Рис. 5. Верхнебойное водяное колесо
Появление огнестрельного оружия. Раньше металл плавили в маленьких горнах, нагнетая в них воздух ручными мехами. С XIV века начали строить домны – плавильные печи до 3–4 метров в высоту. Водяное колесо было соединено с большими мехами, которые с силой вдували в печь воздух. Благодаря этому в домне достигалась очень высокая температура: железная руда плавилась, образовывался жидкий чугун. Из чугуна отливали различные изделия, а путем его переплавки получали железо и сталь. Металла теперь выплавляли намного больше, чем прежде. Для плавки металла в домнах стали применять не только древесный, но и каменный уголь.
Долгое время редкие европейцы решались пускаться в далекие плавания в открытом море. Без правильных карт и морских приборов корабли ходили «каботажно» (вдоль берега) по морям, омывающим Европу, и вдоль Северной Африки. Выходить в открытое море стало безопаснее после того, как у моряков появился компас. Были изобретены астролябии – приборы для определения места, где находится корабль (рис. 6).
Рис. 6. Астролябия
С развитием государства и городов, науки и мореплавания возрастал объем знаний и, одновременно, нужда в образованных людях, в расширении обучения и в книгах, в том числе учебниках. В XIV веке в Европе стали изготовлять более дешевый писчий материал – бумагу, но книг по-прежнему не хватало. Чтобы размножить текст, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами, но этот способ был очень несовершенным и требовал больших затрат труда. В середине XV века немец Иоганн Гутенберг (ок. 1399–1468) изобрел книгопечатание. После долгих и упорных трудов и поисков он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них изобретатель составлял строки и страницы набора, с которого делал оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гутенберг изобрел и печатный станок. В 1456 году Гуттенберг выпустил первую печатную книгу – Библию (рис. 7), которая в художественном отношении не уступала лучшим рукописным книгам. Изобретение книгопечатания – одно из величайших открытий в истории человечества. Оно способствовало развитию образования, науки и литературы. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необходимая информация стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям людей. Успехи в распространении информации важной части развития культуры и всех отраслей жизни общества, сделали в позднее Средневековье свой очередной важный шаг – шаг к Новому времени.
Рис. 7. Библия Иоганна Гуттенберга