Культура в Средние века

В XI веке на юге Фран­ции, в Про­ван­се, воз­ник­ла ры­цар­ская по­эзия. Про­ван­саль­ские по­эты-пев­цы на­зы­ва­лись тру­ба­ду­ра­ми (рис. 1). Во­об­ра­же­ни­ем по­этов был со­здан образ иде­ального ры­ца­ря – сме­ло­го, ве­ли­ко­душ­но­го и спра­вед­ли­во­го. В по­э­зии тру­ба­ду­ров вос­пе­ва­лось слу­же­ние Пре­крас­ной Даме, Ма­донне («моей гос­по­же»), в ко­то­рой со­еди­ня­лись по­кло­не­ние Бо­го­ма­те­ри и зем­ной, живой и пре­крас­ной жен­щине. В Се­вер­ной Фран­ции, Ита­лии, Ис­па­нии, Гер­ма­нии ры­цар­ские поэты на­зы­ва­лись труве­рами и мин­не­зин­ге­ра­ми (в пе­ре­во­де – певцы любви).

Тру­ба­дур

Рис. 1. Тру­ба­дур

В эти же сто­ле­тия воз­ник­ли сти­хо­твор­ные ры­цар­ские ро­ма­ны и по­ве­сти. Осо­бен­но ши­ро­ко в ро­ма­нах от­ра­зи­лись ле­ген­ды о ко­ро­ле Ар­ту­ре и ры­ца­рях Круг­ло­го стола. Двор Ар­ту­ра пред­ста­вал как место, где про­цве­та­ли луч­шие ры­цар­ские ка­че­ства. Рома­ны пе­ре­но­си­ли чи­та­те­ля в фан­та­сти­че­ский мир, где на каж­дом шагу встре­ча­лись феи, велика­ны, вол­шеб­ни­ки, при­тес­ня­е­мые кра­са­ви­цы, жду­щие по­мо­щи от сме­лых ры­ца­рей.

В XII веке начал­ся рас­цвет го­род­ской ли­те­ра­ту­ры. Го­ро­жане лю­били ко­рот­кие рас­ска­зы в сти­хах и басни на бы­товые темы. Их ге­ро­я­ми чаще всего были лов­кий, хит­рый бюр­гер или ве­се­лый, на­ход­чи­вый кре­стья­нин. Они неиз­мен­но остав­ля­ли в ду­ра­ках своих про­тив­ни­ков – чван­ли­вых ры­ца­рей и жад­ных мо­на­хов. С го­род­ской ли­те­ра­ту­рой свя­за­ны стихи ва­гантов (в пе­ре­во­де с ла­тин­ско­го – бро­дяг). Ва­ган­та­ми на­зы­ва­ли шко­ля­ров и сту­ден­тов, кото­рые в XII–XIII веках ко­че­ва­ли по го­ро­дам и уни­верситетам Ев­ро­пы в по­ис­ках новых преподава­телей.

Вы­да­ю­щим­ся по­этом Сред­не­ве­ко­вья был Данте Али­гье­ри (1265–1321) (рис. 2). Данте ро­дил­ся во Фло­рен­ции в ста­рин­ной дво­рянской семье. Он учил­ся в го­род­ской школе, а затем всю жизнь изу­чал фи­ло­со­фию, астроно­мию, ан­тич­ную ли­те­ра­ту­ру. В 18 лет он пере­жил лю­бовь к юной Бе­ат­ри­че, впо­след­ствии вы­шедшей замуж за дру­го­го и рано умер­шей. О своих пе­ре­жи­ва­ни­ях Данте с небы­ва­лой для тех вре­мен от­кро­вен­но­стью рас­ска­зал в малень­кой книж­ке «Новая жизнь»; она про­сла­ви­ла его имя в ли­те­ра­ту­ре. Данте на­пи­сал ве­ли­кое произве­дение в сти­хах, ко­то­рое на­звал «Ко­ме­ди­ей». По­том­ки на­зва­ли ее «Бо­жественной ко­ме­ди­ей» в знак выс­шей по­хва­лы. Данте опи­сы­ва­ет пу­те­ше­ствие в за­гроб­ное цар­ство: ад для греш­ни­ков, рай для праведни­ков и чи­сти­ли­ще для тех, кому Бог еще не вынес свой при­го­вор. У врат ада, расположен­ного на се­ве­ре, над­пись, став­шая кры­ла­той: «Оставь на­деж­ду всяк сюда вхо­дя­щий». В цен­тре юж­но­го по­лу­ша­рия – огром­ная гора в виде усе­чен­но­го ко­ну­са, на усту­пах горы расположе­но чи­сти­ли­ще, а на плос­кой ее вер­шине – зем­ной рай. В со­про­вож­де­нии ве­ли­ко­го рим­ско­го поэта Вер­ги­лия Данте по­се­ща­ет ад и чи­сти­ли­ще, а по раю его ведет Бе­ат­ри­че. В аду 9 кру­гов: чем тя­желее грехи, тем ниже круг и су­ро­вее наказа­ние. В аду Данте по­ме­стил кро­во­жад­ных влас­толюбцев, же­сто­ких пра­ви­те­лей, пре­ступ­ни­ков, скуп­цов. В цен­тре ада – сам дья­вол, гры­зу­щий пре­да­те­лей: Иуду, Брута и Кас­сия. Данте по­местил в ад и своих вра­гов, в том числе нес­кольких пап. В его изоб­ра­же­нии греш­ни­ки не бес­плот­ные тени, а живые люди: они ведут с по­этом бе­се­ды и споры, в аду бу­шу­ют поли­тические рас­при. Данте бе­се­ду­ет с праведни­ками в раю и, на­ко­нец, со­зер­ца­ет Бо­го­ма­терь и Бога. Кар­ти­ны за­гроб­но­го мира на­ри­со­ва­ны так живо и убе­ди­тель­но, что со­вре­мен­ни­кам каза­лось, будто поэт видел это сво­и­ми гла­за­ми. А опи­сал он, по су­ще­ству, мно­го­об­раз­ный зем­ной мир, с его про­ти­во­ре­чи­я­ми и стра­стя­ми. По­эма на­пи­са­на на ита­льян­ском языке: поэт хо­тел, чтобы его по­ни­мал самый ши­ро­кий круг чи­та­те­лей.

До­ме­ни­ко Пе­тар­ли­ни. Данте Али­гье­ри

Рис. 2. До­ме­ни­ко Пе­тар­ли­ни. Данте Али­гье­ри

С XI века в За­пад­ной Евро­пе на­ча­лось боль­шое стро­и­тель­ство. Бо­га­тая цер­ковь рас­ши­ря­ла число и ве­ли­чи­ну хра­мов, пе­ре­стра­и­ва­ла ста­рые со­ору­же­ния. До XI–XII веков в Ев­ро­пе гос­под­ство­вал ро­ман­ский стиль. Ро­ман­ский храм – мас­сив­ное зда­ние с почти глад­ки­ми сте­на­ми, вы­со­ки­ми баш­ня­ми и ла­ко­нич­ным де­ко­ром. Всюду по­вто­ря­ют­ся очер­тания по­лу­круг­лой арки – на сво­дах, окон­ных про­емах, вхо­дах в храм (рис. 3).

Цер­ковь Сан-Мар­тин во Фро­ми­сте (1066 г.) – один из луч­ших па­мят­ни­ков ро­ман­ско­го стиля в Ис­па­нии

Рис. 3. Цер­ковь Сан-Мар­тин во Фро­ми­сте (1066 г.) – один из луч­ших па­мят­ни­ков ро­ман­ско­го стиля в Ис­па­нии

С се­ре­ди­ны XII века в сво­бодных го­ро­дах со­ору­жа­лись тор­го­вые по­ме­ще­ния, залы для со­бра­ний цехов и гиль­дий, боль­ницы, го­сти­ни­цы. Глав­ны­ми ук­рашениями го­ро­да были ра­ту­ша и осо­бен­но собор. По­строй­ки XII–XV веков по­лу­чи­ли позже на­зва­ние го­ти­че­ских. Те­перь лег­кий и вы­со­кий стрель­ча­тый свод опи­ра­ет­ся внут­ри на пучки узких, высо­ких ко­лонн, а сна­ру­жи на мас­сивные опор­ные стол­бы и на со­единительные арки. Залы – про­стор­ные и вы­со­кие, в них по­сту­па­ет боль­ше света и воз­ду­ха, они бо­га­то укра­ше­ны живопи­сью, резь­бой, ба­ре­лье­фа­ми. Бла­го­да­ря ши­ро­ким про­хо­дам и сквоз­ным га­ле­ре­ям, мно­же­ству огром­ных окон и кружев­ной ка­мен­ной резь­бы го­ти­че­ские со­бо­ры кажут­ся про­зрач­ны­ми (рис. 4).

Собор Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри

Рис. 4. Собор Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри

В Сред­ние века скульп­ту­ра была неот­де­ли­ма от ар­хи­тек­ту­ры. Храмы укра­шали сна­ру­жи и внут­ри сот­ня­ми, а то и тыся­чами ре­лье­фов и ста­туй, изоб­ра­жа­ю­щих Бога и Деву Марию, апо­сто­лов и свя­тых, епи­ско­пов и ко­ро­лей. На­пример, в со­бо­ре в Шар­тре (Фран­ция) было до 9 тысяч ста­туй, не счи­тая ре­лье­фы. Цер­ков­ное ис­кус­ство долж­но было слу­жить «Биб­ли­ей для не­грамотных» – изоб­ра­жать сце­ны, опи­сан­ные в хри­сти­ан­ских кни­гах, укреп­лять в вере и уст­рашать му­ка­ми ада. В от­ли­чие от ан­тич­но­го ис­кус­ства, прослав­лявшего кра­со­ту че­ло­ве­че­ско­го тела, художни­ки Сред­них веков стре­ми­лись рас­крыть богат­ство души, мыс­лей и чувств че­ло­ве­ка, его на­пряженной внут­рен­ней жизни. В го­ти­че­ских ста­ту­ях, в их гиб­ких, вытяну­тых фи­гу­рах осо­бен­но живо пе­ре­дан облик лю­дей, под склад­ка­ми одеж­ды четче про­сту­па­ют формы тела, в позах боль­ше дви­же­ния. Все за­метнее про­яв­ля­ет­ся идея гар­мо­нии внеш­не­го и внут­рен­не­го об­ли­ка че­ло­ве­ка; осо­бен­но пре­крас­ны жен­ские об­ра­зы – Марии в Рейм­ском со­бо­ре, Уты в На­ум­бур­ге.

Стены ро­ман­ских хра­мов были по­кры­ты рос­пи­ся­ми. Боль­шим до­сти­же­ни­ем жи­вописи была книж­ная мини­атюра. Во мно­же­стве ярких ри­сун­ков от­ра­жа­лась вся жизнь людей. Бы­то­вые сцены изоб­ра­жа­лись и на фрес­ках, что осо­бен­но ха­рак­тер­но для немец­ких и скан­динавских хра­мов XIV–XV веков.

Рас­смат­ри­вая куль­тур­ное на­сле­дие Сред­не­ве­ко­вья, оста­но­вим­ся на на­уч­ных до­сти­же­ни­ях. В Сред­ние века про­цве­та­ли аст­ро­ло­гия и ал­хи­мия. На­блю­де­ния и опыты аст­ро­ло­гов и ал­хи­ми­ков спо­соб­ство­ва­ли накоп­лению зна­ний по аст­ро­но­мии и химии. Алхими­ки, на­при­мер, от­кры­ли и усо­вер­шен­ство­ва­ли спо­со­бы по­лу­че­ния ме­тал­ли­че­ских спла­вов, кра­сок, ле­кар­ствен­ных ве­ществ, со­зда­ли мно­гие хи­ми­че­ские при­бо­ры и при­спо­соб­ле­ния для про­ве­де­ния опы­тов. Аст­ро­ло­ги изу­ча­ли распо­ложение звезд и све­тил, их дви­же­ние и за­ко­ны фи­зи­ки. На­кап­ли­ва­ла по­лез­ные зна­ния и ме­ди­ци­на.

В XIV–XV веках в гор­ном деле и ре­мес­ле ста­ли ак­тив­но при­ме­нять во­дя­ные мель­ни­цы. Во­дяное ко­ле­со из­дав­на было ос­но­вой мель­ниц, ко­то­рые стро­и­ли на реках и озе­рах для по­мо­ла зерна (рис. 5). Но позд­нее изоб­ре­ли более мощ­ное ко­ле­со, ко­то­рое при­во­ди­лось в дви­же­ние силой падаю­щей на него воды. Энер­гия мель­ни­цы при­ме­ня­лась также в сук­но­де­лии, для про­мыв­ки («обо­га­ще­ния») и плав­ки метал­лических руд, под­ня­тия тя­же­стей и др. Мель­ница и ме­ха­ни­че­ские часы – пер­вые механиз­мы Сред­не­ве­ко­вья.

Верх­не­бой­ное во­дя­ное ко­ле­со

Рис. 5. Верх­не­бой­ное во­дя­ное ко­ле­со

По­яв­ле­ние ог­не­стрель­но­го ору­жия. Рань­ше ме­талл пла­ви­ли в ма­лень­ких гор­нах, нагне­тая в них воз­дух руч­ны­ми ме­ха­ми. С XIV века на­ча­ли стро­ить домны – пла­виль­ные печи до 3–4 мет­ров в вы­со­ту. Во­дя­ное ко­ле­со было соедине­но с боль­ши­ми ме­ха­ми, ко­то­рые с силой вдува­ли в печь воз­дух. Бла­го­да­ря этому в домне до­стигалась очень вы­со­кая тем­пе­ра­ту­ра: желез­ная руда пла­ви­лась, об­ра­зо­вы­вал­ся жид­кий чу­гун. Из чу­гу­на от­ли­ва­ли раз­лич­ные из­де­лия, а путем его пе­ре­плав­ки по­лу­ча­ли же­ле­зо и сталь. Ме­тал­ла те­перь вы­плав­ля­ли на­мно­го боль­ше, чем пре­жде. Для плав­ки ме­тал­ла в дом­нах стали приме­нять не толь­ко дре­вес­ный, но и ка­мен­ный уголь.

Дол­гое время ред­кие ев­ро­пей­цы ре­ша­лись пус­кать­ся в да­ле­кие пла­ва­ния в от­кры­том море. Без пра­виль­ных карт и мор­ских при­бо­ров ко­рабли хо­ди­ли «ка­бо­таж­но» (вдоль бе­ре­га) по мо­рям, омы­ва­ю­щим Ев­ро­пу, и вдоль Се­вер­ной Аф­рики. Вы­хо­дить в от­кры­тое море стало без­опас­нее после того, как у мо­ря­ков по­явил­ся ком­пас. Были изоб­ре­те­ны аст­ро­ля­бии – при­бо­ры для опре­де­ле­ния места, где на­хо­дит­ся ко­рабль (рис. 6).

Аст­ро­ля­бия

Рис. 6. Аст­ро­ля­бия

С развити­ем го­су­дар­ства и го­ро­дов, науки и мореплава­ния воз­рас­тал объем зна­ний и, од­но­вре­мен­но, нужда в об­ра­зо­ван­ных людях, в расшире­нии обу­че­ния и в кни­гах, в том числе учеб­никах. В XIV веке в Ев­ро­пе стали из­го­тов­лять более де­ше­вый пис­чий ма­те­ри­ал – бу­ма­гу, но книг по-преж­не­му не хва­та­ло. Чтобы раз­мно­жить текст, де­ла­ли от­тис­ки с де­ре­вян­ной или мед­ной доски с вы­ре­зан­ны­ми на ней бук­ва­ми, но этот спо­соб был очень несо­вер­шен­ным и тре­бо­вал боль­ших за­трат труда. В се­ре­дине XV века немец Иоганн Гу­тен­берг (ок. 1399–1468) изоб­рел кни­го­пе­ча­та­ние. После дол­гих и упор­ных тру­дов и по­ис­ков он стал от­ли­вать из ме­тал­ла от­дель­ные ли­те­ры (буквы); из них изоб­ре­та­тель со­став­лял стро­ки и стра­ни­цы на­бо­ра, с ко­то­ро­го делал от­тиск на бу­ма­гу. С по­мо­щью раз­бор­но­го шриф­та можно было на­брать сколь­ко угод­но стра­ниц лю­бо­го тек­ста. Гу­тен­берг изоб­рел и пе­чат­ный ста­нок. В 1456 году Гут­тен­берг вы­пу­стил первую пе­чат­ную книгу – Биб­лию (рис. 7), ко­то­рая в художе­ственном от­но­ше­нии не усту­па­ла луч­шим руко­писным кни­гам. Изоб­ре­те­ние кни­го­пе­ча­та­ния – одно из ве­ли­чай­ших от­кры­тий в ис­то­рии человече­ства. Оно спо­соб­ство­ва­ло раз­ви­тию образова­ния, науки и ли­те­ра­ту­ры. Бла­го­да­ря пе­чат­ной книге зна­ния, на­коп­лен­ные лю­дь­ми, вся необ­ходимая ин­фор­ма­ция стали рас­про­стра­нять­ся быст­рее. Они пол­нее со­хра­ня­лись и передава­лись сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям людей. Успе­хи в рас­про­стра­не­нии ин­фор­ма­ции важ­ной части раз­ви­тия куль­ту­ры и всех от­рас­лей жизни об­ще­ства, сде­ла­ли в позд­нее Сред­не­ве­ко­вье свой оче­ред­ной важ­ный шаг – шаг к Но­во­му вре­ме­ни.

Биб­лия Иоган­на Гут­тен­бер­га

Рис. 7. Биб­лия Иоган­на Гут­тен­бер­га

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 22:53