Вводный урок. Что такое Средние века

На се­го­дняш­нем за­ня­тии мы на­чи­на­ем изу­чать сле­ду­ю­щую после Древ­не­го мира боль­шую ис­то­ри­че­скую эпоху — Сред­ние века. Ка­ко­вы вре­мен­ные гра­ни­цы Сред­не­ве­ко­вья? Боль­шин­ство со­вре­мен­ных уче­ных счи­та­ют, что эпоха Сред­них веков на­чи­на­ет­ся с конца V в., с фор­маль­ной даты ги­бе­ли За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии и об­ра­зо­ва­ния пер­вых вар­вар­ских ко­ро­левств, и длит­ся ты­ся­чу лет — до конца XV в. — на­ча­ла XVI в. По­смот­ри­те на линию вре­ме­ни, и вы уви­ди­те, какое место за­ни­ма­ют Сред­ние века в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства.

Лента вре­ме­ни

Рис. 1. Лента вре­ме­ни

По­ня­тие «Сред­ние века» по­яви­лось у тех уче­ных, ко­то­рые изу­ча­ли ис­то­рию За­пад­ной и Цен­траль­ной Ев­ро­пы. Можем ли мы при­ме­нять это по­ня­тие по от­но­ше­нию к ис­то­рии Азии, Аф­ри­ки, Аме­ри­ки? Уче­ные спо­рят и об этом. Ис­то­рия на­ро­дов Азии (в том числе Сред­ней Азии), аф­ри­кан­цев, аме­ри­кан­ских ин­дей­цев во мно­гом от­ли­ча­ет­ся от ис­то­рии на­ро­дов Ев­ро­пы. Ис­то­рия каж­до­го кон­ти­нен­та непо­вто­ри­ма и свое­об­раз­на. И все же ис­то­ри­ки на­хо­дят общие черты в ис­то­ри­че­ских судь­бах раз­ных на­ро­дов и счи­та­ют, что свое Сред­не­ве­ко­вье было не толь­ко у на­ро­дов За­па­да, но и у на­ро­дов Во­сто­ка. При этом надо пом­нить, что каж­дый народ пе­ре­жи­вал свое Сред­не­ве­ко­вье в свое время.

В древ­но­сти Ев­ро­пы как еди­но­го ис­то­ри­че­ско­го це­ло­го не было. Огром­ная Рим­ская им­пе­рия, ко­то­рая сло­жи­лась во­круг Сре­ди­зем­но­го моря, была мо­гу­чим го­су­дар­ством. В ее со­став вхо­ди­ли мно­гие на­ро­ды Южной Ев­ро­пы, а также Ближ­не­го Во­сто­ка и Се­вер­ной Аф­ри­ки. В Рим­ской им­пе­рии су­ще­ство­ва­ло нера­вен­ство между лю­дь­ми. Ее об­слу­жи­ва­ло неис­чис­ли­мое мно­же­ство рабов. Им­пе­рия вела непре­рыв­ные за­хват­ни­че­ские, гра­би­тель­ские войны, в конце кон­цов ее и по­гу­бив­шие. В то же время были до­стиг­ну­ты вы­со­кие успе­хи в об­ра­зо­ва­нии, фи­ло­со­фии и дру­гих на­у­ках, в ис­то­рии и ис­кус­стве, в стро­и­тель­стве, тор­гов­ле и мо­ре­пла­ва­нии.

На­ро­ды, на­се­ляв­шие земли се­вер­нее и во­сточ­нее Рим­ской им­пе­рии, жили иначе. У гер­ман­цев, сла­вян, скан­ди­на­вов, жи­те­лей Бри­та­нии и При­бал­ти­ки был родо­пле­мен­ной строй. Каж­дое племя ве­ри­ло в своих богов. Боль­шин­ство этих на­ро­дов не имело своей пись­мен­но­сти. Это были как бы два раз­ных мира, хотя их жи­те­ли нема­ло знали друг о друге.

Толь­ко в Сред­ние века Ев­ро­па стала еди­ным «ис­то­ри­че­ским кон­ти­нен­том», а ев­ро­пей­цы ощу­ти­ли себя жи­те­ля­ми еди­но­го хри­сти­ан­ско­го мира с общей ре­ли­ги­ей и сход­ны­ми фор­ма­ми жизни. Имен­но в Сред­ние века по­яви­лись те языки и го­су­дар­ства, ко­то­рые и се­год­ня су­ще­ству­ют в Ев­ро­пе. Каж­дая ев­ро­пей­ская стра­на внес­ла свой вклад в по­стро­е­ние сред­не­ве­ко­во­го мира. Но изу­чить все из них не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. Мы со­сре­до­то­чим вни­ма­ние на неко­то­рых самых круп­ных на­ро­дах и го­су­дар­ствах За­пад­ной и Цен­траль­ной Ев­ро­пы, осо­бен­но тех, где эта эпоха по­лу­чи­ла наи­бо­лее за­кон­чен­ное вы­ра­же­ние.

Эпоха Сред­не­ве­ко­вья в своем раз­ви­тии про­шла, как счи­та­ют уче­ные, через три ос­нов­ных этапа. Пер­вый, с конца V в. до конца X в. — се­ре­ди­ны XI в., на­зы­ва­ют ран­ним Сред­не­ве­ко­вьем. Тогда в ходе бур­но­го пе­ре­ме­ши­ва­ния на­ро­дов и обы­ча­ев скла­ды­ва­лись ос­нов­ные черты эпохи. Сле­ду­ю­щий пе­ри­од, за­вер­шив­ший­ся в XIII в., — раз­ви­тое Сред­не­ве­ко­вье, когда сло­жи­лись фе­о­даль­ные го­су­дар­ства-мо­нар­хии, а все устои и осо­бен­но­сти эпохи про­яви­ли себя во всей пол­но­те. Время XIV–XV вв. счи­та­ет­ся позд­ним Сред­не­ве­ко­вьем. Оно ха­рак­те­ри­зу­ет­ся но­вы­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми внут­ри сред­не­ве­ко­во­го об­ще­ства и в то же время та­ки­ми от­кры­ти­я­ми, иде­я­ми и изоб­ре­те­ни­я­ми, ко­то­рые поз­во­ли­ли ев­ро­пей­цам пе­рей­ти к ран­не­му Но­во­му вре­ме­ни. Раз­ные стра­ны про­хо­ди­ли эти этапы неод­но­вре­мен­но и по-раз­но­му.

Во мно­гих му­зе­ях мира хра­нят­ся ве­ще­ствен­ные па­мят­ни­ки: ин­стру­мен­ты, ко­то­ры­ми в Сред­ние века поль­зо­ва­лись кре­стьяне и ре­мес­лен­ни­ки, ору­жие, мо­не­ты, ме­бель, по­су­да, одеж­да. Со­хра­ни­лись остат­ки ко­раб­лей, порт­ре­ты и кар­ти­ны.

Во мно­гих ста­рин­ных го­ро­дах и сей­час можно ви­деть целые квар­та­лы, за­стро­ен­ные сред­не­ве­ко­вы­ми до­ма­ми, кре­пост­ные стены и башни, ве­ли­че­ствен­ные храмы, замки.

Сред­не­ве­ко­вый замок в Генте

Рис. 2. Сред­не­ве­ко­вый замок в Генте

Но ве­ще­ствен­ные ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки не могут всего рас­ска­зать о жизни людей. Неоце­ни­мую по­мощь уче­ным ока­зы­ва­ют мно­го­чис­лен­ные пись­мен­ные ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки, ко­то­рые со­хра­ня­ют­ся в хра­ни­ли­щах до­ку­мен­тов — ар­хи­вах. Когда люди да­ри­ли, за­ве­ща­ли, по­ку­па­ли землю или цен­ные вещи, они оформ­ля­ли до­ку­мен­ты. К де­ло­вым до­ку­мен­там от­но­сят­ся и опи­са­ния вла­де­ний, от­че­ты управ­ля­ю­щих име­ни­я­ми, брач­ные и дру­гие кон­трак­ты. Осо­бую груп­пу до­ку­мен­тов со­став­ля­ют за­пи­си за­ко­нов и ука­зов пра­ви­те­лей, ре­ше­ния судов, меж­ду­на­род­ные со­гла­ше­ния. От Сред­них веков со­хра­ни­лось много ис­то­ри­че­ских со­чи­не­ний, хро­ник (т. е. ле­то­пи­сей), писем, опи­са­ний пу­те­ше­ствий и ав­то­био­гра­фий, где со­бы­тия рас­по­ла­га­лись в той по­сле­до­ва­тель­но­сти, в какой они про­ис­хо­ди­ли. Неред­ко ав­то­ры не толь­ко опи­сы­ва­ли со­бы­тия, но и пы­та­лись сгруп­пи­ро­вать, объ­яс­нить, оце­нить их. От Сред­них веков до нас дошло также нема­ло про­из­ве­де­ний ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры и со­чи­не­ний уче­ных. До изоб­ре­те­ния кни­го­пе­ча­та­ния в се­ре­дине XV в. (и долго после этого) до­ку­мен­ты были ру­ко­пис­ны­ми.

Сред­не­ве­ко­вый хро­нист

Рис. 3. Сред­не­ве­ко­вый хро­нист

Мно­гое могут рас­ска­зать о жизни людей про­из­ве­де­ния ис­кус­ства: ри­сун­ки в кни­гах и на ков­рах, кар­ти­ны, иконы, фрес­ки и ста­туи в хра­мах. Жития свя­тых и ры­цар­ские ро­ма­ны, част­ная пе­ре­пис­ка и по­э­зия, ар­хи­тек­тур­ные со­ору­же­ния, книги фи­ло­со­фов также от­кры­ва­ют вни­ма­тель­но­му ис­сле­до­ва­те­лю мысли и чув­ства сред­не­ве­ко­во­го че­ло­ве­ка.

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 21:33