География мирового транспорта

 1. Значение и общая характеристика транспорта

Транс­порт яв­ля­ет­ся тре­тьей со­став­ной ча­стью ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства после про­мыш­лен­но­сти и сель­ско­го хо­зяй­ства. Транс­порт ока­зы­ва­ет огром­ное вли­я­ние на ми­ро­вое хо­зяй­ство, гео­гра­фи­че­ское раз­де­ле­ние труда, раз­ме­ще­ние от­рас­лей про­из­вод­ства, меж­ду­на­род­ную ин­те­гра­цию.

Ми­ро­вая транс­порт­ная си­сте­ма – со­во­куп­ность всей транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры, транс­порт­ных пред­при­я­тий, транс­порт­ных средств и си­стем управ­ле­ния в со­во­куп­но­сти. Ми­ро­вая транс­порт­ная си­сте­ма сфор­ми­ро­ва­лась в XX веке. Общая длина транс­порт­ной сети мира без мор­ских путей пре­вы­ша­ет 37 млн км: про­тя­жен­ность ав­то­мо­биль­ных дорог – 24 млн км, же­лез­но­до­рож­ных путей – 1,25 млн км, тру­бо­про­во­дов – 1,9 млн км, воз­душ­ных путей – 9,5 млн км, реч­ных – 0,55 млн км. Длина транс­порт­ных сетей раз­ви­тых стран со­став­ля­ет 78% общей длины ми­ро­вой транс­порт­ной сети и на них при­хо­дит­ся 74% ми­ро­во­го гру­зо­обо­ро­та.

В эпоху НТР уве­ли­чи­лись ско­ро­сти транс­пор­та, воз­рос­ли по­ка­за­те­ли гру­зо­подъ­ем­но­сти, ком­фор­та и пр.

 

Виды транс­пор­та по гео­гра­фи­че­ским сфе­рам при­ме­не­ния:

1.     Су­хо­пут­ный (ав­то­мо­биль­ный, же­лез­но­до­рож­ный, тру­бо­про­вод­ный, гу­же­вой, пр.).

2.     Вод­ный (мор­ской, реч­ной).

3.     Воз­душ­ный (авиа­ци­он­ный, вер­то­лет­ный, ка­нат­ный).

 

 2. Автомобильный транспорт

Ав­то­мо­биль­ный транс­порт. Ав­то­мо­биль­ный транс­порт – самый рас­про­стра­нен­ный вид транс­пор­та, он мо­ло­же же­лез­но­до­рож­но­го и вод­но­го, пер­вые ав­то­мо­би­ли по­яви­лись в самом конце XIX века. После Вто­рой ми­ро­вой войны ав­то­мо­биль­ный транс­порт начал со­став­лять кон­ку­рен­цию же­лез­ной до­ро­ге. Пре­иму­ще­ства ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та – ма­нев­рен­ность, гиб­кость, ско­рость. Гру­зо­вые ав­то­мо­би­ли пе­ре­во­зят ныне прак­ти­че­ски все виды гру­зов, но даже на боль­ших рас­сто­я­ни­ях (до 5 и более тыс. км) ав­то­по­ез­да (гру­зо­вик-тя­гач и при­цеп или по­лу­при­цеп) успеш­но кон­ку­ри­ру­ют с же­лез­ной до­ро­гой при пе­ре­воз­ке цен­ных гру­зов, для ко­то­рых кри­тич­на ско­рость до­став­ки, на­при­мер, ско­ро­пор­тя­щих­ся про­дук­тов. По пас­са­жи­ро­обо­ро­ту ав­то­мо­биль­ный транс­порт за­ни­ма­ет пер­вое место.

Стра­ны-ли­де­ры по про­тя­жен­но­сти ав­то­мо­биль­ных дорог: США, Индия, Бра­зи­лия, Китай, Япо­ния, Фран­ция, Ка­на­да, Ита­лия.

Ав­то­мо­би­ли­за­ция на­се­ле­ния стран мира

(по дан­ным ана­ли­ти­че­ско­го агент­ства Ав­то­стат)

Место

Стра­на

Авто/1000 чел.

Год

1

 Мо­на­ко

908

2011

2

 США

802

2011

3

 Лих­тен­штейн

796

2008

4

 Ис­лан­дия

746

2011

5

 Люк­сем­бург

739

2011

6

 Ав­стра­лия

730

2011

7

 Новая Зе­лан­дия

718

2011

8

 Катар

724

2007

9

 Бру­ней

696

2007

10

 Ита­лия

690

2010

Карта уров­ня ав­то­мо­би­ли­за­ции

Рис. 1. Карта уров­ня ав­то­мо­би­ли­за­ции

Стра­ны-ли­де­ры по об­ще­му ко­ли­че­ству ав­то­мо­би­лей: США, Япо­ния, Гер­ма­ния, Фран­ция, Ита­лия. В на­сто­я­щее время наи­боль­ши­ми тем­па­ми рас­тет ав­то­мо­биль­ный парк Китая, Бра­зи­лии, Рос­сии.

В на­сто­я­щее время про­ек­ти­ру­ют­ся и стро­ят­ся новые ав­то­мо­биль­ные ма­ги­стра­ли, в том числе со­еди­ня­ю­щие между собой раз­лич­ные ре­ги­о­ны и стра­ны.

 3. Железнодорожный транспорт

Же­лез­но­до­рож­ный транс­порт. Же­лез­ные до­ро­ги на­ча­ли по­яв­лять­ся в на­ча­ле XIX века в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Бель­гии и Фран­ции. В на­сто­я­щее время же­лез­но­до­рож­ный транс­порт иг­ра­ет важ­ную роль в пе­ре­воз­ке пас­са­жи­ров и гру­зов.

Стра­ны-ли­де­ры по про­тя­жен­но­сти же­лез­но­до­рож­ных путей: США, Ка­на­да, Рос­сия, Китай, Индия, Фран­ция, Гер­ма­ния, Ав­стра­лия.

Стра­ны-ли­де­ры по доле элек­три­фи­ци­ро­ван­ных же­лез­ных дорог: Швей­ца­рия, Фран­ция, Бель­гия, Рос­сия.

Ре­кор­ды ско­ро­сти на рель­сах

 - Тай­вань: Тай­б­эй – Га­осюн, Тай­вань­ская вы­со­ко­ско­рост­ная же­лез­ная до­ро­га (THSR) – до 300 км/ч.

 - Китай: Ухань – Гу­ан­чжоу – до 350 км/ч.

 - Япо­ния: Токио – Осака – до 276 км/ч (план Токио – Нагоя – до 500 км/ч).

 - Южная Корея: Сеул – Тэд­жон (Daejon) – до 430 км/ч.

 - Фран­ция: Париж – Страс­бург – до 350 км/ч.

 - Гер­ма­ния: Франк­фурт/М. (аэро­порт) – Кельн, Мюн­хен – Нюрн­берг – до 320 км/ч.

 - Ита­лия: Рим – Неа­поль – до 300 км/ч.

 - Ис­па­ния: Мад­рид – Бар­се­ло­на – до 350 км/ч.

 - Ве­ли­ко­бри­та­ния – Бель­гия: Лон­дон – Брюс­сель – до 300 км/ч.

Ско­рост­ной поезд «Сап­сан»

Рис. 2. Ско­рост­ной поезд «Сап­сан»

В XXI веке пла­ни­ру­ет­ся со­зда­ние несколь­ких транс­кон­ти­нен­таль­ных же­лез­ных дорог, на­при­мер: Стам­бул – Таш­кент – Пекин, Син­га­пур – Банг­кок – Пекин, Пекин – Якутск, Ван­ку­вер – Сан-Фран­цис­ко.

 4. Трубопроводный транспорт

Тру­бо­про­вод­ный транс­порт по­лу­чил свое раз­ви­тие бла­го­да­ря уве­ли­че­нию экс­пор­та нефти и газа. Самый длин­ный тру­бо­про­вод – неф­те­про­вод «Во­сточ­ная Си­бирь – Тихий океан» дли­ной 4700 км.

Стра­ны-ли­де­ры по про­тя­жен­но­сти тру­бо­про­вод­но­го транс­пор­та: США, Рос­сия, Ка­на­да.

 5. Водный транспорт

Вод­ный транс­порт: мор­ской и внут­рен­ний вод­ный. Этот вид транс­пор­та счи­та­ет­ся де­ше­вым, пе­ре­во­зит в ос­нов­ном грузы, на­при­мер, на мор­ской вид транс­пор­та при­хо­дит­ся 80% всех внеш­них пе­ре­во­зок.

Гру­зо­вме­сти­мость – общий объем по­ме­ще­ний (трю­мов) судна, пред­на­зна­чен­ных для раз­ме­ще­ния груза.

Гру­зо­подъ­ем­ность – масса груза, на пе­ре­воз­ку ко­то­ро­го рас­счи­та­но дан­ное транс­порт­ное сред­ство; ос­нов­ная экс­плу­а­та­ци­он­ная ха­рак­те­ри­сти­ка транс­порт­но­го сред­ства.

Стра­ны-ли­де­ры по тон­на­жу флота: Па­на­ма, Ли­бе­рия, Ба­гам­ские Ост­ро­ва, Гре­ция, Син­га­пур, Маль­та, Кипр, Китай. Это свя­за­но с про­сто­той ре­ги­стра­ции судна в этих стра­нах.

Всего в мире более 2500 мор­ских пор­тов. Круп­ней­шие порты мира: Шан­хай, Син­га­пур, Гон­конг, Пусан, Шэ­нь­чж­э­нь, Дубай, Рот­тер­дам.

Порт Шан­хая

Рис. 3. Порт Шан­хая

Круп­ней­шие су­до­ход­ные реки мира: Мис­си­си­пи, Янцзы, Волга, Ама­зон­ка, Рейн, Дунай, Ме­конг, Ганг и др.

Стра­ны-ли­де­ры по раз­ви­тию внут­рен­не­го вод­но­го транс­пор­та: США, Ка­на­да, Рос­сия, Фран­ция, Ни­дер­лан­ды, Гер­ма­ния, Бель­гия.

 6. Воздушный транспорт

Воз­душ­ный транс­порт – самый быст­рый и в то же время самый до­ро­гой вид транс­пор­та. Ос­нов­ная сфера при­ме­не­ния воз­душ­но­го транс­пор­та – пас­са­жир­ские пе­ре­воз­ки на рас­сто­я­ни­ях свыше ты­ся­чи ки­ло­мет­ров. Также осу­ществ­ля­ют­ся и гру­зо­вые пе­ре­воз­ки, но их доля очень низка. В ос­нов­ном авиа­транс­пор­том пе­ре­во­зят ско­ро­пор­тя­щи­е­ся про­дук­ты и особо цен­ные грузы, а также почту. 

Стра­ны-ли­де­ры по ко­ли­че­ству пе­ре­ве­зен­ных пас­са­жи­ров воз­душ­ны­ми ви­да­ми транс­пор­та: США, Япо­ния, Китай, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Гер­ма­ния, Фран­ция, Рос­сия.

Круп­ней­шие аэро­пор­ты мира по пас­са­жи­ро­обо­ро­ту
(по дан­ным aci.​aero, guardian.​co.​uk)

Место

Стра­на

Аэро­порт

Ме­сто­по­ло­же­ние

Пас­са­жи­ро­обо­рот тыс. пас­са­жи­ров

1.

Меж­ду­на­род­ный аэро­порт Харт­сфилд-Джек­сон, Ат­лан­та

Ат­лан­та

92 366

2.

Меж­ду­на­род­ный аэро­порт Пекин Сто­лич­ный

Пекин

77 404

3.

Лон­дон­ский аэро­порт Хит­роу

Лон­дон

69 434

4.

Меж­ду­на­род­ный аэро­порт О'Хара

Чи­ка­го

66 561

5.

Меж­ду­на­род­ный аэро­порт Токио

Токио

62 263

6.

Меж­ду­на­род­ный аэро­порт Лос-Ан­дже­ле­са

Лос-Ан­дже­лес

61 848

7.

Меж­ду­на­род­ный аэро­порт имени Шарля де Голля

Париж

60 971

8.

Меж­ду­на­род­ный аэро­порт Дал­лас-Форт Уорт

Дал­лас

57 806

9.

Аэро­порт Франк­фурт

Франк­фурт-на-Майне

56 436

10.

Меж­ду­на­род­ный аэро­порт Гон­кон­га

Гон­конг

53 314

 

Круп­ней­шие авиа­ком­па­нии мира
(по дан­нымWATS Scheduled Passengers Carried)

Место

Авиа­ком­па­ния

2010 (тыс. че­ло­век)

1

 Delta Air Lines

162 614

2

 United Airlines

145 550

3

 Southwest Airlines

130 948

4

 American Airlines

105 163

5

 Lufthansa

90 173

6

 China Southern Airlines

76 500

7

 Ryanair

72 719

8

 Air France-KLM

70 750

9

 China Eastern Airlines

64 877

10

 US Airways

51 016

 7. Транспорт и окружающая среда

Транс­порт – один из ос­нов­ных по­тре­би­те­лей энер­гии и один из глав­ных ис­точ­ни­ков вы­бро­сов дву­оки­си уг­ле­ро­да, пар­ни­ко­во­го газа, уси­ли­ва­ю­ще­го гло­баль­ное по­теп­ле­ние. При­чи­на этого – сжи­га­ние огром­ных объ­е­мов ис­ко­па­е­мых видов топ­ли­ва (в ос­нов­ном неф­те­про­дук­тов, таких как бен­зин, ке­ро­син и ди­зель­ное топ­ли­во) в дви­га­те­лях внут­рен­не­го сго­ра­ния на­зем­ных, воз­душ­ных и вод­ных транс­порт­ных средств. При­мер­но чет­верть всех вы­бро­сов дву­оки­си уг­ле­ро­да, вы­зван­ных сжи­га­ни­ем энер­ге­ти­че­ско­го топ­ли­ва, про­из­во­дит транс­порт.

Среди дру­гих от­ри­ца­тель­ных при­ме­ров вли­я­ния транс­пор­та на окру­жа­ю­щую среду можно на­звать: за­гряз­не­ние воз­ду­ха вы­хлоп­ны­ми га­за­ми и мель­чай­ши­ми твер­ды­ми ча­сти­ца­ми, за­гряз­не­ние грун­то­вых вод ток­сич­ны­ми сто­ка­ми с ав­то­до­рог, ав­то­мо­ек и сто­я­нок ав­то­транс­пор­та, шу­мо­вое за­гряз­не­ние, по­те­ря го­род­ско­го жиз­нен­но­го про­стран­ства (до 50% пло­ща­ди со­вре­мен­ных го­ро­дов от­во­дит­ся на до­ро­ги, пар­ков­ки, га­ра­жи и за­пра­воч­ные стан­ции) и раз­рас­та­ние при­го­ро­дов, ко­то­рые по­гло­ща­ют места оби­та­ния диких жи­вот­ных и сель­ско­хо­зяй­ствен­ные земли.

Последнее изменение: Понедельник, 1 Май 2017, 23:02