География мирового машиностроения

 1. История и значение машиностроения

Ма­ши­но­стро­е­ние – глав­ная от­расль про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства, она обес­пе­чи­ва­ет все осталь­ные от­рас­ли хо­зяй­ства обо­ру­до­ва­ни­ем, тех­ни­кой и дру­ги­ми сред­ства­ми труда. По­это­му от уров­ня раз­ви­тия ма­ши­но­стро­е­ния за­ви­сит уро­вень раз­ви­тия осталь­но­го хо­зяй­ства. Ма­ши­но­стро­е­ние вклю­ча­ет в себя несколь­ко де­сят­ков по­до­т­рас­лей, ко­то­рые от­ли­ча­ют­ся вре­ме­нем воз­ник­но­ве­ния, тех­но­ло­ги­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми и др. В эпоху НТР в ма­ши­но­стро­е­нии про­изо­шли из­ме­не­ния, на­при­мер, оно стало более на­у­ко­ем­ким, уз­ко­спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ным, по­яви­лись новые на­прав­ле­ния.

Ма­ши­но­стро­е­ние – от­расль, про­из­во­дя­щая раз­лич­ные ма­ши­ны, ору­дия труда, при­бо­ры, а также пред­ме­ты по­треб­ле­ния и про­дук­цию обо­рон­но­го на­зна­че­ния.

Обыч­но ма­ши­но­стро­е­ние делят на три боль­шие груп­пы: тру­до­ем­кое, ме­тал­ло­ем­кое и на­у­ко­ем­кое.

Более по­дроб­но ма­ши­но­стро­е­ние под­раз­де­ля­ют на:

1.     Тя­же­лое ма­ши­но­стро­е­ние.

2.     Сред­нее ма­ши­но­стро­е­ние.

3.     Точ­ное ма­ши­но­стро­е­ние.

4.     Общее ма­ши­но­стро­е­ние.

5.     Ре­монт машин и обо­ру­до­ва­ния.

В свою оче­редь, вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные под­груп­пы де­лят­ся на мно­го­чис­лен­ные по­до­т­рас­ли:

Подъ­ем­но-транс­порт­ное ма­ши­но­стро­е­ние. 

Же­лез­но­до­рож­ное ма­ши­но­стро­е­ние.

Су­до­стро­е­ние.

Авиа­ци­он­ная про­мыш­лен­ность.

Ра­кет­но-кос­ми­че­ская от­расль.

Энер­го­ма­ши­но­стро­е­ние.

Стро­и­тель­ное и ком­му­наль­ное ма­ши­но­стро­е­ние.

Сель­ско­хо­зяй­ствен­ное ма­ши­но­стро­е­ние.

Неф­те­га­зо­вое ма­ши­но­стро­е­ние.

Хи­ми­че­ское ма­ши­но­стро­е­ние.

Ле­со­про­мыш­лен­ное ма­ши­но­стро­е­ние.

Ав­то­мо­биль­ная про­мыш­лен­ность.

Трак­то­ро­стро­е­ние.

Стан­ко­стро­е­ние.

Ро­бо­то­тех­ни­ка.

Ин­стру­мен­таль­ная про­мыш­лен­ность.

Обо­ру­до­ва­ние лег­кой про­мыш­лен­но­сти.

Обо­ру­до­ва­ние пи­ще­вой про­мыш­лен­но­сти.

Про­мыш­лен­ность бы­то­вых при­бо­ров и машин.

При­бо­ро­стро­е­ние.

Ра­дио­тех­ни­че­ская и элек­трон­ная про­мыш­лен­ность.

Элек­тро­тех­ни­че­ская про­мыш­лен­ность и др.

 2. Главные страны и регионы машиностроения

Среди стран можно вы­де­лить ос­нов­ных ли­де­ров в ма­ши­но­стро­е­нии в целом: США, Китай, Фран­цию, Япо­нию, Гер­ма­нию, Мек­си­ку, Индию, Бра­зи­лию. Кроме того, вы­де­ля­ют че­ты­ре глав­ных ма­ши­но­стро­и­тель­ных ре­ги­о­на: Се­вер­ная Аме­ри­ка (США, Ка­на­да), За­ру­беж­ная Ев­ро­па (Гер­ма­ния, Фран­ция, Ита­лия, Ис­па­ния), Во­сточ­ная и Юго-Во­сточ­ная Азия (Китай, Рес­пуб­ли­ка Корея, Япо­ния, Ин­до­не­зия, Ма­лай­зия), СНГ (Рос­сия, Укра­и­на, Бе­ло­рус­сия, Ка­зах­стан). В Япо­нии, Ин­до­не­зии, Ма­лай­зии, Син­га­пу­ре более 60% про­из­во­ди­мой ма­ши­но­стро­и­тель­ной про­дук­ции идет на экс­порт.

 3. Автомобилестроение

Те­перь более по­дроб­но раз­бе­рем ос­нов­ные по­до­т­рас­ли ма­ши­но­стро­е­ния.

Ав­то­мо­биль­ная про­мыш­лен­ность (ав­то­мо­би­ле­стро­е­ние). Ав­то­мо­би­ле­стро­е­ние, как от­расль ма­ши­но­стро­е­ния, за­ро­ди­лась в 80 – 90-х годах XIX века во Фран­ции и Гер­ма­нии, а в конце XIX – на­ча­ле XX веков в Ан­глии, Ита­лии, США, Бель­гии, Ка­на­де, Ав­ст­ро-Вен­грии, Швей­ца­рии и Рос­сий­ской Им­пе­рии в связи с объ­ек­тив­ной об­ще­ствен­ной по­треб­но­стью в ме­ха­ни­за­ции су­хо­пут­ных без­рель­со­вых пе­ре­во­зок (пре­жде всего во­ен­ных) и вы­тес­не­нии из дан­ной об­ла­сти че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти му­скуль­ной силы жи­вот­ных (и людей). С се­ре­ди­ны XX века ав­то­мо­би­ле­стро­е­ние от­но­сит­ся к зре­лым от­рас­лям про­мыш­лен­но­сти с вы­со­кой сте­пе­нью мо­но­по­ли­за­ции. В на­сто­я­щее время ав­то­мо­би­ле­стро­е­ние яв­ля­ет­ся ве­ду­щей по­до­т­рас­лью ма­ши­но­стро­е­ния, одним из глав­ных по­ку­па­те­лей раз­лич­но­го вида про­дук­ции (стали, ка­у­чу­ка, пласт­масс и др.).

Про­из­вод­ство ав­то­мо­би­лей рас­тет с каж­дым годом. При­мер­но 4/5 всех вы­пус­ка­е­мых ав­то­мо­би­лей – лег­ко­вые, и 1/5 – гру­зо­вые. 

Стра­ны-ли­де­ры по ко­ли­че­ству вы­пус­ка­е­мых ав­то­мо­би­лей в ты­ся­чах еди­ниц.
(
Спи­сок ос­но­ван на дан­ных OICA за 2000 – 2010 годы)

Место

Стра­на/Ре­ги­он

2010

2005

2000

1990

1980

1970

 мир

77 858

66 482

58 374

 

 

 

01

 Китай

18 265

5708

2 069

509

222

 

 Ев­ро­со­юз

17 102

18 177

17 142

02

 Япо­ния

9626

10 800

10 141

13 487

10 941

5238

03

 США

7761

11 947

12 800

 

8067

8240

04

 Гер­ма­ния

5906

5758

5527

 

3892

3842

05

 Южная Корея

4272

3699

3115

 

123

 

06

 Бра­зи­лия

3648

2531

1682

 

1145

417

07

 Индия

3537

1639

801

364

113

82

08

 Ис­па­ния

2388

2753

3033

 

1172

532

09

 Мек­си­ка

2345

1624

1936

821

444

 

10

 Фран­ция

2228

3549

3348

 

3992

2750

11

 Ка­на­да

2071

2688

2962

 

1375

1193

12

 Та­и­ланд

1645

1123

412

 

 

 

13

 Иран

1599

817

278

 

80

 

14

 Рос­сия

1403

1351

1206

 

1884

737

15

 Ве­ли­ко­бри­та­ния

1393

1803

1814

 

1414

2099

 

Круп­ней­шие ком­па­нии-про­из­во­ди­те­ли ав­то­мо­би­лей (ТНК) на 2010 год. 
На ос­но­ве дан­ных OICA.

Toyota (Япо­ния) – 8,56 млн шт.

General Motors (США) – 8,48 млн шт.

Volkswagen (Гер­ма­ния) – 7,34 млн шт.

Hyundai Motor (Южная Корея) – 5,76 млн шт.

Ford (США) – 4,99 млн шт.

Nissan (Япо­ния) – 3,98 млн шт.

Honda (Япо­ния) – 3,65 млн шт.

Завод кон­цер­на Toyota

Рис. 1. Завод кон­цер­на Toyota

Сбор­ка ав­то­мо­би­лей на за­во­де Volkswagen в Ка­лу­ге

Рис. 2. Сбор­ка ав­то­мо­би­лей на за­во­де Volkswagen в Ка­лу­ге

 4. Электронная промышленность

Элек­трон­ная про­мыш­лен­ность. Гео­гра­фия элек­трон­ной про­мыш­лен­но­сти – но­вей­шей от­рас­ли ма­ши­но­стро­е­ния – скла­ды­ва­лась в по­сле­во­ен­ные годы. На про­цесс ее со­зда­ния по­вли­я­ли:

 - тех­ни­че­ские и эко­но­ми­че­ские осо­бен­но­сти элек­трон­ных про­из­водств;

 - новые прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции от­рас­ли на всех уров­нях – от ис­сле­до­ва­тель­ских цен­тров и пред­при­я­тий до фирм и меж­фир­мен­ных объ­еди­не­ний в каж­дой стране и за ее пре­де­ла­ми;

 - воз­ник­но­ве­ние уни­каль­но­го ми­ро­во­го рынка ком­плек­ту­ю­щих элек­трон­ных то­ва­ров;

 - сло­жив­ши­е­ся спе­ци­фи­че­ские внеш­не­тор­го­вые связи между всеми про­ду­цен­та­ми элек­трон­ной про­дук­ции.

Элек­тро­ни­ка пред­став­ля­ет собой «сплав» со­вре­мен­ной науки, тех­ни­ки и тех­но­ло­гии, она при­об­ре­ла се­год­ня ис­клю­чи­тель­ное зна­че­ние.

Ос­нов­ные груп­пы про­из­вод­ства элек­тро­ни­ки:

1.     Элек­трон­ные сред­ства об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции.

2.     Сред­ства связи.

3.     Бы­то­вая ап­па­ра­ту­ра.

4.     Элек­трон­ные ком­по­нен­ты.

Круп­ней­шие про­из­во­ди­те­ли элек­тро­ни­ки: IBM, Apple, BBK, SONY, IntelFujitsuMicrosoft, Nokia и мно­гие дру­гие. Глав­ные ре­ги­о­ны элек­трон­но­го ма­ши­но­стро­е­ния: Се­вер­ная Аме­ри­ка, Во­сточ­ная и Юго-Во­сточ­ная Азия, За­пад­ная Ев­ро­па. Стра­ны-ли­де­ры в элек­трон­ной про­мыш­лен­но­сти: Япо­ния, США, Китай, Ин­до­не­зия, Ма­лай­зия, Гер­ма­ния, Рес­пуб­ли­ка Корея, Фран­ция, Син­га­пур и дру­гие.

Пред­при­я­тия элек­трон­ной про­мыш­лен­но­сти в Си­ли­ко­но­вой до­лине, США

Рис. 3. Пред­при­я­тия элек­трон­ной про­мыш­лен­но­сти в Си­ли­ко­но­вой до­лине, США

Стан­ко­стро­е­ние – от­расль ма­ши­но­стро­е­ния, со­зда­ю­щая для всех от­рас­лей на­род­но­го хо­зяй­ства ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ва­ю­щие и де­ре­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щие стан­ки, ав­то­ма­ти­че­ские и по­лу­ав­то­ма­ти­че­ские линии ком­плекс­но-ав­то­ма­ти­че­ско­го про­из­вод­ства для из­го­тов­ле­ния машин, обо­ру­до­ва­ния и из­де­лий из ме­тал­ла и др. кон­струк­ци­он­ных ма­те­ри­а­лов, куз­неч­но-прес­со­вое, ли­тей­ное и де­ре­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­щее обо­ру­до­ва­ние.Стра­ны-ли­де­ры: Япо­ния, Гер­ма­ния, Рес­пуб­ли­ка Корея, США, Китай.

Ро­бо­то­стро­е­ние. Глав­ный лидер – Япо­ния.

Робот Asimo Honda

Рис. 4. Робот Asimo Honda

Су­до­стро­е­ние. Стра­ны-ли­де­ры: Япо­ния, Китай, Рес­пуб­ли­ка Корея, Фран­ция, США.

Авиа­ци­он­ная про­мыш­лен­ность (авиа­стро­е­ние). Стра­ны-ли­де­ры: США, Фран­ция, Гер­ма­ния, Рос­сия. Круп­ней­шие кор­по­ра­ции: Airbus S.A.S, Boeing, ОАК (Объ­еди­нен­ная авиа­стро­и­тель­ная кор­по­ра­ция).

Airbus A380 – круп­ней­ший авиа­лай­нер

Рис. 5. Airbus A380 – круп­ней­ший авиа­лай­нер

Осталь­ные на­прав­ле­ния ма­ши­но­стро­е­ния также иг­ра­ют огром­ную роль в со­вре­мен­ном мире, про­дук­цию их про­из­вод­ства ак­тив­но при­ме­ня­ют, на­чи­ная от бы­то­во­го поль­зо­ва­ния и за­кан­чи­вая стра­те­ги­че­ским на­зна­че­ни­ем.

Последнее изменение: Понедельник, 1 Май 2017, 23:00