География мирового машиностроения
1. История и значение машиностроения
Машиностроение – главная отрасль промышленного производства, она обеспечивает все остальные отрасли хозяйства оборудованием, техникой и другими средствами труда. Поэтому от уровня развития машиностроения зависит уровень развития остального хозяйства. Машиностроение включает в себя несколько десятков подотраслей, которые отличаются временем возникновения, технологическими особенностями и др. В эпоху НТР в машиностроении произошли изменения, например, оно стало более наукоемким, узкоспециализированным, появились новые направления.
Машиностроение – отрасль, производящая различные машины, орудия труда, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.
Обычно машиностроение делят на три большие группы: трудоемкое, металлоемкое и наукоемкое.
Более подробно машиностроение подразделяют на:
1. Тяжелое машиностроение.
2. Среднее машиностроение.
3. Точное машиностроение.
4. Общее машиностроение.
5. Ремонт машин и оборудования.
В свою очередь, вышеперечисленные подгруппы делятся на многочисленные подотрасли:
Подъемно-транспортное машиностроение.
Железнодорожное машиностроение.
Судостроение.
Авиационная промышленность.
Ракетно-космическая отрасль.
Энергомашиностроение.
Строительное и коммунальное машиностроение.
Сельскохозяйственное машиностроение.
Нефтегазовое машиностроение.
Химическое машиностроение.
Лесопромышленное машиностроение.
Автомобильная промышленность.
Тракторостроение.
Станкостроение.
Робототехника.
Инструментальная промышленность.
Оборудование легкой промышленности.
Оборудование пищевой промышленности.
Промышленность бытовых приборов и машин.
Приборостроение.
Радиотехническая и электронная промышленность.
Электротехническая промышленность и др.
2. Главные страны и регионы машиностроения
Среди стран можно выделить основных лидеров в машиностроении в целом: США, Китай, Францию, Японию, Германию, Мексику, Индию, Бразилию. Кроме того, выделяют четыре главных машиностроительных региона: Северная Америка (США, Канада), Зарубежная Европа (Германия, Франция, Италия, Испания), Восточная и Юго-Восточная Азия (Китай, Республика Корея, Япония, Индонезия, Малайзия), СНГ (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан). В Японии, Индонезии, Малайзии, Сингапуре более 60% производимой машиностроительной продукции идет на экспорт.
3. Автомобилестроение
Теперь более подробно разберем основные подотрасли машиностроения.
Автомобильная промышленность (автомобилестроение). Автомобилестроение, как отрасль машиностроения, зародилась в 80 – 90-х годах XIX века во Франции и Германии, а в конце XIX – начале XX веков в Англии, Италии, США, Бельгии, Канаде, Австро-Венгрии, Швейцарии и Российской Империи в связи с объективной общественной потребностью в механизации сухопутных безрельсовых перевозок (прежде всего военных) и вытеснении из данной области человеческой деятельности мускульной силы животных (и людей). С середины XX века автомобилестроение относится к зрелым отраслям промышленности с высокой степенью монополизации. В настоящее время автомобилестроение является ведущей подотраслью машиностроения, одним из главных покупателей различного вида продукции (стали, каучука, пластмасс и др.).
Производство автомобилей растет с каждым годом. Примерно 4/5 всех выпускаемых автомобилей – легковые, и 1/5 – грузовые.
Страны-лидеры по количеству выпускаемых автомобилей в тысячах единиц.
(Список основан на данных OICA за 2000 – 2010 годы)
Место |
Страна/Регион |
2010 |
2005 |
2000 |
1990 |
1980 |
1970 |
— |
мир |
77 858 |
66 482 |
58 374 |
|
|
|
01 |
Китай |
18 265 |
5708 |
2 069 |
509 |
222 |
|
— |
Евросоюз |
17 102 |
18 177 |
17 142 |
— |
— |
— |
02 |
Япония |
9626 |
10 800 |
10 141 |
13 487 |
10 941 |
5238 |
03 |
США |
7761 |
11 947 |
12 800 |
|
8067 |
8240 |
04 |
Германия |
5906 |
5758 |
5527 |
|
3892 |
3842 |
05 |
Южная Корея |
4272 |
3699 |
3115 |
|
123 |
|
06 |
Бразилия |
3648 |
2531 |
1682 |
|
1145 |
417 |
07 |
Индия |
3537 |
1639 |
801 |
364 |
113 |
82 |
08 |
Испания |
2388 |
2753 |
3033 |
|
1172 |
532 |
09 |
Мексика |
2345 |
1624 |
1936 |
821 |
444 |
|
10 |
Франция |
2228 |
3549 |
3348 |
|
3992 |
2750 |
11 |
Канада |
2071 |
2688 |
2962 |
|
1375 |
1193 |
12 |
Таиланд |
1645 |
1123 |
412 |
|
|
|
13 |
Иран |
1599 |
817 |
278 |
|
80 |
|
14 |
Россия |
1403 |
1351 |
1206 |
|
1884 |
737 |
15 |
Великобритания |
1393 |
1803 |
1814 |
|
1414 |
2099 |
Крупнейшие компании-производители автомобилей (ТНК) на 2010 год.
На основе данных OICA.
Toyota (Япония) – 8,56 млн шт.
General Motors (США) – 8,48 млн шт.
Volkswagen (Германия) – 7,34 млн шт.
Hyundai Motor (Южная Корея) – 5,76 млн шт.
Ford (США) – 4,99 млн шт.
Nissan (Япония) – 3,98 млн шт.
Honda (Япония) – 3,65 млн шт.
Рис. 1. Завод концерна Toyota
Рис. 2. Сборка автомобилей на заводе Volkswagen в Калуге
4. Электронная промышленность
Электронная промышленность. География электронной промышленности – новейшей отрасли машиностроения – складывалась в послевоенные годы. На процесс ее создания повлияли:
- технические и экономические особенности электронных производств;
- новые принципы организации отрасли на всех уровнях – от исследовательских центров и предприятий до фирм и межфирменных объединений в каждой стране и за ее пределами;
- возникновение уникального мирового рынка комплектующих электронных товаров;
- сложившиеся специфические внешнеторговые связи между всеми продуцентами электронной продукции.
Электроника представляет собой «сплав» современной науки, техники и технологии, она приобрела сегодня исключительное значение.
Основные группы производства электроники:
1. Электронные средства обработки информации.
2. Средства связи.
3. Бытовая аппаратура.
4. Электронные компоненты.
Крупнейшие производители электроники: IBM, Apple, BBK, SONY, Intel, Fujitsu, Microsoft, Nokia и многие другие. Главные регионы электронного машиностроения: Северная Америка, Восточная и Юго-Восточная Азия, Западная Европа. Страны-лидеры в электронной промышленности: Япония, США, Китай, Индонезия, Малайзия, Германия, Республика Корея, Франция, Сингапур и другие.
Рис. 3. Предприятия электронной промышленности в Силиконовой долине, США
Станкостроение – отрасль машиностроения, создающая для всех отраслей народного хозяйства металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки, автоматические и полуавтоматические линии комплексно-автоматического производства для изготовления машин, оборудования и изделий из металла и др. конструкционных материалов, кузнечно-прессовое, литейное и деревообрабатывающее оборудование.Страны-лидеры: Япония, Германия, Республика Корея, США, Китай.
Роботостроение. Главный лидер – Япония.
Рис. 4. Робот Asimo Honda
Судостроение. Страны-лидеры: Япония, Китай, Республика Корея, Франция, США.
Авиационная промышленность (авиастроение). Страны-лидеры: США, Франция, Германия, Россия. Крупнейшие корпорации: Airbus S.A.S, Boeing, ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация).
Рис. 5. Airbus A380 – крупнейший авиалайнер
Остальные направления машиностроения также играют огромную роль в современном мире, продукцию их производства активно применяют, начиная от бытового пользования и заканчивая стратегическим назначением.