Замена прямой речи косвенной
Чужое высказывание может быть передано с помощью прямой речи:
«Мне нужен мощный телескоп», – уверенно сказал Мишка.
или с помощью косвенной:
Мишка уверенно сказал, что ему нужен мощный телескоп.
Косвенная речь – это пересказ чужого высказывания.
Предложение с косвенной речью по структуре сложное:1-я часть главная часть сложного предложения) соответствует словам автора при прямой речи, а 2-я часть (зависимая) передает содержание высказывания и соответствует прямой речи.
Петров сказал: «Я хочу найти клад сам». – Прямая речь.
Петров сказал, что хочет найти клад сам. – Косвенная речь.
Косвенная речь
Цель высказывания |
Способ присоединения |
Примеры |
Повествовательное предложение |
Союзы будто, что |
Он сказал, что прилетит утром. |
Вопросительное предложение |
Местоимения и наречия кто, что, какой, где, почему, когда;частица ли в значении союза |
Мама спросила, когда прилетит самолет. |
Побудительное предложение |
Союз чтобы |
Начальник приказал, чтобы все вышли на улицу. |
Высказывание, передаваемое с помощью косвенной речи, претерпевает некоторые изменения.
Предложения с прямой речью |
Изменения |
Предложения с косвенной речью |
«Я очень хочу увидеть настоящих инопланетян», – шепотом сказал Мишка. |
Меняются формы местоимения и глагола |
Мишка шепотом сказал, что оночень хочет увидеть настоящих инопланетян. |
«Анюта, милая, принеси, пожалуйста, еще мороженого», – попросила сестра. |
Обращения опускаются, заменяются другими средствами |
Сестра ласково попросила Анюту, чтобы она принесла еще мороженого. |
«Как же здорово ты все придумал!» – восхитился Петров. |
Восклицательные и вопросительныепредложения: междометия, эмоциональные частицы исчезают, а эмоциональность высказывания передается описательно. |
Петров восхищенно воскликнул, что я очень здорово все придумал. |
Не всякое высказывание можно перевести из прямой речи в косвенную:
Выражение эмоции и малоинформативное высказывание |
Ошибочно |
Я сказал Петрову, что хочу поехать с ним. «Да ну тебя!» – отмахнулся Петров. |
Я сказал Петрову, что хочу поехать с ним. Петров, отмахнувшись, сказал, что меня да ну. |
«Вот такие дела», – вздохнул Петров. |
Петров, вздохнув, сказал, что вот такие дела. |
Речевые ошибки – смешение предложений с:
Прямой речью |
Косвенной |
речью |
|
Ошибочно |
Правильно |
Он сказал: «Я буду бороться!» |
Он сказал, что я буду бороться. |
Он сказал, что он будет бороться. |
Ведь одна из заповедей гласит: «Не убий». |
Ведь одна из заповедей гласит, чтоникогда не убей. |
Ведь в одной из заповедей говорится, что нельзя убивать. |
В косвенную форму могут быть переведены сообщение, побуждение или вопрос (прямой или косвенный).
Примеры вопросов
Прямой |
Косвенный |
Я спросил: «Зачем вы идете в горы вы?» «Скоро ли они вернутся? Не пойти ли мне с ними?» – думал о нас Петров. |
Я их спросил, зачем они идут в горы. Петров думал о том, скоро ли мы вернемся и не пойти ли ему с нами. |
Конструкции с вопросительным высказыванием, оформленные следующим образом:
Я спросил: зачем идете в горы вы?
занимают промежуточное положение между предложениями с прямой и с косвенной речью.
Высказывания разных лиц могут сменять друг друга, образуя диалог.
Диалог может быть оформлен на письме двумя способами.
В первом случае каждая реплика дается с нового абзаца. В таком случае перед каждой репликой ставится тире:
– Яму копал?
– Копал.
– В яму упал?
– Упал.
– В яме сидишь?
– Сижу.
– Лестницу ждешь?
– Жду.
– Яма сыра?
– Сыра.
– Как голова?
– Цела.
– Значит, живой?
– Живой.
– Ну, я пошел домой!
Второй способ оформления диалога может быть использован, если при репликах нет указания на то, кому они принадлежат. В таком случае реплики следуют в подбор, в строку, причем каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней с помощью тире.
«Яму копал?» – «Копал». – «В яму упал?» – «Упал». – «В яме сидишь?» – «Сижу». – «Лестницу ждешь?» – «Жду». – «Яма сыра?» – «Сыра». – «Как голова?» – «Цела». – «Значит живой?» – «Живой». – «Ну, я пошел домой!»
При оформлении прямой речи кавычка ставится после вопросительного и восклицательного знаков, заканчивающих реплику, но всегда перед точкой.
Если после реплики диалога идут авторские слова, то чужая речь с авторскими словами оформляется как прямая речь:
«Яму копал?» – спросил я. «Копал», – грустно ответил он.
Вопросы к конспектам
Задание № 1. Расставьте знаки препинания в предложениях.
Повсюду стали слышны речи Пора добраться до картечи. (М. Лермонтов)
Давненько не брал я в руки шашек говорил Чичиков. (Н. Гоголь)
Какая же ваша будет последняя цена спросил наконец Собакевич. (Н. Гоголь)
Мой дед землю пахал с надменной гордостью отвечал Базаров. (И. Тургенев)
В.Г. Белинский писал что создает человека природа, но развивает и образует его общество.
Подъезжают они к избе спрашивают где тут разыскать хозяйственную часть. (Д. Фурманов)
На охоту с ружьем я не смел уже и попроситься хотя думал что почему бы мне с Суркой не поохотиться. (С. Аксаков)
Берегись кричал кучер не сдерживая лошадей. (А. Чехов)
Задание № 2
Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясните, чем вызваны эти ошибки.
Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
Меня спросили, где я раньше работал?
Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».