Замена прямой речи косвенной

Чужое вы­ска­зы­ва­ние может быть пе­ре­да­но с по­мо­щью пря­мой речи:

«Мне нужен мощ­ный те­ле­скоп», – уве­рен­но ска­зал Мишка.

или с по­мо­щью кос­вен­ной:

Мишка уве­рен­но ска­зал, что ему нужен мощ­ный те­ле­скоп.

Кос­вен­ная речь – это пе­ре­сказ чу­жо­го вы­ска­зы­ва­ния.

Пред­ло­же­ние с кос­вен­ной речью по струк­ту­ре слож­ное:1-я часть глав­ная часть слож­но­го пред­ло­же­ния) со­от­вет­ству­ет сло­вам ав­то­ра при пря­мой речи, а 2-я часть (за­ви­си­мая) пе­ре­да­ет со­дер­жа­ние вы­ска­зы­ва­ния и со­от­вет­ству­ет пря­мой речи.

Пет­ров ска­зал: «Я хочу найти клад сам». – Пря­мая речь.

Пет­ров ска­зал, что хочет найти клад сам. – Кос­вен­ная речь.

Кос­вен­ная речь

Цель вы­ска­зы­ва­ния

Спо­соб при­со­еди­не­ния

При­ме­ры

По­вест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние

Союзы будто, что

Он ска­зал, что при­ле­тит утром.

Во­про­си­тель­ное пред­ло­же­ние

Ме­сто­име­ния и на­ре­чия кто, что, какой, где, по­че­му, когда;ча­сти­ца ли в зна­че­нии союза

Мама спро­си­ла, когда при­ле­тит са­мо­лет.

По­бу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние

Союз чтобы

На­чаль­ник при­ка­зал, чтобы все вышли на улицу.

Вы­ска­зы­ва­ние, пе­ре­да­ва­е­мое с по­мо­щью кос­вен­ной речи, пре­тер­пе­ва­ет неко­то­рые из­ме­не­ния.

Пред­ло­же­ния

с пря­мой речью

Из­ме­не­ния

Пред­ло­же­ния

с кос­вен­ной речью

«Я очень хочу уви­деть на­сто­я­щих ино­пла­не­тян», – ше­по­том ска­зал Мишка.

Ме­ня­ют­ся формы

ме­сто­име­ния и гла­го­ла

Мишка ше­по­том ска­зал, что оночень хочет уви­деть на­сто­я­щих ино­пла­не­тян.

«Анюта, милая, при­не­си, по­жа­луй­ста, еще мо­ро­же­но­го», – по­про­си­ла сест­ра.

Об­ра­ще­ния опус­ка­ют­ся, за­ме­ня­ют­ся дру­ги­ми сред­ства­ми

Сест­ра лас­ко­во по­про­си­ла Анюту, чтобы она при­нес­ла еще мо­ро­же­но­го.

«Как же здо­ро­во ты все при­ду­мал!» – вос­хи­тил­ся Пет­ров.

Вос­кли­ца­тель­ные и во­про­си­тель­ныепред­ло­же­ния: меж­до­ме­тия, эмо­ци­о­наль­ные ча­сти­цы ис­че­за­ют, а эмо­ци­о­наль­ность вы­ска­зы­ва­ния пе­ре­да­ет­ся опи­са­тель­но.

Пет­ров вос­хи­щен­но вос­клик­нул, что я очень здо­ро­во все при­ду­мал.

Не вся­кое вы­ска­зы­ва­ние можно пе­ре­ве­сти из пря­мой речи в кос­вен­ную:

Вы­ра­же­ние эмо­ции и ма­ло­ин­фор­ма­тив­ное вы­ска­зы­ва­ние

Оши­боч­но

Я ска­зал Пет­ро­ву, что хочу по­ехать с ним. «Да ну тебя!» – от­мах­нул­ся Пет­ров.

Я ска­зал Пет­ро­ву, что хочу по­ехать с ним. Пет­ров, от­мах­нув­шись, ска­зал, что меня да ну.

«Вот такие дела», – вздох­нул Пет­ров.

Пет­ров, вздох­нув, ска­зал, что вот такие дела.

Ре­че­вые ошиб­ки – сме­ше­ние пред­ло­же­ний с:

Пря­мой речью

Кос­вен­ной

речью

 

Оши­боч­но

Пра­виль­но

Он ска­зал: «Я буду бо­роть­ся!»

Он ска­зал, что я буду бо­роть­ся.

Он ска­зал, что он будет бо­роть­ся.

Ведь одна из за­по­ве­дей гла­сит: «Не убий».

Ведь одна из за­по­ве­дей гла­сит, чтони­ко­гда не убей.

Ведь в одной из за­по­ве­дей го­во­рит­ся, что нель­зя убивать.

В кос­вен­ную форму могут быть пе­ре­ве­де­ны со­об­ще­ние, по­буж­де­ние или во­прос (пря­мой или кос­вен­ный).

При­ме­ры во­про­сов

Пря­мой

Кос­вен­ный

Я спро­сил: «Зачем вы идете в горы вы?»

«Скоро ли они вер­нут­ся? Не пойти ли мне с ними?» – думал о нас Пет­ров.

Я их спро­сил, зачем они идут в горы.

Пет­ров думал о том, скоро ли мы вер­нем­ся и не пойти ли ему с нами.

Кон­струк­ции с во­про­си­тель­ным вы­ска­зы­ва­ни­ем, оформ­лен­ные сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

Я спро­сил: зачем идете в горы вы?

за­ни­ма­ют про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние между пред­ло­же­ни­я­ми с пря­мой и с кос­вен­ной речью.

Вы­ска­зы­ва­ния раз­ных лиц могут сме­нять друг друга, об­ра­зуя диа­лог.

Диа­лог может быть оформ­лен на пись­ме двумя спо­со­ба­ми.    

В пер­вом слу­чае каж­дая ре­пли­ка да­ет­ся с но­во­го аб­за­ца. В таком слу­чае перед каж­дой ре­пли­кой ста­вит­ся тире:

– Яму копал?

– Копал.

– В яму упал?

– Упал.

– В яме си­дишь?

– Сижу.

– Лест­ни­цу ждешь?

– Жду.

– Яма сыра?

– Сыра.

– Как го­ло­ва?

– Цела.

– Зна­чит, живой?

– Живой.

– Ну, я пошел домой!          

Вто­рой спо­соб оформ­ле­ния диа­ло­га может быть ис­поль­зо­ван, если при ре­пли­ках нет ука­за­ния на то, кому они при­над­ле­жат. В таком слу­чае ре­пли­ки сле­ду­ют в под­бор, в стро­ку, при­чем каж­дая из них за­клю­ча­ет­ся в ка­выч­ки и от­де­ля­ет­ся от со­сед­ней с по­мо­щью тире.

«Яму копал?» – «Копал». – «В яму упал?» – «Упал». – «В яме си­дишь?» – «Сижу». – «Лест­ни­цу ждешь?» – «Жду». – «Яма сыра?» – «Сыра». – «Как го­ло­ва?» – «Цела». – «Зна­чит живой?» – «Живой». – «Ну, я пошел домой!» 

При оформ­ле­нии пря­мой речи ка­выч­ка ста­вит­ся после во­про­си­тель­но­го и вос­кли­ца­тель­но­го зна­ков, за­кан­чи­ва­ю­щих ре­пли­ку, но все­гда перед точ­кой.

Если после ре­пли­ки диа­ло­га идут ав­тор­ские слова, то чужая речь с ав­тор­ски­ми сло­ва­ми оформ­ля­ет­ся как пря­мая речь:

«Яму копал?» – спро­сил я. «Копал», – груст­но от­ве­тил он.

Вопросы к конспектам

За­да­ние № 1. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях.

По­всю­ду стали слыш­ны речи Пора до­брать­ся до кар­те­чи. (М. Лер­мон­тов)

Дав­нень­ко не брал я в руки шашек го­во­рил Чи­чи­ков. (Н. Го­голь)

Какая же ваша будет по­след­няя цена спро­сил на­ко­нец Со­ба­ке­вич. (Н. Го­голь)

Мой дед землю пахал с над­мен­ной гор­до­стью от­ве­чал Ба­за­ров. (И. Тур­ге­нев)

В.Г. Бе­лин­ский писал что со­зда­ет че­ло­ве­ка при­ро­да, но раз­ви­ва­ет и об­ра­зу­ет его об­ще­ство.

Подъ­ез­жа­ют они к избе спра­ши­ва­ют где тут разыс­кать хо­зяй­ствен­ную часть. (Д. Фур­ма­нов)

На охоту с ру­жьем я не смел уже и по­про­сить­ся хотя думал что по­че­му бы мне с Сур­кой не по­охо­тить­ся. (С. Ак­са­ков)

Бе­ре­гись кри­чал кучер не сдер­жи­вая ло­ша­дей. (А. Чехов)

За­да­ние № 2

Ис­правь­те ошиб­ки, свя­зан­ные с упо­треб­ле­ни­ем пря­мой и кос­вен­ной речи. Объ­яс­ни­те, чем вы­зва­ны эти ошиб­ки.

Он го­во­рил, что страш­ный слу­чай со мной при­клю­чил­ся, что я в до­ро­ге со­всем из­дер­жал­ся.

Меня спро­си­ли, где я рань­ше ра­бо­тал?

Чи­чи­ков хотел узнать у Ко­ро­боч­ки, что куда они за­еха­ли.

Са­ве­льич спро­сил у Гри­нё­ва, узнал он ата­ма­на.

Когда мать спро­си­ла у сына, зачем он чи­та­ет за­пре­щён­ные книги, Павел от­ве­тил, что хочу всё знать.

В дет­стве мама все­гда спра­ши­ва­ла: «Кем я хочу быть?» И я все­гда от­ве­ча­ла: «Учи­тель­ни­цей».

Последнее изменение: Пятница, 29 Сентябрь 2017, 02:55