Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

Слит­ное на­пи­са­ние на­ре­чий

Слит­но пи­шут­ся на­ре­чия, об­ра­зо­ван­ные при­ста­воч­ным или при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ным спо­со­ба­ми от су­ще­стви­тель­ных с про­стран­ствен­ным и вре­мен­ным зна­че­ни­я­ми (верх, низ, перед, зад, бок, высь, глубь, даль, близь, ширь, век, на­ча­ло)

На­при­мер: верх → вверх, вверху, доверху, кверху, наверх, и т. д.;

                            низ → вниз, внизу, снизу и т. д.;

                            бок → вбок, набок, сбоку (но: под боком, бок о бок)

                            высь → ввысь

                            глубь → вглубь

                           даль → вдаль, вдали, поодаль;

                           близь → вблизи;

                           ширь → вширь;

                           на­ча­ло → вначале, поначалу, сначала;

                              век → ввек, вовек, вовеки, довеку, навек, навеки (но: во (на) веки веков, из века в век).

Сле­ду­ет раз­ли­чать на­ре­чия, ко­то­рые пи­шут­ся слит­но, и сов­па­да­ю­щие с ними по зву­ча­нию сло­во­со­че­та­ния су­ще­стви­тель­ных с пред­ло­гом, пи­шу­щи­е­ся раз­дель­но.

                                                  на­ре­чие                             сущ.                  

Срав­ни­те:  под­нять­ся (куда?) на­верх – за­брать­ся на верх (чего?) вы­со­ко­го де­ре­ва.

Слит­но пи­шут­ся на­ре­чия, об­ра­зо­ван­ные с по­мо­щью при­ста­вок в-, на- от со­би­ра­тель­ных чис­ли­тель­ных.

На­при­мер: вдвое, втрое, вчет­ве­ро, вде­ся­те­ро,

                  надвое, натрое,

                  вдвоём, втроём, вчет­ве­ром, вде­ся­те­ром;

                    (но: на троих, на пя­те­рых и др.)    

Слит­но пи­шут­ся на­ре­чия, об­ра­зо­ван­ные от су­ще­стви­тель­ных, с пер­вой ча­стью впол-. На­при­мер: вполго­ло­са, вполобо­ро­та,вполсилы, вполуха, вполцены и др.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: раз­дель­но пи­шут­ся со­звуч­ные на­ре­чи­ям со­че­та­ния пред­ло­га в и слож­но­го слова с пер­вой ча­стью пол-и вто­рой ча­стью – на­зва­ни­ем еди­ни­цы из­ме­ре­ния. На­при­мер: вы­со­той в пол­мет­ра, весом в пол­тон­ны.

Пра­во­пи­са­ние на­реч­ных со­че­та­ний, вклю­ча­ю­щих в свой со­став имена су­ще­стви­тель­ные и чис­ли­тель­ные.

Раз­дель­но пи­шут­ся на­реч­ные со­че­та­ния пред­ло­гов-при­ста­вок без, до, под, при и про с фор­ма­ми имен су­ще­стви­тель­ных (в том числе не упо­треб­ля­ю­щи­ми­ся вне этих со­че­та­ний).

На­при­мер:

без конца, без на­пря­га, без оби­ня­ков, без про­ды­ху, без раз­бо­ру, без спро­су, без умол­ку, без уста­ли;

до за­ре­зу, до неузна­ва­е­мо­сти, до от­ва­ла, до по­лу­смер­ти, до смер­ти, до упаду, до чер­ти­ков.

Не за­бы­вай­те, что до- со сло­ва­ми про­стран­ствен­но­го и вре­мен­но­го зна­че­ния пи­шет­ся слит­но (до­вер­ху, до­ни­зу).За­пом­ни­те, что слит­но с до- пи­шет­ся на­ре­чие дотла.

под боком, под вечер, под ключ, под конец, под откос, под ручку, под силу, под стать, под утро, под шумок (но: пи­шут­ся слит­нопод­час, под­ряд, под­шо­фе);

при смер­ти, при день­гах;

про запас.

Раз­дель­но пи­шут­ся на­реч­ные со­че­та­ния, со­сто­я­щие из пред­ло­га-при­став­ки с и формы ро­ди­тель­но­го па­де­жа су­ще­стви­тель­но­го на -у(-а).

На­при­мер:

с виду, с го­ло­ду, с ис­пу­гу, с лёту, с маху, с на­ско­ку, с пе­ре­пу­гу, с раз­бе­гу, с раз­го­ну, с раз­ма­ху, с ходу;

с ис­пу­га, с лёта, с на­ско­ка, с пе­ре­пу­га, с раз­бе­га, с раз­го­на, с раз­ма­ха.

За­пом­ни­те: пи­шут­ся слит­но сразу, сроду, спле­ча;

Не за­бы­вай­те, что на­ре­чия, об­ра­зо­ван­ные от су­ще­стви­тель­ных с про­стран­ствен­ным и вре­мен­ным зна­че­ни­ем, пи­шут­ся слит­но, на­при­мер: сбоку, свер­ху, снизу, сна­ча­ла.

Раз­дель­но пи­шут­ся на­реч­ные со­че­та­ния пред­ло­гов-при­ста­вок ви с со вто­рой ча­стью, на­чи­на­ю­щей­ся с глас­ных.

На­при­мер:

в обмен, в об­ним­ку, в обрез, в об­тяж­ку, в оди­ноч­ку, в од­но­ча­сье, в от­мест­ку, в охап­ку, в охот­ку, в убы­ток, в угоду, в укор, в упор, в упрёк;

с иго­лоч­ки, с из­нан­ки, с огляд­кой, с опас­кой, с охо­той, с умом, с умыс­лом.

Раз­дель­но пи­шут­ся на­реч­ные со­че­та­ния пред­ло­га по с со­би­ра­тель­ны­ми чис­ли­тель­ны­ми.

На­при­мер: по двое, по трое, по пя­те­ро.

Раз­дель­но пи­шут­ся на­реч­ные со­че­та­ния, об­ра­зо­ван­ные по­вто­ре­ни­ем су­ще­стви­тель­ных или чис­ли­тель­ных с пред­ло­гом и пи­шу­щи­е­ся в три или че­ты­ре слова.

На­при­мер:

бок о бок, с боку на бок, с глазу на глаз, с часу на час, нога в ногу, след в след, рука об руку, из рук в руки, из века в век, из года в год, раз за разом, раз на раз, из раза в раз, душа в душу, слово в слово, один на один, двое на двое, трое на трое.

Вопросы к конспектам

За­да­ние № 1. Пе­ре­пи­ши­те и рас­крой­те скоб­ки.

(В)дали виден лес – (в)дали го­лу­бой скрыл­ся па­ро­ход; (в)высь под­ни­ма­ет­ся дым – (в)высь небес­ную взле­тел го­лубь; (в)век не за­быть мне друга – (в)век элек­тро­ни­ки; (в)на­кид­ку носит паль­то – (в)на­кид­ку из парчи одета; (во)время прий­ти – (во)время лет­не­го от­пус­ка; (к)верху под­нять го­ло­ву – (к)верху па­лат­ки при­кре­пить фла­жок; (на)лицо были ошиб­ки – (на)лицо упала прядь волос; (на)зав­тра будет ве­се­лье – (на)зав­тра пе­ре­не­сти со­ве­ща­ние; (на)верх под­нять­ся – (на)верх горы взо­брать­ся.

За­да­ние № 2. Пе­ре­пи­ши­те, рас­кры­вая скоб­ки.

В тайге тем­не­ет быст­ро. И несмот­ря на то, что мы это знали, все-та­ки тем­но­та за­ста­ла нас (в)рас­плох. Раз­дви­гая тя­же­лые ко­лю­чие ветви и на­щу­пы­вая ногой сле­ду­ю­щую кочку, мы (мало)по­ма­лу про­дви­га­лись (в)перед. Было со­вер­шен­но темно, но, как ни стран­но, от про­жор­ли­вых ко­ма­ров и мошек спа­се­ния не было так же, как и днем.

Целый день мы шли (в)низ по те­че­нию реки, но река ис­чез­ла в тем­но­те, где(то) (с)лева, и нам при­хо­ди­лось идти (на)угад. К сча­стью, до бли­жай­шей охот­ни­чьей из­буш­ки оста­ва­лось, (по)ви­ди­мо­му, неда­ле­ко. И дей­стви­тель­но, когда мы (по)оди­ноч­ке пе­ре­шли по узкой жер­доч­ке, бро­шен­ной через топ­кий лес­ной ручей, и под­ня­лись в гору, мы ока­за­лись перед из­буш­кой. Не теряя ни ми­ну­ты и в душе ра­ду­ясь, что рас­чет наш оправ­дал­ся и мы (в)пору до­бра­лись до места, мы без уста­ли ру­би­ли хвою, пи­ли­ли но­жов­кой неболь­шие ветки и клали их (крест)на­крест. То­ва­рищ мой уже не смот­рит (ис)под­ло­бья и даже на­чи­на­ет чи­тать стихи, ко­то­рые учил когда(то) (на)па­мять.

С тихим шо­ро­хом ветер рас­ка­чи­ва­ет вер­ши­ны ста­рых кед­ров, как будто пред­ве­щая (на)зав­тра дождь, и где(то) (в)дали кри­чит какая (то) ноч­ная птица.

Последнее изменение: Четверг, 28 Сентябрь 2017, 03:40