Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова

 1. Введение

Мор­фе­ми­ка – это раз­дел язы­ко­зна­ния, в ко­то­ром изу­ча­ет­ся си­сте­ма мор­фем языка и мор­фем­ная струк­ту­ра слов.

Мор­фе­ма – это ми­ни­маль­ная зна­чи­мая часть слова.

Мор­фе­мы: ко­рень, суф­фикс, при­став­ка, окон­ча­ние.

Мор­фе­мы

Рис. 1. Мор­фе­мы

 2. Корень

Ко­рень – это обя­за­тель­ная часть слова.

Толь­ко из корня со­сто­ят слу­жеб­ные слова (но, для, если), меж­до­ме­тия (ах, алло), мно­гие на­ре­чия (очень, весь­ма), неиз­ме­ня­е­мые су­ще­стви­тель­ные (алоэ, кен­гу­ру) и при­ла­га­тель­ные (беж, макси).

Корни, ко­то­рые могут упо­треб­лять­ся толь­ко в со­че­та­нии с при­став­ка­ми или суф­фик­са­ми, на­зы­ва­ют­ся свя­зан­ны­ми (об-у-ть, раз-у-ть;  о-де-ть, раз-де-ть).

При­став­ка — сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная мор­фе­ма, сто­я­щая перед кор­нем или дру­гой при­став­кой (пере-де­лать, пре-хо­ро­шень­кий, при-мо­рье, кое-где, пере-о-деть).

При­став­ка

Рис.2. При­став­ка

Суф­фикс — сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная мор­фе­ма, сто­я­щая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

Суф­фикс

Рис. 3. Суф­фикс

В линг­ви­сти­ке на­ря­ду с суф­фик­сом вы­де­ля­ют также пост­фикс — сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную мор­фе­му, сто­я­щую после окон­ча­ния или фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са (умы-ть-ся, к-ого-либо). 

 3. Окончание

Окон­ча­ние — фор­мо­об­ра­зу­ю­щая мор­фе­ма, вы­ра­жа­ю­щая грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния рода, лица, числа и па­де­жа (хотя бы одно из них!) и слу­жа­щая для связи слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии,

Окон­ча­ние есть толь­ко у из­ме­ня­е­мых слов. Нет окон­ча­ний у слу­жеб­ных слов, на­ре­чий, неиз­ме­ня­е­мых су­ще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных, де­е­при­ча­стий, ин­фи­ни­ти­ва.

У неко­то­рых слож­ных су­ще­стви­тель­ных и чис­ли­тель­ных несколь­ко окон­ча­ний.

Срав­ни­те: тр-и-ст-а, тр-ех-сот-□, диван□-кро­вать□, ди­ван-а-кро­ват-и.

 4. Нулевая морфема

Ну­ле­вая мор­фе­ма – это зна­чи­мое от­сут­ствие мор­фе­мы.

Стола – Р.п.

Стол□ – И.п. или В.п.

Ну­ле­вой суф­фикс мы вы­де­ля­ем, на­при­мер, в форме про­шед­ше­го вре­ме­ни нёс (срав­ни­те: нес-л-а) или форме по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния читай.

 5. План морфемного разбора слова

План мор­фем­но­го раз­бо­ра слова:

1. Вы­де­ля­ем окон­ча­ние и ос­но­ву слова.

2. Вы­де­ля­ем ко­рень слова, под­би­рая од­но­ко­рен­ные слова.

3. Вы­де­ля­ем при­став­ки и суф­фик­сы.

Об­ра­зец  мор­фем­но­го раз­бо­ра:

Двухэтажный (окон­ча­ния –ух, -ый, ос­но­ва … (такая ос­но­ва на­зы­ва­ет­ся пре­ры­ви­стой), корни дв-, этаж-, суф­фикс –н-).

Переулок (окон­ча­ние ну­ле­вое, ос­но­ва пе­ре­улок, ко­рень –ул-, при­став­ка пере-, суф­фикс –ок).

 6. Словообразование

Сло­во­об­ра­зо­ва­ние – это про­цесс об­ра­зо­ва­ния про­из­вод­ных слов и раз­дел язы­ко­зна­ния, изу­ча­ю­щий этот про­цесс.

Спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

При­ста­воч­ный: де­лать – переде­лать

Суф­фик­саль­ный: синий – синенький

При­ста­воч­но-суф­фик­саль­ный: ста­кан – подста­канник

Усе­че­ние: за­ме­сти­тель – зам

Сло­же­ние: лес+степь – ле­со­степь

Сра­ще­ние: веч­но­зе­ле­ный

Аб­бре­ви­а­ция: Мос­ков­ский го­су­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет – МГУ, сбе­ре­га­тель­ный банк – сбер­банк

Суб­стан­ти­ва­ция (пе­ре­ход при­ла­га­тель­но­го или при­ча­стия в су­ще­стви­тель­ное): сто­ло­вая

Сме­шан­ные спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния: орден+но­сить = ор­де­но­носец (сло­же­ние и суф­фик­са­ция)

 7. План словообразовательного разбора слова

План сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го раз­бо­ра слова:

1. По­ста­вить слово в на­чаль­ную форму.

2. Опре­де­лить слово, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­ва­но. На­при­мер, об­нов­ле­ние – об­но­вить (а не новый).

3. Объ­яс­нить зна­че­ние ис­сле­ду­е­мо­го слова через зна­че­ние слова, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­ва­но (на­при­мер, слу­ша­тель – тот, кто слу­ша­ет).

4. Вы­де­лить ос­но­ву, от ко­то­рой об­ра­зо­ва­но ис­сле­ду­е­мое слово.

5. Ука­зать сред­ство сло­во­об­ра­зо­ва­ния.

6. Ука­зать спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния.

Об­ра­зец сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го  раз­бо­ра:

1. Под-окон-ник – окно

Ос­но­ва окн-

Сред­ства сло­во­об­ра­зо­ва­ния: при­став­ка под- и суф­фикс –ник. Спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния: при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ный

2. Мир(о)твор-ец – мир+тво­рить

Ос­но­вы, от ко­то­рых об­ра­зо­ва­но слово, - мир- и твор-

Сред­ства сло­во­об­ра­зо­ва­ния: сло­же­ние основ и суф­фикс –ец.

Спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния: сло­же­ние и суф­фик­са­ция

 

Вопросы к конспектам

За­да­ние №1. Даны слова: петь, учить, одеть, знал, сто­лик, вер­хом, рано, вол­чо­нок, новее, ворча. Для каких слов из пе­ре­чис­лен­ных го­дит­ся сле­ду­ю­щий мор­фем­ный раз­бор:      мор­фем­ный раз­бор?

За­да­ние №2. Даны слова: обу­чить, при­хо­ди­ла, узна­ли, под­окон­ник, тре­уголь­ник, встряс­ка, на­столь­ный, из­лишне, снова. Для каких слов из пе­ре­чис­лен­ных го­дит­ся сле­ду­ю­щий мор­фем­ный раз­бор:  мор­фем­ный раз­бор

За­да­ние №3. Какое слово непра­виль­но разо­бра­но по со­ста­ву?

Какое слово непра­виль­но разо­бра­но по со­ста­ву?

За­да­ние №4. Какое слово непра­виль­но разо­бра­но по со­ста­ву?

Какое слово непра­виль­но разо­бра­но по со­ста­ву?

Последнее изменение: Вторник, 26 Сентябрь 2017, 03:27