Лексика и фразеология (часть 2)

 1. Устаревшая лексика

Уста­рев­шая лек­си­ка – слова, вы­шед­шие из ак­тив­но­го упо­треб­ле­ния. Это ис­то­риз­мы и ар­ха­из­мы.

Ис­то­риз­мы – слова, ко­то­рые обо­зна­ча­ют пред­ме­ты и яв­ле­ния, ис­чез­нув­шие из со­вре­мен­ной жизни. На­при­мер:

Каф­тан

Гусли

Рис. 1. Каф­тан

Рис. 2. Гусли

Ар­ха­из­мы – уста­рев­шие на­зва­ния су­ще­ству­ю­щих и в наше время пред­ме­тов и яв­ле­ний, для обо­зна­че­ния ко­то­рых воз­ник­ли новые слова.

На­при­мер: очи – глаза; уста – рот; ла­ни­ты – щёки; перст – палец.

 2. Неологизмы

Нео­ло­гиз­мы – новые слова, но­виз­на ко­то­рых ощу­ща­ет­ся го­во­ря­щи­ми. Нео­ло­гиз­мы де­лят­ся на язы­ко­вые и ав­тор­ские.

Язы­ко­вые нео­ло­гиз­мы воз­ни­ка­ют как новое на­зва­ние уже су­ще­ству­ю­щих пред­ме­тов или на­зва­ние новых пред­ме­тов. На­при­мер: флеш­ка; мер­чан­дай­зинг.

Ав­тор­ские (ин­ди­ви­ду­аль­ные) нео­ло­гиз­мы встре­ча­ют­ся в ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях. Они по­мо­га­ют сде­лать речь ярче, вы­ра­зи­тель­нее. На­при­мер: Вы­фла­же­но всё. И люди, и стро­е­ния. (В.Ма­я­ков­ский)

 3. Общеупотребительная лексика

Сфера упо­треб­ле­ния лек­си­ки.

 1) Об­ще­упо­тре­би­тель­ная лек­си­ка -  слова, ко­то­рые мы ис­поль­зу­ем в раз­ных сфе­рах жизни. На­при­мер: вода, ра­бо­тать, кра­си­вый.

 4. Лексика ограниченного употребления

2) Лек­си­ка огра­ни­чен­но­го упо­треб­ле­ния:

- диа­лек­тиз­мы (огра­ни­че­ны  опре­де­лен­ной мест­но­стью) На­при­мер: баять – го­во­рить.

- тер­ми­ны (огра­ни­че­ны сфе­рой науки или ис­кус­ства). На­при­мер: гла­гол – тер­мин линг­ви­сти­ки

- про­фес­си­о­на­лиз­мы (огра­ни­че­ны  про­фес­си­ей). На­при­мер: ба­ран­ка – руль (в речи шо­фе­ров)

Руль (ба­ран­ка)

Рис. 3 Руль (ба­ран­ка)

- жар­го­низ­мы (огра­ни­че­ны родом за­ня­тий и ин­те­ре­сов: сту­ден­ты, школь­ни­ки и т.д.) На­при­мер: бомба – осо­бый вид шпар­гал­ки у сту­ден­тов; шпора – шпар­гал­ка у школь­ни­ков.

Шпар­гал­ка (шпора)

Рис. 4 Шпар­гал­ка (шпора)

 5. Фразеологизмы

Фра­зео­ло­гизм – устой­чи­вое со­че­та­ние слов, по­сто­ян­ное по сво­е­му зна­че­нию и со­ста­ву и вос­про­из­во­ди­мое в речи как го­то­вая еди­ни­ца.

Зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­ма не рав­ня­ет­ся сумме зна­че­ний вхо­дя­щих в него слов. Срав­ни­те:

По­ве­сить паль­то (пря­мое зна­че­ние) – по­ве­сить нос ( пе­ре­нос­ное зна­че­ние, т.е. за­гру­стить).

Фра­зео­ло­гиз­мы де­лят­ся на книж­ные и раз­го­вор­ные.

При­ме­ры книж­ных фра­зео­ло­гиз­мов:

 ахил­ле­со­ва пята - уяз­ви­мое место (из ли­те­ра­ту­ры эпохи Ан­тич­но­сти);

ка­мень пре­ткно­ве­ния - пре­пят­ствие, пре­гра­да (из Биб­лии).

При­ме­ры раз­го­вор­ных фра­зео­ло­гиз­мов: бить ба­клу­ши – без­дель­ни­чать; во­дить за нос – об­ма­ны­вать.

Вопросы к конспектам

1. Вспом­ни­те, что изу­ча­ет лек­си­ко­ло­гия. 2. Можно ли со­счи­тать ко­ли­че­ство слов в рус­ском языке? 3. Чем от­ли­ча­ют­ся об­ще­упо­тре­би­тель­ные слова от диа­лек­тиз­мов? 4. Какие слова на­зы­ва­ют­ся про­фес­си­о­на­лиз­ма­ми? 5. Что зна­чат сле­ду­ю­щие слова: по­не­ва, кичка, уш­куй­ник? Как они на­зы­ва­ют­ся? 6. Что такое фра­зео­ло­гизм (фра­зео­ло­ги­че­ская еди­ни­ца)? При­ве­ди­те при­ме­ры фра­зео­ло­гиз­мов.

Упраж­не­ние №1:  среди под­черк­ну­тых слов ука­жи­те об­ще­упо­тре­би­тель­ные, раз­го­вор­но-про­сто­реч­ные, диа­лект­ные, про­фес­си­о­наль­ные.

1. Поет, как взду­ма­ет, пе­вень. 2. Я и че­ре­му­ху возле по­са­дил, куж­лявень­кая. 3. Ты очень въед­ли­вый. 4. Драка – драка, не иг­руш­ка; хоть огнем горит лицо, хоть и немец крас­ной юшкой разу­кра­шен, как яйцо. (А.Твар­дов­ский) 5. Вечер мед­лен­но пе­ре­хо­дил в ночь.

Упраж­не­ние №2: пе­ре­пи­ши­те, рас­став­ляя знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те диа­лект­ные слова.

1. Поп го­во­рит Балде Ладно (не)будет нам об_м на­клад­но. По­жи­ви-ка на моем по­дво­рье, Окажи свое усер­дье и прово­рье.(А.Пуш­кин) 2. Он оста­нав­ли­вал свою те­леж­ку где(ни­будь) в ку­стах около де­рев­н_ а сам от­прав­лял­ся по за­дво­рьям да по задам. (М.Шо­ло­хов) 3. Ему ка­за­лось что он сам еле вы­рвал­ся из(под) зна­м_­ни м_­теж­но­го ку­ре­ня взви­т_ по ту сто­ро­ну фрон­та.(М.Шо­ло­хов) 4. Ко­неч­ный пункт охот­ни­ков это боль­шие коблы один из них пред­став­ля­ет ост­ро­вок ве­ли­чи­ною с квад­рат­ную са­жень. Охот­ни­ки из­му­чен­ные мок­рые от пота и воды с ра­до­стью взб_­ра­ют­ся на этот кобел.

Упраж­не­ние №3: Вы­де­ли­те в каж­дой груп­пе слов сло­ва-ис­то­риз­мы. Объ­яс­ни­те их зна­че­ния.

1. Книга, дом, полон, кол­чан. 2. Ве­щать, один, оприч­ник, брен­ный. 3. Оный, каж­дый, по­сад­ские, ря­зан­ский. 4. Лицей, обет, за­ве­ты, кон­флик­ты. 5. Пе­ре­по­лох, око­ло­ток, кол­ле­га, вага (тя­жесть). 6. Бира, личба (счет), доход, при­быль. 7. Сей, вель­мо­жа, льзя (можно), острог. 8. Пуще, паче, зело, столь­ник. 9. Чре­во­угод­ник, ар­ти­кул, пе­ре­пись, писец.

Последнее изменение: Вторник, 26 Сентябрь 2017, 03:04