Обзор эволюционных представлений

 Объяснение многообразия видов

Одна из круп­ней­ших про­блем есте­ство­зна­ния – объ­яс­не­ние мно­го­об­ра­зия видов живых ор­га­низ­мов.

Древ­ние уче­ные и фи­ло­со­фы на­блю­да­ли есте­ствен­ные при­род­ные со­об­ще­ства, со­сто­я­щие из рас­те­ний и тра­во­яд­ных жи­вот­ных. Они ви­де­ли не толь­ко слож­ность живых су­ществ, но и слож­ность ор­га­ни­за­ции их со­об­ществ. Эти на­блю­де­ния по­ро­ди­ли во­прос: как по­яви­лись живые су­ще­ства, и со­об­ще­ства этих су­ществ?

Ос­нов­ные пред­став­ле­ния о раз­ви­тии живой при­ро­ды можно услов­но раз­де­лить на две боль­шие груп­пы: кре­а­ци­о­низм и эво­лю­ци­о­низм (Схема 1).

Как кре­а­ци­о­низм и эво­лю­ци­о­низм объ­яс­ня­ют био­ло­ги­че­ское раз­но­об­ра­зие?

Схема 1. Как кре­а­ци­о­низм и эво­лю­ци­о­низм объ­яс­ня­ют био­ло­ги­че­ское раз­но­об­ра­зие?

 Креационизм

Кре­а­ци­о­ни­сты по­ла­га­ли, что все живое и нежи­вое (кост­ное), было так или иначе со­зда­но Твор­цом и с мо­мен­та со­зда­ния су­ще­ству­ет в неиз­мен­ном окон­ча­тель­ном виде.

 Эволюционизм

Эво­лю­ци­о­ни­сты, на­про­тив, счи­та­ли, что все живое по­сто­ян­но ме­ня­ет­ся под воз­дей­стви­ем внеш­них сил, а на­блю­да­е­мые виды и при­род­ные со­об­ще­ства – это вре­мен­ные объ­ек­ты.

 Идеи креационизма

Кре­а­ци­о­низм и близ­кие ста­ци­о­нар­ные тео­рии по­лу­чи­ли раз­ви­тие во мно­гих куль­ту­рах и до­ступ­но, на обы­ден­ном уровне, объ­яс­ня­ли ис­клю­чи­тель­ную слож­ность ор­га­низ­мов и при­род­ных со­об­ществ.

Любые необъ­яс­ни­мые яв­ле­ния и фе­но­ме­ны в рам­ках кре­а­ци­о­низ­ма не тре­бо­ва­ли объ­яс­не­ния и ком­мен­та­ри­ев, а спи­сы­ва­лись на за­мы­сел Твор­ца.

С рас­про­стра­не­ни­ем хри­сти­ан­ства кре­а­ци­о­низм стал гос­под­ству­ю­щим взгля­дом на мир. Труды фи­ло­со­фов и уче­ных Сред­не­ве­ко­вья и Но­во­го вре­ме­ни опи­ра­лись на кре­а­ци­о­низм.

Но, несмот­ря на удоб­ство кре­а­ци­о­низ­ма, в раз­ных куль­ту­рах по­яв­ля­ют­ся тео­рии раз­ви­тия живой при­ро­ды. Они про­сле­жи­ва­ют­ся в Древ­нем Егип­те, Индии, Китае, Ме­со­по­та­мии, Гре­ции.

В пер­вом ты­ся­че­ле­тии до нашей эры в Индии су­ще­ство­ва­ли пред­став­ле­ния о про­ис­хож­де­нии и раз­ви­тии ма­те­рии из про­ма­те­рии.

В конце пер­во­го ты­ся­че­ле­тия до нашей эры в Древ­нем Китае су­ще­ство­ва­ли пред­став­ле­ния о про­ис­хож­де­нии одних видов жи­вот­ных от дру­гих.

 Концепции древнегреческих ученых

Среди ан­тич­ных фи­ло­со­фов первую такую кон­цеп­цию из­ло­жил в VI веке до н. э. Анак­си­мандр – уче­ник Фа­ле­са Ми­лет­ско­го.

Ан­тич­ный уче­ный Ксе­но­фант в VI веке до н. э. вы­ска­зал по­хо­жие взгля­ды, он опи­рал­ся на фак­ти­че­ский ма­те­ри­ал – древ­ние ока­ме­не­ло­сти и от­пе­чат­ки – и пер­вым пред­по­ло­жил, что смены видов живых су­ществ могли про­ис­хо­дить в ре­зуль­та­те ре­грес­сии или транс­грес­сии морей и оке­а­нов (см. урок о транс­грес­сии).

Ве­ли­чай­ший фи­ло­соф древ­но­сти, Ари­сто­тель, (рис. 2) в IV веке до н. э. со­здал клас­си­фи­ка­ци­он­ную лест­ни­цу живых су­ществ, где он рас­по­ло­жил всех живых су­ществ и ми­не­ра­лы в по­ряд­ке воз­рас­та­ния их слож­но­сти: от нежи­вой при­ро­ды к рас­те­ни­ям, далее к при­креп­лен­ным жи­вот­ным, от них к про­чим жи­вот­ным, а на вер­шине его лест­ни­цы был че­ло­век.

Ари­сто­тель

Рис. 2. Ари­сто­тель

Со­вре­мен­ник Ари­сто­те­ля, Ге­рак­лит (рис. 3), раз­де­лял по­доб­ные убеж­де­ния и также за­явил, что живая при­ро­да раз­ви­лась из нежи­вой ма­те­рии.

Ге­рак­лит

Рис. 3. Ге­рак­лит

Сред­ние века дали мало в плане тео­ре­ти­че­ской био­ло­гии, но уче­ные той эпохи со­бра­ли об­шир­ный фак­ти­че­ский ма­те­ри­ал, обоб­щи­ли и до­нес­ли идеи и кон­цеп­ции про­шло­го. 

К на­ча­лу XVIII века на­ко­пи­лось много ин­фор­ма­ции о раз­но­об­ра­зии живой при­ро­ды. Си­сте­ма­ти­за­ция этих дан­ных дала тол­чок к даль­ней­ше­му раз­ви­тию эво­лю­ци­о­нист­ских взгля­дов.

В 1575 году Бер­нард Па­лис­си (рис. 4) про­во­дит первую вы­став­ку ис­ко­па­е­мых, где он впер­вые про­вел срав­не­ние ис­ко­па­е­мых видов с ныне жи­ву­щи­ми. Б. Па­лис­си об­на­ро­до­вал идею, что по­сколь­ку все живое в при­ро­де на­хо­дит­ся в веч­ной транс­му­та­ции, то ис­ко­па­е­мые остат­ки рыб и мол­люс­ков от­но­сят­ся к уже вы­мер­шим видам.

Бер­нард Па­лис­си и его ке­ра­ми­че­ские тво­ре­ния

Бер­нард Па­лис­си и его ке­ра­ми­че­ские тво­ре­ния

Рис. 4. Бер­нард Па­лис­си и его ке­ра­ми­че­ские тво­ре­ния

Бер­нард Па­лис­си также со­зда­вал ке­ра­ми­че­ские пред­ме­ты ис­кус­ства, по­свя­щен­ные его есте­ствен­но­на­уч­ным изыс­ка­ни­ям.

Важ­ные есте­ствен­но­на­уч­ные мысли вы­ска­зы­ва­ли также уче­ные небио­ло­ги­че­ских спе­ци­аль­но­стей. Так, юрист и бо­го­слов XVI века Френ­сис Бэкон (рис. 5) го­во­рил, что все живое ме­ня­ет­ся, на­кап­ли­вая так на­зы­ва­е­мые ошиб­ки при­ро­ды, а бо­го­слов XVII века Мэтью Хейл (рис. 6) пред­по­ла­гал, что Богом со­зда­ны лишь ар­хе­ти­пы жи­вот­ных, а все их раз­но­об­ра­зие сфор­ми­ро­ва­лось лишь позже под воз­дей­стви­ем сил при­ро­ды.

Ф. Бэкон

Рис. 5. Ф. Бэкон

М. Хэйл

Рис. 6. М. Хэйл

 Идеи эволюционистов

Идеи огра­ни­чен­но­го эво­лю­ци­о­низ­ма, на­по­до­бие идей М. Хейли, про­сле­жи­ва­ют­ся также в ра­бо­тах Р. Гука, Ф. Рея, Ж.-Б. Ла­мар­ка и даже Карла Лин­нея, убеж­ден­но­го кре­а­ци­о­ни­ста.

Из оте­че­ствен­ных уче­ных сле­ду­ет особо от­ме­тить Ми­ха­и­ла Ва­си­лье­ви­ча Ло­мо­но­со­ва, ко­то­рый от­ме­чал, что при­ро­да не может оста­вать­ся неиз­мен­ной.

На сле­ду­ю­щих уро­ках мы более по­дроб­но рас­смот­рим, как раз­ви­ва­лись эво­лю­ци­о­нист­ские взгля­ды в усло­ви­ях гос­под­ства хри­сти­ан­ской ре­ли­гии.

Последнее изменение: Суббота, 31 Март 2018, 16:47