Обзор эволюционных представлений
Объяснение многообразия видов
Одна из крупнейших проблем естествознания – объяснение многообразия видов живых организмов.
Древние ученые и философы наблюдали естественные природные сообщества, состоящие из растений и травоядных животных. Они видели не только сложность живых существ, но и сложность организации их сообществ. Эти наблюдения породили вопрос: как появились живые существа, и сообщества этих существ?
Основные представления о развитии живой природы можно условно разделить на две большие группы: креационизм и эволюционизм (Схема 1).
Схема 1. Как креационизм и эволюционизм объясняют биологическое разнообразие?
Креационизм
Креационисты полагали, что все живое и неживое (костное), было так или иначе создано Творцом и с момента создания существует в неизменном окончательном виде.
Эволюционизм
Эволюционисты, напротив, считали, что все живое постоянно меняется под воздействием внешних сил, а наблюдаемые виды и природные сообщества – это временные объекты.
Идеи креационизма
Креационизм и близкие стационарные теории получили развитие во многих культурах и доступно, на обыденном уровне, объясняли исключительную сложность организмов и природных сообществ.
Любые необъяснимые явления и феномены в рамках креационизма не требовали объяснения и комментариев, а списывались на замысел Творца.
С распространением христианства креационизм стал господствующим взглядом на мир. Труды философов и ученых Средневековья и Нового времени опирались на креационизм.
Но, несмотря на удобство креационизма, в разных культурах появляются теории развития живой природы. Они прослеживаются в Древнем Египте, Индии, Китае, Месопотамии, Греции.
В первом тысячелетии до нашей эры в Индии существовали представления о происхождении и развитии материи из проматерии.
В конце первого тысячелетия до нашей эры в Древнем Китае существовали представления о происхождении одних видов животных от других.
Концепции древнегреческих ученых
Среди античных философов первую такую концепцию изложил в VI веке до н. э. Анаксимандр – ученик Фалеса Милетского.
Античный ученый Ксенофант в VI веке до н. э. высказал похожие взгляды, он опирался на фактический материал – древние окаменелости и отпечатки – и первым предположил, что смены видов живых существ могли происходить в результате регрессии или трансгрессии морей и океанов (см. урок о трансгрессии).
Величайший философ древности, Аристотель, (рис. 2) в IV веке до н. э. создал классификационную лестницу живых существ, где он расположил всех живых существ и минералы в порядке возрастания их сложности: от неживой природы к растениям, далее к прикрепленным животным, от них к прочим животным, а на вершине его лестницы был человек.
Рис. 2. Аристотель
Современник Аристотеля, Гераклит (рис. 3), разделял подобные убеждения и также заявил, что живая природа развилась из неживой материи.
Рис. 3. Гераклит
Средние века дали мало в плане теоретической биологии, но ученые той эпохи собрали обширный фактический материал, обобщили и донесли идеи и концепции прошлого.
К началу XVIII века накопилось много информации о разнообразии живой природы. Систематизация этих данных дала толчок к дальнейшему развитию эволюционистских взглядов.
В 1575 году Бернард Палисси (рис. 4) проводит первую выставку ископаемых, где он впервые провел сравнение ископаемых видов с ныне живущими. Б. Палисси обнародовал идею, что поскольку все живое в природе находится в вечной трансмутации, то ископаемые остатки рыб и моллюсков относятся к уже вымершим видам.
Рис. 4. Бернард Палисси и его керамические творения
Бернард Палисси также создавал керамические предметы искусства, посвященные его естественнонаучным изысканиям.
Важные естественнонаучные мысли высказывали также ученые небиологических специальностей. Так, юрист и богослов XVI века Френсис Бэкон (рис. 5) говорил, что все живое меняется, накапливая так называемые ошибки природы, а богослов XVII века Мэтью Хейл (рис. 6) предполагал, что Богом созданы лишь архетипы животных, а все их разнообразие сформировалось лишь позже под воздействием сил природы.
Рис. 5. Ф. Бэкон
Рис. 6. М. Хэйл
Идеи эволюционистов
Идеи ограниченного эволюционизма, наподобие идей М. Хейли, прослеживаются также в работах Р. Гука, Ф. Рея, Ж.-Б. Ламарка и даже Карла Линнея, убежденного креациониста.
Из отечественных ученых следует особо отметить Михаила Васильевича Ломоносова, который отмечал, что природа не может оставаться неизменной.
На следующих уроках мы более подробно рассмотрим, как развивались эволюционистские взгляды в условиях господства христианской религии.