Динамика работоспособности. Режим дня

1. Работоспособность, стадии

Ра­бо­то­спо­соб­ность – фи­зио­ло­ги­че­ское со­сто­я­ние че­ло­ве­ка, со­вер­ша­ю­ще­го ка­кой-ли­бо труд: фи­зи­че­ский или ум­ствен­ный.

Су­ще­ству­ют несколь­ко ста­дий ра­бо­то­спо­соб­но­сти (см. Рис. 1):

Вра­ба­ты­ва­ние (на­рас­та­ю­щая тру­до­спо­соб­ность). Воз­ни­ка­ет в самом на­ча­ле ра­бо­чей де­я­тель­но­сти, когда че­ло­век толь­ко вклю­ча­ет­ся в ра­бо­ту, при­вы­ка­ет к кол­лек­ти­ву. В это время про­ти­во­по­ка­зан отдых. У неко­то­рых людей эта ста­дия про­хо­дит быст­ро, у неко­то­рых за­тя­ги­ва­ет­ся.

Устой­чи­вая (оп­ти­маль­ная) ра­бо­то­спо­соб­ность. Самая про­дук­тив­ная ста­дия. Че­ло­век пол­но­стью вли­ва­ет­ся в ра­бо­ту, не от­вле­ка­ет­ся на по­сто­рон­ние раз­дра­жи­те­ли. Ре­ко­мен­до­ва­но де­лать неболь­шие пе­ре­ры­вы по 10-15 минут, воз­мож­но, с фи­зи­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми.

Ис­то­ще­ние. Воз­ни­ка­ет при утом­ле­нии от ра­бо­ты. Про­дук­тив­ность труда па­да­ет, если это фи­зи­че­ский труд, то че­ло­век ощу­ща­ет нехват­ку воз­ду­ха, уча­щен­ное серд­це­би­е­ние. В этом слу­чае необ­хо­дим отдых, же­ла­тель­но – сон.

Работоспособность, стадии

Рис. 1

2. Режим дня

Для со­хра­не­ния здо­ро­вья и хо­ро­ше­го са­мо­чув­ствия необ­хо­ди­мо со­блю­дать режим дня.

Режим дня – это ра­ци­о­наль­ное рас­пре­де­ле­ние вре­ме­ни на все виды де­я­тель­но­сти и от­ды­ха в те­че­ние суток.

Ос­нов­ная цель ре­жи­ма дня – со­хра­нить мак­си­маль­ную тру­до­спо­соб­ность на про­тя­же­нии пе­ри­о­да бодр­ство­ва­ния. Он под­чи­ня­ет­ся био­ло­ги­че­ским рит­мам че­ло­ве­ка.

Ос­нов­ные эле­мен­ты ре­жи­ма дня для школь­ни­ка (см. Рис. 2):

Ос­нов­ные эле­мен­ты ре­жи­ма дня для школь­ни­ка

Рис. 2

Необ­хо­ди­мы учеб­ные за­ня­тия, ак­тив­ный отдых с мак­си­маль­ным пре­бы­ва­ни­ем на воз­ду­хе, ре­гу­ляр­ное пи­та­ние, пол­но­цен­ный сон, сво­бод­ная де­я­тель­ность по ин­ди­ви­ду­аль­но­му вы­бо­ру.

Со­блю­де­ние ре­жи­ма дня ведет к вы­ра­бот­ке ди­на­ми­че­ско­го сте­рео­ти­па – цепи сме­ня­ю­щих друг друга услов­ных и без­услов­ных ре­флек­сов. В ре­зуль­та­те, за­кон­чен­ное дело яв­ля­ет­ся сиг­на­лом к на­ча­лу но­во­го, что сни­жа­ет пе­ри­од на­рас­та­ю­щей ра­бо­то­спо­соб­но­сти.

Вопросы к конспектам

Что такое ра­бо­то­спо­соб­ность?

Какие су­ще­ству­ют ста­дии ра­бо­то­спо­соб­но­сти?

Что такое ди­на­ми­че­ский сте­рео­тип?

* Со­ставь­те свой рас­по­ря­док дня, ос­но­вы­ва­ясь на ре­ко­мен­да­ци­ях, по­лу­чен­ных в ходе урока.

Последнее изменение: Четверг, 29 Март 2018, 11:10