Био­ло­гия – наука о жизни

1. Вступление

Слово «био­ло­гия» про­ис­хо­дит от гре­че­ских слов «биос» – «жизнь» и «логос» – «уче­ние».

Био­ло­гия – наука о жизни, о живых ор­га­низ­мах, оби­та­ю­щих на Земле. Это жи­вот­ные, рас­те­ния, грибы, бак­те­рии и др. Каж­дый день уче­ные-био­ло­ги опи­сы­ва­ют новые виды живых ор­га­низ­мов. Опи­са­но более 1500000 видов, но эта цифра да­ле­ко не окон­ча­тель­ная. Ор­га­низ­мы живут везде: на суше, в воде, в воз­ду­хе.

2. Биосфера

Об­ласть рас­про­стра­не­ния жизни со­став­ля­ет осо­бую обо­лоч­ку Земли – био­сфе­ру. Био­сфе­ра вклю­ча­ет ниж­ние слои ат­мо­сфе­ры, гид­ро­сфе­ру, почву, верх­ний слой ли­то­сфе­ры. Рис. 1.

Чет­ких гра­ниц био­сфе­ра не имеет – это услов­но вы­де­ля­е­мая обо­лоч­ка.

Био­сфе­ра

Рис. 1. Био­сфе­ра

Гра­ни­цы био­сфе­ры

Верх­няя гра­ни­ца рас­про­стра­не­ния жизни опре­де­ля­ет­ся озо­но­вым экра­ном – тон­ким слоем газа озона на вы­со­те 15–20 км. Он за­дер­жи­ва­ет гу­би­тель­ные для живых ор­га­низ­мов уль­тра­фи­о­ле­то­вые лучи солн­ца. В оке­а­нах живые ор­га­низ­мы встре­ча­ют­ся на дне впа­дин даже на глу­бине 10–11 км. В ли­то­сфе­ре жизнь (бак­те­рии) ме­ста­ми про­ни­ка­ет на глу­би­ну до трех и более ки­ло­мет­ров.

3. Разделы биологии

Со­вре­мен­ная био­ло­гия вклю­ча­ет мно­же­ство раз­де­лов, каж­дый из ко­то­рых изу­ча­ет лишь неко­то­рые сто­ро­ны жизни.

Ана­то­мия изу­ча­ет стро­е­ние ор­га­низ­мов и от­дель­ных ор­га­нов.

Пред­мет фи­зио­ло­гии – изу­ча­ет за­ко­но­мер­но­сти функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и ре­гу­ля­ции ор­га­низ­мов.

Си­сте­ма­ти­ка ра­бо­та­ет с раз­но­об­ра­зи­ем жи­во­го и стре­мит­ся это раз­но­об­ра­зие упо­ря­до­чить, или клас­си­фи­ци­ро­вать.

Тео­рия эво­лю­ции изу­ча­ет за­ко­но­мер­но­сти ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия био­сфе­ры.

Эм­брио­ло­гия – изу­ча­ет ин­ди­ви­ду­аль­ное раз­ви­тие ор­га­низ­мов.

Се­зон­ные пе­ри­о­ди­че­ские яв­ле­ния в жизни рас­те­ний и жи­вот­ных изу­ча­ет фе­но­ло­гия. Фе­но­ло­ги­че­ские на­блю­де­ния ве­дут­ся круг­лый год. Они по­мо­га­ют лучше по­нять осо­бен­но­сти се­зон­но­сти и опре­де­лить сроки про­ве­де­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ных работ.

Все живые ор­га­низ­мы тесно свя­за­ны друг с дру­гом и со сре­дой оби­та­ния. Живые ор­га­низ­мы вли­я­ют на окру­жа­ю­щую среду, а их су­ще­ство­ва­ние за­ви­сит от усло­вий этой среды. Раз­дел био­ло­гии, изу­ча­ю­щий от­но­ше­ния ор­га­низ­мов между собой и с окру­жа­ю­щей их сре­дой, на­зы­ва­ют эко­ло­ги­ей.

4. Значение биологии

Био­ло­гия тесно свя­за­на со мно­ги­ми сто­ро­на­ми прак­ти­че­ской де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка – сель­ским хо­зяй­ством, раз­лич­ны­ми от­рас­ля­ми про­мыш­лен­но­сти, ме­ди­ци­ной.

Успеш­ное раз­ви­тие сель­ско­го хо­зяй­ства в на­сто­я­щее время во мно­гом за­ви­сит от ге­не­ти­ков и се­лек­ци­о­не­ров.

Без них в на­сто­я­щее время невоз­мож­но эф­фек­тив­ное улуч­ше­ние су­ще­ству­ю­щих и со­зда­ние новых сор­тов рас­те­ний и пород жи­вот­ных.

Бла­го­да­ря до­сти­же­ни­ям био­ло­гии была со­зда­на и успеш­но раз­ви­ва­ет­ся мик­ро­био­ло­ги­че­ская про­мыш­лен­ность. Её пред­при­я­тия вы­пус­ка­ют ле­кар­ства, ви­та­ми­ны, вы­со­ко­эф­фек­тив­ные кор­мо­вые до­бав­ки. Не менее важны бак­те­ри­аль­ные сред­ства за­щи­ты рас­те­ний и удоб­ре­ния.

Зна­ние за­ко­нов био­ло­гии по­мо­га­ет ле­чить и пре­ду­пре­ждать бо­лез­ни че­ло­ве­ка и жи­вот­ных.

На­се­ле­ние пла­не­ты рас­тёт, и с каж­дым годом че­ло­век всё шире ис­поль­зу­ет при­род­ные ре­сур­сы. Ко­ли­че­ство от­хо­дов со вре­ме­нем тоже не убы­ва­ет. Чтобы со­хра­нить раз­но­об­ра­зие жизни и нор­маль­ные усло­вия для жизни че­ло­ве­ка, необ­хо­ди­мо по­сто­ян­но сле­дить за со­сто­я­ни­ем окру­жа­ю­щей среды. Де­лать это могут лишь люди, хо­ро­шо зна­ю­щие за­ко­ны при­ро­ды.

5. Курс «Биология 6»

Курс 6 клас­са можно услов­но на­звать бо­та­ни­кой. Слово «бо­та­ни­ка» по­яви­лось давно, когда среди учё­ных было при­ня­то де­лить всё живое на две боль­шие груп­пы – рас­те­ния и жи­вот­ные.

Тогда рас­те­ни­я­ми счи­та­ли и грибы, и бак­те­рии. Сей­час они при­зна­ны от­дель­ны­ми цар­ства­ми, но часто по тра­ди­ции рас­смат­ри­ва­ют­ся вме­сте с рас­те­ни­я­ми.

На уро­ках био­ло­гии вы изу­чи­те мно­го­об­ра­зие бак­те­рий, гри­бов, ли­шай­ни­ков и рас­те­ний, их стро­е­ние, среду оби­та­ния, зна­че­ние в при­ро­де и жизни че­ло­ве­ка.

Самый боль­шой раз­дел курса по­свя­щен рас­те­ни­ям. Вы по­зна­ко­ми­тесь с осо­бен­но­стя­ми стро­е­ния рас­те­ний раз­лич­ных групп и раз­ви­ти­ем рас­ти­тель­но­го мира на нашей пла­не­те. Ос­но­вы эко­ло­гии вы узна­е­те, изу­чив тему «При­род­ные со­об­ще­ства».

Очень важно знать при­род­ные усло­вия и рас­те­ния мест­но­сти, в ко­то­рой вы жи­ве­те. Эти зна­ния при­об­ре­та­ют­ся с по­мо­щью экс­кур­сий, опы­тов и на­блю­де­ний.

Био­ло­ги­че­ские зна­ния и уме­ния по­мо­гут по­нять и по­лю­бить окру­жа­ю­щую при­ро­ду, а тем самым и улуч­шить соб­ствен­ную жизнь.

Вопросы к конспектам

1. Био­ло­гия. Бак­те­рии, грибы, рас­те­ния. 6 кл.: учеб. для об­ще­об­ра­зо­ват. учре­жде­ний / В.В. Па­сеч­ник. – 14-е изд., сте­рео­тип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 12, за­да­ния и во­про­сы 1, 2, 3.

2. Что изу­ча­ют ана­то­мия и фи­зио­ло­гия?

3. Что такое био­сфе­ра? Что она в себя вклю­ча­ет?

4. * Под­го­товь­те со­об­ще­ние о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии био­ло­ги­че­ских зна­ний.

Последнее изменение: Вторник, 20 Март 2018, 14:48