Культура Казахстана в І половине ХІХ в. Развитие просвещения
С появлением Ислама на территории Казахстана казахи учили своих детей в мусульманских школах. Дети богатых могли учиться в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента.
В медресе они изучали арабский язык, средневековую арабскую философию, историю, географию и математику.
В Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске и других городах начали открываться школы с русским языком обучения. Из числа коренного населения начали обучать переводчиков и писарей.
1813 году в Омске и в 1825 году в Оренбурге были открыты военные училища. Позже они были преобразованы в Сибирский кадетский корпус и в 1844 году в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус.
Жангир хан в 1841 году в Букеевской Орде открыл школу с обучением на русском и татарском языке. В 1850 году при Оренбургской пограничной комиссии открылись школы, в которых казахам знания давались на русском языке. Открытие подобных учебных заведений было новым явлением, обогатившим культурный процесс, влиявшим на упрочение казахско-русских связей. В деле государственного образования учитывались в основном интересы империи. Это приводило к игнорированию потребностей населения в светском образовании на родном языке.
В. И. Даль был одним из замечательных представителей русской культуры, уделявшим внимание жизни и истории казахского народа в первой половине XIX в. В 1833–1841 гг. собрал записи и образцы устного творчества тюркоязычных народов.
В 1839–1840 гг. он участвовал в хивинском походе русских войск. В 1836–1838 гг. выразил сочувствие руководителям восстания Исатаю Тайман-улы и Махамбету Отемис-улы. В. И. Даль написал повесть «Бикей и Мауляна», в которой описана жизнь казахов Оренбургского края.
Поэт А.С. Пушкин в 1833 году для сбора материалов о пугачевском восстании побывал в Оренбурге. В «Истории Пугачевского бунта» положены его наблюдения и суждения, приведены сведения об участии в крестьянской войне казахов, о близости целей восставших с интересами казахов.
Поэму «Козы-Корпеш-Баян-Сулу» А.С. Пушкин записал в Уральске. Пребывание великого поэта в Оренбургском и Уральском краях, его произведения «Капитанская дочка», «Пугачевский бунт» усилили интерес общественности и передовых демократических кругов к жизни и истории казахов, башкир и других народов Востока.