Основные манифесты и периодизация русского символизма. «Младшие» символисты
1. Вступление
«Символизм» - направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством символа «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной» красоте, символисты выразили тоску по духовной свободе.
«Младшие» символисты вошли на рубеже веков и в начале 20 века. Они были последователями философа Владимира Соловьева, были мистики, он, в отличие «старших» символистов видели луч света в умирающем мире.
2. Философия символизма. Владимир Соловьев
Страстные идеальные порывы духа - это не что иное, как обращение к мистическому знанию о Высшей Реальности. В основу мистического знания легло учение Владимира Соловьева о Мировой Душе.
Рис. 1. Владимир Соловьев
Владимир Соловьев (1853-1900), русский философ, сын знаменитого историка Сергея Соловьева, - основатель философии и символизма.
Его учение родилось из мистического опыта и лишь подтвердило мысль о Софии, Божественной Премудрости, - в книге притчей Соломона можно прочесть, что «София существовала прежде создания мира».
Рис. 2. Святая София– Божественная Премудрость
Между миром Божественным и природным нет непроходимой пропасти. «Божественный глагол» проникает в нашу действительность и освещает ее, выявляя ее божественное содержание.
И человек, принадлежащий к обоим мирам, в мистическом (медитативном) созерцании вступает в общение с образами царства мировой Гармонии. В человеке соединены и божественное, и греховное (низменное). «Мировая Душа, или София, есть идеальное, совершенное человечество во Христе. Мировая душа между Богом и миром, враждебным ему началом».
В сне земном мы тени, тени...
Жизнь — игра теней,
Ряд далеких отражений
Вечно светлых дней.
Но сливаются уж тени,
Прежние черты
Прежних ярких сновидений
Не узнаешь ты.
Серый сумрак предрассветный
Землю всю одел;
Сердцем вещим уж приветный
Трепет овладел.
Голос вещий не обманет.
Верь, проходит тень,—
Не скорби же: скоро встанет
Новый вечный день.
9 июня 1875
Для Соловьева возможно проникнуть в явный и тайный мир. Любовь - способ соединения двух миров.
У В. Соловьева есть поэма, которая называется «Три свидания» (рассказывает о трех видениях http://www.stihi-rus.ru/1/Solovev/88.htm)
Под воздействием философии Владимира Соловьева поэты-символисты обратились к забытым учениям древних греков и египтян, духовному учению Индии о великом Космосе, о майе (иллюзии). В художественном наследии символистов нет места житейским проблемам, в нем утверждались образы, навеянные созерцанием «обеих бездн».
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий - точно определяет мироощущение символизма: реальный мир - это проекция небесного, но только искаженного человеческим сознанием.
В другом стихотворении, написанном после мистической встречи с Софией, Мировой Душой, высветился царственный образ.
Художественные искания «младосимволистов» были отмечены просветленной мистичностью, стремлением идти к «отверженным селеньям», следовать жертвенным путем пророка, не отворачиваясь от грубой земной действительности.
3. Вячеслав Иванов
Рис. 3. Вячеслав Иванов
Вячеслав Иванов наиболее полно воплотил в своем творчестве символистскую мечту о синтезе культур, пытаясь соединить соловьевство, обновленное христианство и эллинское мировосприятие.
В. Иванов был знаменитым ученым, он изучал древнюю историю. Задача поэта - проникнуть вглубь сознания человека. Стихотворения Иванова сложны, но интересны. Он считал, что в каждом слове есть память, надо прислушаться к слову миру, чтобы понять значение. Лирический герой пытается установить мистический контакт с миром, в котором он живет.
Первый сборник стихов Иванова «Кормчие звезды» вышел в Петербурге в 1902 г. и сразу принес известность автору. Символика заглавия разгадывалась легко: кормчие звезды - это звезды, по которым кормчий правит корабль, звезды, сияющие в высоте над житейским морем, вечные и неизменные духовные ориентиры. Стихи сборника - стихи ученого-филолога и «учителя» жизни - наставника своих спутников по символизму. В «Кормчих звездах» определились основные темы, мотивы, образы поэзии Иванова: и образ России (идущий в основном от славянофильской традиции), утопия «соборности», противопоставляемая индивидуалистическому сознанию буржуазного общества, надежда на возрождение патриархально-религиозной общинности.
В 1904 г. выходит второй сборник поэта - «Прозрачность».
В 1905 г. поэт переселяется в Петербург. Квартира его становится одним из центров русской художественной жизни того времени, где собирались литераторы, художники, ученые, общественные деятели всех направлений; они читали доклады, стихи, предавались изощренным «духовным играм». Результатом этих духовных игр и страстей стали два томика стихов «Соr аrdens» («Пламенеющее сердце»), вышедшие в 1911 и 1912 гг. Это - зенит поэтического мастерства Иванова и в то же время предельной отвлеченности его поэтической мысли. В том же 1912 г. выходит сборник его стихов «Нежная тайна» - в основном нежных лирических медитаций.
В 1910-е годы, в годы войны, Иванов, как и другие поэты-символисты, озабочен судьбами России, которые он истолковывает в духе идей Владимира Соловьева. В отвлеченно-мистическом смысле он пытался понять судьбы не только Родины, но и всего человечества. И ранее, и в эти годы философские и общественно-политические взгляды Иванова были исполнены противоречий и неопределенностей.
4. Андрей Белый
Рис. 4. Андрей Белый
Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934) — русский писатель, поэт, прозаик, критик, мемуарист. Один из ведущих деятелей символизма.
Вдохновитель младосимволистского крыла движения – москвич А. Белый, организовавший поэтическое сообщество «аргонавтов». Для него символизм стал способом игры. Он проводил со стихом различные эксперименты.
В 1903 А. Белый опубликовал статью «О религиозных переживаниях», в которой вслед за Д. Мережковским – настаивал на необходимости соединить искусство и религию, но задачи выдвигал иные, более субъективные и отвлеченные – «приблизиться к Мировой душе», «передавать в лирических изменениях Ее голос». В статье Белого явственно просматривались ориентиры младшего поколения символистов – «две перекладины их креста» – культ пророка–безумца Ницше и идеи В. Соловьева. Мистические и религиозные настроения А. Белого сочетались с размышлениями о судьбах России: позицию «младосимволистов» отличала нравственная связь с родиной. А. Белому, А. Блоку, В. Иванову оказались чужды индивидуалистические признания старших символистов, декларируемый ими титанизм, надмирность, разрыв с «землей». Неслучайно один из своих ранних циклов А. Блок назовет «Пузыри земли», заимствовав этот образ из трагедии Шекспира «Макбет»: соприкосновение с земной стихией драматично, но неизбежно, порождения земли, ее «пузыри» отвратительны, но задача поэта, его жертвенное назначение – соприкоснуться с этими порождениями, низойти к темным и губительным началам жизни.
Свои прозаические произведения он называет симфониями, которые строятся сложными переплетениями нескольких тем. Сквозные темы творчества А. Белого – это безнадежное пространство деревни, жестокость современного города. Переплетение реальных впечатлений о деревне и городе, переплетение настроений.
.
Рис. 5. Александр Блок
Из среды «младосимволистов» вышел крупнейший русский поэт А. Блок, ставший по определению А. Ахматовой, «трагическим тенором эпохи». Свое творчество А. Блок рассматривал как «трилогию вочеловечивания» – движение от музыки запредельного, через преисподнюю материального мира и круговерть стихий к «элементарной простоте» человеческих переживаний.
Символы призваны помочь проникнуть в суть скрытых явлений, проникнуть из мира бытового в мир бытийный. По определению В. Иванова, символы – это «знаки иной действительности». Символ увеличивает, расширяет смысл каждого слова, всего текста. Символ у символистов – не отражение, а знак иной действительности, он связывает земное, эмпирическое с мирами трансцендентными, с глубинами духа и души, с вечным. Символ связан с областью тайного.
У символа же значений всегда много, мы улавливаем только некоторые из них. В. Иванов писал о том, что символ не только «многолик и многозначен», но еще и «всегда темен в последней глубине». То есть, сколько бы значений символического слова мы ни называли, в нем остается еще что-то, быть может, самое существенное.
5. Заключение
В России развитие символизма получает весьма благодатную почву: общие эсхатологические настроения усугубляются тяжелой общественной реакцией на неудавшиеся революции 1905–1907. Пессимизм, темы трагического одиночества и фатальности бытия находят горячий отклик в русской литературе и театре. Блестящие писатели, поэты и режиссеры Серебряного века с радостью окунаются в теорию и практику символизма.
Андрей Белый пишет, что символистов нет. Новое искусство (10-й год начала 20 века) утвердилось, обрело своих читателей.