«Серебряный век» русской поэзии: история термина. Модернизм в литературе и других искусствах

 1. Вступление

Тер­мин «Се­реб­ря­ный век» кра­си­вый, по­пу­ляр­ный, но он так и не стал на­уч­ным тер­ми­ном.    Имен­но в по­э­зии от­ра­зи­лись новые на­стро­е­ния и по­ис­ки формы, ко­то­рые про­смат­ри­ва­ют­ся в этот пе­ри­од.     

В рус­ской ли­те­ра­ту­ре слож­ная судь­ба этого по­ня­тия опре­де­ли­ла нечет­кость его зна­че­ния как в плане вре­мен­ных рамок, так и в плане круга кон­крет­ных ав­то­ров. Обыч­но, без осо­бых ого­во­рок, се­реб­ря­ным веком на­зы­ва­ют ли­те­ра­ту­ру рус­ско­го мо­дер­низ­ма, или еще уже – сим­во­лиз­ма и ак­ме­из­ма (вклю­чая весь спектр имен от Баль­мон­та, Брю­со­ва, Блока и Бе­ло­го до Гу­ми­ле­ва, Ах­ма­то­вой, Ман­дель­шта­ма). Сюда же вклю­ча­ют и ав­то­ров рус­ско­го за­ру­бе­жья, чье твор­че­ство также рас­смат­ри­ва­ют в русле мо­дер­низ­ма (см. ЛИ­ТЕ­РА­ТУ­РА РУС­СКО­ГО ЗА­РУ­БЕ­ЖЬЯ). Есть и дру­гой под­ход, стре­мя­щий­ся рас­смат­ри­вать всю по­ру­беж­ную эпоху как еди­ное целое, в слож­ной вза­и­мо­свя­зи не толь­ко раз­ных ли­те­ра­тур­ных на­прав­ле­ний, но и всех яв­ле­ний куль­тур­ной жизни этого пе­ри­о­да (ис­кус­ства, фи­ло­со­фии, ре­ли­ги­оз­ных и по­ли­ти­че­ских те­че­ний). Такое пред­став­ле­ние о «се­реб­ря­ном веке» рас­про­стра­не­но в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия как в за­пад­ной, так и в оте­че­ствен­ной науке.

 2. «Серебряный век»

Гра­ни­цы обо­зна­ча­е­мо­го пе­ри­о­да опре­де­ля­ют­ся раз­ны­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми по-раз­но­му. На­ча­ло «се­реб­ря­но­го века» боль­шин­ство уче­ных да­ти­ру­ют 1890-ми, неко­то­рые – 1880-ми. Рас­хож­де­ния по по­во­ду его ко­неч­ной гра­ни­цы ве­ли­ки (от 1913–1915 до се­ре­ди­ны 20 в.). Од­на­ко по­сте­пен­но утвер­жда­ет­ся точка зре­ния, что «се­реб­ря­ный век» по­до­шел к концу в на­ча­ле 1920-х.

В со­вре­мен­ном упо­треб­ле­нии вы­ра­же­ние «се­реб­ря­ный век» или не имеет оце­ноч­но­го ха­рак­те­ра, или несет налет по­э­ти­за­ции (се­реб­ро как бла­го­род­ный ме­талл, лун­ное се­реб­ро, осо­бая оду­хо­тво­рен­ность). Пер­во­на­чаль­ное упо­треб­ле­ние тер­ми­на было ско­рее нега­тив­ным, т.к. се­реб­ря­ный век, на­сту­па­ю­щий после зо­ло­то­го, под­ра­зу­ме­ва­ет спад, де­гра­да­цию, де­ка­данс. Это пред­став­ле­ние вос­хо­дит к ан­тич­но­сти, к Ге­си­о­ду и Ови­дию, вы­стра­и­вав­шим циклы че­ло­ве­че­ской ис­то­рии в со­от­вет­ствии со сме­ной по­ко­ле­ний богов (при ти­тане Кроне-Са­турне был зо­ло­той век, при его сыне Зе­в­се-Юпи­те­ре на­сту­пил се­реб­ря­ный). Ме­та­фо­ра «зо­ло­то­го века» как счаст­ли­вой поры че­ло­ве­че­ства, когда ца­ри­ла веч­ная весна и земля сама при­но­си­ла плоды, по­лу­чи­ла новое раз­ви­тие в ев­ро­пей­ской куль­ту­ре, на­чи­ная с Воз­рож­де­ния (пре­жде всего в пас­то­раль­ной ли­те­ра­ту­ре). По­это­му вы­ра­же­ние «се­реб­ря­ный век» долж­но было ука­зы­вать на по­ни­же­ние ка­че­ства яв­ле­ния, его ре­гресс. При таком по­ни­ма­нии рус­ская ли­те­ра­ту­ра се­реб­ря­но­го века (мо­дер­низм) про­ти­во­по­став­ля­лась «зо­ло­то­му веку» Пуш­ки­на и его со­вре­мен­ни­ков как «клас­си­че­ской» ли­те­ра­ту­ре.

В конце 19 века чи­та­те­ли и кри­ти­ки де­ли­ли рус­скую по­э­зию по темам. Когда по­яви­лись рус­ские мо­дер­ни­сты, по­э­зию не стали де­лить на темы. Мо­дер­ни­сты и де­ка­ден­ты го­во­ри­ли о том, что нет еди­ной ис­ти­ны, нет еди­ной мо­ра­ли, а есть  мно­же­ство точек зре­ния, и каж­дый поэт имеет право на свою точку зре­ния. Новое по­ко­ле­ние по­этов счи­та­ют, что ста­рые темы для новой по­э­зии не под­хо­дят. Про­ис­хо­дит то, что можно на­звать гло­ба­ли­за­ци­ей темы: стра­да­ют, на­при­мер, не толь­ко кре­стьяне, а стра­да­ют все люди. Все темы ста­но­вят­ся фи­ло­соф­ски­ми: Бог и дья­вол, жизнь и смерть, небо и ад.

Глав­ной темой в ис­кус­стве  ста­но­вит­ся  не про­сто по­ис­ки смыс­ла жизни,  а и по­ис­ки форм  вы­ра­же­ния этих по­ис­ков. Поэты ду­ма­ют о том, как пи­сать. Со­зда­ет­ся непо­вто­ри­мый мир. Каж­дый из них со­зда­ет свой «кос­мос», герой  сбе­га­ет от ци­ви­ли­за­ции, что на­по­ми­на­ет эс­ка­пизм (стрем­ле­ние бе­жать от ре­аль­но­сти).

Энгр, Жан Огюст До­ми­ник

Рис. 1. Энгр, Жан Огюст До­ми­ник

В моду вхо­дит эк­зо­ти­ка, ко­то­рая рас­цве­та­ет на стра­ни­цах новых ав­то­ров. Брю­сов от­прав­ля­ет сво­е­го ли­ри­че­ско­го героя  к древним егип­тя­нам и гре­кам, на раз­ные эк­зо­ти­че­ские ост­ро­ва и стра­ны. К Баль­монт со­зда­ет целые  сбор­ни­ки, в ко­то­рых герой пу­те­ше­ству­ет во вре­ме­ни. Гу­ми­лев со­зда­ет  сбор­ни­ки пу­те­ше­ствий по Аф­ри­ке.

Жизнь дра­ма­тич­на и тя­же­ла, по­это­му ав­то­ры ищут мир гар­мо­нии и кра­со­ты, куда можно спря­тать­ся.

Для поэта де­ка­ден­та и мо­дер­ни­ста по­яв­ля­ет­ся новое место  су­ще­ство­ва­ние ли­ри­че­ско­го героя – это город. Герои и окру­жа­ю­щий мир у мо­дер­ни­стов дру­гие. Че­ло­век оби­та­ет в го­ро­де.  Это новый образ при­вле­ка­тель­но­го, но и страш­но­го  го­ро­да. Тема любви от­ра­жа­ет более гло­баль­ные идеи: веч­ной ис­ти­ны и  кра­со­ты, ост­рые про­во­ка­ци­он­ные.

Эмиль Вер­харн

Рис. 2.  Эмиль Вер­харн

От изоб­ра­же­ния ре­аль­но­сти поэты об­ра­ща­ют­ся к идее, ко­то­рая лежит за этим миром, о чем сви­де­тель­ству­ет та жизнь, в ко­то­рой мы живем.

Поэты  рус­ско­го мо­дер­низ­ма стро­ят свои сбор­ни­ки  таким об­ра­зом, чтобы не при­влечь пуб­ли­ку, а от­пуг­нуть. Они пре­тен­ду­ют на оцен­ку зна­то­ков. Це­ни­те­ли и чи­та­те­ли этих сбор­ни­ков – люди  из­бран­ные, ко­то­рые по­ни­ма­ют, о чем идет речь.

В это время ме­ня­ет­ся струк­ту­ра по­э­ти­че­ско­го сбор­ни­ка. На­чи­на­ют скла­ды­вать­ся циклы, ко­то­рые вхо­дят в книги.  ( Ф. Со­ло­губ,  три тома ли­ри­ки А. Блока и дру­гие).  Ме­ня­ет­ся  ху­до­же­ствен­ный строй по­э­зии, формы.

А. Блок

Рис. 3. А. Блок

До­бав­ля­ет­ся доль­ник (трех­слож­ный раз­мер, и ино­гда вы­ни­ма­ет­ся слог, и ме­ня­ет­ся ритм, по­яв­ля­ет­ся пауза, чтобы вы­де­лить нуж­ное слово).

До́льник (ранее ино­гда упо­треб­лял­ся тер­мин па­уз­ник) — вид то­ни­че­ско­го стиха, где в стро­ках сов­па­да­ет толь­ко число удар­ных сло­гов, а ко­ли­че­ство без­удар­ных сло­гов между ними ко­леб­лет­ся от 1 до 2.

Дней (0) бык (0) пег,

Мед­лен­на (2) лет (1) арба,

Наш (0) бог (0) бег,

Серд­це (1) наш (2) ба­ра­бан.

Вла­ди­мир Ма­я­ков­ский

По­яв­ля­ет­ся  ак­цент­ный стих  — чи­сто-то­ни­че­ский стих,  в ко­то­ром уре­гу­ли­ро­ва­но толь­ко число уда­ре­ний; ко­ли­че­ство без­удар­ных сло­гов между ними про­из­воль­но.  Схема А. С.:  х  х , где х — неопре­де­лен­ное кол-во без­удар­ных сло­гов.     

Вашу мысль, 

меч­та­ю­щую на раз­мяг­чен­ном мозгу, 

как вы­жи­рев­ший лакей на за­са­лен­ной ку­шет­ке, 

буду драз­нить об окро­вав­лен­ный серд­ца лос­кут;

до­сы­та изызде­ва­юсь, на­халь­ный и едкий.

Вла­ди­мир Ма­я­ков­ский

 3. Модернизм. Поэзия

В это время ме­ня­ет­ся раз­мер от на­стро­е­ния поэта. Ритм пе­ре­да­ет ин­то­на­цию со­вре­мен­но­го поэта

Рифма воз­мож­ность ис­поль­зо­вать неточ­ную рифму ( кинь­те - ла­би­рин­те, бей­ся- рель­сы  и т.п.). Поэты изоб­ре­та­ют новые стро­фы,  со­че­та­ния рифмы, то есть ищут ин­ди­ви­ду­аль­ность.

Лю­двиг Вит­ген­штейн

Рис. 4. Лю­двиг Вит­ген­штейн

Слово  у мо­дер­ни­стов  рас­смат­ри­ва­ет­ся рас­ши­рен­но, де­мон­стри­ро­вать чи­та­те­лю сой по­тен­ци­ал. Л. Вит­ген­штейн (фи­ло­соф)  го­во­рит о слове: « Слово имеет то зна­че­ние, ко­то­рое ему кто-то дал» (не то, ко­то­рое не за­пи­са­но в сло­ва­ре).

Чи­та­тель ста­но­вить­ся со­ав­то­ром. Сти­хо­тво­ре­ние – за­гад­ка, ка­кая-то ас­со­ци­а­ция. Чи­та­тель дол­жен раз­га­дать ее.

И лишь све­тя­ща­я­ся груша

о тень сло­ма­ла копья драки,

на ветке лож с цве­та­ми плюша

по­вис­ли тя­гост­ные фраки.

Ма­я­ков­ский Вла­ди­мир.

На что по­хо­жа груша? Надо по­нять, что речь идет об элек­три­че­ской лам­поч­ке.

В.Ма­я­ков­ский

Рис. 5. В.Ма­я­ков­ский

Если слов для по­э­ти­че­ско­го языка не хва­та­ло, их можно было изоб­ре­сти.

Усадь­ба ночью, чин­гис­хань!

Шу­ми­те, синие бе­ре­зы.

Заря ноч­ная, за­ра­ту­стрь!

А небо синее, мо­царть!

Хлеб­ни­ков Ве­ли­мир

Или  

Боб­эо­би пе­лись губы,

Вэ­эо­ми пе­лись взоры,

Пиээо пе­лись брови,

Ли­э­э­эй - пелся облик,

Гзи-гзи-гз­эо пе­лась цепь.

Так на хол­сте ка­ких-то со­от­вет­ствий

Вне про­тя­же­ния жило Лицо.

Хлеб­ни­ков Ве­ли­мир

Это опи­са­ние порт­ре­та че­ло­ве­ка. Пы­та­ем­ся найти че­ло­ве­ка, но слов не на­хо­дит­ся, по­это­му автор ис­поль­зу­ет звуки.

В. Хлеб­ни­ков

Рис. 6. В. Хлеб­ни­ков

Такие стихи со слож­ным по­стро­е­ни­ем па­ро­ди­ро­ва­ли. Глав­ное в по­э­зии сим­во­ли­стов вос­при­ни­ма­ет­ся пол­но­стью, глав­ное – это зву­ча­ние слова, а не его зна­че­ние.

Вечер. Взмо­рье. Вздо­хи ветра.

Ве­ли­ча­вый воз­глас волн.

Близ­ко буря. В берег бьет­ся

Чуж­дый чарам чер­ный челн.

Кон­стан­тин Баль­монт

В этом сти­хо­тво­ре­нии ме­ня­ет­ся со­че­та­ние зву­ков, про­ис­хо­дит на­рас­та­ние. 

 4. Заключение

Все виды ис­кусств этого вре­ме­ни пе­ре­се­ка­ют­ся  в еди­ном  по­ры­ве по­ис­ка но­во­го смыс­ла слова, объ­еди­не­ние общая кар­ти­на мира. В моду вхо­дит  си­не­сте­зия: раз­ные ка­на­лы вос­при­я­тия пе­ре­се­ка­ют­ся, звук имеет цвет и вкус.

 

Вопросы к конспектам

Про­чи­тать сти­хо­тво­ре­ния по­этов этого вре­ме­ни.

Последнее изменение: Суббота, 23 Сентябрь 2017, 00:14