«Серебряный век» русской поэзии: история термина. Модернизм в литературе и других искусствах
1. Вступление
Термин «Серебряный век» красивый, популярный, но он так и не стал научным термином. Именно в поэзии отразились новые настроения и поиски формы, которые просматриваются в этот период.
В русской литературе сложная судьба этого понятия определила нечеткость его значения как в плане временных рамок, так и в плане круга конкретных авторов. Обычно, без особых оговорок, серебряным веком называют литературу русского модернизма, или еще уже – символизма и акмеизма (включая весь спектр имен от Бальмонта, Брюсова, Блока и Белого до Гумилева, Ахматовой, Мандельштама). Сюда же включают и авторов русского зарубежья, чье творчество также рассматривают в русле модернизма (см. ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ). Есть и другой подход, стремящийся рассматривать всю порубежную эпоху как единое целое, в сложной взаимосвязи не только разных литературных направлений, но и всех явлений культурной жизни этого периода (искусства, философии, религиозных и политических течений). Такое представление о «серебряном веке» распространено в последние десятилетия как в западной, так и в отечественной науке.
2. «Серебряный век»
Границы обозначаемого периода определяются разными исследователями по-разному. Начало «серебряного века» большинство ученых датируют 1890-ми, некоторые – 1880-ми. Расхождения по поводу его конечной границы велики (от 1913–1915 до середины 20 в.). Однако постепенно утверждается точка зрения, что «серебряный век» подошел к концу в начале 1920-х.
В современном употреблении выражение «серебряный век» или не имеет оценочного характера, или несет налет поэтизации (серебро как благородный металл, лунное серебро, особая одухотворенность). Первоначальное употребление термина было скорее негативным, т.к. серебряный век, наступающий после золотого, подразумевает спад, деградацию, декаданс. Это представление восходит к античности, к Гесиоду и Овидию, выстраивавшим циклы человеческой истории в соответствии со сменой поколений богов (при титане Кроне-Сатурне был золотой век, при его сыне Зевсе-Юпитере наступил серебряный). Метафора «золотого века» как счастливой поры человечества, когда царила вечная весна и земля сама приносила плоды, получила новое развитие в европейской культуре, начиная с Возрождения (прежде всего в пасторальной литературе). Поэтому выражение «серебряный век» должно было указывать на понижение качества явления, его регресс. При таком понимании русская литература серебряного века (модернизм) противопоставлялась «золотому веку» Пушкина и его современников как «классической» литературе.
В конце 19 века читатели и критики делили русскую поэзию по темам. Когда появились русские модернисты, поэзию не стали делить на темы. Модернисты и декаденты говорили о том, что нет единой истины, нет единой морали, а есть множество точек зрения, и каждый поэт имеет право на свою точку зрения. Новое поколение поэтов считают, что старые темы для новой поэзии не подходят. Происходит то, что можно назвать глобализацией темы: страдают, например, не только крестьяне, а страдают все люди. Все темы становятся философскими: Бог и дьявол, жизнь и смерть, небо и ад.
Главной темой в искусстве становится не просто поиски смысла жизни, а и поиски форм выражения этих поисков. Поэты думают о том, как писать. Создается неповторимый мир. Каждый из них создает свой «космос», герой сбегает от цивилизации, что напоминает эскапизм (стремление бежать от реальности).
Рис. 1. Энгр, Жан Огюст Доминик
В моду входит экзотика, которая расцветает на страницах новых авторов. Брюсов отправляет своего лирического героя к древним египтянам и грекам, на разные экзотические острова и страны. К Бальмонт создает целые сборники, в которых герой путешествует во времени. Гумилев создает сборники путешествий по Африке.
Жизнь драматична и тяжела, поэтому авторы ищут мир гармонии и красоты, куда можно спрятаться.
Для поэта декадента и модерниста появляется новое место существование лирического героя – это город. Герои и окружающий мир у модернистов другие. Человек обитает в городе. Это новый образ привлекательного, но и страшного города. Тема любви отражает более глобальные идеи: вечной истины и красоты, острые провокационные.
Рис. 2. Эмиль Верхарн
От изображения реальности поэты обращаются к идее, которая лежит за этим миром, о чем свидетельствует та жизнь, в которой мы живем.
Поэты русского модернизма строят свои сборники таким образом, чтобы не привлечь публику, а отпугнуть. Они претендуют на оценку знатоков. Ценители и читатели этих сборников – люди избранные, которые понимают, о чем идет речь.
В это время меняется структура поэтического сборника. Начинают складываться циклы, которые входят в книги. ( Ф. Сологуб, три тома лирики А. Блока и другие). Меняется художественный строй поэзии, формы.
Рис. 3. А. Блок
Добавляется дольник (трехсложный размер, и иногда вынимается слог, и меняется ритм, появляется пауза, чтобы выделить нужное слово).
До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 1 до 2.
Дней (0) бык (0) пег,
Медленна (2) лет (1) арба,
Наш (0) бог (0) бег,
Сердце (1) наш (2) барабан.
Владимир Маяковский
Появляется акцентный стих — чисто-тонический стих, в котором урегулировано только число ударений; количество безударных слогов между ними произвольно. Схема А. С.: х х , где х — неопределенное кол-во безударных слогов.
Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;
досыта изыздеваюсь, нахальный и едкий.
Владимир Маяковский
3. Модернизм. Поэзия
В это время меняется размер от настроения поэта. Ритм передает интонацию современного поэта
Рифма возможность использовать неточную рифму ( киньте - лабиринте, бейся- рельсы и т.п.). Поэты изобретают новые строфы, сочетания рифмы, то есть ищут индивидуальность.
Рис. 4. Людвиг Витгенштейн
Слово у модернистов рассматривается расширенно, демонстрировать читателю сой потенциал. Л. Витгенштейн (философ) говорит о слове: « Слово имеет то значение, которое ему кто-то дал» (не то, которое не записано в словаре).
Читатель становиться соавтором. Стихотворение – загадка, какая-то ассоциация. Читатель должен разгадать ее.
И лишь светящаяся груша
о тень сломала копья драки,
на ветке лож с цветами плюша
повисли тягостные фраки.
Маяковский Владимир.
На что похожа груша? Надо понять, что речь идет об электрической лампочке.
Рис. 5. В.Маяковский
Если слов для поэтического языка не хватало, их можно было изобрести.
Усадьба ночью, чингисхань!
Шумите, синие березы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!
Хлебников Велимир
Или
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
Хлебников Велимир
Это описание портрета человека. Пытаемся найти человека, но слов не находится, поэтому автор использует звуки.
Рис. 6. В. Хлебников
Такие стихи со сложным построением пародировали. Главное в поэзии символистов воспринимается полностью, главное – это звучание слова, а не его значение.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Константин Бальмонт
В этом стихотворении меняется сочетание звуков, происходит нарастание.
4. Заключение
Все виды искусств этого времени пересекаются в едином порыве поиска нового смысла слова, объединение общая картина мира. В моду входит синестезия: разные каналы восприятия пересекаются, звук имеет цвет и вкус.