Драма «Бесприданница». Особенности проблематики

 Анализ героев пьесы «Бесприданница»

Ти­туль­ный лист од­но­го из из­да­ний драмы «Бес­при­дан­ни­ца» (1948)

Рис. 1. Ти­туль­ный лист од­но­го из из­да­ний драмы «Бес­при­дан­ни­ца» (1948)

«Бес­при­дан­ни­цу» Ост­ров­ский на­пи­сал в 1878 году. 10 но­яб­ря она была по­став­ле­на в Москве, а через две неде­ли, 22 но­яб­ря 1878 года, – в Алек­сандрин­ском те­ат­ре Санкт-Пе­тер­бур­га. В ян­вар­ском но­ме­ре «Оте­че­ствен­ных за­пи­сок» по­яви­лась эта пьеса уже на­пе­ча­тан­ной. Это драма в че­ты­рех дей­стви­ях, дей­ствия про­ис­хо­дят в наше время. Место дей­ствия – город Бря­хи­мов. Это такой же вы­мыш­лен­ный, обоб­щен­ный город, как Ка­ли­нов в «Грозе».

Ил­лю­стра­ция к драме «Гроза»

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к драме «Гроза»

Бря­хи­мов также яв­ля­ет­ся ме­стом дей­ствия в пье­сах «Кра­са­вец муж­чи­на» и «Та­лан­ты и по­клон­ни­ки», обе они на­пи­са­ны позже «Бес­при­дан­ни­цы». Как и в «Грозе», де­ко­ра­ции – это При­волж­ский буль­вар, но про­стран­ство, в от­ли­чие от пьесы 1859 года, раз­де­ле­но на уров­ни, оно ор­га­ни­зо­ва­но вер­ти­каль­но. Ко­фей­ня и есть Волга. В спек­так­ле те­ат­ра-сту­дии Петра Фо­мен­ко эти уров­ни под­черк­ну­ты и часть дей­ствий про­ис­хо­дит в под­мост­ках на вер­шине лест­ни­цы. Лю­бо­пыт­но по­смот­реть на имена пер­со­на­жей. У Ост­ров­ско­го имена пер­со­на­жей часто го­во­ря­щие. Часто, но не все­гда. Ино­гда Ост­ров­ский оди­на­ко­во на­зы­ва­ет пер­со­на­жей со­вер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных. В «Бес­при­дан­ни­це» фа­ми­лии дей­стви­тель­но го­во­рят. Вот, на­при­мер, фа­ми­лия Кну­ров. Кнур – это боров, кабан. Кну­ров – это пер­со­наж но­во­го типа. Это хо­зя­ин жизни, бо­га­тый купец, но это не Дикой, не Боль­шов, не Тор­цов. Здесь нет ни сапог, ни под­дев­ки, ни кар­ту­за, ни бо­ро­ды. У него из кар­ма­на тор­чит фран­цуз­ская га­зе­та, ко­то­рую он чи­та­ет до­воль­но много вре­ме­ни. А когда он на сцене – как будто за­сло­ня­ет­ся этой га­зе­той от недо­стой­ных его со­бе­сед­ни­ков. Сле­ду­ю­щий пер­со­наж – Во­же­ва­тов. Само слово во­же­ва­тый озна­ча­ет об­хо­ди­тель­ный, при­вет­ли­вый. Фи­гу­ра до­ста­точ­но нетра­ди­ци­он­ная. Во-пер­вых, мо­ло­дой, об этом будет ска­за­но с са­мо­го на­ча­ла пьесы, а во-вто­рых, он с дет­ских лет зна­ком с Ла­ри­сой и сим­па­ти­зи­ру­ет ей, хотя и не влюб­лен. В-тре­тьих, он чув­ству­ет в себе еще азарт по­куп­ки, при­об­ре­те­ния. Это дру­гой тип купца, пред­при­ни­ма­те­ля, «де­неж­но­го мешка». В пьесе есть такой пер­со­наж, как Па­ра­тов. Фа­ми­лия Па­ра­тов об­ра­зо­ва­на от при­ла­га­тель­но­го па­ра­тый, это охот­ни­чий тер­мин. Слово па­ра­тый озна­ча­ет силь­ный, быст­рый, хит­рый. Дей­стви­тель­но, Па­ра­тов – пер­со­наж необы­чай­но лю­бо­пыт­ный. Он все­гда эф­фек­тен, вплоть до те­ат­раль­но­сти, он спо­со­бен вы­бить мо­не­ту из рук Ла­ри­сы, он любит быст­рую езду, хотя если бы ка­пи­тан па­ро­хо­да по­слу­шал­ся его, то, воз­мож­но, котлы дей­стви­тель­но разо­рва­лись бы. Важно, что он уже в пер­вом раз­го­во­ре с Во­же­ва­то­вым го­во­рит, что у него «… ни­че­го нет за­вет­но­го, найду вы­го­ду, так все про­дам, что угод­но…».

Это вы­ра­же­ние за­да­ет то­наль­ность ха­рак­те­ра Па­ра­то­ва, ко­то­рый, очень эф­фект­но обо­льстив Ла­ри­су, го­во­рит ей, что у него об­ру­чаль­ное коль­цо, он по­молв­лен, он чув­ству­ет, что он свою сво­бо­ду уже про­дал. Это пер­со­наж очень важ­ный.

Имя ма­те­ри Ла­ри­сы – Ха­ри­та. Оно по-цы­ган­ски озна­ча­ет пре­лест­ни­ца. Цы­ган­ская тема в этой пьесе необы­чай­но важна. Чрез­вы­чай­но мно­гое в на­стро­е­нии этой пьесы рож­да­ет­ся от цы­ган­ско­го хора, от цы­ган­ских песен, и не толь­ко цы­ган­ских. Здесь все время зву­чит му­зы­ка. Здесь и «Ма­туш­ка-го­лу­буш­ка», и «Не ис­ку­шай меня». Поет Ла­ри­са. Му­зы­каль­ная со­став­ля­ю­щая пьес, а, со­от­вет­ствен­но, и спек­так­ля, филь­ма, если го­во­рить об экра­ни­за­ции Эль­да­ром Ря­за­но­вым этой пьесы под на­зва­ни­ем «Же­сто­кий ро­манс», тоже чрез­вы­чай­но важна.

Имя Ла­ри­са озна­ча­ет при­ят­ная, слад­кая. Имя пер­со­на­жа здесь всту­па­ет в некий диа­лог с ха­рак­те­ром. Это не про­сто эти­кет­ка: если Ла­ри­са, то будет все­гда при­ят­ная и слад­кая. А она со­всем не слад­кая. Или Во­же­ва­тов дол­жен быть все­гда веж­ли­вым и об­хо­ди­тель­ным, но вспом­ни­те его от­но­ше­ние с Ро­бин­зо­ном. Ро­бин­зон – это пер­со­наж, ко­то­рый чи­та­те­лю Ост­ров­ско­го дол­жен быть зна­ком. Это актер Счаст­лив­цев, ко­то­рый по­яв­ля­ет­ся в пьесе «Лес», на­пи­сан­ной на­мно­го рань­ше, чем «Бес­при­дан­ни­ца».

 Вставка «Пьеса «Лес»

За­гла­вие ко­ме­дии «Лес» также мно­го­знач­но, как и за­гла­вие «Грозы».

Ти­туль­ный лист од­но­го из из­да­ний пьесы «Лес» (1950)

Рис. 3. Ти­туль­ный лист од­но­го из из­да­ний пьесы «Лес» (1950)

С одной сто­ро­ны, речь идет о про­да­же леса. По­ме­щи­ца Гур­мыж­ская про­да­ет свой лес. Это от­ра­же­ние ре­аль­но­го про­цес­са, когда дво­рян­ские усадь­бы при­хо­дят в упа­док, име­ния про­да­ют­ся, мель­ча­ют и т. д. Бо­да­ев, один из пер­со­на­жей этой ко­ме­дии, го­во­рит: «Нужно лю­бов­ни­ку ер­мол­ку с ки­сточ­кой – она лес про­да­ет, стро­е­вой, бе­ре­жё­ный, пер­во­му плуту». Дей­стви­тель­но, Во­с­миб­ра­тов – пер­вый плут. Но с дру­гой сто­ро­ны, лес – это и место дей­ствия. В лесу встре­ча­ют­ся Петр и Ак­сю­ша, Счаст­лив­цев и Несчаст­лив­цев. При­чем здесь снова пьеса ста­но­вит­ся в кон­текст твор­че­ства Ост­ров­ско­го: один из ука­за­те­лей ведет в усадь­бу Гур­мыж­ской Пень­ки, а дру­гой – в город Ка­ли­нов (место дей­ствия «Грозы»). Неслу­чай­но Карп го­во­рит: «Живем здесь в лесу, мо­лим­ся пенью, да и то с ленью». А потом Несчаст­лив­цев будет го­во­рить Счаст­лив­це­ву: «Как мы по­па­ли в этот лес?» Т. е. лес – это не толь­ко де­ре­вья, лес – это жизнь в усадь­бе Гур­мыж­ской, жизнь с чу­до­вищ­ны­ми по­ряд­ка­ми.

Несчаст­лив­цев: И в самом деле, брат Ар­ка­дий, зачем мы зашли, как мы по­па­ли в этот лес, в этот сыр-дре­му­чий бор? Зачем мы, бра­тец, спуг­ну­ли сов и фи­ли­нов? Что им ме­шать! Пусть их живут, как им хо­чет­ся! Тут все в по­ряд­ке, бра­тец, как в лесу быть сле­ду­ет. Ста­ру­хи вы­хо­дят замуж за гим­на­зи­стов, мо­ло­дые де­вуш­ки то­пят­ся от горь­ко­го житья у своих род­ных: лес, бра­тец.

Так вы­рас­та­ет смысл за­гла­вия и ста­но­вит­ся сим­во­ли­че­ским.

Очень лю­бо­пыт­ны имена пер­со­на­жей. Как все­гда, у Ост­ров­ско­го они зна­чи­мые. На­при­мер, Ми­ла­нов. Ми­ла­нов был в «Недо­рос­ле» Фон­ви­зи­на. Ми­ла­нов – это чув­стви­тель­ный него­дяй.

Ми­ла­нов: Когда были счаст­ли­вы люди? Под ку­ща­ми. Как жаль, что мы уда­ли­лись от пер­во­быт­ной про­сто­ты, что наши оте­че­ские от­но­ше­ния и оте­че­ские меры в при­ме­не­нии к нашим мень­шим бра­тьям пре­кра­ти­лись! Стро­гость в об­ра­ще­нии и лю­бовь в душе – как это гар­мо­ни­че­ски изящ­но!

Т. е. он тос­ку­ет о том, что после ре­форм нель­зя по­роть кре­стьян, нель­зя без­на­ка­зан­но ими рас­по­ря­жать­ся, как ве­ща­ми.

Ми­ла­нов: Не от дам ра­зо­ре­ны име­ния, а от того, что сво­бо­ды много.

Бо­да­ев: Какой сво­бо­ды? Где это?

В ос­но­ве пьесы – тра­ди­ци­он­ная си­ту­а­ция: мо­ло­дые люди, ко­то­рые любят друг друга, на пути ко­то­рых есть пре­пят­ствие. В конце эти пре­пят­ствия долж­ны быть пре­одо­ле­ны. Так про­ис­хо­дит в клас­си­че­ской пьесе. В про­из­ве­де­нии Ост­ров­ско­го по­яв­ля­ют­ся день­ги, с по­мо­щью ко­то­рых ре­ша­ет­ся всё.

Бу­ла­нов: За день­ги-то люди черту душу за­кла­ды­ва­ют.

Ко­ме­дия зло­бо­днев­на. Здесь есть чет­кие при­вяз­ки к со­вре­мен­но­сти, на­при­мер зем­ство (мест­ное са­мо­управ­ле­ние), ко­то­рое страш­но не нра­вит­ся Бо­да­е­ву. Нам ста­но­вит­ся по­нят­ным, как су­ще­ству­ет театр в те­ат­ре. Это яв­ля­ет­ся самым глав­ным в пьесе «Лес».

Вна­ча­ле Ак­сю­ша спра­ши­ва­ет у Гур­мыж­ской, зачем нужна эта ко­ме­дия с её за­му­же­ством за Бу­ла­но­ва. Гур­мыж­ская, как ци­нич­ное и ли­це­мер­ное су­ще­ство, го­во­рит, что если по­на­до­бит­ся, то она за­ста­вит её иг­рать эту ко­ме­дию. Здесь во­об­ще каж­дый разыг­ры­ва­ет свою роль. На­при­мер, Гур­мыж­ская. Пер­вое ам­плуа – она бла­го­де­тель­ни­ца.

Гур­мыж­ская: Иг­ра­ешь роль, да и за­иг­ра­ешь­ся.

Сколь­ко я пе­ре­нес­ла непри­ят­но­стей за эту глу­пую ко­ме­дию с род­ствен­ни­ка­ми!

Разве я для себя живу? Все, что я имею, все мои день­ги при­над­ле­жат бед­ным.

Си­ро­ту оби­деть греш­но. Ты не за­бы­вай Бо­га-то!

Вто­рое ам­плуа – она воз­люб­лен­ная ста­ру­ха, ко­то­рая вы­хо­дит замуж за гим­на­зи­ста Бу­ла­но­ва.

У Бу­ла­но­ва тоже несколь­ко ам­плуа: он – про­стак, лю­бов­ник и хо­зя­ин игры.

Счаст­лив­цев – ко­ми­че­ский пер­со­наж. Это хо­ро­шо видно из раз­го­во­ров с Несчаст­лив­це­вым, ко­то­рый, играя роль бла­го­род­но­го че­ло­ве­ка, ста­но­вит­ся та­ко­вым. На­при­мер, от­да­ет по­след­нюю ты­ся­чу Ак­сю­ше.

После упо­мя­ну­той выше ре­пли­ки о лесе есть про­дол­же­ние:

Гур­мыж­ская (по­жи­мая пле­ча­ми): Ко­ме­ди­ан­ты.

Несчаст­лив­цев: Ко­ме­ди­ан­ты? Нет, мы ар­ти­сты, бла­го­род­ные ар­ти­сты, а ко­ме­ди­ан­ты – вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссо­рим­ся или де­рем­ся; коли по­мо­га­ем, так уж по­след­ним тру­до­вым гро­шом. А вы? Вы всю жизнь тол­ку­е­те о благе об­ще­ства, о любви к че­ло­ве­че­ству. А что вы сде­ла­ли? Кого на­кор­ми­ли? Кого уте­ши­ли? Вы те­ши­те толь­ко самих себя, самих себя за­бав­ля­е­те. Вы ко­ме­ди­ан­ты, шуты, а не мы.

 Вставка «Жанровая композиция «Леса»

«Лес» – ко­ме­дия, и при­зна­ков ко­ме­дии в этой пьесе очень много, хотя все вме­сте они не со­от­вет­ству­ют типу ко­ме­дии. Можно счи­тать её са­ти­ри­че­ской, зло­бо­днев­ной, в ко­то­рой есть и от­ме­на кре­пост­но­го права, и зем­ство, и ра­зо­ре­ние по­ме­щи­ков. Но здесь же есть и черты клас­си­ци­сти­че­ской ко­ме­дии: мо­ло­дая пара, лю­бовь, пре­пят­ствия, ко­то­рые устра­ня­ют­ся к концу. Здесь также есть ко­ме­дия ин­три­ги, на­при­мер со­бы­тия, свя­зан­ные с об­ра­зом пле­мян­ни­ка Гур­мыж­ской. Здесь есть и черты во­де­виль­но­го ко­миз­ма, на­при­мер об­ра­ще­ния Счаст­лив­це­ва к Карпу, ко­то­ро­го он на­зы­ва­ет то оку­нем, то на­ли­мом. Здесь есть бу­та­фор­ские ор­де­на и сло­ман­ный пи­сто­лет, ко­то­рые тем не менее поз­во­ля­ют Несчаст­лив­це­ву по­лу­чить с Вось­миб­ра­то­ва 1000 руб­лей, ко­то­рую тот со­би­рал­ся украсть у Гур­мыж­ской. В ко­ме­дии 5 дей­ствий, что со­от­вет­ству­ет клас­си­че­ской ко­ме­дии.

О про­стран­стве мы уже го­во­ри­ли: всюду лес. Здесь есть фольк­лор­ный сюжет: несчаст­ный си­ро­та, доб­рый из­ба­ви­тель, счаст­ли­вая раз­вяз­ка. Здесь есть пред­чув­ствия, на­при­мер ин­те­рес­ные пе­ре­хо­ды ты­ся­чи руб­лей. Вна­ча­ле эту ты­ся­чу Вось­миб­ра­тов недо­да­ет Гур­мыж­ской, потом её по­лу­ча­ет Несчаст­лив­цев и воз­вра­ща­ет Гур­мыж­ской. Но Гур­мыж­ская сама долж­на ему ты­ся­чу руб­лей, и Несчаст­лив­цев с по­мо­щью пи­сто­ле­та по­лу­ча­ет свою ты­ся­чу. Но день­ги нужны Ак­сю­ше, по­это­му ты­ся­ча руб­лей до­ста­ет­ся ей. Таким об­ра­зом, про­ис­хо­дит кру­го­во­рот денег.

Важны также ци­та­ты, на­при­мер из Шил­ле­ра. В пьесе также явно вы­ра­жен мотив до­ро­ги и ски­та­ний. Очень силь­ным яв­ля­ет­ся финал пьесы:

Несчаст­лив­цев: О, люди, люди! (Идет в угол, на­де­ва­ет ко­том­ку.) Ну, Ар­ка­дий, мы с тобой по­пи­ро­ва­ли, по­шу­ме­ли, бра­тец; те­перь опять за ра­бо­ту! (Вы­хо­дит на се­ре­ди­ну сцены, под­зы­ва­ет Карпа и го­во­рит ему с рас­ста­нов­кой и вну­ши­тель­но.) По­слу­шай, Карп! Если при­е­дет трой­ка, ты во­ро­ти ее, бра­тец, в город; скажи, что гос­по­да пеш­ком пошли. Руку, то­ва­рищ! (По­да­ет руку Счаст­лив­це­ву и мед­лен­но уда­ля­ет­ся.)

Здесь он в несколь­ко ином ам­плуа. Он шут, но не про­сто шут, а шут осо­зна­ю­щий, про­да­ю­щий свое до­сто­ин­ство. Очень важен здесь диа­лог Ро­бин­зо­на с Па­ра­то­вым. Па­ра­тов из­де­ва­тель­ски спра­ши­ва­ет у Ро­бин­зо­на, скоро ли тот в Париж едет. На сло­вах «по­ехать в Париж» стро­ит­ся неболь­шая игра. Ро­бин­зон ду­ма­ет, что его по­ве­зут в сто­ли­цу Фран­ции, а «Париж» – это трак­тир в окрест­но­сти го­ро­да, куда обе­ща­ет сво­зить его Во­же­ва­тов.

Ро­бин­зон: С кем это? С тобой куда хо­чешь, а уж с куп­цом я не поеду. Нет, с куп­ца­ми, кон­че­но.

Па­ра­тов: Что так?

Ро­бин­зон: Неве­жи!

Па­ра­тов: Будто? Давно ли ты до­га­дал­ся?

Ро­бин­зон: Все­гда знал. Я все­гда за дво­рян.

Со­вре­мен­ни­ки чув­ству­ют то, что не чув­ству­ем мы. Мы можем сей­час сколь­ко угод­но да­вать со­цио­ло­ги­че­ский ком­мен­та­рий, мол, вот дво­ряне разо­ря­ю­щи­е­ся, мель­ча­щие, рож­да­ю­щи­е­ся, а вот купцы… Это всего лишь со­цио­ло­ги­че­ский ком­мен­та­рий. Для со­вре­мен­ни­ков это была жизнь, это было то, чем они жили. Это важно по­ни­мать.

Па­ра­тов: Это де­ла­ет тебе честь, Ро­бин­зон. Но ты не по вре­ме­ни горд. При­ме­няй­ся к об­сто­я­тель­ствам, бед­ный друг мой! Время про­све­щен­ных по­кро­ви­те­лей, время ме­це­на­тов про­шло; те­перь тор­же­ство бур­жу­а­зии, те­перь ис­кус­ство на вес зо­ло­та це­нит­ся, в пол­ном смыс­ле на­сту­па­ет зо­ло­той век…

Не зо­ло­той век ис­кус­ства, не ис­кус­ство выше всего, а сколь­ко ты за­слу­жишь зо­ло­та, столь­ко ты сто­ишь. О духе ком­мер­ции в со­вре­мен­ном ис­кус­стве впер­вые за­го­во­ри­ли не в XXI веке.

Па­ра­тов: Но, уж не взыщи, под­час и вак­сой на­по­ят, и в бочке с горы, для соб­ствен­но­го удо­воль­ствия, про­ка­тят – на ка­ко­го Ме­ди­чи­са на­па­дешь.

Ме­ди­чи – это по­кро­ви­тель ис­кусств эпохи Воз­рож­де­ния. А здесь Па­ра­тов го­во­рит: «какой по­кро­ви­тель до­ста­нет­ся». Могут и вак­сой на­по­ить, и в бочке с горы про­ка­тить. За день­ги все сде­ла­ют.

 Вставка «Островский после «Грозы»

В 1860 году Ост­ров­ский по­лу­ча­ет Ува­ров­скую пре­мию за пьесу «Гроза» (1859). В конце 1860 году после 11-лет­не­го за­пре­та раз­ре­ше­на к по­ста­нов­ке пьеса «Свои люди – со­чтем­ся» (1849), но с из­ме­нен­ным фи­на­лом. Ост­ров­ский об­ра­ща­ет­ся к ис­то­ри­че­ским темам и пишет такие пьесы, как «Дмит­рий Са­мо­зва­нец и Ва­си­лий Шуй­ский», «Козь­ма За­ха­рьич и Ми­нин-Су­хо­рук», «Ту­ши­но». Эти пьесы он пишет в ше­сти­ле­тие от 1861 до 1866 года, пе­ри­од, в ко­то­ром ис­то­ри­че­ская те­ма­ти­ка была ха­рак­тер­на для рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Ост­ров­ский много пе­ре­во­дит: «Укро­ще­ние строп­ти­вой» (У. Шекс­пир), «Семья пре­ступ­ни­ка» (П. Джа­ко­мет­ти), «Ко­фей­ня» (К. Голь­до­ни), «Манд­ра­го­ра» (Н. Ма­киа­вел­ли). В 1861 году Ост­ров­ский до­пи­сы­ва­ет пьесу «За чем пой­дешь, то и най­дешь».

Ил­лю­стра­ция к филь­му «Же­нить­ба Баль­за­ми­но­ва»

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к филь­му «Же­нить­ба Баль­за­ми­но­ва»

Это тре­тья пьеса из три­ло­гии о Мише Баль­за­ми­но­ве – неза­дач­ли­вом и неда­ле­ком, бед­ном и гл

у­по­ва­том пер­со­на­же, ко­то­рый меч­та­ет же­нить­ся на бо­га­той неве­сте (рис. 4). И вот на про­тя­же­нии пер­вых двух пьес у него ни­че­го не по­лу­ча­ет­ся, а на тре­тий раз он на­хо­дит вдову Бе­ло­те­ло­ву, и сваха устра­и­ва­ет их брак. Эта тре­тья пьеса на­пе­ча­та­на в жур­на­ле бра­тьев До­сто­ев­ских «Время», и До­сто­ев­ский (рис. 5) пишет Ост­ров­ско­му пись­мо:

Ф.М. До­сто­ев­ский

Рис. 5. Ф.М. До­сто­ев­ский

«Уго­лок Моск­вы, на ко­то­рый вы взгля­ну­ли, пе­ре­дан так ти­пич­но, что будто сам сидел и раз­го­ва­ри­вал с Бе­ло­те­ло­вой. Во­об­ще, эта Бе­ло­те­ло­ва, де­ви­цы, сваха, ма­мень­ка, сваха и, на­ко­нец, сам герой – это до того живо и дей­стви­тель­но, до того целая кар­ти­на, что те­перь, ка­жет­ся, у меня она ввек не по­туск­не­ет в уме. Но из всех ваших свах – Кра­са­ви­на долж­на за­нять пер­вое место. Я её видал ты­ся­чу раз, я с ней был зна­ком, она хо­ди­ла к нам в дом, когда я жил в Москве, лет де­ся­ти от роду; я её помню». Дей­стви­тель­но, Ост­ров­ский в этой три­ло­гии о Баль­за­ми­но­ве изоб­ра­жа­ет со­вер­шен­но осо­бый за­моск­во­рец­кий мир со своим нето­роп­ли­вым укла­дом, неле­пой пре­тен­ци­оз­ной уче­но­стью и фан­та­сти­че­ски­ми суж­де­ни­я­ми. В пьесе «Празд­нич­ный сон до обеда» (1857) сваха по­яв­ля­ет­ся в доме ку­пе­че­ской вдовы, у ко­то­рой дочка на вы­да­нье:

Кра­са­ви­на: Да го­во­рят, белый арап на нас поды­ма­ет­ся, две­сти мил­ли­он­тов вой­ска ведет.

Нич­ки­на: От­ку­да же он, белый арап?

Кра­са­ви­на: Из Белой Ара­пии.

В 1868 году Ост­ров­ский пишет ко­ме­дию «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты». В этой ко­ме­дии все муд­ре­цы: и ре­тро­гра­ды, и кон­сер­ва­то­ры, и ли­бе­ра­лы. А сюжет этой ко­ме­дии со­сто­ит вот в чем: некий мо­ло­дой че­ло­век, умный, ци­нич­ный, со­би­ра­ет­ся про­дви­нуть­ся в своей ка­рье­ре и ре­ша­ет, что для этого все сред­ства хо­ро­ши. Он уха­жи­ва­ет за женой од­но­го очень глу­по­го, но вы­со­ко­по­став­лен­но­го чи­нов­ни­ка, ко­то­рый очень любит учить дру­гих. И Глу­мов по­кор­но вы­слу­ши­ва­ет все его по­уче­ния, а его жене, до­воль­но немо­ло­дой, но с боль­ши­ми пре­тен­зи­я­ми, на­ме­ка­ет на свое увле­че­ние ею. Он устра­и­ва­ет дело так, что до­воль­но вздор­ная вдова Ту­ру­си­на имен­но за него пы­та­ет­ся от­дать свою един­ствен­ную и с боль­шим при­да­ным дочь. Он по­сту­па­ет в сек­ре­та­ри к от­став­но­му чи­нов­ни­ку Кру­тиц­ко­му, у ко­то­ро­го много идей, в част­но­сти о вреде ре­форм. И чтобы как-то воз­на­гра­дить себя за этот ци­низм, Глу­мов ведет днев­ник, где дает бес­по­щад­ные ха­рак­те­ри­сти­ки всем. Но од­на­ж­ды он за­бы­ва­ет этот днев­ник, и днев­ник по­па­да­ет к Ма­ма­е­вой, ко­то­рая об­на­ро­ду­ет его. Вна­ча­ле все шо­ки­ро­ва­ны тем, что пишет Глу­мов о них в днев­ни­ке. И вот, что го­во­рит Глу­мов в фи­на­ле пьесы:

Глу­мов: Вас воз­му­тил мой днев­ник. Как он попал к вам в руки – я не знаю. На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты. Но знай­те, гос­по­да, что, пока я был между вами, в вашем об­ще­стве, я толь­ко тогда и был че­стен, когда писал этот днев­ник. И вся­кий чест­ный че­ло­век иначе к вам от­но­сить­ся не может. Вы под­ня­ли во мне всю желчь. Чем вы оби­де­лись в моем днев­ни­ке? Что вы нашли в нем но­во­го для себя? Вы сами то же по­сто­ян­но го­во­ри­те друг про друга, толь­ко не в глаза. Если б я сам про­чел вам, каж­до­му от­дель­но, то, что про дру­гих пи­са­но, вы бы мне ап­ло­ди­ро­ва­ли. Если кто имеет право оби­жать­ся, сер­дить­ся, вы­хо­дить из себя, бе­сить­ся, так это я. Не знаю кто, но кто-ни­будь из вас, чест­ных людей, украл мой днев­ник. Вы у меня раз­би­ли все: от­ня­ли день­ги, от­ня­ли ре­пу­та­цию. Вы го­ни­те меня и ду­ма­е­те, что это все – тем дело и кон­чит­ся. Вы ду­ма­е­те, что я вам прощу. Нет, гос­по­да, горь­ко вам до­ста­нет­ся. Про­щай­те! (Ухо­дит.)

Мол­ча­ние.

Кру­тиц­кий: А ведь он все-та­ки, гос­по­да, что ни го­во­ри, де­ло­вой че­ло­век. На­ка­зать его надо; но, я по­ла­гаю, через несколь­ко вре­ме­ни можно его опять при­лас­кать.

Го­ро­ду­лин: Непре­мен­но.

Ма­ма­ев: Я со­гла­сен.

Ма­ма­е­ва: Уж это я возь­му на себя.

Так за­кан­чи­ва­ет­ся пьеса.

В 1870 году Ост­ров­ский пишет ко­ме­дию «Лес», а в 1873 – «Сне­гу­роч­ку» (рис. 6).

Из­да­ние сказ­ки «Сне­гу­роч­ка»

Рис. 6. Из­да­ние сказ­ки «Сне­гу­роч­ка»

У Ост­ров­ско­го скла­ды­ва­ет­ся такой ритм: с мая по сен­тябрь он живет в име­нии Ще­лы­ко­во и об­ду­мы­ва­ет пьесу, осе­нью пе­ча­та­ет, зимой ста­вит. Но так было не все­гда. Прес­са к Ост­ров­ско­му была на­стро­е­на не участ­ли­во, все время вы­ис­ки­вая огре­хи в твор­че­стве пи­са­те­ля. В 1875 году Ост­ров­ский ста­вит дво­рян­скую ко­ме­дию «Волки и овцы» (рис. 7),

Ти­туль­ный лист од­но­го из из­да­ний пьесы «Волки и овцы»

Рис. 7. Ти­туль­ный лист од­но­го из из­да­ний пьесы «Волки и овцы»

в 1880 году пе­ча­та­ет пьесу «Серд­це не ка­мень», в том же 1880 году участ­ву­ет в Пуш­кин­ском празд­ни­ке, на ко­то­ром вы­сту­па­ли и Тур­ге­нев, и До­сто­ев­ский. В 1882 году он пе­ча­та­ет пьесу «Та­лан­ты и по­клон­ни­ки», в 1884 – «Без вины ви­но­ва­тые», а в 1886 году ста­но­вит­ся за­ве­ду­ю­щим ре­пер­ту­ар­ной ча­стью мос­ков­ских те­ат­ров, а 2 июня 1886 года уми­ра­ет в своем Ко­стром­ском име­нии, где его и хо­ро­нят.

У Ост­ров­ско­го по­яв­ля­ют­ся ха­рак­те­ры очень слож­ные, очень неод­но­знач­ные. При всем том, что и Ка­ба­ни­ха, и Вар­ва­ра, и Ка­те­ри­на – необы­чай­но слож­ные пер­со­на­жи, но глав­ное в них все же не внут­рен­няя про­ти­во­ре­чи­вость, не слож­ность пси­хо­ло­ги­че­ских мо­ти­вов, а сила, с ко­то­рой вы­ра­же­на та или иная черта. В «Бес­при­дан­ни­це» все слож­нее. Ка­ран­ды­шев (ка­ран­даш, ко­ро­тыш­ка, недо­ро­сток) не толь­ко жалок, не толь­ко сме­шон, он не толь­ко ни­что­же­ство. Мы уви­дим, как ослож­ня­ет­ся этот ха­рак­тер.

Не слу­чай­но Кну­ров, уже после ис­то­рии с пик­ни­ком за Вол­гой, когда Ла­ри­са уже опо­зо­ре­на и несчаст­на, хлад­но­кров­но и ци­нич­но го­во­рит: «Я могу пред­ло­жить вам такое гро­мад­ное со­дер­жа­ние, что самые злые кри­ти­ки чужой нрав­ствен­но­сти долж­ны будут за­мол­чать и ра­зи­нуть рты от удив­ле­ния… Я бы ни на одну ми­ну­ту не за­ду­мал­ся пред­ло­жить вам руку, но я женат…».

То, что Кну­ров готов ку­пить Ла­ри­су, по­нят­но с са­мо­го на­ча­ла. Но то, что Кну­ров готов разыг­рать с Во­же­ва­то­вым Ла­ри­су в «ор­лян­ку», т. е. в «орла и решку», это мы видим на сцене. А вот на­сколь­ко он ис­кре­нен, когда го­во­рит, что не за­ду­мал­ся бы пред­ло­жить Ла­ри­се руку, но он женат? Это новый, неоче­вид­ный мотив, от­те­нок в ха­рак­те­ре этого героя.

В пер­вом дей­ствии пьесы Ост­ров­ско­го, как все­гда, экс­по­зи­ция. Вто­ро­сте­пен­ные пер­со­на­жи пред­став­ля­ют глав­ных, их предыс­то­рии. Пу­шеч­ный вы­стрел. Это за­вяз­ка. Уже Ла­ри­са ска­за­ла Ка­ран­ды­ше­ву: «Если б явил­ся Сер­гей Сер­ге­е­вич, все было бы иначе». Ла­ри­са хочет по­кон­чить с цы­ган­ским та­бо­ром, с уни­зи­тель­ной долей бес­при­дан­ни­цы, с тем, что мать ее про­да­ет­ся кому угод­но. Она с от­ча­я­нья го­то­ва выйти за Ка­ран­ды­ше­ва, но пре­ду­пре­жда­ет его, что ни­ка­ких за­слуг пока она в нем не видит.

Ла­ри­са. Не при­пи­сы­вай­те моего вы­бо­ра своим до­сто­ин­ствам, я их еще не вижу. Я еще толь­ко хочу по­лю­бить вас; меня манит скром­ная се­мей­ная жизнь, она мне ка­жет­ся ка­ким-то раем. Вы ви­ди­те, я стою на рас­пу­тье; под­дер­жи­те меня, мне нужно обод­ре­ние, со­чув­ствие; от­не­си­тесь ко мне нежно, с лас­кой! Ло­ви­те эти ми­ну­ты, не про­пу­сти­те их!

 Анализ сюжета пьесы «Бесприданница»

А для Ка­ран­ды­ше­ва важно, что он здесь по­бе­дил всех, что непри­ступ­ная Ла­ри­са со­гла­си­лась выйти за него. Для него это ам­би­ция, черта героя До­сто­ев­ско­го, необы­чай­но важна, по­это­му он и не хочет уез­жать. Драма про­изой­дет на наших гла­зах. За­бе­ри он Ла­ри­су, как она про­си­ла, увези ее ку­да-то в за­хо­лу­стье, куда он со­би­ра­ет­ся по­ехать к чи­нов­ни­кам, и драмы бы не было. Вот чем от­ли­ча­ет­ся драма от тра­ге­дии. Тра­ге­дия неиз­беж­но про­изой­дет, тра­ге­дия – это воля судь­бы, рока. Драма – ре­зуль­тат че­ло­ве­че­ских ре­ше­ний. По­это­му «Бес­при­дан­ни­ца» – пси­хо­ло­ги­че­ская драма, а «Гроза» – тра­ге­дия.

Еще одно пред­чув­ствие, пред­ска­за­ние есть в пер­вом дей­ствии. Имен­но пред­чув­ствие, но не про­ро­че­ство. Ла­ри­са видит ре­шет­ку, у нее кру­жит­ся го­ло­ва, она бо­ит­ся от­сю­да упасть, со­рвать­ся. Это, по сути, сюжет «Грозы», но Ла­ри­са этого шага не сде­ла­ла.

Вто­рое дей­ствие на­чи­на­ет­ся с диа­ло­га Кну­ро­ва и до­воль­но лу­ка­вой, жад­ной ма­те­ри Ла­ри­сы. Здесь по­яв­ля­ет­ся Па­ра­тов у Ла­ри­сы, здесь неко­то­рое столк­но­ве­ние Па­ра­то­ва и Ка­ран­ды­ше­ва, при­гла­ше­ние на обед. По­нят­но, что для Кну­ро­ва, Во­же­ва­то­го, Па­ра­то­ва при­гла­ше­ние на обед Ка­ран­ды­ше­ва зву­чит как оскорб­ле­ние, но все трое при­ни­ма­ют его. Кну­ров – по­то­му что про­сит Ха­ри­та. Он уве­рен, что так или иначе, в за­му­же­стве или нет, Ла­ри­са очень скоро разо­ча­ру­ет­ся в своем Ка­ран­ды­ше­ве и ей, как до­ро­го­му брил­ли­ан­ту, нужна будет до­ро­гая опра­ва, вот тут он и по­на­до­бит­ся. Во­же­ва­тов при­нял при­гла­ше­ние на ужин, по­то­му что он, как Па­ра­тов, со­би­ра­ет­ся под­шу­тить над Ка­ран­ды­ше­вым и его вы­сме­ять. Для этого им по­на­до­бил­ся Ро­бин­зон. Тут еще, вдо­ба­вок к уни­же­ни­ям гря­ду­щим ка­ран­ды­шев­ским, Ост­ров­ский вы­во­дит на сцену его тетку, ко­то­рая будет рас­суж­дать о том, что слиш­ком до­ро­гое вино куп­ле­но, слиш­ком до­ро­гие за­кус­ки, все можно было сде­лать де­шев­ле, все чрез­вы­чай­но ра­зо­ри­тель­но.

Тре­тье дей­ствие. Обед. Ка­ран­ды­шев пред­ла­га­ет тост за Ла­ри­су, ко­то­рая умеет це­нить и вы­би­рать людей. Все идет по плану Во­же­ва­то­го и Па­ра­то­ва. Ка­ран­ды­ше­ва под­па­и­ва­ют, и когда он вы­хо­дит на сцену, вхо­дит в ком­на­ту, вы­яс­ня­ет­ся, что уеха­ли не толь­ко Кну­ров, Во­же­ва­тов, Па­ра­тов, а уеха­ла и Ла­ри­са. И вот здесь про­ис­хо­дит очень важ­ный раз­го­вор.

Ка­ран­ды­шев: Да, это смеш­но… Я смеш­ной че­ло­век… Я знаю сам, что я смеш­ной че­ло­век. Да разве людей каз­нят за то, что они смеш­ны? Я сме­шон – ну, смей­ся надо мной, смей­ся в глаза! При­хо­ди­те ко мне обе­дать, пейте мое вино и ру­гай­тесь, смей­тесь надо мной – я того стою. Но раз­ло­мать грудь у смеш­но­го че­ло­ве­ка, вы­рвать серд­це, бро­сить под ноги и рас­топ­тать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!

Это мо­но­лог героя До­сто­ев­ско­го. Смеш­ной че­ло­век, ко­то­рый ока­зы­ва­ет­ся глу­бо­ко ра­не­ным, уязв­лен­ным. Он со­всем неод­но­знач­ный. А ге­ро­и­ня го­во­рит ма­те­ри: «Или я буду счаст­ли­ва, или ищи меня в Волге». Счаст­ли­ва она не будет, но и в Волгу она не бро­сит­ся.

Чет­вер­тое дей­ствие. Этому дей­ствию можно было бы дать на­зва­ние «Вещь». Сна­ча­ла друг другу пе­ре­да­ют Ро­бин­зо­на. Потом Кну­ров и Во­же­ва­тов в «ор­лян­ку» разыг­ры­ва­ют Ла­ри­су. По­яв­ля­ет­ся Ка­ран­ды­шев с пи­сто­ле­том. Смеш­ная фи­гу­ра. До этого ска­за­но, что он ковер де­ше­вый купил, по­ве­сил туда сабли ста­рые, ту­рец­кий кин­жал, ко­то­рый не вы­ни­ма­ет­ся из ножен, пи­сто­ле­ты, ружье, ко­то­рое не стре­ля­ет. По­след­ний его раз­го­вор с Ла­ри­сой так же не прост, как и ха­рак­тер Ка­ран­ды­ше­ва. Сна­ча­ла Ка­ран­ды­шев сты­дит Ла­ри­су, воз­му­ща­ет­ся ее по­ве­де­ни­ем, потом за­яв­ля­ет свои права на нее: «я ваш хо­зя­ин», а потом го­во­рит (это к во­про­су о том есть или нет лю­бовь у Ка­ран­ды­ше­ва к Ла­ри­се): «Ла­ри­са Дмит­ри­ев­на! Оста­но­ви­тесь! Я вас про­щаю, я все про­щаю». На что Ла­ри­са с горь­кой улыб­кой го­во­рит: «Так я себе не про­щаю, что взду­ма­ла свя­зать судь­бу свою с таким ни­что­же­ством, как вы». Ла­ри­са почти ци­ни­че­ски го­во­рит: «Да, я вещь, но если быть вещью, то до­ро­гой. Зо­ви­те Кну­ро­ва».

Ка­ран­ды­шев (вста­вая): О, не рас­кай­тесь! Вы долж­ны быть моей.

Ла­ри­са: Чьей ни быть, но не вашей.

Ка­ран­ды­шев: Не моей?

Ла­ри­са: Ни­ко­гда.

Ка­ран­ды­шев: Так не до­ста­вай­ся ж ты ни­ко­му! (Стре­ля­ет в нее из пи­сто­ле­та).

Ла­ри­са (хва­та­ясь за грудь): Ах! Бла­го­да­рю вас!

Ка­ран­ды­шев: Что я, что я …ах, безум­ный! (Ро­ня­ет пи­сто­лет).

Ла­ри­са (нежно). Милый мой, какое бла­го­де­я­ние вы для меня сде­ла­ли! Пи­сто­лет сюда, сюда, на стол! Это я сама… сама. Ах, какое бла­го­де­я­ние… (Под­ни­ма­ет пи­сто­лет и кла­дет на стол).

Их ко­фей­ной вы­хо­дят Па­ра­тов, Кну­ров, Во­же­ва­тов, Ро­бин­зон, Гав­ри­ло и Иван.

Все: Что такое? Что такое?

Ла­ри­са: Это я сама… никто не ви­но­ват, никто… Это я сама.

За сце­ной цы­гане за­пе­ва­ют песню.

Па­ра­тов: Ве­ли­те за­мол­чать! Ве­ли­те за­мол­чать!

Ла­ри­са (по­сте­пен­но сла­бе­ю­щим го­ло­сом): Нет, неза­чем… Пусть ве­се­лят­ся, кому ве­се­ло… Я не хочу ме­шать ни­ко­му! Жи­ви­те, жи­ви­те все! Вам надо жить, а мне надо… уме­реть… Я ни на кого не жа­лу­юсь, ни на кого не оби­жа­юсь… вы все хо­ро­шие люди… я вас всех… всех люблю. (По­сы­ла­ет по­це­луй).

Гром­кий хор цыган.

В этой пьесе важно все: мотив игры, игры сце­ни­че­ской, Ро­бин­зон, обед у Ка­ран­ды­ше­ва, где все разыг­ры­ва­ют го­стей, за­ин­те­ре­со­ван­ных в хо­зя­ине, игры в «ор­лян­ку», стрель­ба Па­ра­то­ва. Здесь важны пред­мет­ные де­та­ли: и ре­шет­ка, и ги­та­ра, и пи­сто­лет. Время дей­ствия – менее суток, как в клас­си­че­ской пьесе, Ост­ров­ско­му боль­ше и не нужно. День­ги, рас­чет, са­мо­убий­ство, Волга, му­зы­ка – все это вхо­дит в пьесу и ре­а­ли­зу­ет­ся толь­ко в спек­так­ле. В пьесе на­рас­та­ет дра­ма­тизм от на­ча­ла к концу. Эта пьеса при жизни Ост­ров­ско­го не имела успе­ха, и Са­ви­на, для ко­то­рой Ост­ров­ский писал эту роль, после де­вя­то­го спек­так­ля от­ка­за­лась от нее. Со­зо­нов пе­ре­стал иг­рать Ка­ран­ды­ше­ва. Эту пьесу ждали толь­ко в 1896 году, когда на боль­шой сцене Ла­ри­су иг­ра­ла Вера Ко­мис­сар­жев­ская.

 

Вывод

За­кон­чим урок во­про­сом, ответ на ко­то­рый вы мо­же­те найти, по­смот­рев ил­лю­стра­ции и за­пи­си филь­мов, спек­так­лей про­шлых лет. Как иг­рать Ла­ри­су? Иг­рать ее как ис­клю­чи­тель­ную ге­ро­и­ню, под­ня­тую над всеми (так иг­ра­ла Ко­мис­сар­жев­ская), или иг­рать ее как одну из (ге­ро­и­ню за­блуж­да­ю­щу­ю­ся, под­вер­жен­ную таким же ис­ку­ше­ни­ям, каких не ми­но­ва­ли дру­гие герои пьесы). Во­про­сы оста­ют­ся, а сле­до­ва­тель­но, оста­ют­ся и раз­ные воз­мож­но­сти для раз­но­го про­чте­ния пьесы, раз­ных по­ста­но­вок спек­так­лей, для раз­ных по­ни­ма­ний.

Вопросы к конспектам

Ка­ко­вы ос­нов­ные осо­бен­но­сти про­бле­ма­ти­ки драмы Ост­ров­ско­го «Бес­при­дан­ни­ца»?

Со­ставь­те срав­ни­тель­ную таб­ли­цу пьес «Бес­при­дан­ни­ца» и «Лес».

* Под­го­товь­те до­клад о твор­че­стве Ост­ров­ско­го после «Грозы».

Последнее изменение: Четверг, 22 Июнь 2017, 23:14