«Темное царство»: мир города Калинова

 1. Вступление

Как из­вест­но, сам этот тер­мин «тём­ное цар­ство» при­над­ле­жит Доб­ро­лю­бо­ву (рис. 1),

Н.А. Доб­ро­лю­бов

Рис. 1. Н.А. Доб­ро­лю­бов

ко­то­рый на­пи­сал две ста­тьи, по­свя­щен­ные твор­че­ству Ост­ров­ско­го: «Тём­ное цар­ство» и «Луч света в тём­ном цар­стве». И для того чтобы по­нять, что это такое, «тём­ное цар­ство», нужно об­ра­тить­ся к тек­сту пьесы Ост­ров­ско­го. Ост­ров­ско­го не раз осуж­да­ли за то, что у него в этой пьесе есть пер­со­на­жи, ко­то­рые не имеют пря­мо­го от­но­ше­ния к дей­ствию.

В первую оче­редь, речь идет о стран­ни­це Феклу­ше (рис. 2).

Феклу­ша

Рис. 2. Феклу­ша

Но если бы не было Феклу­ши, то мы бы не смог­ли оце­нить всю глу­би­ну и мощь про­ис­хо­дя­ще­го и не по­ня­ли бы, в каком же мире вы­нуж­де­ны жить герои Ост­ров­ско­го.

 2. Характеристика образа Феклуши

Феклу­ша – ис­тин­ное по­рож­де­ние этого са­мо­го «тём­но­го цар­ства», а также его вдох­но­вен­ный певец. Как вы­гля­дит жизнь го­ро­да Ка­ли­но­ва со сто­ро­ны для че­ло­ве­ка, не впи­сан­но­го в кон­текст этого ма­лень­ко­го и страш­но­ва­то­го мирка? Об­ра­тим­ся к тому, что го­во­рит Ку­ли­гин – ста­рик-изоб­ре­та­тель, ярост­но осуж­да­ю­щий этот мир и в тоже время не име­ю­щий воз­мож­но­сти и сил вос­стать про­тив него (рис. 3).

Ку­ли­гин

Рис. 3. Ку­ли­гин

Ку­ли­гин го­во­рит в самом на­ча­ле пьесы сле­ду­ю­щее: «Же­сто­кие нравы, су­дарь, в нашем го­ро­де, же­сто­кие! В ме­щан­стве, су­дарь, вы ни­че­го, кроме гру­бо­сти да бед­но­сти на­голь­ной не уви­ди­те. И ни­ко­гда нам, су­дарь, не вы­бить­ся из этой коры! По­то­му что чест­ным тру­дом ни­ко­гда не за­ра­бо­тать нам боль­ше на­сущ­но­го хлеба…» Это, ви­ди­мо, объ­ек­тив­ный взгляд на вещи.

В этот же мо­мент Феклу­ша-стран­ни­ца вы­хо­дит из церк­ви и го­во­рит: «Бла-але­пие, милая, бла-але­пие! Кра­со­та див­ная!» Т. е. Феклу­ша оли­це­тво­ря­ет в дан­ном слу­чае зна­ния, свой­ствен­ные почти всем жи­те­лям го­ро­да Ка­ли­но­ва. Такое со­зна­ние мы можем на­звать тра­ди­ци­он­ным, или пат­ри­ар­халь­ным, что ха­рак­тер­но для пат­ри­ар­халь­но­го об­ще­ства. Ка­ко­вы же при­ме­ты та­ко­го об­ще­ства? Нужно жить так, как жили деды и пра­де­ды. Если ты жи­вешь по-дру­го­му и на­ру­ша­ешь сло­жив­ший­ся закон, то ты мо­жешь быть под­верг­нут не толь­ко осуж­де­нию, но и сама судь­ба твоя может при­нять самый небла­го­при­ят­ный обо­рот. Нужно жить по ста­рин­ке, как рань­ше, как все­гда. В этой си­сте­ме ко­ор­ди­нат всё здеш­нее, наше, мест­ное по опре­де­ле­нию пре­крас­но. Имен­но об этом и го­во­рит Феклу­ша: «Кра­со­та див­ная! Да что уж го­во­рить! В обе­то­ван­ной земле жи­ве­те! И ку­пе­че­ство все народ бла­го­че­сти­вый, доб­ро­де­те­ля­ми мно­ги­ми укра­шен­ный! Щед­ро­стью и по­да­я­ни­я­ми мно­ги­ми!» Осо­бен­но же она вос­хва­ля­ет дом Ка­ба­но­вых. На это сразу сле­ду­ет ре­ак­ция Ку­ли­ги­на: «Ханжа, су­дарь! Нищих оде­ля­ет, а до­маш­них заела со­всем».

Си­сте­ма мира, с точки зре­ния жи­те­лей Ка­ли­но­ва, пре­дель­но про­ста: если наша из­на­чаль­но бла­го­леп­на, то мир чужой, враж­де­бен и опа­сен. Чуть даль­ше, за пре­де­ла­ми го­ро­да Ка­ли­но­ва, про­сти­ра­ет­ся огром­ный мир, в ко­то­ром уже явно что-то небла­го­по­луч­но. Более того, с точки зре­ния Феклу­ши, там яв­ствен­но на­ме­ча­ют­ся при­зна­ки гря­ду­ще­го конца света. Она рас­ска­зы­ва­ет, что за пре­де­ла­ми этого ти­хо­го, тро­га­тель­но­го, ве­ли­ко­леп­но­го мирка в боль­ших го­ро­дах «Ведь это суета! Вот хоть бы в Москве: бе­га­ет народ взад и впе­ред, неиз­вест­но зачем. Вот она су­е­та-то и есть. Су­ет­ный народ… Ему пред­став­ля­ет­ся-то, что он за делом бежит; то­ро­пит­ся, бед­ный, людей не узна­ет…; ан пусто, нет ни­че­го, мечта одна…» Таким об­ра­зом, людей вроде бы сму­ща­ет лу­ка­вый: «По ули­цам-то индо гро­хот идет… Ог­нен­но­го змия стали за­пря­гать: все, ви­дишь, для ради ско­ро­сти…» При­чем люди, ко­то­рые не по­ни­ма­ют, счи­та­ют, что это ма­ши­на, а люди, по­доб­ные Феклу­ше, уве­ре­ны, что за­пря­га­ют чуть ли что не са­мо­го ан­ти­хри­ста, хотя на самом деле име­ет­ся в виду па­ро­воз: «Они ма­ши­ной и на­зы­ва­ют, а я ви­де­ла, как он ла­па­ми-то вот так (рас­то­пы­ри­ва­ет паль­цы) де­ла­ет…»

Но и это еще не всё. Если в боль­ших го­ро­дах при­зна­ки конца света: суета, со­кра­ще­ние вре­ме­ни – толь­ко на­зре­ва­ют, то еще даль­ше, за пре­де­ла­ми этого мира, тво­рит­ся со­всем без­об­ра­зие, там пра­вят сал­та­ны: «Го­во­рят, такие стра­ны есть, где и ца­рей-то нет пра­во­слав­ных, а сал­та­ны зем­лей пра­вят. В одной земле сидит на троне сал­тан Мах­нут ту­рец­кий, а в дру­гой – сал­тан Мах­нут пер­сид­ский; и суд тво­рят они надо всеми лю­дь­ми, и, что ни судят они, все непра­виль­но. И не могут они ни од­но­го дела рас­су­дить пра­вед­но, такой уж им пре­дел по­ло­жен. У нас закон пра­вед­ный, а у них непра­вед­ный; что по на­ше­му за­ко­ну так вы­хо­дит, а по-их­не­му все на­про­тив. И все судьи у них, в ихних стра­нах, тоже все непра­вед­ные; так им и в прось­бах пишут: «Суди меня, судья непра­вед­ный!..» За­ме­тим, что всё, что у нас – это пра­виль­но и пра­вед­но, а всё, что у чужих – непра­виль­но и непра­вед­но. Ну а на пе­ри­фе­рии, со­всем уже на гра­ни­це оби­та­е­мо­го мира, живут люди с пе­сьи­ми го­ло­ва­ми:

Феклу­ша. …А то есть еще земля, где все люди с пе­сьи­ми го­ло­ва­ми.

Глаша. От­че­го же так – с пе­сьи­ми?

Феклу­ша. За невер­ность…

Вот такая вот си­сте­ма тра­ди­ци­о­на­лист­ско­го взгля­да на жизнь. Мало того, «тём­ным цар­ством» можно на­звать этот мир, в первую оче­редь, за неве­же­ство, оглу­ши­тель­ное и страш­ное, гла­ша­та­ем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся Феклу­ша.

 3. Характеристика обывателей города Калинова

Но не одна Феклу­ша пред­ста­ви­тель вот этого зам­ше­ло­го и за­ско­руз­ло­го взгля­да на жизнь. Любой жи­тель го­ро­да Ка­ли­но­ва не знает, в каком мире он живет, не пом­нит ис­то­рии, а глав­ное, не хочет вспо­ми­нать. В пьесе есть за­ме­ча­тель­ная сцена, когда жи­те­ли го­ро­да бе­се­ду­ют около раз­ва­лин, но раз­ва­лин каких и чего – им неиз­вест­но. Обы­ва­те­ли смот­рят на эти раз­ва­ли­ны и рас­суж­да­ют таким об­ра­зом:

1-й (осмат­ри­вая стены). А  ведь тут, бра­тец ты мой, ко­гда-ни­будь, зна­чит, рас­пи­са­но было. И те­перь еще ме­ста­ми озна­ча­ет.

2-й. Ну да, как же! Само собой, что рас­пи­са­но было… После по­жа­ра так и не по­прав­ля­ли…

Но даль­ше воз­ни­ка­ет во­прос:

1-й. А это, бра­тец ты мой, что такое?

2-й. А это ли­тов­ское ра­зо­ре­ние. Битва – ви­дишь? Как наши с Лит­вой би­лись.

1-й. Что ж это такое – Литва?

2-й. Так она Литва и есть…

Вот в таком жанре они и раз­го­ва­ри­ва­ют: во­прос, вполне не ин­те­ре­су­ю­щий спра­ши­ва­ю­ще­го от скуки и без­де­лья, и ответ, ко­то­рый во­об­ще ни­ко­му не ин­те­ре­сен. Вот это мир, в ко­то­ром пред­сто­ит дей­ство­вать Ка­те­рине.

Ка­те­ри­на, как мы пом­ним, не очень от­ли­ча­ет­ся от этих обы­ва­те­лей го­ро­да, она тоже ни­че­го не знает ни об окру­жа­ю­щем мире, ни о Литве. Но вот эта непо­движ­ная жизнь у неё вы­зы­ва­ет сти­хий­ный, неосо­знан­ный, но очень силь­ный про­тест. Ко­неч­но, не толь­ко тьма неве­же­ства яв­ля­ет­ся от­ли­чи­тель­ной чер­той го­ро­да Ка­ли­но­ва. Более важно от­ме­тить мрак ду­шев­ный. Эти люди не знают жа­ло­сти, ми­ло­сер­дия, им хо­ро­шо зна­ко­мо вет­хо­за­вет­ное биб­лей­ское по­ня­тие спра­вед­ли­во­сти, когда за каж­дый грех сле­ду­ет неот­вра­ти­мое су­ро­вое на­ка­за­ние, когда греш­ни­ка ждет ге­ен­на ог­нен­ная, изоб­ра­жен­ная на стене церк­ви. Но про­щать и лю­бить в этом мире как будто бы ра­зу­чи­лись.

 4. Характеристика образа Кабановой

Оли­це­тво­ре­ни­ем же­сто­ко­сти и ли­це­ме­рия и ду­шев­ной непро­све­щен­но­сти яв­ля­ет­ся Марфа Иг­на­тье­ва Ка­ба­но­ва (рис. 4).

Марфа Ка­ба­но­ва

Рис. 4. Марфа Ка­ба­но­ва

Но не всё так про­сто у Ост­ров­ско­го. Ха­рак­тер Ка­ба­но­вой необы­чай­но слож­ный. По-сво­е­му эта жен­щи­на ис­кренне верит в то, что мир дер­жит­ся толь­ко на тра­ди­ции. Если из­ме­нить хоть что-то во внеш­нем об­ли­ке жизни, то сама жизнь нач­нет раз­ру­шать­ся. Но жизнь и не слу­ша­ет­ся Ка­ба­но­ву. Неко­то­рые из­ме­не­ния уже идут: вот в боль­ших го­ро­дах кто-то за­пря­га­ет же­лез­но­го змия и ездит на нем. Она же, хоть её озо­ло­ти, на таком змие, ко­неч­но же, не по­едет, но дру­гие её со­ве­та не спра­ши­ва­ют: «На­звать-то вся­че­ски можно, по­жа­луй, хоть ма­ши­ной на­зо­ви; на­род-то глуп, будет всему ве­рить. А меня хоть ты зо­ло­том осыпь, так я не поеду…» Ка­ба­но­ва тос­ку­ет и вме­сте с Феклу­шей го­во­рит о том, что скоро, ви­ди­мо, будет конец света, а они, может, не до­жи­вут, а может, и до­жи­вут. С её точки зре­ния, ей оста­ет­ся толь­ко одно: сле­дить за фор­мой, за со­блю­де­ни­ем стро­гих неумо­ли­мых обы­ча­ев, при­шед­ших из ста­ри­ны. Что озна­ча­ют эти обы­чаи, её уже не вол­ну­ет. Имен­но по­это­му её на­зы­ва­ют хан­жой. Она дей­стви­тель­но ханжа и ли­це­мер­ка. Ей не важно, любит ли Ка­те­ри­на сво­е­го мужа, но она долж­на кла­нять­ся ему в ноги. В сущ­но­сти, Марфа Ка­ба­но­ва хо­те­ла бы, чтобы окру­жа­ю­щий её мир жил по «До­мо­строю» (рис 5).

«До­мо­строй» (со­вре­мен­ное из­да­ние)

Рис. 5. «До­мо­строй» (со­вре­мен­ное из­да­ние)

«До­мо­строй» – это за­ме­ча­тель­ная сред­не­ве­ко­вая книга, в ко­то­рой было ре­гла­мен­ти­ро­ва­но бук­валь­но всё: куда де­вать остат­ки еды, об­нос­ки, как мужу об­ра­щать­ся с женой и с детьми. Но даже сам «До­мо­строй» вовсе не от­ра­жал некую кон­до­вую непо­движ­ность жизни. «До­мо­строй» – это была по­пыт­ка упо­ря­до­чить и гу­ма­ни­зи­ро­вать до­ста­точ­но дикий рус­ский быт. На­при­мер, там го­во­ри­лось о том, что нель­зя жену бить не в живот но­га­ми, не по го­ло­ве, а нужно бить по спине и по­ни­же спины. И то, раз ударь, два ударь, а потом и при­лас­кай. Т. е. жизнь непо­движ­ной оста­вать­ся не может, как бы ни хо­те­ла этого Ка­ба­но­ва, как бы ни жаж­да­ла этого Феклу­ша. Непо­движ­ная жизнь не может оста­вать­ся такой же по той про­стой при­чине, что вся­кая непо­движ­ная си­сте­ма на­чи­на­ет либо раз­ру­шать­ся и по­ги­бать, либо на­хо­дит в себе силы для из­ме­не­ния. И вот имен­но эта жажда но­виз­ны, жажда боль­шей гу­ман­но­сти, че­ло­веч­но­сти от­но­ше­ний, ис­тин­но­сти, прав­ды, сво­бо­ды тайно зреет в жи­те­лях го­ро­да Ка­ли­но­ва. Яр­чай­шим под­твер­жде­ни­ем этого яв­ля­ет­ся судь­ба Ка­те­ри­ны,

Ил­лю­стра­ция к драме Ост­ров­ско­го «Гроза»

Рис. 6. Ил­лю­стра­ция к драме Ост­ров­ско­го «Гроза»

ко­то­рая не может под­чи­нять­ся за­ко­нам, обо­зна­чен­ным Ка­ба­но­вым, по­то­му что если она да­ва­ла в церк­ви обет лю­бить мужа, то муж дол­жен быть до­стой­ным любви и ува­же­ния. Если же ува­жать его она не может, то она не может и лю­бить его, а стало быть, её порыв к сво­бо­де неиз­бе­жен.

 5. Вывод

Вот так и вы­гля­дит «тём­ное цар­ство» го­ро­да Ка­ли­но­ва. Тра­ди­ци­он­ное об­ще­ство – об­ще­ство, ос­но­ван­ное на пат­ри­ар­халь­ных цен­но­стях. Нель­зя го­во­рить о том, что пат­ри­ар­халь­ное об­ще­ство – это без­услов­ное зло. Жить по тра­ди­ции, в со­от­вет­ствии с за­ве­та­ми пред­ков для мно­гих – един­ствен­но воз­мож­ный спо­соб су­ще­ство­ва­ния. Тра­ди­ции – это ко­стыль для сла­бо­го и клет­ка для силь­но­го. По­это­му рано или позд­но в об­ще­стве со­зре­ва­ют силы, ко­то­рые за­став­ля­ют это об­ще­ство из­ме­нить­ся и при­вно­сят что-то новое. Если же это не про­ис­хо­дит, то об­ще­ство под­вер­га­ет­ся гни­е­нию и рас­па­ду, и об­ще­ство, ко­то­рое стре­ми­лось быть тра­ди­ци­он­ным, об­ре­че­но на ги­бель. 

Вопросы к конспектам

Со­ставь­те срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку об­ра­зов пьесы «Гроза», ко­то­рые оли­це­тво­ря­ют и ко­то­рые не оли­це­тво­ря­ют «тём­ное цар­ство».

Про­ана­ли­зи­руй­те осталь­ные об­ра­зы пьесы «Гроза».

* На­пи­ши­те со­чи­не­ние-раз­мыш­ле­ние на тему: «Следы «тём­но­го цар­ства» в со­вре­мен­ном мире».

Последнее изменение: Четверг, 22 Июнь 2017, 22:55