А.Н. Островский «Бесприданница»

 Сюжет и композиция

Ме­стом дей­ствия ста­но­вит­ся при­волж­ский город Бря­хи­мов, в об­ра­зе ко­то­ро­го можно найти черты со­вре­мен­но­го ав­то­ру Ниж­не­го Нов­го­ро­да (в по­ре­фор­мен­ное время, вос­со­здан­ное в пьесе, там жило много раз­бо­га­тев­ших пред­при­ни­ма­те­лей - «мил­ли­он­щи­ков», как их тогда на­зы­ва­ли, - и неслу­чай­но тема денег за­ни­ма­ет столь важ­ное место в про­из­ве­де­нии). На­зва­ние Бря­хи­мов не вы­ду­ма­но: такой город дей­стви­тель­но неко­гда су­ще­ство­вал, упо­ми­нал­ся в ле­то­пи­сях (здесь воз­ни­ка­ют ас­со­ци­а­ции с древ­но­стью, ар­ха­ич­но­стью - и, дей­стви­тель­но, в Бря­хи­мо­ве, несмот­ря на про­мыш­лен­ные и тор­го­вые успе­хи, царят кон­сер­ва­тив­ные, а порой и дре­му­чие нравы).  

Ла­ри­са Огу­да­ло­ва, де­вуш­ка хо­ро­шей, но обед­нев­шей фа­ми­лии, - бес­при­дан­ни­ца. Про­вор­ная мать хочет вы­дать её замуж за со­сто­я­тель­но­го че­ло­ве­ка, но, несмот­ря на кра­со­ту, ум и утон­чён­ность Ла­ри­сы, с пред­ло­же­ни­я­ми руки и серд­ца мно­го­чис­лен­ные по­се­ти­те­ли их скром­но­го дома не то­ро­пят­ся. Бо­га­тый купец Кну­ров женат, друг дет­ства Во­же­ва­тов увле­чён де­ла­ми и не спе­шит со­зда­вать семью, а тот, кого по­лю­би­ла сама Ла­ри­са, - дво­ря­нин-по­ве­са Па­ра­тов - уез­жа­ет и не по­да­ёт о себе ве­стей. Устав от неопре­де­лён­но­сти сво­е­го по­ло­же­ния, не желая боль­ше быть объ­ек­том явной тор­гов­ли, Ла­ри­са со­гла­ша­ет­ся выйти замуж за небо­га­то­го и ничем не при­ме­ча­тель­но­го чи­нов­ни­ка Ка­ран­ды­ше­ва. Он давно влюб­лён в Ла­ри­су, и даже явная невза­им­ность со сто­ро­ны неве­сты его не сму­ща­ет. Неза­дол­го до сва­дьбы в город воз­вра­ща­ет­ся Па­ра­тов, же­ла­ю­щий за­кру­тить ко­рот­кую ин­триж­ку и по­гу­лять перед соб­ствен­ной вы­год­ной сва­дьбой. Он об­ма­ны­ва­ет Ла­ри­су, за­став­ляя по­ве­рить в его страст­ную лю­бовь. Ла­ри­са с Па­ра­то­вым едут на па­ро­хо­де за Волгу, ре­пу­та­ция Ла­ри­сы по­гиб­ла. Рас­топ­тан­ный, по­те­ряв­ший вся­кую на­деж­ду, Ка­ран­ды­шев стре­ля­ет в Ла­ри­су, а она спа­са­ет сво­е­го убий­цу от суда, ими­ти­руя су­и­цид.

 

Персонажи

Ла­ри­са Огу­да­ло­ва сла­вит­ся не толь­ко ред­кой утон­чён­ной кра­со­той, но и твор­че­ской ода­рён­но­стью: она «иг­ра­ет на раз­ных ин­стру­мен­тах, поёт», любит ро­ман­сы (хотя в этом мы не можем не за­ме­тить дур­но­го вкуса, некой огра­ни­чен­но­сти, но не будем её осуж­дать). Ге­ро­и­ня всей душой стре­мит­ся прочь из мира обы­ва­те­лей, тос­ку­ет по на­сто­я­ще­му чув­ству, по под­лин­но­сти. «…в Ла­ри­се Дмит­ри­евне зем­но­го, этого жи­тей­ско­го, нет. Ну, по­ни­ма­е­те, три­ви­аль­но­го… Ведь это эфир», - при­зна­ёт даже ци­нич­ный Кну­ров. Но у этой от­ре­шён­но­сти от обы­ден­но­го есть и об­рат­ная сто­ро­на: Ла­ри­са порой ока­зы­ва­ет­ся слепа в оцен­ке дру­гих людей, она видит в Па­ра­то­ве толь­ко со­зда­ва­е­мую им ил­лю­зию - воль­ную, кра­си­вую, иную жизнь, не за­ме­чая ду­шев­но­го убо­же­ства са­мо­го Па­ра­то­ва. Ге­ро­и­ня спо­соб­на на от­ча­ян­ные по­ступ­ки, она смело сле­ду­ет за Па­ра­то­вым, теряя всё. Страш­ный по­сту­пок Ка­ран­ды­ше­ва осво­бож­да­ет ге­ро­и­ню и от са­мо­убий­ства, и от судь­бы со­дер­жан­ки. Перед смер­тью так и не на­шед­шая любви Ла­ри­са го­во­рит, что всех про­ща­ет и всех любит.

Ка­ран­ды­шев: - ещё один «ма­лень­кий че­ло­век» со сво­и­ми ком­плек­са­ми, зло­бой и  тще­сла­ви­ем. Ис­кренне влюб­лён­ный в Ла­ри­су, он го­раз­до боль­ше, неже­ли её спо­кой­ствия, хочет для себя свое­об­раз­ной вы­го­ды: тор­же­ства, пуб­лич­ной ком­пен­са­ции за про­шлые уни­же­ния. На сло­вах пре­зи­рая мир, где пра­вят день­ги, Ка­ран­ды­шев пол­но­стью под­чи­ня­ет­ся его за­ко­нам. Убий­ство Ла­ри­сы для Ка­ран­ды­ше­ва не про­яв­ле­ние рев­но­сти: он не рев­ну­ет, по­то­му что и так знает, что нелю­бим. Ка­ран­ды­шев хочет при­сво­ить кра­си­вую, недо­ступ­ную, внут­ренне да­лё­кую от него Ла­ри­су. Власт­во­вать ей, под­чи­нить её он может толь­ко в смер­ти.

Па­ра­тов: - «У меня… ни­че­го за­вет­но­го нет; найду вы­го­ду, так всё про­дам, что угод­но», - так ха­рак­те­ри­зу­ет себя сам пер­со­наж. «Про­мо­тав­ший­ся ку­ти­ла, раз­врат­ный че­ло­век», - эти слова, ска­зан­ные Ка­ран­ды­ше­вым, также ока­зы­ва­ют­ся точ­ной ха­рак­те­ри­сти­кой Па­ра­то­ва. Фи­нан­со­во «про­иг­рав­ший», Па­ра­тов со­вер­ша­ет оче­ред­ную вы­год­ную сдел­ку: про­да­ёт не толь­ко свой па­ро­ход, но и себя са­мо­го бо­га­той неве­сте в обмен на зо­ло­тые при­ис­ки. При этом свои низ­мен­ные дей­ствия Па­ра­тов пы­та­ет­ся при­крыть в гла­зах окру­жа­ю­щих вы­со­ки­ми при­чи­на­ми, со­здать во­круг себя ореол тайны.

Кну­ров: - ци­нич­ный че­ло­век, влюб­лён­ный в Ла­ри­су, но не же­ла­ю­щий раз­ру­шать свою семью. От­но­сит­ся к Ла­ри­се как к дра­го­цен­ной изящ­ной ве­щи­це, пред­ла­га­ет ей роль со­дер­жан­ки.

Во­же­ва­тов: - стран­ный пер­со­наж с непо­нят­ны­ми мо­ти­ва­ми. Он друг дет­ства Ла­ри­сы, ин­те­ре­су­ет­ся ей, может себе поз­во­лить же­нить­бу. В чём же дело? Ищет бо­га­тую неве­сту? Или не хочет же­нить­ся на той, кто влюб­ле­на в дру­го­го? Или, ско­рее всего, этот праг­ма­тич­ный че­ло­век не хочет ни хло­пот, ни рас­хо­дов, ни экс­тре­маль­ных чувств. Как бы там ни было, он пре­да­ёт Ла­ри­су в конце, разыг­ры­вая её, как вещь, в ор­лян­ку с Кну­ро­вым, от­ка­зы­вая Ла­ри­се даже в слове уте­ше­ния.

Ха­ри­та Огу­да­ло­ва: - «бой­кая жен­щи­на», оза­да­чен­ная день­га­ми. Эта небо­га­тая вдова успеш­но вы­да­ла замуж двух стар­ших до­че­рей (при­чём бо­га­тые же­ни­хи, как вы­яс­ни­лось позже, сло­ма­ли жизнь де­вуш­кам, одна из них даже по­гиб­ла от руки рев­ни­во­го су­пру­га), но автор не по­ка­зы­ва­ет ни­ка­ких пе­ре­жи­ва­ний Ха­ри­ты Иг­на­тьев­ны по этому по­во­ду. Зато мы на­блю­да­ем, как она ста­ра­ет­ся хит­ро­стью, ли­це­ме­ри­ем, ин­три­га­ми не «про­де­ше­вить», сбы­вая с рук кра­са­ви­цу-дочь.

 Проблематика

Одной из цен­траль­ных про­блем ста­но­вит­ся место че­ло­ве­ка в мире су­гу­бо де­неж­ных от­но­ше­ний, где он не су­ще­ству­ет как лич­ность, а ока­зы­ва­ет­ся то­ва­ром. Ра­зу­ме­ет­ся, порой это де­ла­ет­ся неяв­но, а, на­при­мер, под пред­ло­гом за­бо­ты или вос­хи­ще­ния. Среди тех, кто по­до­бен Кну­ро­ву и Во­же­ва­то­ву, Ла­ри­са не может найти любви, ко­то­рая не была бы при­кры­ти­ем вы­год­ной жиз­нен­ной сдел­ки. Пьеса, на­чав­ша­я­ся со сдел­ки - по­куп­ки па­ро­хо­да, - сдел­кой же и за­кан­чи­ва­ет­ся, когда Кну­ров пред­ла­га­ет Ла­ри­се про­дать ему себя. «Уж если быть вещью, так одно уте­ше­ние - быть до­ро­гой, очень до­ро­гой», - в от­ча­я­нии ду­ма­ет и сама Ла­ри­са.

Ра­зу­ме­ет­ся, это чу­до­вищ­ное уни­же­ние че­ло­ве­че­ско­го до­сто­ин­ства. Тема уни­же­ния по­сле­до­ва­тель­но про­ни­зы­ва­ет пьесу. «Мы люди бед­ные, нам уни­жать­ся-то всю жизнь.  Так уж лучше уни­жать­ся смо­ло­ду, чтоб потом по­жить по-че­ло­ве­че­ски», - го­во­рит Ха­ри­та Иг­на­тьев­на, думая, что по­сле­ду­ю­щее бо­гат­ство и при­об­ре­тён­ный ста­тус по­кро­ют былой позор. Наи­бо­лее ярко и по­сле­до­ва­тель­но тема уни­же­ния про­яв­ля­ет­ся через образ Ка­ран­ды­ше­ва.

И, ко­неч­но, осо­бое зна­че­ние при­об­ре­та­ет тема любви, ко­то­рой не су­ще­ству­ет в по­доб­ной си­сте­ме от­но­ше­ний. Же­ла­ние об­ла­дать есть. У Кну­ро­ва, Во­же­ва­то­ва, Па­ра­то­ва, Ка­ран­ды­ше­ва.  Но у них нет ни по­ни­ма­ния, ни ува­же­ния, ни от­вет­ствен­но­сти за дру­го­го. Ка­жет­ся, и ма­те­рин­ской любви здесь места не на­хо­дит­ся.

 Жанр и Художественные особенности

Мас­штаб про­бле­мы здесь вполне ти­пи­чен для драмы: столк­но­ве­ние героя с жиз­нен­ны­ми об­сто­я­тель­ства­ми, с об­ще­ством, с ближ­ним окру­же­ни­ем. При таком кон­флик­те финал может стать не менее горь­ким, чем тра­ги­че­ский. Имен­но так здесь и про­ис­хо­дит. Итак, перед нами пси­хо­ло­ги­че­ская драма, рас­кры­ва­ю­щая ка­та­стро­фу че­ло­ве­че­ской на­ту­ры.

Ис­клю­чи­тель­ную роль для по­ни­ма­ния пьесы иг­ра­ют го­во­ря­щие имена. Имя Ла­ри­са в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го озна­ча­ет «чайка». Образ птицы ас­со­ци­и­ру­ет­ся с кра­со­той, про­сто­ром, сво­бо­дой и уяз­ви­мо­стью. Фа­ми­лия Огу­да­ло­ва, при­ме­ни­тель­но к ма­те­ри Ла­ри­сы, на­ме­ка­ет на рас­чёт­ли­вость и ци­низм Ха­ри­ты Иг­на­тьев­ны: в диа­лек­тах сред­не­рус­ских гу­бер­ний гла­гол «огу­дать» озна­чал «обо­льстить, об­ма­нуть, об­ла­по­шить, об­ве­сти во­круг паль­ца».

Ещё один су­ще­ствен­ный приём - лейт­мо­ти­вы. На­при­мер, всю пьесу про­ни­зы­ва­ет мотив денег. Вспом­ним про неболь­шую де­таль - мо­нет­ку: в экс­по­зи­ции рас­ска­зы­ва­ет­ся, как Па­ра­тов стре­ля­ет в Ла­ри­су, ко­то­рая дер­жит в руке мо­нет­ку, а в за­вер­ше­нии пьесы разыг­ры­ва­ют в мо­нет­ку, как вещь, саму Ла­ри­су. Важ­ное место за­ни­ма­ет в драме мотив блес­ка. В на­ча­ле пьесы встре­ча­ем эпи­тет «бле­стя­щий (барин)» - это ха­рак­те­ри­сти­ка Па­ра­то­ва в спис­ке дей­ству­ю­щих лиц. «До­ро­гой брил­ли­ант до­ро­гой и опра­вы тре­бу­ет»,  - это го­во­рит о Ла­ри­се Кну­ров, це­ни­тель жен­ской кра­со­ты, пре­тен­ду­ю­щий на роль «юве­ли­ра». «Она со­зда­на для блес­ку»; «Ты у меня за­бле­стишь так, что здесь и не ви­ды­ва­ли». Зо­ло­тые при­ис­ки неве­сты Па­ра­то­ва также на­во­дят на мысль о блес­ке… «Ах,  какая  мысль  бле­стя­щая!» - это про идею на­по­ить Ка­ран­ды­ше­ва. А вот и слова Ка­ран­ды­ше­ва: «Ла­ри­са Дмит­ри­ев­на знает, что не  всё  то  зо­ло­то,  что  бле­стит. …  Она  умеет от­ли­чать зо­ло­то от ми­шу­ры. … Она  ис­ка­ла  для  себя  че­ло­ве­ка  не бле­стя­ще­го, а до­стой­но­го...». А вот и ис­пол­нен­ные от­ча­я­ния слова самой Ла­ри­сы, ре­шив­шей­ся на «сдел­ку» с Кну­ро­вым: «у  меня  перед  гла­за­ми  за­бле­сте­ло  зо­ло­то, за­свер­ка­ли брил­ли­ан­ты».

Су­ще­ствен­ную роль иг­ра­ют цы­ган­ские мо­ти­вы: не слу­чай­но на клас­си­че­ском фор­те­пи­а­но в доме Огу­да­ло­вых лежит ги­та­ра, цы­ган­ский, воль­ный ин­стру­мент. Ка­ран­ды­шев упо­ми­на­ет жизнь «цы­ган­ским та­бо­ром», имея в виду толпы бо­га­тых го­стей в доме Огу­да­ло­вых. В цы­ган­ских мо­ти­вах мы видим и неко­то­рую ха­рак­те­ри­сти­ку Ла­ри­сы: её мир не лишён ро­ман­со­вых шаб­ло­нов, это стиль не са­мо­го луч­ше­го тона, хотя это по­пыт­ки об­ре­сти свою лич­ность, свой голос - не слу­чай­но в пьесе Ла­ри­са поёт…Об­ра­тим вни­ма­ние на мотив птиц и, кроме имени ге­ро­и­ни, вспом­ним па­ро­ход «Ла­сточ­ка»: Па­ра­тов по-хо­зяй­ски рас­по­ря­жа­ет­ся «пти­ца­ми» - сбы­ва­ет с рук сна­ча­ла «Ла­сточ­ку», а потом Ла­ри­су, тос­ку­ю­щую по сво­бо­де чайку при­волж­ско­го го­ро­да.

Последнее изменение: Четверг, 22 Июнь 2017, 22:33