Образ города в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя

 «Петербургский текст»

В ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­ту­ры есть такие по­ня­тия, как «пе­тер­бург­ский текст» и «мос­ков­ский текст». «Мос­ков­ский текст» от­кры­ва­ет­ся в ко­ме­дии «Горе от ума», ко­то­рой при­су­ща тра­ди­ция изоб­ра­же­ния Моск­вы. А есть, ко­неч­но, пе­тер­бург­ская тема, ко­то­рую от­кры­ва­ет «Мед­ный всад­ник» (рис. 1) Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на.

Ил­лю­стра­ция к «Мед­но­му всад­ни­ку» Пуш­ки­на

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к «Мед­но­му всад­ни­ку» Пуш­ки­на

Пе­тер­бург­ский текст – это неко­то­рая со­во­куп­ность про­из­ве­де­ний о Пе­тер­бур­ге, в ко­то­рых город пред­ста­ёт ка­ким-то осо­бым об­ра­зом. У него есть некие общие черты, ко­то­рые на­ме­ча­ют­ся в пер­вом про­из­ве­де­нии и ко­то­рые раз­ви­ва­ют­ся, под­чёр­ки­ва­ют­ся, пе­ре­осмыс­ли­ва­ют­ся даль­ше. Эти черты берут своё на­ча­ло в ли­те­ра­ту­ре ещё с «Мед­но­го всад­ни­ка».

Ха­рак­тер­ные черты «пе­тер­бург­ско­го тек­ста»:

Пе­тер­бург – это город ве­ли­ко­леп­ный, бли­ста­тель­ный, очень кра­си­вый.

Пе­тер­бург – это город ра­ци­о­наль­ный, не со­всем есте­ствен­ным об­ра­зом воз­ве­дён­ный.

Пе­тер­бург – это по­рож­де­ние че­ло­ве­че­ской гор­ды­ни, че­ло­ве­че­ских ам­би­ций (речь идёт о же­ла­нии Петра I по­ко­рить, под­чи­нить себе при­ро­ду).

В Пе­тер­бур­ге скры­то что-то недоб­рое и зло­ве­щее, ка­кая-то ми­сти­че­ская тайна, что-то неуло­ви­мое, ка­кая-то глу­би­на, на­пол­нен­ность смыс­лом, в ко­то­рую мы всмат­ри­ва­ем­ся и в ко­то­рую мы вду­мы­ва­ем­ся.

Все эти темы раз­ви­ва­ют­ся в «пе­тер­бург­ском тек­сте» даль­ше, и сле­ду­ю­щий образ Пе­тер­бур­га мы на­хо­дим у Го­го­ля (рис. 2).

Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Го­голь

Рис. 2. Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Го­голь

«Мед­ный всад­ник»

В рус­ской ли­те­ра­тур­ной тра­ди­ции есть осо­бое пред­став­ле­ние о Пе­тер­бур­ге, его при­ня­то ещё на­зы­вать «пе­тер­бург­ский миф». В ос­но­ве его фраза, неко­гда про­из­не­сён­ная Ев­до­ки­ей Ло­пу­хи­ной (пер­вой женой Петра I) (рис. 3).

Евдокия Федоровна Лопухина

Рис. 3. Ев­до­кия Фё­до­ров­на Ло­пу­хи­на

Когда Ло­пу­хи­на была на­силь­но по­стри­же­на в мо­на­хи­ни, она из­рек­ла про­кля­тье Пе­тер­бур­гу, с ко­то­рым свя­зы­ва­ла пе­ре­ме­ну своей жизни и в ко­то­ром она пред­чув­ство­ва­ла силь­ней­шие пе­ре­ме­ны в рос­сий­ской жизни. Она ска­за­ла:

«Быть пусту месту сему».

Быть пусту – про­кля­ту.

И эти слова в ка­ком-то смыс­ле опре­де­ли­ли судь­бу Пе­тер­бур­га – про­стой народ счи­тал Пе­тер­бург го­ро­дом ан­ти­хри­ста. От этого впе­чат­ле­ния очень слож­но было ди­стан­ци­ро­вать­ся даже свет­ским ав­то­рам.

В поэме «Мед­ный всад­ник» Пуш­кин со­блю­да­ет ба­ланс между вос­хи­ще­ни­ем, ко­то­рое объ­ек­тив­но воз­ни­ка­ет, когда име­ешь дело с кра­со­той и ве­ли­чи­ем этого го­ро­да, и скры­тым злом, ко­то­рое всё-та­ки в го­ро­де при­сут­ству­ет. В «Мед­ном всад­ни­ке» можно найти слова:

«Люблю тебя, Петра тво­ре­нье,

Люблю твой строй­ный стро­гий вид».

 

«И ясны спя­щие гро­ма­ды

Пу­стын­ных улиц, и свет­ла

Ад­ми­рал­тей­ская игла».

Но с дру­гой сто­ро­ны, этот же город ведёт сво­и­ми стран­ны­ми марш­ру­та­ми Ев­ге­ния. Он снова и снова при­во­дит его к дому,

«Где под воз­вы­шен­ным крыль­цом

С подъ­ятой лапой, как живые,

Сто­я­ли львы сто­ро­же­вые».

 

Пе­тер­бург яв­ля­ет­ся го­ро­дом двой­ствен­ным. И эту двой­ствен­ность впер­вые уда­лось пе­ре­дать Пуш­ки­ну. Об ос­но­ва­те­ле го­ро­да Пуш­кин от­зы­ва­ет­ся весь­ма про­ти­во­ре­чи­во: это че­ло­век, ко­то­рый со­вер­шил неве­ро­ят­ное, но мы на­хо­дим и очень тре­вож­ные нотки: «Кумир на брон­зо­вом коне», то есть идол, ис­ту­кан.

Пётр пы­та­ет­ся по­ста­вить себя на место Бога, хочет быть зем­ным бо­же­ством. Имен­но такое вос­при­я­тие Пе­тер­бур­га в ка­кой-то сте­пе­ни по­вли­я­ло на Го­го­ля и опре­де­ли­ло его точку зре­ния.

Мы видим, как на наших гла­зах фор­ми­ру­ет­ся опре­де­лён­ная ли­те­ра­тур­ная тра­ди­ция и как у го­ро­да по­яв­ля­ет­ся уже не ли­те­ра­тур­ная, а вполне жиз­нен­ная ре­пу­та­ция.

 «Невский проспект»

В со­бра­нии про­из­ве­де­ний «Пе­тер­бург­ские по­ве­сти» осо­бое вни­ма­ние стоит об­ра­тить на по­весть «Нев­ский про­спект», ко­то­рая ста­нет опор­ным тек­стом на этом уроке.

В изу­че­нии ли­те­ра­ту­ры есть два уров­ня: смысл, со­дер­жа­ние, ко­то­рое от­ве­ча­ет на во­прос что?, а есть во­прос как?ка­ки­ми сред­ства­ми со­зда­ют­ся ха­рак­те­ры? как это сде­ла­но? какие ис­поль­зу­ют­ся при­ё­мы? – сфера формы.

Для на­ча­ла по­про­бу­ем узнать, что чи­та­тель узна­ёт о Пе­тер­бур­ге от Го­го­ля.

 

Когда мы на­чи­на­ем чи­тать «Нев­ский про­спект», по­яв­ля­ет­ся ощу­ще­ние, что перед нами ху­до­же­ствен­ный очерк.

Ху­до­же­ствен­ный очерк – осо­бый жанр, на­хо­дя­щий­ся между ли­те­ра­ту­рой и жур­на­ли­сти­кой. Тема очер­ка, как пра­ви­ло, об­ще­ствен­ная, а сам текст – это нечто вроде кра­соч­но­го ре­пор­та­жа, это ав­тор­ская по­пыт­ка всмот­реть­ся в то или иное яв­ле­ние, в ка­кую-то мест­ность, в ка­кой-то пе­ри­од вре­ме­ни, в со­ци­аль­ный тип и ярко, об­раз­но от­ра­зить его ос­нов­ные ти­пич­ные черты.

 Классификация в повести «Невский проспект»

В на­ча­ле по­ве­сти «Нев­ский про­спект» перед чи­та­те­ля­ми в пря­мом смыс­ле про­хо­дят все со­сло­вия то­гдаш­не­го Пе­тер­бур­га (рис. 4).

Нев­ский про­спект

Рис. 4. Нев­ский про­спект

Это люди раз­ных воз­рас­тов и раз­ных полов, все­воз­мож­ных при­вы­чек, про­фес­сий, раз­но­го до­стат­ка, за­ни­ма­ю­щие раз­ные сту­пе­ни слу­жеб­ной лест­ни­цы. И автор де­ла­ет по­пыт­ку клас­си­фи­ка­ции. У него это по­лу­ча­ет­ся очень ин­те­рес­но. Мы видим раз­ные типы, но они не вы­стро­е­ны в ли­не­еч­ку, а Го­голь про­ти­во­по­став­ля­ет раз­ных людей, не вы­де­ляя их из об­ще­го по­то­ка. Тем не менее ка­кие-то ос­нов­ные оп­по­зи­ции (ан­ти­те­зы) видны и за­мет­ны.

Чи­та­те­лю чётко по­нят­но, что чи­нов­ни­ки вы­со­ко­го ранга про­ти­во­по­став­ле­ны мел­ким чи­нов­ни­кам, по­ку­па­те­ли – про­дав­цам, де­ло­вые муж­чи­ны – лёг­ким бес­печ­ным дамам. Есть дети, ко­то­рые ходят со сво­и­ми вос­пи­та­те­ля­ми, а есть взрос­лые, ко­то­рые от них немнож­ко от­чуж­де­ны. Есть рос­сий­ские граж­дане, ко­то­рые чув­ству­ют себя в пол­ной мере вла­дель­ца­ми, хо­зя­е­ва­ми жизни, а есть ино­стран­цы – бед­ные тор­гов­цы. Таким об­ра­зом, в этой толпе чи­та­тель уже на­чи­на­ет ви­деть раз­ные уров­ни со­ци­аль­ной жизни.

Все эти ан­ти­те­зы вклю­че­ны, в свою оче­редь, в ещё более слож­ную си­сте­му про­ти­во­по­став­ле­ний. На­при­мер, есть клас­си­фи­ка­ция по часам дня: по каким часам люди вы­хо­дят про­гу­лять­ся по Нев­ско­му про­спек­ту.

 Абстрактные конструкции в повести

Перед гла­за­ми чи­та­те­ля воз­ни­ка­ет живая, пёст­рая толпа. Ста­но­вит­ся ин­те­рес­но, и по­яв­ля­ет­ся же­ла­ние всмот­реть­ся. Но всмот­реть­ся не по­лу­ча­ет­ся, по­то­му что при­хо­дит уста­лость от мель­ка­ния лиц, уже хо­чет­ся со­сре­до­то­чить­ся, вгля­деть­ся, но су­ще­стви­тель­ные со зна­че­ни­ем лица (гу­вер­нё­ры, чи­нов­ни­ки, тор­гов­цы) усту­па­ют место ещё более аб­стракт­ным сло­вам. Вме­сто су­ще­стви­тель­ных ис­поль­зу­ют­ся уже ме­сто­име­ния, ко­то­рые не на­зы­ва­ют, а лишь ука­зы­ва­ют, ис­поль­зу­ют­ся при­част­ные обо­ро­ты, порой даже суб­стан­ти­ви­ро­ван­ные при­ча­стия, то есть вме­сто живых че­ло­ве­че­ских лиц чи­та­тель по­лу­ча­ет обо­зна­че­ние по дей­ствию, в ре­зуль­та­те чего воз­ни­ка­ют аб­стракт­ные кон­струк­ции.

 

Аб­стракт­ные кон­струк­ции:

окон­чив­шие до­воль­но важ­ные до­маш­ние за­да­ния;

по­го­во­рив­шие со своим док­то­ром;

узнав­шие о здо­ро­вье ло­ша­дей;

про­чи­тав­шие афишу;

те, ко­то­рые слу­жат в ино­стран­ных кол­ле­ги­ях, раз­го­ва­ри­ва­ю­щие о кон­цер­те или о по­го­де.

Потом автор де­ла­ет такие обо­ро­ты, он при­бе­га­ет к таким срав­не­ни­ям, что че­ло­ве­че­ское на­чи­на­ет ку­да-то по­сте­пен­но ис­че­зать. На­при­мер, воз­душ­ных пре­крас­ных дам, ко­то­рые гу­ля­ют по Нев­ско­му про­спек­ту, автор срав­ни­ва­ет с мо­тыль­ка­ми, а гос­под, ко­то­рые лю­бу­ют­ся оча­ро­ва­тель­ны­ми осо­ба­ми, со­по­став­ля­ет с жу­ка­ми.

Без­лич­ное, аб­стракт­ное, рас­че­ло­ве­чен­ное по­сте­пен­но на­рас­та­ет. Перед чи­та­те­ля­ми уже про­хо­дят не люди, а на­чи­на­ют мель­кать и кру­жить­ся вещи:

«Здесь вы встре­ти­те усы чуд­ные, ни­ка­ким пером, ни­ка­кою ки­стью не изоб­ра­зи­мые; усы, ко­то­рым по­свя­ще­на луч­шая по­ло­ви­на жизни, – пред­мет дол­гих бде­ний во время дня и носи, усы, на ко­то­рые из­ли­лись вос­хи­ти­тель­ней­шие духи и аро­ма­ты и ко­то­рых ума­сти­ли все дра­го­цен­ней­шие и ред­чай­шие сорта помад, усы, ко­то­рые за­во­ра­чи­ва­ют­ся на ночь тон­кою ве­ле­не­вою бу­ма­гою».

 Чиновники в произведениях Гоголя

Для обо­зна­че­ния че­ло­ве­ка Го­голь на­чи­на­ет ис­поль­зо­вать либо части че­ло­ве­че­ских тел, либо пред­ме­ты гар­де­роба: ру­ка­ва, шляп­ки, пла­тья.

Бо­лее-ме­нее опре­де­лён­но изоб­ра­же­ны чи­нов­ни­ки. На­вер­ное, это по­то­му, что та­ко­ва была и жиз­нен­ная ре­аль­ность.

Дело в том, что су­ще­ство­вал та­бель о ран­гах, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым была огром­ная слу­жеб­ная лест­ни­ца: внизу – мел­кие чи­нов­ни­ки (бед­ные, уни­жен­ные), на­вер­ху – весь­ма по­чтен­ные граж­дане. Эта клас­си­фи­ка­ция была очень су­ро­вой. Об­ще­ство было раз­де­ле­но таким об­ра­зом, что пе­рей­ти из клас­са в класс было жиз­нен­ной за­да­чей че­ло­ве­ка, и не пред­став­ля­лось дру­гой воз­мож­но­сти как-то из­ме­нить свою жизнь. Всё впи­сы­ва­лось в эти гра­ни­цы. Чин опре­де­лял и пси­хо­ло­гию че­ло­ве­ка, и его быт, и его устрем­ле­ния.

Ин­те­рес­но, что само по­яв­ле­ние чи­нов­ни­ков со­про­вож­да­ет­ся чем-то ил­лю­зор­ным, об­ман­ным. По­вест­во­ва­тель го­во­рит, что «ка­жет­ся, на­сту­пи­ла весна», по­то­му что всё кру­гом окра­си­лось в зе­лё­ные тона. А на самом деле, это об­ла­че­ния чи­нов­ни­ков (их зе­лё­ной одеж­ды). Сколь­ко же их долж­но быть, чтобы весь Нев­ский про­спект так фан­та­сти­че­ски окра­сил­ся?

Тему чи­нов­ни­че­ства, тему такой жёст­кой сор­ти­ров­ки людей по раз­ным груп­пам мы на­хо­дим во мно­гих по­ве­стях Го­го­ля. До­ста­точ­но вспом­нить, на­при­мер, про Ака­кия Ака­ки­е­ви­ча Баш­мач­ки­на или про чи­нов­ни­ка По­при­щи­на. Это люди, жиз­нен­ную судь­бу ко­то­рых несчаст­ным об­ра­зом опре­де­лил их чин.

В про­из­ве­де­нии «Ши­нель» у порт­но­го Пет­ро­ви­ча есть та­ба­кер­ка, на ко­то­рой изоб­ра­жён ге­не­рал с за­кле­ен­ным бу­маж­кой лицом. Потом Ака­кий Ака­ки­е­вич при­дёт к ге­не­ра­лу, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся в тек­сте «зна­чи­тель­ным лицом». Этот ге­не­рал будет смот­реть на героя и не ви­деть его. Он его на­зо­вёт «мо­ло­дой че­ло­век». Ге­не­рал слеп, по­то­му что он видит не жи­во­го че­ло­ве­ка, сто­я­ще­го перед ним, а бу­маж­ку, фик­цию, ил­лю­зию. Он видит та­бель о ран­гах. Перед ним не че­ло­век, а функ­ция.

Герой «За­пи­сок су­ма­сшед­ше­го» По­при­щин очень дол­гое время счи­та­ет, что имен­но чин яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем спра­вед­ли­во­сти, за­ло­гом сча­стья, со­ци­аль­ной опо­рой. И когда он разо­ча­ро­вы­ва­ет­ся в этой ил­лю­зии, когда он объ­яв­ля­ет про­тест чи­нов­ни­чье­му миру, он схо­дит с ума. Ведь по­пыт­ка По­при­щи­на стать «зна­чи­тель­ным че­ло­ве­ком», его боль­ная фан­та­зия о том, что он – пра­ви­тель Ис­па­нии, это ответ тому миру, в ко­то­ром че­ло­век ста­но­вит­ся функ­ци­ей.

 Тема общения в «Петербургских повестях»

В Пе­тер­бур­ге чи­та­те­ля в первую оче­редь по­ра­жа­ет уди­ви­тель­ная без­ли­кость толпы. На мно­гих стра­ни­цах перед нами ше­ство­ва­ли пе­тер­бург­ские жи­те­ли, но мы не уви­де­ли их лиц, не услы­ша­ли их раз­го­во­ров. Нев­ский про­спект на­зы­ва­ет­ся все­об­щей ком­му­ни­ка­ци­ей го­ро­да, но об­ще­ния как та­ко­во­го там не про­ис­хо­дит, толь­ко свет­ские бе­се­ды, пу­стая бол­тов­ня.

Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти «Нев­ский про­спект»

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти «Нев­ский про­спект»

И когда по­вест­во­ва­тель го­во­рит, что там вер­нее всего можно узнать ка­кие-то из­ве­стия, мы вос­при­ни­ма­ем это как про­ти­во­по­лож­ную по смыс­лу кон­струк­цию: слухи и сплет­ни – это всё, что можно там узнать.

Часто в «Пе­тер­бург­ских по­ве­стях» мы на­хо­дим тему слу­хов и спле­тен: ходят слухи о чи­нов­ни­ке, ко­то­рый по­хи­ща­ет ши­нель, ходят слухи (и, кста­ти, никто не удив­ля­ет­ся) о носе май­о­ра Ко­ва­лё­ва (рис. 6), ко­то­рый спо­кой­но раз­гу­ли­ва­ет по Пе­тер­бур­гу, ходят слухи о про­пав­шем ро­ко­вом и страш­ном порт­ре­те.

Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти «Нос»

Рис. 6. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти «Нос»

Но узнать что-то ис­тин­ное, по­лу­чить живое, че­ло­ве­че­ское об­ще­ние не по­лу­чит­ся.

 Тотальное тщеславие в «Петербургских повестях»

Об­ще­ние не скла­ды­ва­ет­ся во мно­гом по­то­му, что каж­дый че­ло­век по­гру­жён в себя, а точ­нее, в свои ам­би­ции. Он не же­ла­ет ни­че­го за­ме­чать, кроме своей пер­со­ны.

Тут стоит от­ме­тить вто­рую важ­ней­шую черту – то­таль­ное тще­сла­вие. По­вест­во­ва­тель в ка­кой-то мо­мент го­во­рит, что Нев­ский про­спект – это такая го­род­ская зона, ко­то­рая сво­бод­на от мер­кан­тиль­но­го ин­те­ре­са. Этот про­спект не ути­ли­та­рен, это место для про­гу­лок и бесед. Но су­ще­ству­ет до­ста­точ­но ути­ли­тар­ная цель – по­кра­со­вать­ся, пре­под­не­сти себя, по­хва­стать­ся пе­ре­во­дом в новый чин, по­хва­лить­ся об­нов­кой. Это место, в ко­то­ром до­ми­ни­ру­ет че­ло­ве­че­ская гор­ды­ня. По­лу­ча­ет­ся, что имен­но ради этих де­мон­стра­ций, ради этой фаль­ши, в об­щем-то, и за­ду­мы­вал­ся Нев­ский про­спект.

 Тема человеческого равнодушия в «Петербургских повестях»

Сле­ду­ю­щая черта го­ро­да, на­пря­мую вы­те­ка­ю­щая из преды­ду­щей, – че­ло­ве­че­ское рав­но­ду­шие. По­смот­ри­те, как опи­сы­ва­ют­ся те люди, ко­то­рые в Пе­тер­бур­ге ока­зы­ва­ют­ся ни­ко­му не нуж­ны­ми:

«Ка­кая-ни­будь швея из ма­га­зи­на пе­ре­бе­жит через Нев­ский про­спект с ко­роб­кою в руках, ка­кая-ни­будь жал­кая до­бы­ча че­ло­ве­ко­лю­би­во­го по­вы­т­чи­ка, пу­щен­ная по миру во фри­зо­вой ши­не­ли, ка­кой-ни­будь за­ез­жий чудак, ко­то­ро­му все часы равны, ка­кая-ни­будь длин­ная вы­со­кая ан­гли­чан­ка с ри­ди­кю­лем и книж­кою в руках, ка­кой-ни­будь ар­тель­щик, рус­ский че­ло­век в де­ми­ко­то­но­вом сюр­ту­ке с та­ли­ей на спине, с узень­кою бо­ро­дою».

Мно­же­ство неопре­де­лён­ных ме­сто­име­ний (ка­кой-то, ка­кая-то) вы­да­ёт аб­со­лют­ную ненуж­ность этих людей, их за­ве­до­мую без­ли­кость. Это не люди, а вспо­мо­га­тель­ные эле­мен­ты, функ­ции, ко­то­рые толь­ко в ка­кой-то мо­мент могут при­го­дить­ся.

Мы видим рав­но­ду­шие не толь­ко к его душе, к его жизни, к его горю. Вспом­ни­те, как убит горем Ака­кий Ака­ки­е­вич и как хо­лод­но на это ре­а­ги­ру­ет ге­не­рал. Ни­ко­му нет дела до того, как убит горем Ака­кий Ака­ки­е­вич. Нет дела до жи­ву­ще­го че­ло­ве­ка и нет дела до умер­ше­го.

Го­голь был очень ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком. Как для лю­бо­го ве­ру­ю­ще­го че­ло­ве­ка, мо­мент пе­ре­хо­да из жизни в смерть для него пре­дель­но важен. Этот свя­щен­ный мо­мент стра­шен и та­ин­стве­нен. В одном из своих тек­стов в ком­мен­та­ри­ях к «Мёрт­вым душам» (рис. 7) автор го­во­рит:

«Ве­ли­кая тайна смер­ти».

Ил­лю­стра­ция к «Мёрт­вым душам»

Рис. 7. Ил­лю­стра­ция к «Мёрт­вым душам»

Пе­тер­бург на смерть никак не ре­а­ги­ру­ет, он её про­сто не за­ме­ча­ет. Про­чти­те фраг­мент опи­са­ния по­хо­рон ху­дож­ни­ка Пис­ка­рё­ва:

«Тихо, даже без об­ря­дов ре­ли­гии, по­вез­ли на Охту; за ним идучи, пла­кал один толь­ко сол­дат-сто­рож, и то по­то­му, что выпил лиш­ний штоф водки. Даже по­ру­чик Пи­ро­гов не при­шёл по­смот­реть на труп несчаст­но­го бед­ня­ка, ко­то­ро­му он при жизни ока­зы­вал своё вы­со­кое по­кро­ви­тель­ство».

А вот судь­ба Ака­кия Ака­ки­е­ви­ча:

«И Пе­тер­бург остал­ся без Ака­кия Ака­ки­е­ви­ча, как будто бы в нём его ни­ко­гда и не было. Ис­чез­ло и скры­лось су­ще­ство, никем не за­щи­щён­ное, ни­ко­му не до­ро­гое, ни для кого не ин­те­рес­ное <…> Несколь­ко дней после его смер­ти по­слан был к нему на квар­ти­ру из де­пар­та­мен­та сто­рож, с при­ка­за­ни­ем немед­лен­но явить­ся: на­чаль­ник-де тре­бу­ет; но сто­рож дол­жен был воз­вра­тить­ся ни с чем, давши отчёт, что не может боль­ше прий­ти, и на за­прос «по­че­му?» вы­ра­зил­ся сло­ва­ми: «Да так, уж он умер, чет­вёр­то­го дня по­хо­ро­ни­ли». Таким об­ра­зом узна­ли в де­пар­та­мен­те о смер­ти Ака­кия Ака­ки­е­ви­ча, и на дру­гой день на его месте уже сидел новый чи­нов­ник, го­раз­до выше ро­стом и вы­став­ляв­ший буквы уже не таким пря­мым по­чер­ком, а го­раз­до на­клон­нее и косее».

Вот так легко один че­ло­век, один вин­тик, за­ме­ня­ет­ся дру­гим.

 «Живые люди» в гоголевском Петербурге

Но есть в Пе­тер­бур­ге, по-го­го­лев­ски вы­ра­жа­ясь, и «живые души». И это те пер­со­на­жи, ко­то­рых можно на­звать твор­ца­ми, ху­дож­ни­ка­ми: герой «Нев­ско­го про­спек­та» Пис­ка­рёв и герой по­ве­сти «Порт­рет» ху­дож­ник Черт­ков.

В «Нев­ском про­спек­те» мы на­тал­ки­ва­ем­ся на ин­те­рес­ные слова по­вест­во­ва­те­ля о том, как неесте­стве­нен в Пе­тер­бур­ге за­ни­ма­ю­щий­ся самым есте­ствен­ным, то есть твор­че­ским, тру­дом че­ло­век:

«Это ис­клю­чи­тель­ное со­сло­вие очень необык­но­вен­но в том го­ро­де, где всё или чи­нов­ни­ки, или купцы, или ма­сте­ро­вые немцы. Это был ху­дож­ник. Не прав­да ли, стран­ное яв­ле­ние? Ху­дож­ник пе­тер­бург­ский! Ху­дож­ник в земле сне­гов, ху­дож­ник в стране фин­нов, где всё мокро, глад­ко, ровно, блед­но, серо, ту­ман­но».

Ху­дож­ник очень неор­га­ни­чен для Пе­тер­бур­га с его фаль­шью. Ху­дож­ник за­ни­ма­ет­ся осмыс­лен­ным тру­дом, твор­че­ским, а в Пе­тер­бур­ге царит по­сто­ян­ная бес­смыс­лен­ная суета. Ху­дож­ник нетер­пим ко лжи, и чи­та­тель видит это очень хо­ро­шо на при­ме­ре об­ра­за Пис­ка­рё­ва: он про­сто­ду­шен, он немнож­ко наи­вен, он не спо­со­бен ко лжи. И со­вер­шен­но иное – пе­тер­бург­ский мир, имен­но по­это­му Пис­ка­рев в этом мире нежиз­не­спо­со­бен. Пе­тер­бург вы­тал­ки­ва­ет его.

А ху­дож­ни­ка Черт­ко­ва, на­о­бо­рот, Пе­тер­бург при­вет­ли­во при­ни­ма­ет, но как раз тогда, когда герой идёт на сдел­ку с со­ве­стью, когда он готов сде­лать всё ради бо­гат­ства и славы и когда он пе­ре­ез­жа­ет на Нев­ский про­спект.

 Город греха

Нехо­рош не толь­ко Нев­ский про­спект. В от­ли­чие от си­я­ю­ще­го, чи­сто­го, бле­стя­ще­го, но фаль­ши­во­го есть столь же фаль­ши­вые, нехо­ро­шие места, но еще и от­ли­ча­ю­щи­е­ся фи­зи­че­ской гря­зью, пред­по­ла­га­ю­щие ещё ка­кую-то фи­зи­че­скую нечи­сто­ту. Це­ло­муд­рен­ный Го­голь изоб­ра­жа­ет вполне опре­де­лён­ный при­тон раз­вра­та, в ко­то­ром ока­зы­ва­ет­ся несчаст­ный Пис­ка­рёв в по­гоне за на­ко­нец-то уви­ден­ным лицом, по­тря­са­ю­ще кра­си­вым, со­вер­шен­ным, незем­ным лицом, ко­то­рое ока­зы­ва­ет­ся лицом пад­шей жен­щи­ны. Мотив по­ру­ган­ной любви, невер­но­сти, из­ме­ны, нечи­сто­ты чи­та­тель по­сто­ян­но на­хо­дит в «Пе­тер­бург­ских по­ве­стях»: «зна­чи­тель­ное лицо» из по­ве­сти «Ши­нель», ко­то­рое от­прав­ля­ет­ся с дру­же­ским ви­зи­том к некой даме, по­чтен­ные отцы се­мейств, ко­то­рые вы­хо­дят в ве­чер­ний час, чтобы за­гля­нуть под шляп­ку даме (по опи­са­нию ста­но­вит­ся по­нят­но, что речь идёт тоже о пад­шей жен­щине). Вот такой город греха до­ста­точ­но од­но­знач­но, бес­ком­про­мисс­но, в очень рез­ких, нега­тив­ных тонах вос­со­зда­ёт­ся в по­ве­сти «Нев­ский про­спект». И имен­но такое нега­тив­ное вос­при­я­тие мы на­хо­дим у Го­го­ля.

 Иллюзорность

Самым важ­ным свой­ством Пе­тер­бур­га яв­ля­ет­ся ил­лю­зор­ность, ми­раж­ность, при­зрач­ность и аб­со­лют­ный обман. Вме­сто по­чтен­ных отцов се­мей­ства – из­мен­ни­ки, вме­сто по­тря­са­ю­щей кра­са­ви­цы, бла­го­род­ней­ше­го су­ще­ства, зем­но­го ан­ге­ла – пад­шая жен­щи­на. И так во всём. Пе­тер­бург – это одна сплош­ная ил­лю­зия, где глав­ное не быть, а ка­зать­ся, где каж­дая вещь пы­та­ет­ся ка­зать­ся чем-то иным, неже­ли она есть.

У Го­го­ля очень лю­бо­пыт­ны имен­но де­та­ли. Ака­кий Ака­ки­е­вич со­би­ра­ет­ся шить новую ши­нель и, ко­неч­но, ду­ма­ет о по­дроб­но­стях сво­е­го бу­ду­ще­го об­ла­че­ния. Он раз­мыш­ля­ет, какой мех ему взять для во­рот­ни­ка, ведь он очень огра­ни­чен в сред­ствах. Он ду­ма­ет, что нужно взять кошку, ко­то­рая будет очень по­хо­жа на ку­ни­цу, и найти такой ко­ша­чий мех, ко­то­рый все­гда можно из­да­ли при­нять за ку­ни­цу.

Фальшь, под­ме­на – это и есть сущ­ность Пе­тер­бур­га.

 Фантасмагория

В опи­са­нии Нев­ско­го про­спек­та мы на­хо­дим слово «фан­тас­ма­го­рия». С одной сто­ро­ны, оно обо­зна­ча­ет ка­кие-то фан­та­сти­че­ские пре­вра­ще­ния, ка­кие-то необык­но­вен­ные ме­та­мор­фо­зы, а с дру­гой сто­ро­ны, фан­тас­ма­го­рия – это что-то ил­лю­зор­ное и при­зрач­ное. У Го­го­ля ак­ту­а­ли­зи­ру­ют­ся оба эти зна­че­ния.

Рас­смот­рим, как автор изоб­ра­жа­ет Нев­ский про­спект в на­ча­ле по­ве­сти и в конце.

В на­ча­ле по­ве­сти воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние, что перед нами па­не­ги­рик – вос­тор­жен­ная речь, по­хва­ла Нев­ско­му про­спек­ту (рис. 8):

«Нет ни­че­го лучше Нев­ско­го про­спек­та, по край­ней мере в Пе­тер­бур­ге; для него он со­став­ля­ет всё. Чем не бле­стит эта улица – кра­са­ви­ца нашей сто­ли­цы! Я знаю, что ни один из блед­ных и чи­нов­ных её жи­те­лей не про­ме­ня­ет на все блага Нев­ско­го про­спек­та. Не толь­ко кто имеет два­дцать пять лет от­ро­ду, но даже тот, у кого на под­бо­род­ке вы­ска­ки­ва­ют белые во­ло­са и го­ло­ва глад­ка, как се­реб­ря­ное блюдо, и тот в вос­тор­ге от Нев­ско­го про­спек­та. А дамы! О, дамам ещё боль­ше при­я­тен Нев­ский про­спект. Да и кому же он не при­я­тен?»

Но стоит за­ду­мать­ся: не слиш­ком ли много здесь от­ри­ца­тель­ных ча­стиц? Они вы­сту­па­ют не в своём обыч­ном зна­че­нии, они вы­ра­жа­ют не от­ри­ца­ние, а уси­ли­ва­ют вос­хи­ще­ние.

Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти «Нев­ский про­спект»

Рис. 8. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти «Нев­ский про­спект»

А вот финал:

«О, не верь­те этому Нев­ско­му про­спек­ту! Я все­гда за­ку­ты­ва­юсь по­креп­че пла­щом своим, когда иду по нём, и ста­ра­юсь вовсе не смот­реть на встре­ча­ю­щи­е­ся пред­ме­ты. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем ка­жет­ся! Вы ду­ма­е­те, что этот гос­по­дин, ко­то­рый гу­ля­ет в от­лич­но сши­том сюр­туч­ке, очень богат? Ни­чуть небы­ва­ло: он весь со­сто­ит из сво­е­го сюр­туч­ка. Вы во­об­ра­жа­е­те, что эти два тол­стя­ка, оста­но­вив­ши­е­ся перед стро­я­ще­ю­ся цер­ко­вью, судят об ар­хи­тек­ту­ре её? Со­всем нет: они го­во­рят о том, как стран­но сели две во­ро­ны одна на­про­тив дру­гой. Вы ду­ма­е­те, что этот эн­ту­зи­аст, раз­ма­хи­ва­ю­щий ру­ка­ми, го­во­рит о том, как жена его бро­си­ла ша­ри­ком из окна в незна­ко­мо­го ему вовсе офи­це­ра? Со­всем нет. <…> Как ни раз­ви­вай­ся вдали плащ кра­са­ви­цы, я ни за что не пойду за нею лю­бо­пыт­ство­вать».

Нев­ский про­спект

Рис. 9. Нев­ский про­спект

И до­ста­ток, и се­мей­ная вер­ность, и об­ра­зо­ван­ность – всё ока­зы­ва­ет­ся ил­лю­зи­ей. За­цик­лен­ность на самом себе и на вещах, неуме­ние об­щать­ся, уви­деть сво­е­го ближ­не­го и стрем­ле­ние во всем лгать и при­укра­ши­вать – это общие свой­ства го­ро­да. 

Фан­та­зии Хле­ста­ко­ва

Образ Пе­тер­бур­га можно найти не толь­ко в «Пе­тер­бург­ских по­ве­стях» Го­го­ля, но и в дру­гих его про­из­ве­де­ни­ях. Вспом­ни­те, как опи­сы­ва­ет­ся Пе­тер­бург в «Ве­че­рах на ху­то­ре близ Ди­кань­ки», а имен­но в по­ве­сти «Ночь перед Рож­де­ством», когда Ва­ку­ла при­ез­жа­ет в Пе­тер­бург и по­ра­жа­ет­ся тому, что там свет­ло, как днём, где впер­вые его на­сти­га­ют со­блаз­ны свет­ской куль­ту­ры: Ва­ку­ла ока­зы­ва­ет­ся в при­ём­ной ца­ри­цы. Видит он сна­ча­ла Ма­дон­ну с мла­ден­цем и го­во­рит, что она как живая, но «…вот эта двер­ная ручка за­слу­жи­ва­ет ещё боль­ше­го вни­ма­ния». Про­ис­хо­дит под­ме­на: свет­ский город, свет­ская куль­ту­ра, свет­ское ис­кус­ство, и уже че­ло­век готов пе­ре­клю­чить­ся со­вер­шен­но на дру­гие цен­но­сти.

Мы на­хо­дим Пе­тер­бург в пьесе «Ре­ви­зор» (рис. 10), ко­неч­но, не на­пря­мую, а через фан­та­зии Хле­ста­ко­ва и мечты го­род­ни­че­го. Уди­ви­тель­но, на­сколь­ко эти фан­то­мы по­хо­жи на то, что изоб­ра­же­но в «Нев­ском про­спек­те»:

«…по ули­цам ку­рье­ры, ку­рье­ры, ку­рье­ры…мо­же­те пред­ста­вить себе трид­цать пять тысяч одних ку­рье­ров! Ка­ко­во по­ло­же­ние?» –

или

«…как про­хо­жу через де­пар­та­мент, – про­сто зем­ле­тря­се­нье, всё дро­жит и тря­сёт­ся как лист».

Рис. 10. Ил­лю­стра­ция к «Ре­ви­зо­ру»

«А там уж чи­нов­ник для пись­ма, эта­кая крыса, пером толь­ко – тр, тр…пошёл пи­сать».

 

«Суп в ка­стрюль­ке прямо на па­ро­хо­де при­е­хал из Па­ри­жа; от­кро­ют крыш­ку – пар, ко­то­ро­му по­доб­но­го нель­зя отыс­кать в при­ро­де.

Я вся­кий день на балах».

Хле­ста­ков, ко­неч­но же, фан­та­зи­ру­ет, но сколь­ко же здесь об­ще­го: город, в ко­то­ром не на­хо­дит­ся места живой душе, где чи­нов­ник – это крыса, где дей­стви­тель­но в ка­кой-то мо­мент в гла­зах тем­не­ет от того ко­ли­че­ства чи­нов­ни­ков, ко­то­рые по го­ро­ду пе­ре­дви­га­ют­ся. Но плохи не чи­нов­ни­ки (не люди). Про­ти­во­есте­ствен­но то, как устро­е­на со­ци­аль­ная жизнь. Само де­ле­ние людей, ко­то­рые из­на­чаль­но равны перед Богом, гу­би­тель­но.

 Духовная сторона Петербурга

Тще­сла­вие, фальшь, ил­лю­зор­ность, че­ло­век как вин­тик, как бу­маж­ка – всё это имеет в мире Го­го­ля одну гло­баль­ную ду­хов­ную пер­во­при­чи­ну. Для пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на Го­го­ля пер­во­при­чи­на всего того, что про­ис­хо­дит с че­ло­ве­ком, с об­ще­ством людей, все­гда ду­хов­ная. Готов ли че­ло­век слу­жить сво­е­му ближ­не­му и тем самым слу­жить Богу? Или он по­гру­жен в свои ам­би­ции и ни­ко­го, кроме себя, не за­ме­ча­ет? Де­ла­ет ли че­ло­век что-ни­будь, чтобы расти ду­хов­но? Вот это само дви­же­ние и яв­ля­ет­ся важ­ным. Че­ло­век, ко­то­рый это не де­ла­ет, не про­сто ду­хов­но стоит на месте, а ста­но­вит­ся иг­руш­кой в руках са­та­ны. Так и по­лу­ча­ет­ся в Пе­тер­бур­ге.

Город, ко­то­рый за­мыш­лен как некий вызов Богу, как некая Ва­ви­лон­ская башня, воз­ве­дён про­ти­во­есте­ствен­но, при­вле­ка­ет своим блес­ком и тем самым вы­зы­ва­ет в че­ло­ве­ке самые низ­мен­ные его ка­че­ства (гор­ды­ню, тще­сла­вие). В этом го­ро­де невоз­мож­но вслу­шать­ся в те слова, ко­то­рые го­во­рит Ака­кий Ака­ки­е­вич: «Я брат твой» – так он пред­став­ля­ет­ся од­но­му чи­нов­ни­ку в вос­по­ми­на­ни­ях. Эти еван­гель­ские слова («Я брат твой») здесь невоз­мож­ны, по­то­му что они не будут услы­ша­ны.

И не слу­чай­но финал Нев­ско­го про­спек­та од­но­знач­но ука­зы­ва­ет на те ду­хов­ные силы, ко­то­рые управ­ля­ют жиз­нью го­ро­да:

«Все дышит об­ма­ном. Он лжет во вся­кое время, этот Нев­ский про­спект, но более всего тогда, когда ночь сгу­щен­ною мас­сою на­ля­жет на него и от­де­лит белые и па­ле­вые стены домов, когда весь город пре­вра­тить­ся в гром и блеск, ми­ри­а­ды карет ва­лят­ся с мо­стов, фо­рей­то­ры кри­чат и пры­га­ют на ло­ша­дях и когда сам демон за­жи­га­ет лампы для того толь­ко, чтобы по­ка­зать все не в на­сто­я­щем виде».

Вот такой псев­до­свет, ко­то­рый не дает под­лин­ность, а яв­ля­ет­ся ис­кус­ствен­ным, ру­ко­твор­ным, как и сам Пе­тер­бург.

 Художественные средства «Петербургских повестей»

Мы уже го­во­ри­ли про усы, за­ме­ня­ю­щие людей, про шляп­ки, ру­ка­ва и т. д. Этот прием – часть вме­сто це­ло­го – си­нек­до­ха.

 

Иро­ния – то­наль­ность, ко­то­рая про­ни­зы­ва­ет всю речь по­вест­во­ва­те­ля. «Нет ни­че­го лучше Нев­ско­го про­спек­та» – и мы уже на­стра­и­ва­ем­ся на хва­леб­ную вещь, но: «По край­ней мере в Пе­тер­бур­ге» – про­ис­хо­дит сни­же­ние. На этом этапе иро­ния пока ещё неод­но­знач­на.

Далее упо­ми­на­ет­ся чи­сто­та Ека­те­рин­ско­го ка­на­ла. В ком­мен­та­ри­ях мы узна­ём, что это место, куда сли­ва­лись сточ­ные воды. Это уже од­но­знач­ная иро­ния.

Также при­ме­ром иро­нии яв­ля­ет­ся то, что Пи­ро­гов (рус­ский дво­ря­нин) вы­се­чен. Это ве­ли­чай­ший позор, по­то­му что к дво­ря­нам ни­ко­гда не при­ме­ня­ли те­лес­ных на­ка­за­ний. И вы­се­чен он нем­ца­ми – ра­бо­чи­ми с фа­ми­ли­я­ми Шил­лер и Гоф­ман. Это уже в выс­шей сте­пе­ни иро­нич­но. Но Пи­ро­гов сразу за­бы­ва­ет о своём по­зо­ре, когда съе­да­ет сло­ё­ные пи­рож­ки. Та­ки­ми иро­ни­че­ски­ми пе­ре­ли­ва­ми на­пол­нен весь текст по­ве­сти.

 

Сле­ду­ю­щий приём – де­таль:

«…неук­лю­жий гряз­ный сапог от­став­но­го сол­да­та».

«…офи­ци­ант, ле­тав­ший, как муха, с шо­ко­ла­дом, вы­ле­за­ет, с мет­лой в руке, без гал­сту­ка, и швы­ря­ет им чёрст­вые пи­ро­ги и объ­ед­ки».

Бла­го­да­ря такой кон­крет­но­сти чи­та­тель точно видит эле­мен­ты одеж­ды, те же самые усы. Мы видим де­таль­ный мир. Это круп­ный план.

 

В то же самое время сам Пе­тер­бург (общий план) – это некое без­ли­кое, ту­ман­ное, рас­плыв­ча­тое. Это фан­тас­ма­го­рия: здесь кон­кре­ти­ка, а там – пре­дель­ная аб­страк­ция; здесь ре­аль­ные де­та­ли, там – при­зрач­ные. По­смот­ри­те на пей­заж:

«Тро­туар нёсся по ним, ка­ре­ты со ска­чу­щи­ми ло­ша­дь­ми ка­за­лись недви­жи­мы, мост рас­тя­ги­вал­ся и ло­мал­ся на своей арке, дом стоял кры­шею вниз, будка ва­ли­лась к нему нав­стре­чу, и але­бар­да ча­со­во­го вме­сте с зо­ло­ты­ми сло­ва­ми вы­вес­ки и на­ри­со­ван­ны­ми нож­ни­ца­ми бле­сте­ла, ка­за­лось, на самой рес­ни­це его глаз».

Мы видим неве­ро­ят­ное со­че­та­ние кон­кре­ти­ки и по­лу­безум­ных кар­тин. Это зву­чит очень со­вре­мен­но. Го­голь пишет очень ки­не­ма­то­гра­фич­но за дол­гие годы до изоб­ре­те­ния камер.

 

Приём оли­це­тво­ре­ния

Есть в Пе­тер­бур­ге враг тех, кто по­лу­ча­ет че­ты­ре­ста руб­лей в год. Этот враг – злой пе­тер­бург­ский мороз. Это не про­сто оли­це­тво­ре­ние, а изоб­ра­же­ние су­ще­ства со своей пси­хо­ло­ги­ей и со сво­и­ми за­да­ча­ми – по­гу­бить че­ло­ве­ка, по­гу­бить че­ло­ве­че­скую душу, до­ве­сти до безу­мия. Вспом­ни­те га­ле­рею пе­тер­бург­ских безум­цев, ко­то­рая от­кры­ва­ет­ся тем же самым пуш­кин­ским Ев­ге­ни­ем из «Мед­но­го всад­ни­ка», а про­дол­жа­ет­ся По­при­щи­ным (явное безу­мие), Ака­ки­ем Ака­ки­е­ви­чем, впа­да­ет в по­лу­безум­ное со­сто­я­ние ху­дож­ник Черт­ков, ослеп­лён­ный сла­вой. Ли­шить че­ло­ве­ка его живой души – ка­на­ла, ко­то­рый свя­зы­ва­ет его с Богом, – тай­ная за­да­ча Пе­тер­бур­га, точ­нее, той силы, ко­то­рая в нём оби­та­ет.

 

Ги­пер­бо­ла

«Ты­ся­чи сор­тов шля­пок и пла­тьев» – можно при­ду­мать де­сят­ки фа­со­нов, сотни, но не ты­ся­чи. Это ги­пер­бо­ла.

«Дам­ские талии не толще бу­ты­лоч­ной шейки».

Го­голь при­бе­га­ет к ги­пер­бо­ле с тем, чтобы ещё боль­ше уси­лить впе­чат­ле­ние ил­лю­зор­но­сти. В мире, где всё фаль­ши­во, ги­пер­бо­ла ока­зы­ва­ет­ся вполне есте­ствен­ным ху­до­же­ствен­ным при­ё­мом.

 

Ко­рон­ный приём, вби­ра­ю­щий в себя всё: и жи­вость оли­це­тво­ре­ния, и пре­уве­ли­че­ние ги­пер­бо­лы, и ав­тор­скую иро­нию, – гро­теск.

Гро­теск – со­че­та­ние фан­та­сти­ки и дикой неесте­ствен­но­сти изоб­ра­жа­е­мо­го, когда со­бы­тия на­столь­ко неле­пы, на­столь­ко де­фор­ми­ро­ва­ны, на­столь­ко невоз­мож­ны, что они ка­жут­ся стран­ны­ми даже в фан­та­сти­че­ском мире.

Име­ет­ся в виду по­весть «Нос», в ко­то­рой нос май­о­ра Ко­ва­лё­ва ока­зы­ва­ет­ся за­пе­чён в тесте, потом вы­бро­шен в Неву, потом он гу­ля­ет сам по себе по Пе­тер­бур­гу и в конце ка­ким-то непо­нят­ным об­ра­зом ока­зы­ва­ет­ся там, где ему долж­но быть, – между двух щёк май­о­ра Ко­ва­лё­ва.

Этот нево­об­ра­зи­мый аб­сурд ни­ко­го не удив­ля­ет. И это тоже аб­сурд­но. Этот приём адек­ва­тен аб­сурд­но­сти изоб­ра­жа­е­мой жизни. В ненор­маль­ном, про­ти­во­есте­ствен­ном мире про­ис­хо­дят такие вещи, ко­то­рые хо­ро­шо от­ра­зить имен­но при по­мо­щи та­ко­го шо­ки­ру­ю­ще­го, ра­ди­каль­но­го ху­до­же­ствен­но­го спо­со­ба.

Де­мо­ни­че­ское у Го­го­ля

На­вер­но, никто в рус­ской ли­те­ра­ту­ре так, как Го­голь, не ин­те­ре­со­вал­ся де­мо­ни­че­ской, нечи­стой силой и её вли­я­ни­ем на людей.

Вспом­ни­те черта, ко­то­рый украл месяц в по­ве­сти «Ночь перед Рож­де­ством». Он глу­пый, непри­ят­ный, хит­рый и вполне легко «по­бе­ди­мый». Такой явный ко­ми­че­ский образ чёрта мы на­хо­дим в ран­нем твор­че­стве. Этот образ явный – чёр­тик с рож­ка­ми, ко­пыт­ца­ми, к ко­то­ро­му мы при­вык­ли в куль­ту­ре. По мере того как Го­голь ме­ня­ет­ся как ху­дож­ник, явный образ нечи­стой силы ухо­дит. На смену ему при­хо­дят кос­вен­ные упо­ми­на­ния. Все упо­ми­на­ния о нечи­стой силе у Го­го­ля стоит по­ни­мать бук­валь­но. Го­род­ни­чий, когда узна­ёт, что он об­ма­нут, когда он по­лу­ча­ет пись­мо Хле­ста­ко­ва, го­во­рит: «Точно туман ка­кой-то оше­ло­мил, чёрт по­пу­тал». И это прав­да: так эта скры­тая де­мо­ни­че­ская сила дви­жет ге­ро­я­ми и со­бы­ти­я­ми.

«Моск­вы в Пе­тер­бур­ге висят эта­ким чёр­том».

«При­е­хать в Пе­тер­бург и вот таким чёр­том по нему прой­тись».

Всё это – скры­тые ха­рак­те­ри­сти­ки ду­хов­ной жизни.

 Основные черты Петербурга в повестях Гоголя

Вы­де­лим ос­нов­ные черты го­ро­да, ко­то­рый стал смыс­ло­вым цен­тром «Пе­тер­бург­ских по­ве­стей».

Черты об­ра­за Санкт-Пе­тер­бур­га в по­ве­стях Го­го­ля:

се­рьёз­ней­шее со­ци­аль­ное рас­сло­е­ние, раз­об­щён­ность;

че­ло­век – вин­тик в чи­нов­ни­чьей си­сте­ме;

че­ло­ве­че­ская лич­ность ни­ко­му не ин­те­рес­на, город за­пол­ня­ет без­ли­кая толпа;

че­ло­ве­ка не видно за его «ат­ри­бу­та­ми»: ор­де­на­ми, до­ро­ги­ми пла­тья­ми; важен пре­стиж;

каж­дый ин­те­ре­су­ет­ся толь­ко собой, рав­но­ду­шие к дру­гим, непри­я­тие дру­го­го че­ло­ве­ка – живой души, со­тво­рён­ной Богом;

тще­сла­вие;

свет­ские бес­смыс­лен­ные раз­го­во­ры, сплет­ни, при этом никто ни­ко­го не слы­шит и не слу­ша­ет; пош­лость и пу­сто­та;

раз­вра­щён­ность;

фальшь;

обман;

ил­лю­зор­ность.

Пер­во­при­чи­на: ду­хов­ная бо­лезнь, гор­ды­ня, за­бве­ние под­лин­ных цен­но­стей.

 

Го­го­лев­ская вер­сия Пе­тер­бур­га ор­га­нич­но на­пол­ни­ла «пе­тер­бург­ский текст» и в свою оче­редь по­ро­ди­ла новые ас­со­ци­а­ции и новые ли­те­ра­тур­ные от­ра­же­ния. Го­голь бес­по­ща­ден к Пе­тер­бур­гу, его взгляд до­ста­точ­но од­но­зна­чен, бес­ком­про­мис­сен. Чи­та­тель хотел бы уви­деть и ка­кие-то дру­гие черты Пе­тер­бур­га, но автор имеет право на своё вос­при­я­тие.

Вопросы к конспектам

Как ис­поль­зу­ет автор аб­стракт­ные кон­струк­ции в по­ве­сти «Нев­ский про­спект»? При­ве­ди­те при­ме­ры из тек­ста.

Пе­ре­чис­ли­те ху­до­же­ствен­ные сред­ства, ис­поль­зу­е­мые Го­го­лем в «Пе­тер­бург­ских по­ве­стях».

Объ­яс­ни­те ав­тор­скую по­зи­цию в от­но­ше­нии к Пе­тер­бур­гу, опи­ра­ясь на по­весть «Нев­ский про­спект».

Последнее изменение: Четверг, 22 Июнь 2017, 21:58