«Золотой век» русской культуры

 1. Понятие «золотого века» в античности

По­ня­тие «зо­ло­той век» – ме­та­фо­ри­че­ское, и чтобы по­нять смысл этой ме­та­фо­ры, нужно вспом­нить, от­ку­да воз­ник­ло пря­мое зна­че­ние. Оно от­ве­дет нас в древ­ность, в ан­тич­ность, в гре­че­скую ми­фо­ло­гию, где воз­ник­ло пред­став­ле­ние о «зо­ло­том веке» как об осо­бом со­сто­я­нии жизни людей и богов, когда они жили в гар­мо­нии. Эти ми­фо­ло­ги­че­ские пред­став­ле­ния были за­фик­си­ро­ва­ны ан­тич­ны­ми ав­то­ра­ми. В первую оче­редь, речь идет о гре­че­ском поэте Ге­си­о­де

Ге­си­од

Рис. 1. Ге­си­од

и его поэме «Труды и дни», в ко­то­рой он го­во­рит толь­ко о по­ко­ле­нии людей, со­тво­рен­ных бо­га­ми. Это было время, когда Кро­нос, или Хро­нос в гре­че­ской тра­ди­ции, а в рим­ской – Сатур со­тво­рил осо­бый род «зо­ло­тых людей». На­мно­го позже рим­ский поэт Вер­ги­лий

Вер­ги­лий

Рис. 2. Вер­ги­лий

в поэме «Эне­ида» упо­тре­бит имен­но это вы­ра­же­ние – «зо­ло­той век», имея в виду те­перь не ка­че­ства людей, а ка­че­ство вре­ме­ни. Его же со­вре­мен­ник Ови­дий

Ови­дий

Рис. 3. Ови­дий

в поэме «Наука любви» иро­ни­че­ски вспом­нит о «зо­ло­том веке», го­во­ря о том, что нынче за все при­хо­дит­ся пла­тить зо­ло­том, по­то­му что живем мы в «зо­ло­том веке».

С те­че­ни­ем вре­ме­ни имен­но рим­скую ли­те­ра­ту­ру стали на­зы­вать «зо­ло­той». Рас­цвет рим­ской куль­ту­ры I века до н.э. по­лу­чил на­зва­ние «зо­ло­то­го века» рим­ской куль­ту­ры, ли­те­ра­ту­ры и был свя­зан с несколь­ки­ми яв­ле­ни­я­ми. С одной сто­ро­ны, с про­бле­мой ла­тин­ско­го языка, ко­то­рый в то время при­об­рел осо­бое ка­че­ство своей клас­си­че­ской за­вер­шен­но­сти. Нечто по­доб­ное будет про­ис­хо­дить и в рус­ской ли­те­ра­ту­ре на­ча­ла XIX века. С дру­гой сто­ро­ны, это была эпоха осо­бо­го по­кро­ви­тель­ства наук и ис­кусств. Пер­вый рим­ский им­пе­ра­тор Ок­та­виан Ав­густ

Ок­та­виан Ав­густ

Рис. 4. Ок­та­виан Ав­густ

под­дер­жи­вал пи­са­те­лей: Го­ра­ция, Вер­ги­лия – осо­бен­ным об­ра­зом со­зда­вая бла­го­при­ят­ные усло­вия для раз­ви­тия ли­те­ра­ту­ры, куль­ту­ры.

 2. Понятие «золотого века» в русской культуре

Когда же речь идет о рус­ской куль­ту­ре на­ча­ла XIX века, то есть резон на­пом­нить о том, что Гер­цен,

Алек­сандр Гер­цен

Рис. 5. Алек­сандр Гер­цен

раз­мыш­ляя о свое­об­ра­зии ис­то­ри­че­ско­го пути рус­ской куль­ту­ры, ко­то­рый она про­шла со вре­мен Пет­ров­ских пре­об­ра­зо­ва­ний до на­ча­ла XIX века, со свой­ствен­ной ему кра­со­той вы­ра­же­ний за­ме­тит, что на Пет­ров­ский при­зыв к об­ра­зо­ва­нию через сто лет Рос­сия от­ве­тит ге­ни­ем Пуш­ки­на. И в этом смыс­ле, дей­стви­тель­но, то, что мы на­зы­ва­ем «зо­ло­тым веком» рус­ской куль­ту­ры, на­чи­на­ет­ся с пер­вых де­ся­ти­ле­тий XIX века и наи­бо­лее от­чет­ли­во, может быть, про­яви­лось в за­вер­шен­но­сти ан­сам­бля се­вер­ной сто­ли­цы, Пе­тер­бур­га. Имен­но в это время Пе­тер­бург при­об­ре­та­ет тот клас­си­че­ский вид, ко­то­рый мы пом­ним, в первую оче­редь, по Пуш­кин­ско­му ро­ма­ну «Ев­ге­ний Оне­гин». И дей­стви­тель­но, ар­хи­тек­тор За­ха­ров

Ан­дре­ян За­ха­ров

Рис. 6. Ан­дре­ян За­ха­ров

вы­стра­и­ва­ет зда­ние ад­ми­рал­тей­ства,

Зда­ние ад­ми­рал­тей­ства в Пе­тер­бур­ге

Рис. 7. Зда­ние ад­ми­рал­тей­ства в Пе­тер­бур­ге

от ко­то­ро­го от­хо­дят цен­траль­ные про­спек­ты Пе­тер­бур­га.

 3. «Архитектура»

О клас­си­че­ском веке в ис­то­рии рус­ской куль­ту­ры, ко­то­рую при­ня­то еще на­зы­вать Пе­тер­бург­ской ча­стью её ис­то­рии. И со­всем не слу­чай­но. Ведь в цен­тре со­бы­тий ока­жет­ся сам город Пе­тер­бург с очень не боль­шой ис­то­ри­ей, по­то­му что его ос­но­ва­ние при­хо­дит­ся на на­ча­ло XVIII века. В стро­и­тель­стве Пе­тер­бур­га XVIII века пре­об­ла­да­ю­щим ар­хи­тек­тур­ным сти­лем был стиль ба­рок­ко. Так, вы­стра­и­ва­ет­ся Пет­ро­пав­лов­ский собор

Пет­ро­пав­лов­ский собор в Пе­тер­бур­ге

Рис. 8. Пет­ро­пав­лов­ский собор в Пе­тер­бур­ге

ар­хи­тек­то­ром Тре­зи­ни.

До­ме­ни­ко Тре­зи­ни

Рис. 9. До­ме­ни­ко Тре­зи­ни

Рас­трел­ли

Фран­че­ско Рас­трел­ли

Рис. 10. Фран­че­ско Рас­трел­ли

вы­стра­и­ва­ет Зим­ний дво­рец,

Зим­ний дво­рец в Пе­тер­бур­ге

Рис. 11. Зим­ний дво­рец в Пе­тер­бур­ге

Ека­те­ри­нин­ский дво­рец.

Ека­те­ри­нин­ский дво­рец в Пе­тер­бур­ге

Рис. 12. Ека­те­ри­нин­ский дво­рец в Пе­тер­бур­ге

А вот к концу XVIII на­ча­лу XIX века сама по себе идея Рос­сии как им­пе­рии на­чи­на­ет под­чер­ки­вать­ся утвер­жде­ни­ем дру­го­го ар­хи­тек­тур­но­го стиля – клас­си­циз­ма. И если в ли­те­ра­ту­ре рус­ский клас­си­цизм наи­бо­лее ярко вы­ра­зил­ся в се­ре­дине XVIII века, то в ар­хи­тек­ту­ре и жи­во­пи­си наи­бо­лее зна­чи­тель­ных до­сти­же­ний этот стиль об­на­ру­жит имен­но в на­ча­ле XIX века, с одной сто­ро­ны. С дру­гой сто­ро­ны, он и за­вер­шит собою ар­хи­тек­тур­ную ор­га­ни­за­цию Пе­тер­бур­га. Дей­стви­тель­но, в этом смыс­ле есть резон на­пом­нить о стро­и­тель­стве ад­ми­рал­тей­ства, по­стро­ен­но­го ар­хи­тек­то­ром За­ха­ро­вым. Оно ока­за­лось некой точ­кой, от ко­то­рой лу­ча­ми от­хо­дят в раз­ные сто­ро­ны ос­нов­ные про­спек­ты Пе­тер­бур­га, и в первую оче­редь, Нев­ский, где в пер­вой чет­вер­ти XIX века за­вер­ша­ет его оформ­ле­ние Ка­зан­ский собор,

Ка­зан­ский собор в Пе­тер­бур­ге

Рис. 13. Ка­зан­ский собор в Пе­тер­бур­ге

по­стро­ен­ный ар­хи­тек­то­ром Во­ро­ни­хи­ным,

Ан­дрей Во­ро­ни­хин

Рис. 14. Ан­дрей Во­ро­ни­хин

при­чем по мо­де­ли Рима, в дан­ном слу­чае, по мо­де­ли со­бо­ра Петра,

Собор Петра в Риме

Рис. 15. Собор Петра в Риме

вы­стро­ен­но­го Ми­ке­лан­дже­ло.

Бу­о­нар­ро­ти Ми­ке­лан­дже­ло

Рис. 16. Бу­о­нар­ро­ти Ми­ке­лан­дже­ло

И опять воз­ни­ка­ют ан­тич­ные, рим­ские ас­со­ци­а­ции. Ко­неч­но, осо­бо­го раз­го­во­ра тре­бу­ет дооформ­ле­ние Ва­си­льев­ско­го ост­ро­ва

Ва­си­льев­ский ост­ров в Пе­тер­бур­ге

Рис. 17. Ва­си­льев­ский ост­ров в Пе­тер­бур­ге

с по­строй­кой на нем зда­ния биржи, ко­то­рая долж­на была урав­но­ве­сить вод­ные и ост­ров­ные про­стран­ства. Для этого вы­би­ра­ет­ся все тот же ан­тич­ный гре­че­ский стиль: биржа вы­стра­и­ва­ет­ся в стиле ан­тич­но­го храма. И, на­ко­нец, осо­бая тема – это твор­че­ство ар­хи­тек­то­ра Карла Росси, у ко­то­ро­го воз­ник­ла уди­ви­тель­ная воз­мож­ность вы­стра­и­вать не от­дель­ные зда­ния, как это было обыч­но, а вы­стра­и­вать целые го­род­ские ан­сам­бли, в сти­лях ко­то­рых пре­ва­ли­ру­ет все тот же клас­си­цизм. Непре­мен­ные пор­ти­ки, ко­лон­ны, арки, непре­мен­ные со­раз­мер­ность, гар­мо­нич­ность ар­хи­тек­тур­ных ча­стей. Сло­вом, то самое, что неза­мет­ным об­ра­зом от­ра­жа­лось не толь­ко в ар­хи­тек­ту­ре, а и в ли­те­ра­ту­ре. По­то­му что как раз в это время в фор­ми­ро­ва­нии рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го по­э­ти­че­ско­го языка будет пре­ва­ли­ро­вать имен­но эта тен­ден­ция: стрем­ле­ние к яс­но­сти, к гар­мо­нич­ной точ­но­сти, за­вер­шен­но­сти. И в этом от­но­ше­нии мы дей­стви­тель­но об­на­ру­жи­ва­ем при­ме­ту этого клас­си­че­ско­го на­прав­ле­ния, стиля.

Фран­цуз­ский ар­хи­тек­тор Тома де Томон

Тома де Томон

Рис. 18. Тома де Томон

вы­стра­и­ва­ет зда­ние биржи в виде огром­но­го ан­тич­но­го храма.

Зда­ние биржи в Пе­тер­бур­ге

Рис. 19. Зда­ние биржи в Пе­тер­бур­ге

Карл Росси

Карл Росси

Рис. 20. Карл Росси

вы­стра­и­ва­ет свои зна­ме­ни­тые ан­сам­бли: Алек­сан­дрий­ский театр

Алек­сан­дрий­ский театр в Пе­тер­бур­ге

Рис. 21. Алек­сан­дрий­ский театр в Пе­тер­бур­ге

со зна­ме­ни­той ули­цей Росси,

Улица Росси в Пе­тер­бур­ге

Рис. 22. Улица Росси в Пе­тер­бур­ге

Ми­хай­лов­ский замок,

Ми­хай­лов­ский замок в Пе­тер­бур­ге

Рис. 23. Ми­хай­лов­ский замок в Пе­тер­бур­ге

зда­ние Си­но­да.

Зда­ние Си­но­да в Пе­тер­бур­ге

Рис. 24. Зда­ние Си­но­да в Пе­тер­бур­ге

И все это будет ар­хи­тек­ту­ра, вы­стро­ен­ная в стиле клас­си­циз­ма, что за­став­ля­ет вспом­нить гре­ко-рим­скую тра­ди­цию. И в этом от­но­ше­нии, дей­стви­тель­но, воз­ни­ка­ло ощу­ще­ние того, что, как ми­ни­мум, Пе­тер­бург на гла­зах пре­вра­ща­ет­ся в некое по­до­бие Рим­ской им­пе­рии. Также есть резон на­пом­нить, что од­но­вре­мен­но это был не толь­ко город, свя­зан­ный с им­пер­ской темой. Ведь с воз­мож­но­стью вы­стра­и­вать не от­дель­ные дома, а целые ар­хи­тек­тур­ные ан­сам­бли Пе­тер­бург пре­вра­щал­ся в некое про­из­ве­де­ние ис­кусств. И тогда воз­ни­ка­ла дру­гая ас­со­ци­а­ция: се­вер­ные Афины, если иметь в виду Гре­цию как некий сим­вол, свя­зан­ный с темой ис­кус­ства, фи­ло­со­фии, науки и куль­ту­ры. Сле­ду­ет за­ме­тить, что со­здан­ная Ака­де­мия ху­до­жеств

Ака­де­мия ху­до­жеств в Пе­тер­бур­ге

Рис. 25. Ака­де­мия ху­до­жеств в Пе­тер­бур­ге

ори­ен­ти­ро­ва­ла и ар­хи­тек­то­ров, и ху­дож­ни­ков на вос­со­зда­ние клас­си­че­ско­го стиля. Стоит вспом­нить таких лич­но­стей, как Карл Брюл­лов,

Карл Брюл­лов

Рис. 26. Карл Брюл­лов

Алек­сандр Ива­нов,

Алек­сандр Ива­нов

Рис. 27. Алек­сандр Ива­нов

если иметь в виду со­зда­те­лей гран­ди­оз­ных по за­мыс­лу по­ло­тен: «По­след­ний день Пом­пеи»,

«По­след­ний день Пом­пеи»

Рис. 28. «По­след­ний день Пом­пеи»

«Яв­ле­ние Хри­ста на­ро­ду».

«Яв­ле­ние Хри­ста на­ро­ду»

Рис. 29. «Яв­ле­ние Хри­ста на­ро­ду»

Более скром­ных порт­ре­ти­стов Оре­ста Ки­прен­ско­го,

Орест Ки­прен­ский

Рис. 30. Орест Ки­прен­ский

Ва­си­лия Тро­пи­ни­на.

Ва­си­лий Тро­пи­нин

Рис. 31. Ва­си­лий Тро­пи­нин

 4. «Иванов, Брюллов, Гоголь»

Если го­во­рить о раз­ви­тии жи­во­пи­си в эту эпоху «зо­ло­то­го века», то есть резон об­ра­тить вни­ма­ние на гран­ди­оз­ность за­мыс­лов наших жи­во­пис­цев и куль­тур­ную плот­ность. По­то­му что эти жи­во­пис­ные за­мыс­лы ока­зы­ва­ют свое вли­я­ние и смыс­ло­вое дав­ле­ние на дру­гих ав­то­ров, пи­са­те­лей на­при­мер. В этом смыс­ле до­стой­но от­дель­но­го за­ме­ча­ния то, что вы­да­ю­щи­е­ся ше­дев­ры, ска­жем, Карла Брюл­ло­ва «По­след­ний день Пом­пеи», это не толь­ко гран­ди­оз­ное само по себе по­лот­но, вы­пол­нен­ное в бле­стя­щей клас­си­ци­сти­че­ской ма­не­ре с точ­но­стью изоб­ра­же­ния, ма­стер­ством, необы­чай­но­го свой­ства тон­ко­стью. «Зо­ло­той век» яв­ля­ет­ся зо­ло­тым не толь­ко по­то­му, что ав­то­ры тут до­сти­га­ют мак­си­маль­но­го со­вер­шен­ства формы, но от­ли­ча­ют­ся и глу­би­ной за­мыс­лов. Так, глядя на это по­лот­но, Го­голь за­ду­мы­ва­ет­ся над тем, что необ­хо­ди­мо се­го­дняш­не­му пи­са­те­лю в ка­че­стве сю­же­та, идеи та­ко­го по­ряд­ка, чтобы оно за­хва­ти­ло собою всех. По­то­му что кар­ти­на Брюл­ло­ва сде­ла­на таким об­ра­зом, что взо­рвав­ший­ся Ве­зу­вий при­во­дит в ужас огром­ное ко­ли­че­ство на­ро­да. И этот самый страх, ко­то­рый од­но­вре­мен­но спла­чи­ва­ет людей и за­став­ля­ет их дей­ство­вать как некую одну силу, ока­зал­ся крайне важ­ным для Го­го­лев­ско­го «Ре­ви­зо­ра»,

Ко­ме­дия «Ре­ви­зор» Ни­ко­лая Го­го­ля

Рис. 32. Ко­ме­дия «Ре­ви­зор» Ни­ко­лая Го­го­ля

ведь там нет лю­бов­ной ин­три­ге, а всё за­вя­за­но на стра­хе ге­ро­ев. А вот, на­при­мер, кар­ти­на Ива­но­ва «Яв­ле­ние Хри­ста на­ро­ду» несла в себе ми­сти­че­ский от­те­нок, по­то­му что при своей огром­но­сти зри­тель ока­зы­вал­ся вклю­чен­ным в саму кар­ти­ну, и Хри­стос как бы дей­стви­тель­но шел к вам нав­стре­чу, что аб­со­лют­ной ак­ком­па­ни­ру­ет дру­гой ге­ни­аль­ной за­дум­ке Го­го­ля: «Мерт­вые души».

Поэма «Мерт­вые души» Ни­ко­лая Го­го­ля

Рис. 33. Поэма «Мерт­вые души» Ни­ко­лая Го­го­ля

По за­мыс­лу ав­то­ра, это была такая книга, ко­то­рая долж­на была из нас всех «мерт­вых» ду­ша­ми сде­лать людей с ду­ша­ми «жи­вы­ми». По­это­му гран­ди­оз­ность этих идей, ко­то­рые воз­ни­ка­ют и у жи­во­пис­цев, и у пи­са­те­лей, в их вза­и­мо­дей­ствии яв­ля­ет­ся одной из осо­бен­но­стей «зо­ло­то­го века».

 5. Особенности «золотого века» в русской культуре

А если иметь в виду му­зы­каль­ную куль­ту­ру, то невоз­мож­но не вспом­нить ге­ни­аль­ное твор­че­ство Ми­ха­и­ла Глин­ки.

Ми­ха­ил Глин­ка

Рис. 34. Ми­ха­ил Глин­ка

Когда мы смот­рим на этот пласт рус­ской куль­ту­ры, свя­зан­ной с ар­хи­тек­ту­рой, жи­во­пи­сью, то тут не про­сто ощу­ти­мы эти клас­си­ци­сти­че­ские гре­ко-рим­ские тра­ди­ции, они тут при­об­ре­та­ют свой клас­си­че­ский ха­рак­тер, за­вер­шая собою ту самую идею от­кры­то­го окна в Ев­ро­пу, о ко­то­рой меч­тал Петр.

Пётр I

Рис. 35. Пётр I

С дру­гой сто­ро­ны, легко за­ме­тить, что имен­но эти ав­то­ры, ар­хи­тек­то­ры в бу­ду­щем будут вос­при­ни­мать­ся как со­зда­те­ли на­ци­о­наль­ных сти­лей в том или ином виде ис­кус­ства. И по­это­му со­всем не уди­ви­тель­но, что в 1825 году близ­кий друг Пуш­ки­на Петр Плет­нев,

Петр Плет­нев

Рис. 36. Петр Плет­нев

из­вест­ный поэт, ли­те­ра­тур­ный кри­тик, пре­по­да­ва­тель рус­ской сло­вес­но­сти, рек­тор Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та, в одной из ста­тей, опуб­ли­ко­ван­ных в аль­ма­на­хе Дель­ви­га «Се­вер­ные цветы», на­пи­шет неболь­шой обзор, свя­зан­ный с раз­ви­ти­ем рус­ской по­э­зии за по­след­ние де­ся­ти­ле­тия, при­пом­нив твор­че­ство Жу­ков­ско­го,

Ва­си­лий Жу­ков­ский

Рис. 37. Ва­си­лий Жу­ков­ский

Ба­тюш­ко­ва

Кон­стан­тин Ба­тюш­ков

Рис. 38. Кон­стан­тин Ба­тюш­ков

и за­вер­шив раз­го­во­ром о ге­ни­аль­ном Пуш­кине,

Алек­сандр Пуш­кин

Рис. 39. Алек­сандр Пуш­кин

ко­то­рый, по мне­нию ав­то­ра ста­тьи, «пер­вый поэт «зо­ло­то­го века» нашей сло­вес­но­сти (если непре­мен­но на­доб­но, чтобы каж­дая сло­вес­ность имела свой «зо­ло­той век»)». Плет­нев, ко­неч­но, имеет в виду тот самый «зо­ло­той век» рим­ской ли­те­ра­ту­ры, по­это­му в том окру­же­нии, в ко­то­ром ока­за­лись Пе­тер­бург­ские пи­са­те­ли и де­я­те­ли куль­ту­ры в на­ча­ле XIX века, это ощу­ще­ние бли­зо­сти к рим­ской клас­си­че­ской тра­ди­ции зо­ло­то­го её века были вполне по­нят­ны и оче­вид­ны.

А вот на­мно­го позже, уже в 30 годы XX века, в Па­ри­же рус­ский поэт и эми­грант Ни­ко­лай Оцуп

Ни­ко­лай Оцуп

Рис. 40. Ни­ко­лай Оцуп

на­пи­шет ста­тью, по­свя­щен­ную «се­реб­ря­но­му веку» в ис­то­рии рус­ской куль­ту­ры и ли­те­ра­ту­ры, в ко­то­рой по­пы­та­ет­ся обо­зна­чить грань, воз­ник­шую между «зо­ло­тым» и «се­реб­ря­ным веком» ли­те­ра­ту­ры. Он от­толк­нул­ся от мысли фран­цуз­ско­го пи­са­те­ля и эс­се­и­ста Поля Ва­ле­ри,

Пол Ва­ле­ри

Рис. 41. Пол Ва­ле­ри

рас­суж­да­ю­ще­го о свое­об­ра­зии рус­ской ли­те­ра­ту­ры XX века. Он был по­ра­жен огром­ным ко­ли­че­ством та­лан­тов, ко­то­рые уди­ви­тель­ным об­ра­зом про­си­я­ли в XIX веке, имея в виду «вер­шин­ных» ав­то­ров и их «вер­шин­ные» до­сти­же­ния: Пуш­ки­на, Го­го­ля, Лер­мон­то­ва, Тол­сто­го, До­сто­ев­ско­го.

Ни­ко­лай Го­голь

Рис. 42. Ни­ко­лай Го­голь

Ми­ха­ил Лер­мон­тов

Рис. 43. Ми­ха­ил Лер­мон­тов

Лев Тол­стой

Рис. 44. Лев Тол­стой

Федор До­сто­ев­ский

Рис. 45. Федор До­сто­ев­ский

Антон Чехов

Рис. 46. Антон Чехов

Он срав­ни­вал это чудо рус­ско­го ис­кус­ства с тем, что про­ис­хо­ди­ло ко­гда-то в раз­ви­тии ан­тич­но­го те­ат­ра, когда бук­валь­но за сто­ле­тие три дра­ма­тур­га со­зда­ли всю ев­ро­пей­скую дра­ма­ти­че­скую тра­ди­цию. Он срав­ни­вал эту эпоху с эпо­хой Воз­рож­де­ния, с её ти­та­на­ми. И вот Ни­ко­лай Оцуп, раз­мыш­ляя о том же, со­би­ра­ет в «зо­ло­той век» всю рус­скую ли­те­ра­ту­ру в её ми­ро­вом кон­тек­сте. Но об­на­ру­жи­ва­ет гра­ни­цу, от­де­ля­ю­щую XIX век от бу­ду­ще­го мо­дер­нист­ско­го XX где-то в 80-е годы XIX века. Таким об­ра­зом, дей­стви­тель­но, воз­ник­ло более ши­ро­кое пред­став­ле­ние о «зо­ло­том веке» рус­ской ли­те­ра­ту­ры, ко­то­рое вклю­ча­ет в себя пред­став­ле­ние обо всей ли­те­ра­ту­ре XIX сто­ле­тия.

В конце кон­цов, можно го­во­рить о том, сто су­ще­ству­ет узкое, более кон­крет­ное и ис­то­ри­че­ски оправ­дан­ное пред­став­ле­ние о «зо­ло­том веке», ко­то­рое свя­зан­но с рус­ской куль­ту­рой и ли­те­ра­ту­рой пер­вой чет­вер­ти XIX века. То время, ко­то­рое вошло в ис­то­рию рус­ской куль­ту­ры как Пуш­кин­ское время. А это, с одной сто­ро­ны, эпоха во мно­гом вы­стра­и­ва­ю­ща­я­ся как под­ве­де­ние ито­гов всего пред­ше­ству­ю­ще­го XVIII века. А с дру­гой сто­ро­ны, она важна здесь как эпоха фор­ми­ро­ва­ния на­ци­о­наль­ных тра­ди­ций, школ, по­то­му что мы при­выч­но на­зы­ва­ем Пуш­ки­на ос­но­во­по­лож­ни­ком рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го языка и новой рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Мы тра­ди­ци­он­но на­зы­ва­ем Глин­ку, со­вре­мен­ни­ка Пуш­ки­на, ос­но­во­по­лож­ни­ком рус­ской му­зы­ки ос­но­во­по­лож­ник на­ци­о­наль­ной ком­по­зи­тор­ской школы.

А вот когда этот «зо­ло­той век» по­ни­ма­ет­ся в рас­ши­ри­тель­ном смыс­ле, то тогда, ко­неч­но, при­хо­дит­ся вспом­нить весь XIX век и вклю­чить туда не толь­ко Пуш­кин­скую эпоху, но и Тол­сто­го, До­сто­ев­ско­го, Че­хо­ва. И тогда ста­но­вит­ся по­нят­но, что это сво­е­го рода итог «зо­ло­то­го века» в том от­но­ше­нии, что эта рус­ская куль­ту­ра и ли­те­ра­ту­ра при­об­ре­та­ет ха­рак­тер зву­ча­ния. Это уже не толь­ко на­ци­о­наль­ные до­сти­же­ния, а выход рус­ской куль­ту­ры на ми­ро­вую арену.

По­сле­ду­ю­щая эпоха, эпоха Де­ка­дан­са, эпоха мо­дер­на, кла­дет опре­де­лен­ную гра­ни­цу между воз­ник­шей клас­си­че­ской тра­ди­ци­ей XIX века и на­ча­лом XX века.

С дру­гой сто­ро­ны, в узком смыс­ле, по­сколь­ку все-та­ки речь идет о пуш­кин­ской эпохе, дей­стви­тель­но впер­вые про­зву­чав­шей зо­ло­той век рус­ской сло­вес­но­сти был в первую оче­редь свя­зан с по­эта­ми на­ча­ла XIX века, и, если вспо­ми­нать Плет­не­ва, речь идет о по­э­зи­ях Кон­стан­ти­на Ба­тюш­ко­ва, Ва­си­лия Жу­ков­ско­го, Алек­сандра Пуш­ки­на, то мы с неко­то­рой оче­вид­но­стью об­на­ру­жи­ва­ем опре­де­лен­но­го рода коль­це­вую ком­по­зи­цию, свя­зан­ную со стран­ной вспыш­кой по­э­зии в на­ча­ле XIX века с одной сто­ро­ны и не менее стран­ной по мас­шта­бу, по объ­е­му да­ро­ва­ний, по ко­ли­че­ству по­этов, ко­то­рое как бы вдруг слу­чит­ся в конце XIX в на­ча­ле XX века. В этом смыс­ле «зо­ло­той» и «се­реб­ря­ный» века рус­ской по­э­зии вполне сим­мет­рич­но укла­ды­ва­ют­ся в на­ча­ло XX и в на­ча­ло XX века, по­то­му что в се­ре­дине мы об­на­ру­жим рус­скую прозу, где дей­стви­тель­но ста­нов­ле­ние рус­ско­го ре­а­лиз­ма в се­ре­дине XIX века будет свя­за­но не сколь­ко с по­э­зи­ей, сколь­ко с про­зой. Хотя почти ровно в се­ре­дине века (в се­ре­дине 50-х годов) вый­дут три сбор­ни­ка трех уди­ви­тель­ных по­этов: это будет пер­вый сбор­ник Некра­со­ва,

Ни­ко­лай Некра­сов

Рис. 47. Ни­ко­лай Некра­сов

это будет пер­вый боль­шой сбор­ник Тют­че­ва

Федор Тют­чев

Рис. 48. Федор Тют­чев

и сбор­ник Фета.

Афа­на­сий Фет

Рис. 49. Афа­на­сий Фет

И дей­стви­тель­но, по­лу­ча­ет­ся так, что эти три ав­то­ра ока­зы­ва­ют­ся ровно в се­ре­дине, между «зо­ло­тым» по­э­ти­че­ским веком рус­ской ли­те­ра­ту­ры и «се­реб­ря­ным». И они ока­жут­ся та­ки­ми ав­то­ра­ми, ко­то­рые осо­бен­ным об­ра­зом со­еди­нят два этих по­э­ти­че­ских века, два рас­цве­та рус­ской по­э­зии.

Есть резон на­пом­нить, что, соб­ствен­но, ис­то­рия рус­ской по­э­зии чер­па­ет свои ис­то­ки с XVIII века. В 30-е годы XVIII сто­ле­тия бла­го­да­ря уси­ли­ям Ло­мо­но­со­ва,

Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов

Рис. 50. Ми­ха­ил Ло­мо­но­сов

Тре­ди­а­ков­ско­го,

Ва­си­лий Тре­ди­а­ков­ский

Рис. 51. Ва­си­лий Тре­ди­а­ков­ский

чуть позже у Су­ма­ро­ко­ва

Алек­сан­дрр Су­ма­ро­ков

Рис. 52. Алек­сан­дрр Су­ма­ро­ков

воз­ник­нет осо­бая си­сте­ма сти­хо­сло­же­ния: клас­си­че­ская, так на­зы­ва­е­мая, сил­ла­бо-то­ни­че­ская. А к концу XVIII века осо­бо­го раз­ви­тия до­стиг­нет то, что при­ня­то на­зы­вать «дво­рян­ской куль­ту­рой». При­чем тут речь идет не обя­за­тель­но о ка­ких-то выс­ших ее про­яв­ле­ни­ях, а бы­то­во­го уров­ня. Будет при­ня­то пи­сать стихи, со­чи­нять му­зы­ку, и не для того, чтобы это непре­мен­но пуб­ли­ко­вать или быть за­ме­ча­тель­ны­ми пи­са­те­ля­ми. Это будет бы­то­вая куль­ту­ра. Можно вспом­нить «дам­ские аль­бо­мы», в ко­то­рых ка­ва­ле­ры долж­ны были непре­мен­но пи­сать стихи дамам. И имен­но на такой фазе вы­со­ко­куль­тур­но­го ди­ле­тан­тиз­ма могла вы­рас­ти та вы­со­чай­шая по­э­ти­че­ско­го стиха, ко­то­рая сло­жит­ся уси­ли­я­ми по­этов на­ча­ла XIX века.

Вопросы к конспектам

1. Про­ана­ли­зи­руй­те твор­че­ство по­этов и пи­са­те­лей «зо­ло­то­го века» рус­ской куль­ту­ры. На при­ме­ре несколь­ких про­из­ве­де­ний по­ка­жи­те ха­рак­тер­ные для этого пе­ри­о­да осо­бен­но­сти.

2. Под­го­то­вте до­клад о зна­че­нии и вли­я­нии «зо­ло­то­го века» рус­ской куль­ту­ры для со­вре­мен­но­го пе­ри­о­да.

3. Со­став­те срав­ни­тель­ную таб­ли­цу всех на­прав­ле­ний «зо­ло­то­го века» рус­ской куль­ту­ры. Най­ди­те общие черты.

Последнее изменение: Четверг, 14 Сентябрь 2017, 13:36