В.М. Шукшин. Личность писателя. Рассказ "Дядя Ермолай"
Краткая биография писателя
Василий Макарович Шукшин известен как писатель, сценарист, режиссер, актер. Родился он в крестьянской семье на Алтае. Когда мальчику было около четырех лет, его отец был раскулачен. Василий работал с шести лет. Став постарше, в поисках заработка он отправился в город, пытался учиться в автомобильном техникуме, работать бухгалтером. Но все это не было ему интересно. Шукшин начал писать юмористические рассказы и случаи из жизни деревни.
В.М. Шукшин – это автор двух романов, большого количества рассказов, сценарист фильмов «Позови меня в даль светлую», «Живет такой парень», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная». Герой Шукшина – «чудик», есть у писателя рассказ с таким названием. Но этот герой встречается и во многих других произведениях автора. «Чудик» – человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к знаниям, искусству, и поэтому чуждый обывателю. Герои-«чудики» любимые у Шукшина.
Рассказ «Дядя Ермолай»
Рассказ "Дядя Ермолай" – один из последних рассказов Василия Макаровича Шукшина – написан в 1970 году. Мать писателя вспоминала:
«Вот есть рассказ «Дядя Ермолай». Это бригадир такой был у нас в Сростках. Вася даже ни фамилии, ни имени нисколечко не переменил. Помню, начали сено возить. Я и говорю: «Ермолай Григорьевич, возьми, бога ради, моего Васю-то копна возить на волокушах. Все хошь маленько, да подработает». А он: «Я бы взял, мне-то что, да беда, ножонок-то у него не хватит, чтобы коню спину обнять». Я говорю: «Что вы, он уже цепко держится». Взяли все же… У Васи все получалось потому, что сызмальства труд крестьянский узнал, всегда среди простых людей был».
Рассказ автобиографичен, В.М. Шукшин сохраняет даже имя главного героя – Васька.
Действие происходит в сибирском колхозе. Вот начало произведения:
«Вспоминаю из детства один случай. Была страда. Отмолотились в тот день рано, потому что заходил дождь. Небо – синим-сине, и уж дергал ветер. Мы, ребятишки, рады были дождю, рады были отдохнуть, а дядя Ермолай, бригадир, недовольно поглядывал на тучу и не спешил».
Мы видим, как по-разному на непогоду реагируют дети и дядя Ермолай: он переживает, что дождь может испортить зерно.
Очень важна роль пейзажа в произведении:
«Гроза разыгралась вовсю: вспыхивало и гремело со всех сторон! Прилетали редкие капли, больно били по лицу. Пахло пылью и чем-то вроде жженым – резко, горько. Так пахнет, когда кресалом бьют по кремнию, добывая огонь. Когда вверху вспыхивало, все на земле – скирды, деревья, снопы в суслонах, неподвижные кони, – все как будто на миг повисало в воздухе, потом тьма проглатывала все; сверху гремело гулко, уступами, как будто огромные камни срывались с горы в пропасть, сшибались и прыгали».
А вот реакция дяди Ермолая на детей:
«Дядя Ермолай ошалел… Может быть, мы – в глазах его – тоже на миг подпрыгнули и повисли в воздухе, как вчерашние скирды и кони, – отчего-то у него глаза сделались большие и удивленные».
Автор проводит параллель между поведением героев и явлениями природы.
Ермолай велит мальчикам посторожить зерно:
«– Самая воровская ночь, – сказал дядя Ермолай. – Ну-ка, Гришка… – дядя Ермолай поискал глазами, я попался ему. – Гришка с Васькой, идите на точку – там ночуете. А то как бы в такую-то ночку не подъехал кто да не нагреб зерна. Ночь-то… самая такая».
В рассказе заметен кинематографический почерк автора. Над рассуждением преобладает диалог. Посмотрим на центральную часть рассказа – диалог мальчишек и дяди Ермолая:
«– Ну, караульщики, – спросил дядя Ермолай, увидев нас, мне показалось, что он смотрит пытливо. – Как ночевали?
– Хорошо.
– Все там в порядке? На точке́-то?
– Все в порядке. А что?
– Ничего. Спрашиваю… Я посылал, я и спрашиваю. «А что?» – А сам все смотрит. Мне стало не по себе. – Зерно-то целое?
– Целое. – У Гришки круглые, ясные глаза; он смотрит не мигая. – А что?
– Да вы были там?! На точке́-то?
У меня заныл кончик позвоночника, копчик. Гришка тоже растерялся… Хлоп-хлоп глазами.
– Как это «были»?..
– Ну да, были вы там?
– Были. А где же мы были?
Эх, тут дядя Ермолай взвился:
– Да не были вы там…»
Диалог яркий, подвижный и колоритный:
«– Да растудыт вашу туда-суда и в ребра!.. – Дядя Ермолай аж за голову взялся и болезненно сморщился. – Ты гляди, что они вытворяют-то! Да не было вас на току, не бы-ло-о! Я ж был там! Ну?! Обормоты вы такие, обормоты! Я ж следом за вами пошел туда – думаю, дошли ли они хоть? Не было вас там!»
Разбор
Составим психологическую характеристику героев, выписав ключевые глаголы.
Реакция дяди Ермолая |
Реакция мальчишек |
Смотрит на мальчиков пытливо |
Смотрят не мигая |
Взвился |
Решили стоять насмерть |
Аж за голову взялся |
Это нас не смутило |
Несмотря на то что дядя Ермолай решил не наказывать мальчишек, они не сознались в том, что заблудились и не дошли до тока с зерном:
«– Ну, ладно, ладно… Вы, можеть, боитесь, что я ругаться буду? Не буду. Только честно скажите: где ночевали? Не скину по пять трудодней… Где ночевали?
– На току.
– Да где на току-то, – сорвался дядя Ермолай. – Где на току-то?! Где, когда я… У-у, обормоты! – Он заискал глазами – чем бы огреть нас».
Очень важен финал рассказа:
«Теперь, много-много лет спустя, когда я бываю дома и прихожу на кладбище помянуть покойных родных, я вижу на одном кресте: «Емельянов Ермолай …вич».
Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю – стою над могилой, думаю. И дума моя о нем – простая: вечный был труженик, добрый, честный человек. Как, впрочем, все тут, как дед мой, бабка. Простая дума. Только додумать я ее не умею, со всеми своими институтами и книжками. Например: что́ был в этом, в их жизни, какой-то большой смысл? В том именно, как они ее прожили. Или – не было никакого смысла, а была одна работа, работа… Работали да детей рожали. Видел же я потом других людей… Вовсе не лодырей, нет, но… свою жизнь они понимают иначе. Да сам я ее понимаю теперь иначе! Но только когда смотрю на эти холмики, я не знаю: кто из нас прав, кто умнее? Не так – не кто умнее, а – кто ближе к Истине. И уж совсем мучительно – до отчаяния и злости – не могу понять: а в чем Истина-то? Ведь это я только так – грамоты ради и слегка из трусости – величаю ее с заглавной буквы, а не знаю – что она? Перед кем-то хочется снять шляпу, но перед кем? Люблю этих, под холмиками. Уважаю. И жалко мне их».
Автор предлагает читателю разобраться в вопросах, на которые не может ответить сам.
Спустя годы персонаж Шукшина мучается мыслью о том, что не признались тогда мальчишки. Через весь рассказ проходят тема правды и тема совести. Прожитые годы не оправдывают детский поступок.
Заключение
Рассказ В.М. Шукшина «Дядя Ермолай» – это рассказ-характер, рассказ-судьба. В нем показан человек с чистой и праведной душой.