В.М. Шукшин. Личность писателя. Рассказ "Дядя Ермолай"

 Краткая биография писателя

Ва­си­лий Ма­ка­ро­вич Шук­шин из­ве­стен как пи­са­тель, сце­на­рист, ре­жис­сер, актер. Ро­дил­ся он в кре­стьян­ской семье на Алтае. Когда маль­чи­ку было около че­ты­рех лет, его отец был рас­ку­ла­чен. Ва­си­лий ра­бо­тал с шести лет. Став по­стар­ше, в по­ис­ках за­ра­бот­ка он от­пра­вил­ся в город, пы­тал­ся учить­ся в ав­то­мо­биль­ном тех­ни­ку­ме, ра­бо­тать бух­гал­те­ром. Но все это не было ему ин­те­рес­но. Шук­шин начал пи­сать юмо­ри­сти­че­ские рас­ска­зы и слу­чаи из жизни де­рев­ни.

В.М. Шук­шин – это автор двух ро­ма­нов, боль­шо­го ко­ли­че­ства рас­ска­зов, сце­на­рист филь­мов «По­зо­ви меня в даль свет­лую», «Живет такой па­рень», «Стран­ные люди», «Печ­ки-ла­воч­ки», «Ка­ли­на крас­ная». Герой Шук­ши­на – «чудик», есть у пи­са­те­ля рас­сказ с таким на­зва­ни­ем. Но этот герой встре­ча­ет­ся и во мно­гих дру­гих про­из­ве­де­ни­ях ав­то­ра. «Чудик» – че­ло­век стран­ный с виду, не по­хо­жий на дру­гих, но об­ла­да­ю­щий доб­рой душой, тя­ну­щей­ся к пре­крас­но­му, к зна­ни­ям, ис­кус­ству, и по­это­му чуж­дый обы­ва­те­лю. Ге­рои-«чу­ди­ки» лю­би­мые у Шук­ши­на.

 Рассказ «Дядя Ермолай»

Рас­сказ "Дядя Ер­мо­лай" – один из по­след­них рас­ска­зов Ва­си­лия Ма­ка­ро­ви­ча Шук­ши­на – на­пи­сан в 1970 году. Мать пи­са­те­ля вспо­ми­на­ла:

 

«Вот есть рас­сказ «Дядя Ер­мо­лай». Это бри­га­дир такой был у нас в Срост­ках. Вася даже ни фа­ми­лии, ни имени ни­ско­леч­ко не пе­ре­ме­нил. Помню, на­ча­ли сено во­зить. Я и го­во­рю: «Ер­мо­лай Гри­го­рье­вич, возь­ми, бога ради, моего Ва­сю-то копна во­зить на во­ло­ку­шах. Все хошь ма­лень­ко, да под­ра­бо­та­ет». А он: «Я бы взял, мне-то что, да беда, но­жо­нок-то у него не хва­тит, чтобы коню спину об­нять». Я го­во­рю: «Что вы, он уже цепко дер­жит­ся». Взяли все же… У Васи все по­лу­ча­лось по­то­му, что сыз­маль­ства труд кре­стьян­ский узнал, все­гда среди про­стых людей был».

 

Рас­сказ ав­то­био­гра­фи­чен, В.М. Шук­шин со­хра­ня­ет даже имя глав­но­го героя – Вась­ка.

Дей­ствие про­ис­хо­дит в си­бир­ском кол­хо­зе. Вот на­ча­ло про­из­ве­де­ния:

 

«Вспо­ми­наю из дет­ства один слу­чай. Была стра­да. От­мо­ло­ти­лись в тот день рано, по­то­му что за­хо­дил дождь. Небо – си­ним-сине, и уж дер­гал ветер. Мы, ре­бя­тиш­ки, рады были дождю, рады были от­дох­нуть, а дядя Ер­мо­лай, бри­га­дир, недо­воль­но по­гля­ды­вал на тучу и не спе­шил».

 

Мы видим, как по-раз­но­му на непо­го­ду ре­а­ги­ру­ют дети и дядя Ер­мо­лай: он пе­ре­жи­ва­ет, что дождь может ис­пор­тить зерно.

Очень важна роль пей­за­жа в про­из­ве­де­нии:

 

«Гроза разыг­ра­лась вовсю: вспы­хи­ва­ло и гре­ме­ло со всех сто­рон! При­ле­та­ли ред­кие капли, боль­но били по лицу. Пахло пылью и чем-то вроде жже­ным – резко, горь­ко. Так пах­нет, когда кре­са­лом бьют по крем­нию, до­бы­вая огонь. Когда ввер­ху вспы­хи­ва­ло, все на земле – скир­ды, де­ре­вья, снопы в сус­ло­нах, непо­движ­ные кони, – все как будто на миг по­ви­са­ло в воз­ду­хе, потом тьма про­гла­ты­ва­ла все; свер­ху гре­ме­ло гулко, усту­па­ми, как будто огром­ные камни сры­ва­лись с горы в про­пасть, сши­ба­лись и пры­га­ли».

 

А  вот ре­ак­ция дяди Ер­мо­лая на детей:

 

«Дядя Ер­мо­лай оша­лел… Может быть, мы – в гла­зах его – тоже на миг под­прыг­ну­ли и по­вис­ли в воз­ду­хе, как вче­раш­ние скир­ды и кони, – от­че­го-то у него глаза сде­ла­лись боль­шие и удив­лен­ные».

 

Автор про­во­дит па­рал­лель между по­ве­де­ни­ем ге­ро­ев и яв­ле­ни­я­ми при­ро­ды.

 

Ер­мо­лай велит маль­чи­кам по­сто­ро­жить зерно:

 

«– Самая во­ров­ская ночь, – ска­зал дядя Ер­мо­лай. – Ну-ка, Гриш­ка… – дядя Ер­мо­лай по­ис­кал гла­за­ми, я по­пал­ся ему. – Гриш­ка с Вась­кой, идите на точку – там но­чу­е­те. А то как бы в та­кую-то ночку не подъ­е­хал кто да не на­греб зерна. Ночь-то… самая такая».

 

В рас­ска­зе за­ме­тен ки­не­ма­то­гра­фи­че­ский по­черк ав­то­ра. Над рас­суж­де­ни­ем пре­об­ла­да­ет диа­лог. По­смот­рим на цен­траль­ную часть рас­ска­за – диа­лог маль­чи­шек и дяди Ер­мо­лая:

 

«– Ну, ка­ра­уль­щи­ки, – спро­сил дядя Ер­мо­лай, уви­дев нас, мне по­ка­за­лось, что он смот­рит пыт­ли­во. – Как но­че­ва­ли?

– Хо­ро­шо.

– Все там в по­ряд­ке? На точке́-то?

– Все в по­ряд­ке. А что?

– Ни­че­го. Спра­ши­ваю… Я по­сы­лал, я и спра­ши­ваю. «А что?» – А сам все смот­рит. Мне стало не по себе. – Зер­но-то целое?

– Целое. – У Гриш­ки круг­лые, ясные глаза; он смот­рит не мигая. – А что?

– Да вы были там?! На точке́-то?

У меня заныл кон­чик по­зво­ноч­ни­ка, коп­чик. Гриш­ка тоже рас­те­рял­ся… Хлоп-хлоп гла­за­ми.

– Как это «были»?..

– Ну да, были вы там?

– Были. А где же мы были?

Эх, тут дядя Ер­мо­лай взвил­ся:

– Да не были вы там…»

 

Диа­лог яркий, по­движ­ный и ко­ло­рит­ный:

 

«– Да рас­тудыт вашу ту­да-су­да и в ребра!.. – Дядя Ер­мо­лай аж за го­ло­ву взял­ся и бо­лез­нен­но смор­щил­ся. – Ты гляди, что они вы­тво­ря­ют-то! Да не было вас на току, не бы-ло-о! Я ж был там! Ну?! Обор­мо­ты вы такие, обор­мо­ты! Я ж сле­дом за вами пошел туда – думаю, дошли ли они хоть? Не было вас там!»

 

Разбор

Со­ста­вим пси­хо­ло­ги­че­скую ха­рак­те­ри­сти­ку ге­ро­ев, вы­пи­сав клю­че­вые гла­го­лы.

Ре­ак­ция дяди Ер­мо­лая

Ре­ак­ция маль­чи­шек

Смот­рит на маль­чи­ков пыт­ли­во

Смот­рят не мигая

Взвил­ся

Ре­ши­ли сто­ять на­смерть

Аж за го­ло­ву взял­ся

Это нас не сму­ти­ло

Несмот­ря на то что дядя Ер­мо­лай решил не на­ка­зы­вать маль­чи­шек, они не со­зна­лись в том, что за­блу­ди­лись и не дошли до тока с зер­ном:

 

«– Ну, ладно, ладно… Вы, мо­жеть, бо­и­тесь, что я ру­гать­ся буду? Не буду. Толь­ко чест­но ска­жи­те: где но­че­ва­ли? Не скину по пять тру­до­дней… Где но­че­ва­ли?

– На току.

– Да где на то­ку-то, – со­рвал­ся дядя Ер­мо­лай. – Где на то­ку-то?! Где, когда я… У-у, обор­мо­ты! – Он за­ис­кал гла­за­ми – чем бы огреть нас».

 

Очень важен финал рас­ска­за:

 

«Те­перь, мно­го-мно­го лет спу­стя, когда я бываю дома и при­хо­жу на клад­би­ще по­мя­нуть по­кой­ных род­ных, я вижу на одном кре­сте: «Еме­лья­нов Ер­мо­лай …вич».

Ер­мо­лай Гри­го­рье­вич, дядя Ер­мо­лай. И его тоже по­ми­наю – стою над мо­ги­лой, думаю. И дума моя о нем – про­стая: веч­ный был тру­же­ник, доб­рый, чест­ный че­ло­век. Как, впро­чем, все тут, как дед мой, бабка. Про­стая дума. Толь­ко до­ду­мать я ее не умею, со всеми сво­и­ми ин­сти­ту­та­ми и книж­ка­ми. На­при­мер: что́ был в этом, в их жизни, ка­кой-то боль­шой смысл? В том имен­но, как они ее про­жи­ли. Или – не было ни­ка­ко­го смыс­ла, а была одна ра­бо­та, ра­бо­та… Ра­бо­та­ли да детей ро­жа­ли. Видел же я потом дру­гих людей… Вовсе не ло­ды­рей, нет, но… свою жизнь они по­ни­ма­ют иначе. Да сам я ее по­ни­маю те­перь иначе! Но толь­ко когда смот­рю на эти хол­ми­ки, я не знаю: кто из нас прав, кто умнее? Не так – не кто умнее, а – кто ближе к Ис­тине. И уж со­всем му­чи­тель­но – до от­ча­я­ния и зло­сти – не могу по­нять: а в чем Ис­ти­на-то? Ведь это я толь­ко так – гра­мо­ты ради и слег­ка из тру­со­сти – ве­ли­чаю ее с за­глав­ной буквы, а не знаю – что она? Перед кем-то хо­чет­ся снять шляпу, но перед кем? Люблю этих, под хол­ми­ка­ми. Ува­жаю. И жалко мне их».

 

Автор пред­ла­га­ет чи­та­те­лю разо­брать­ся в во­про­сах, на ко­то­рые не может от­ве­тить сам.

Спу­стя годы пер­со­наж Шук­ши­на му­ча­ет­ся мыс­лью о том, что не при­зна­лись тогда маль­чиш­ки. Через весь рас­сказ про­хо­дят тема прав­ды и тема со­ве­сти. Про­жи­тые годы не оправ­ды­ва­ют дет­ский по­сту­пок.

 Заключение

Рас­сказ В.М. Шук­ши­на «Дядя Ер­мо­лай» – это рас­сказ-ха­рак­тер, рас­сказ-судь­ба. В нем по­ка­зан че­ло­век с чи­стой и пра­вед­ной душой.

Вопросы к конспектам

1. По­нра­вил­ся ли вам рас­сказ?

2. В каком году на­пи­сан рас­сказ «Дядя Ер­мо­лай»?

3. Какие темы за­тра­ги­ва­ет рас­сказ «Дядя Ер­мо­лай»?

Последнее изменение: Суббота, 17 Июнь 2017, 14:03