Особенности волшебной сказки. «Сказка о Финисте Ясном соколе»
1. Волшебная сказка-«Перышко Финиста Ясна сокола» Композиция сказки
Сегодня наш разговор пойдет о волшебной сказке. Почему ее так называют? А потому , что в этих сказках происходят совершенно невероятные вещи, творятся чудеса, и только волшебные спасители помогают герою выбраться из беды, в которую он попал. Мы уже говорили об особенностях и сюжете волшебной сказки, а сегодня мы попробуем в сказке «Перышко Финиста Ясна Сокола» увидеть воочию, по каким законам строится волшебная сказка, какова ее композиция
В волшебной сказке обязательны такие элементы композиции:
Зачин сказки.( ее сказочное начало «В некотором царстве, в некотором государстве, жили- были, было ли, не было ,не ведаю…)
Завязка ( начало истории, знакомство героев, формулировка запрета, который нельзя нарушать)
Причинение вреда герою или беда, которая происходит из-за нарушения какого-то запрета.(А запрет должен быть нарушен обязательно!)
Снаряжение героя (или героини) в путь ( обычно в Тридевятое царство .в Тридесятое государство, вызволять суженого ( суженую)
Встреча с Бабой-Ягой и получение волшебного помощника.( без волшебных помощников беду не избыть)
Встреча. Исправление беды с помощью волшебных помощников. (самим – невозможно!)
Бегство ( возможно, спасение от погони или преодоление других препятствий)
Концовка. Свадьба. ( возможно, и наказание виновников)
2. Зачин и завязка
Жил-был старик, у него было три дочери: большая и средняя — щеголихи, а меньшая только о хозяйстве радела. Сбирается отец в город и спрашивает у своих дочерей: которой что купить? Большая просит: «Купи мне на платье!» И середняя то ж говорит. «А тебе что, дочь моя любимая?» — спрашивает у меньшой. «Купи мне, батюшка, перышко Финиста ясна сокола». Отец простился с ними и уехал в город; большим дочерям купил на платье, а перышка Финиста ясна сокола нигде не нашел. Воротился домой, старшую и середнюю дочерей обновами обрадовал. «А тебе, — говорит меньшой, — не нашел перышка Финиста ясна сокола». — «Так и быть, — сказала она, — может, в другой раз посчастливится найти». Большие сестры кроят да обновы себе шьют, да над нею посмеиваются; а она знай отмалчивается. Опять собирается отец в город и спрашивает: «Ну, дочки, что вам купить?» Большая и середняя просят по платку купить, а меньшая говорит: «Купи мне, батюшка, перышко Финиста ясна сокола». Отец поехал в город, купил два платка, а перышка и в глаза не видал. Воротился назад и говорит: «Ах, дочка, ведь я опять не нашел перышка Финиста ясна сокола!» — «Ничего, батюшка; может, в иное время посчастливится». Вот и в третий раз собирается отец в город и спрашивает: «Сказывайте, дочки, что вам купить?» Большие говорят: «Купи нам серьги», а меньшая опять свое: «Купи мне перышко Финиста ясна сокола». Отец искупил золотые серьги, бросился искать перышка — никто такого не ведает; опечалился и поехал из городу. Только за заставу, а навстречу ему старичок несет коробочку. «Что несешь, старина?» — «Перышко Финиста ясна сокола». — «Что за него просишь?» — «Давай тысячу». Отец заплатил деньги и поскакал домой с коробочкой. Встречают его дочери. «Ну, дочь моя любимая, — говорит он меньшой, — наконец и тебе купил подарок; на, возьми!» Меньшая дочь чуть не прыгнула от радости, взяла коробочку, стала ее целовать-миловать, крепко к сердцу прижимать
Обратите внимание, что в волшебной сказке очень важна тройственность ( три сестры, три раза ходил, только на третий раз посчастливилось и.т.д) и если сестры 3, то две старшие обязательно злые и завистливые, то же и братьев старших касается. После ужина разошлись все спать по своим светелкам; пришла и она в свою горницу, открыла коробочку — перышко Финиста ясна сокола тотчас вылетело, ударилось об пол, и явился перед девицей прекрасный царевич. Повели они меж собой речи сладкие, хорошие. Услыхали сестры и спрашивают: «С кем это, сестрица, ты разговариваешь?» — «Сама с собой», — отвечает красна девица. «А ну, отопрись!» Царевич ударился об пол — и сделался перышком; она взяла, положила перышко в коробочку и отворила дверь. Сестры и туда смотрят и сюда заглядывают — нет никого! Только они ушли, красная девица открыла окно, достала перышко и говорит: «Полетай, мое перышко, во чисто поле; погуляй до поры до времени!» Перышко обратилось ясным соколом и улетело в чистое поле
Финист – волшебный персонаж ,он может оборачиваться птицей, а может – добрым молодцем. На другую ночь прилетает Финист ясный сокол к своей девице; пошли у них разговоры веселые. Сестры услыхали и сейчас к отцу побежали: «Батюшка! У нашей сестры кто-то по ночам бывает; и теперь сидит да с нею разговаривает». Отец встал и пошел к меньшой дочери, входит в ее горницу, а царевич уж давно обратился перышком и лежит в коробочке. «Ах вы, негодные! — накинулся отец на своих больших дочерей. — Что вы на нее понапрасну взводите? Лучше бы за собой присматривали!»
3.Беда-вред-нарушение запрета
На другой день сестры поднялись на хитрости: вечером, когда на дворе совсем стемнело, подставили лестницу, набрали острых ножей да иголок и натыкали на окне красной девицы. Ночью прилетел Финист ясный сокол, бился-бился — не мог попасть в горницу, только крылышки себе обрезал
Девица ведет себя не так как должно (нарушает запрет) - случается беда, которую девица должна избыть
4. Снаряжение в дорогу
В сказках чаще, конечно, бывало, что на поиски невесты или жены отправляется добрый молодец, нарушивший запрет ( вспомните Ивана-Царевича, сжегшего лягушачью кожу), но бывало, что такая доля доставалась и девушке. Поэтому волшебные сказки бывают мужские и женские
Что же требовалось от девушки? Найти суженого
«Прощай, красна девица! — сказал он. — Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня, добра молодца!»
Тут возникает вопрос: А что это за тридесятое ( иногда тридевятое) царство и как туда добраться?
Вообще-то тридесятое царство – это мир мертвых. Туда попадали по-разному. Одни народы верили, что нужно переплыть реку (Стикс, например ) и обязательно клали в могилу лодку ( хотя бы глиняную модель) –вспомните погребальные ладьи фараонов!), другие считали, что до подземного мира придется далеко идти – и обязательно давали мертвому с собой хлеб, башмаки и посох). Железный посох подчеркивал дальность и трудность пути
Получается, что девушка или парень, избывая ( поправляя) беду отправляется в мир мертвых + сам как будто умирает. Это связано с обрядом посвящения во взрослые: чтоб родиться для новой жизни, надо умереть для старой. Утром просыпается, смотрит — на окне ножи да иглы натыканы, а с них кровь так и капает. Всплеснула руками: «Ах, боже мой! Знать, сестрицы сгубили моего друга милого!» В тот же час собралась и ушла из дому. Побежала в кузницу, сковала себе три пары башмаков железных да три посоха чугунных, запаслась тремя каменными просвирами и пустилась в дорогу искать Финиста ясна сокола
Обратите внимание, что девушка и не думает сопротивляться предназначенному. Все происходящее для нее естественно и логично
5. Поиски.Встреча с Бабой-Ягой. Получение волшебных помошников или вещей
Но самому герою не справиться с бедой. И тут , если он все выполняет как надо , появляются волшебные помощники или волшебные предметы, с помощью которых можно исправить вред
Шла-шла, пару башмаков истоптала, чугунный посох изломала и каменную просвиру изглодала: приходит к избушке и стучится: «Хозяин с хозяюшкой! Укройте от темныя ночи». Отвечает старушка: «Милости просим, красная девица! Куда идешь, голубушка?» — «Ах, бабушка! Ищу Финиста ясна сокола». — «Ну, красна девица, далеко ж тебе искать будет!» Наутро говорит старуха: «Ступай теперь к моей середней сестре, она тебя добру научит; а вот тебе мой подарок: серебряное донце, золотое веретенце; станешь кудель прясть — золотая нитка потянется». Потом взяла клубочек, покатила по дороге и наказала вслед за ним идти, куда клубочек покатится, туда и путь держи! Девица поблагодарила старуху и пошла за клубочком
Долго ли, коротко ли, другая пара башмаков изношена, другой посох изломан, еще каменная просвира изглодана; наконец прикатился клубочек к избушке. Она постучалась: «Добрые хозяева! Укройте от темной ночи красну девицу». — «Милости просим! — отвечает старушка. — Куда идешь, красная девица?» — «Ищу, бабушка, Финиста ясна сокола». — «Далеко ж тебе искать будет!» Поутру дает ей старушка серебряное блюдо и золотое яичко и посылает к своей старшей сестре: она-де знает, где найти Финиста ясна сокола!
Простилась красна девица со старухою и пошла в путь-дорогу; шла-шла, третья пара башмаков истоптана, третий посох изломан, и последняя просвира изглодана — прикатился клубочек к избушке. Стучится и говорит странница: «Добрые хозяева! Укройте от темной ночи красну девицу». Опять вышла старушка: «Поди, голубушка! Милости просим! Откудова идешь и куда путь держишь?» — «Ищу, бабушка, Финиста ясна сокола». — «Ох, трудно, трудно отыскать его! Он живет теперь в этаком-то городе, на просвирниной дочери там женился». Наутро говорит старуха красной девице: «Вот тебе подарок: золотое пялечко да иголочка; ты только пялечко держи, а иголочка сама вышивать будет. Ну, теперь ступай с богом и наймись к просвирне в работницы».
Этим волшебным помощником может быть старушка, старичок, Яга, серый волк – общее в них то, что без их помощи герою никогда не пройти испытание
6. Исправление вреда-избывание беды
В этой сказке очень интересно появление вполне христианского персонажа – просвирни ( женщина, пекущая просфоры, употребляющиеся для причастия). Происходит наслоение разновременных реальностей. Кстати, в другом варианте этой сказки вместо просвирниной дочки – царевна
Сказано — сделано. Пришла красная девица на просвирнин двор и нанялась в работницы; дело у ней так и кипит под руками: и печку топит, и воду носит, и обед готовит
Просвирня смотрит да радуется. «Слава богу! — говорит своей дочке. — Нажили себе работницу и услужливую и добрую: без наряду все делает!» А красная девица, покончив с хозяйскими работами, взяла серебряное донце, золотое веретенце и села прясть: прядет — из кудели нитка тянется, нитка не простая, а чистого золота. Увидала это просвирнина дочь: «Ах, красная девица! Не продашь ли мне свою забаву?» — «Пожалуй, продам!» — «А какая цена?» — «Позволь с твоим мужем ночь перебыть». Просвирнина дочь согласилась. «Не беда! — думает. — Ведь мужа можно сонным зельем опоить, а чрез это веретенце мы с матушкой озолотимся!»
А Финиста ясна сокола дома не было; целый день гулял по поднебесью, только к вечеру воротился. Сели ужинать; красная девица подает на стол кушанья да все на него смотрит, а он, добрый молодец, и не узнает ее. Просвирнина дочь подмешала Финисту ясну соколу сонного зелья в питье, уложила его спать и говорит работнице: «Ступай к нему в горницу да мух отгоняй!» Вот красная девица отгоняет мух, а сама слезно плачет: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары башмаков железных истоптала, три просвиры каменных изглодала да все тебя, милого, искала!» А Финист спит, ничего не чует; так и ночь прошла
На другой день работница взяла серебряное блюдечко и катает по нем золотым яичком: много золотых яиц накатала! Увидала просвирнина дочь. «Продай, — говорит, — мне свою забаву!» — «Пожалуй, купи». — «А как цена?» — «Позволь с твоим мужем еще единую ночь перебыть». — «Хорошо, я согласна!» А Финист ясный сокол опять целый день гулял по поднебесью, домой прилетел только к вечеру. Сели ужинать, красная девица подает кушанья да все на него смотрит, а он словно никогда и не знавал ее. Опять просвирнина дочь опоила его сонным зельем, уложила спать и послала работницу мух отгонять. И на этот раз, как ни плакала, как ни будила его красная девица, он проспал до утра и ничего не слышал
На третий день сидит красная девица, держит в руках золотое пялечко, а иголочка сама вышивает — да такие узоры чудные! Загляделась просвирнина дочка. «Продай, красная девица, продай, — говорит, — мне свою забаву!» — «Пожалуй, купи!» — «А как цена?» — «Позволь с твоим мужем третью ночь перебыть». — «Хорошо, я согласна!» Вечером прилетел Финист ясный сокол; жена опоила его сонным зельем, уложила спать и посылает работницу мух отгонять. Вот красная девица мух отгоняет, а сама слезно причитывает: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя, милого, искала!» А Финист ясный сокол крепко спит, ничего не чует
Тут вообще непонятно: почему Финист женился? Почему просвирниной дочери он не слишком дорог?
А дело все в том, что в древности у многих племен, кроме постоянного взрослого брака , бывал еще и первый – временный брак, который не заканчивался рождением детей и был частью обряда посвящения. Именно эта часть обряда и нашла отражение в сказке.
Кстати, вы замечаете, что все события опять повторяются трижды?
Долго она плакала, долго будила его; вдруг упала ему на щеку слеза красной девицы, и он в ту ж минуту проснулся: «Ах, — говорит, — что-то меня обожгло!» — «Финист ясный сокол! — отвечает ему девица. — Я к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя искала! Вот уж третью ночь над тобою стою, а ты спишь — не пробуждаешься, на мои слова не отзываешься!»
7. Бегство
Тут только узнал Финист ясный сокол и так обрадовался, что сказать нельзя. Сговорились и ушли от просвирни. Поутру хватилась просвирнина дочь своего мужа: ни его нет, ни работницы! Стала жаловаться матери; просвирня приказала лошадей заложить и погналась в погоню. Ездила-ездила, и к трем старухам заезжала, а Финиста ясна сокола не догнала: его и следов давно не видать!
Волшебные помощники обязательно решают дело в пользу героя. И никакая погоня не страшна ( бывает ,что хитроумный волшебный герой обманывает погоню, как Василиса Премудрая, например)
Возвращение – свадьба героев – наказание злых сил
Очутился Финист ясный сокол со своею суженой возле ее дома родительского; ударился о сыру землю и сделался перышком: красная девица взяла его, спрятала за пазушку и пришла к отцу. «Ах, дочь моя любимая! Я думал, что тебя и на свете нет; где была так долго?» — «Богу ходила молиться». А случилось это как раз около святой недели. Вот отец с старшими дочерьми собираются к заутрене. «Что ж, дочка милая, — спрашивает он меньшую, — собирайся да поедем; нынче день такой радостный». — «Батюшка, мне надеть на себя нечего». — «Надень наши уборы», — говорят старшие сестры. «Ах, сестрицы, мне ваши платья не по кости! Я лучше дома останусь»
Тут опять интересное наслоение христианских мотивов на древнюю языческую сказку)) Отец с двумя дочерьми уехал к заутрене; в те поры красная девица вынула свое перышко. Оно ударилось об пол и сделалось прекрасным царевичем. Царевич свистнул в окошко — сейчас явились и платья, и уборы, и карета золотая. Нарядились, сели в карету и поехали. Входят они в церковь, становятся впереди всех; народ дивится: какой-такой царевич с царевною пожаловал? На исходе заутрени вышли они раньше всех и уехали домой; карета пропала, платьев и уборов как не бывало, а царевич обратился перышком. Воротилися и отец с дочерьми. «Ах, сестрица! Вот ты с нами не ездила, а в церкви был прекрасный царевич с ненаглядной царевною». — «Ничего, сестрицы! Вы мне рассказали — все равно что сама была». На другой день опять то же; а на третий, как стал царевич с красной девицей в карету садиться, отец вышел из церкви и своими глазами видел, что карета к его дому подъехала и пропала. Воротился отец и стал меньшую дочку допрашивать; она и говорит: «Нечего делать, надо признаться!» Вынула перышко; перышко ударилось об пол и обернулся царевичем. Тут их и обвенчали, и свадьба была богатая!
В итоге все заканчивается свадьбой – ведь герой благополучно прошел испытания обряда. Но часто еще есть мотив наказания злых и завистливых братьев или сестер ( отец может изгнать их из дома; они могут стать прислужницами младшей – удачливой; возможен и совсем кровожадный финал)
8. Концовка
На той свадьбе и я был, вино пил, по усам текло, во рту не было. Надели на меня колпак да и ну толкать; надели на меня кузов: «Ты, детинушка, не гузай1, убирайся-ка поскорей со двора»
Возможна и другая концовка, в которой рассказчик (а у сказки обязательно был рассказчик!) обязательно несколько иронически говорит о себе: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». На этом, пожалуй, и я могу закончить на сегодня свой рассказ.
Вывод.
Итак , мы видим, что композиция сказки «Перышко Финиста ясна сокола» вполне совпадает с композицией волшебной сказки. Анализируя сказку, мы начинаем, пожалуй, впервые задумываемся, что волшебная сказка – это не только увлекательная история, но и своеобразный привет из прошлого, рассказ о том, как жили и во что верили наши предки, какие обряды формировали их жизнь и как они представляли себе смерть