Особенности волшебной сказки. «Сказка о Финисте Ясном соколе»

 1. Волшебная сказка-«Перышко Финиста Ясна сокола» Композиция сказки

Се­год­ня наш раз­го­вор пой­дет о вол­шеб­ной сказ­ке. По­че­му ее так на­зы­ва­ют? А по­то­му , что в этих  сказ­ках  про­ис­хо­дят со­вер­шен­но неве­ро­ят­ные вещи, тво­рят­ся чу­де­са, и толь­ко вол­шеб­ные спа­си­те­ли по­мо­га­ют герою вы­брать­ся из беды, в ко­то­рую он попал. Мы уже го­во­ри­ли об осо­бен­но­стях   и сю­же­те  вол­шеб­ной сказ­ки, а се­год­ня мы по­про­бу­ем в сказ­ке «Пе­рыш­ко Фи­ни­ста Ясна Со­ко­ла» уви­деть во­очию,  по каким за­ко­нам стро­ит­ся вол­шеб­ная сказ­ка, ка­ко­ва ее ком­по­зи­ция

В вол­шеб­ной сказ­ке обя­за­тель­ны такие  эле­мен­ты ком­по­зи­ции:

Зачин сказ­ки.( ее ска­зоч­ное на­ча­ло «В неко­то­ром цар­стве, в неко­то­ром го­су­дар­стве, жили- были, было ли, не было ,не ведаю…)

За­вяз­ка ( на­ча­ло ис­то­рии, зна­ком­ство ге­ро­ев, фор­му­ли­ров­ка за­пре­та, ко­то­рый нель­зя на­ру­шать)

При­чи­не­ние вреда герою или беда, ко­то­рая про­ис­хо­дит из-за на­ру­ше­ния ка­ко­го-то за­пре­та.(А за­прет дол­жен быть на­ру­шен обя­за­тель­но!)

Сна­ря­же­ние героя  (или ге­ро­и­ни) в путь ( обыч­но в Три­де­вя­тое цар­ство .в Три­де­ся­тое го­су­дар­ство, выз­во­лять суже­но­го ( суже­ную)

Встре­ча с Ба­бой-Ягой и по­лу­че­ние вол­шеб­но­го по­мощ­ни­ка.( без вол­шеб­ных по­мощ­ни­ков беду не из­быть)

Встре­ча. Ис­прав­ле­ние беды с по­мо­щью вол­шеб­ных по­мощ­ни­ков. (самим – невоз­мож­но!)

Бег­ство ( воз­мож­но, спа­се­ние от по­го­ни или пре­одо­ле­ние дру­гих пре­пят­ствий)

Кон­цов­ка. Сва­дьба. ( воз­мож­но, и на­ка­за­ние ви­нов­ни­ков)

 2. Зачин и завязка

Жил-был ста­рик, у него было три до­че­ри: боль­шая и сред­няя — ще­го­ли­хи, а мень­шая толь­ко о хо­зяй­стве ра­де­ла. Сби­ра­ет­ся отец в город и спра­ши­ва­ет у своих до­че­рей: ко­то­рой что ку­пить? Боль­шая про­сит: «Купи мне на пла­тье!» И се­ред­няя то ж го­во­рит. «А тебе что, дочь моя лю­би­мая?» — спра­ши­ва­ет у мень­шой. «Купи мне, ба­тюш­ка, пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». Отец про­стил­ся с ними и уехал в город; боль­шим до­че­рям купил на пла­тье, а пе­рыш­ка Фи­ни­ста ясна со­ко­ла нигде не нашел. Во­ро­тил­ся домой, стар­шую и се­ред­нюю до­че­рей об­но­ва­ми об­ра­до­вал. «А тебе, — го­во­рит мень­шой, — не нашел пе­рыш­ка Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». — «Так и быть, — ска­за­ла она, — может, в дру­гой раз по­счаст­ли­вит­ся найти». Боль­шие сест­ры кроят да об­но­вы себе шьют, да над нею по­сме­и­ва­ют­ся; а она знай от­мал­чи­ва­ет­ся. Опять со­би­ра­ет­ся отец в город и спра­ши­ва­ет: «Ну, дочки, что вам ку­пить?» Боль­шая и се­ред­няя про­сят по плат­ку ку­пить, а мень­шая го­во­рит: «Купи мне, ба­тюш­ка, пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». Отец по­ехал в город, купил два плат­ка, а пе­рыш­ка и в глаза не видал. Во­ро­тил­ся назад и го­во­рит: «Ах, дочка, ведь я опять не нашел пе­рыш­ка Фи­ни­ста ясна со­ко­ла!» — «Ни­че­го, ба­тюш­ка; может, в иное время по­счаст­ли­вит­ся». Вот и в тре­тий раз со­би­ра­ет­ся отец в город и спра­ши­ва­ет: «Ска­зы­вай­те, дочки, что вам ку­пить?» Боль­шие го­во­рят: «Купи нам серь­ги», а мень­шая опять свое: «Купи мне пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». Отец ис­ку­пил зо­ло­тые серь­ги, бро­сил­ся ис­кать пе­рыш­ка — никто та­ко­го не ве­да­ет; опе­ча­лил­ся и по­ехал из го­ро­ду. Толь­ко за за­ста­ву, а нав­стре­чу ему ста­ри­чок несет ко­ро­боч­ку. «Что несешь, ста­ри­на?» — «Пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». — «Что за него про­сишь?» — «Давай ты­ся­чу». Отец за­пла­тил день­ги и по­ска­кал домой с ко­ро­боч­кой. Встре­ча­ют его до­че­ри. «Ну, дочь моя лю­би­мая, — го­во­рит он мень­шой, — на­ко­нец и тебе купил по­да­рок; на, возь­ми!» Мень­шая дочь чуть не прыг­ну­ла от ра­до­сти, взяла ко­ро­боч­ку, стала ее це­ло­вать-ми­ло­вать, креп­ко к серд­цу при­жи­мать

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в вол­шеб­ной сказ­ке очень важна трой­ствен­ность  ( три сест­ры, три раза ходил, толь­ко на тре­тий раз по­счаст­ли­ви­лось и.т.д)   и если сест­ры 3, то две стар­шие обя­за­тель­но злые и за­вист­ли­вые, то же и бра­тьев стар­ших ка­са­ет­ся. После ужина разо­шлись все спать по своим све­тел­кам; при­ш­ла и она в свою гор­ни­цу, от­кры­ла ко­ро­боч­ку — пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла тот­час вы­ле­те­ло, уда­ри­лось об пол, и явил­ся перед де­ви­цей пре­крас­ный ца­ре­вич. По­ве­ли они меж собой речи слад­кие, хо­ро­шие. Услы­ха­ли сест­ры и спра­ши­ва­ют: «С кем это, сест­ри­ца, ты раз­го­ва­ри­ва­ешь?» — «Сама с собой», — от­ве­ча­ет крас­на де­ви­ца. «А ну, ото­прись!» Ца­ре­вич уда­рил­ся об пол — и сде­лал­ся пе­рыш­ком; она взяла, по­ло­жи­ла пе­рыш­ко в ко­ро­боч­ку и от­во­ри­ла дверь. Сест­ры и туда смот­рят и сюда за­гля­ды­ва­ют — нет ни­ко­го! Толь­ко они ушли, крас­ная де­ви­ца от­кры­ла окно, до­ста­ла пе­рыш­ко и го­во­рит: «По­ле­тай, мое пе­рыш­ко, во чисто поле; по­гу­ляй до поры до вре­ме­ни!» Пе­рыш­ко об­ра­ти­лось ясным со­ко­лом и уле­те­ло в чи­стое поле

Фи­нист – вол­шеб­ный пер­со­наж ,он может обо­ра­чи­вать­ся пти­цей, а может – доб­рым мо­лод­цем. На дру­гую ночь при­ле­та­ет Фи­нист ясный сокол к своей де­ви­це; пошли у них раз­го­во­ры ве­се­лые. Сест­ры услы­ха­ли и сей­час к отцу по­бе­жа­ли: «Ба­тюш­ка! У нашей сест­ры кто-то по ночам бы­ва­ет; и те­перь сидит да с нею раз­го­ва­ри­ва­ет». Отец встал и пошел к мень­шой до­че­ри, вхо­дит в ее гор­ни­цу, а ца­ре­вич уж давно об­ра­тил­ся пе­рыш­ком и лежит в ко­ро­боч­ке. «Ах вы, негод­ные! — на­ки­нул­ся отец на своих боль­ших до­че­рей. — Что вы на нее по­на­прас­ну взво­ди­те? Лучше бы за собой при­смат­ри­ва­ли!»

 3.Беда-вред-нарушение запрета

На дру­гой день сест­ры под­ня­лись на хит­ро­сти: ве­че­ром, когда на дворе со­всем стем­не­ло, под­ста­ви­ли лест­ни­цу, на­бра­ли ост­рых ножей да иго­лок и на­ты­ка­ли на окне крас­ной де­ви­цы. Ночью при­ле­тел Фи­нист ясный сокол, бил­ся-бил­ся — не мог по­пасть в гор­ни­цу, толь­ко кры­лыш­ки себе об­ре­зал

Де­ви­ца ведет себя не так как долж­но (на­ру­ша­ет за­прет)  - слу­ча­ет­ся беда, ко­то­рую де­ви­ца долж­на из­быть

 4. Снаряжение в дорогу

В сказ­ках чаще, ко­неч­но, бы­ва­ло, что на по­ис­ки неве­сты или жены от­прав­ля­ет­ся доб­рый мо­ло­дец, на­ру­шив­ший за­прет ( вспом­ни­те Ива­на-Ца­ре­ви­ча, сжег­ше­го ля­гу­ша­чью кожу), но бы­ва­ло, что такая доля до­ста­ва­лась и де­вуш­ке. По­это­му вол­шеб­ные сказ­ки бы­ва­ют муж­ские и жен­ские

Что же тре­бо­ва­лось от де­вуш­ки? Найти суже­но­го

«Про­щай, крас­на де­ви­ца! — ска­зал он. — Если взду­ма­ешь ис­кать меня, то ищи за три­де­вять зе­мель, в три­де­ся­том цар­стве. Пре­жде три пары баш­ма­ков же­лез­ных ис­топ­чешь, три по­со­ха чу­гун­ных из­ло­ма­ешь, три про­сви­ры ка­мен­ных из­гло­жешь, чем най­дешь меня, добра мо­лод­ца!»

Тут воз­ни­ка­ет во­прос: А что это за три­де­ся­тое ( ино­гда три­де­вя­тое) цар­ство и как туда до­брать­ся?

Во­об­ще-то три­де­ся­тое цар­ство – это мир мерт­вых. Туда по­па­да­ли по-раз­но­му. Одни на­ро­ды ве­ри­ли, что нужно пе­ре­плыть реку (Стикс, на­при­мер ) и обя­за­тель­но клали в мо­ги­лу лодку ( хотя бы гли­ня­ную мо­дель) –вспом­ни­те по­гре­баль­ные ладьи фа­ра­о­нов!), дру­гие счи­та­ли, что до под­зем­но­го мира при­дет­ся да­ле­ко идти – и обя­за­тель­но да­ва­ли мерт­во­му с собой хлеб, баш­ма­ки и посох). Же­лез­ный посох под­чер­ки­вал даль­ность и труд­ность пути

По­лу­ча­ет­ся, что де­вуш­ка или па­рень, из­бы­вая ( по­прав­ляя) беду от­прав­ля­ет­ся в мир мерт­вых + сам как будто уми­ра­ет.  Это  свя­за­но с об­ря­дом по­свя­ще­ния во взрос­лые: чтоб ро­дить­ся для новой жизни, надо уме­реть для ста­рой. Утром про­сы­па­ет­ся, смот­рит — на окне ножи да иглы на­ты­ка­ны, а с них кровь так и ка­па­ет. Всплес­ну­ла ру­ка­ми: «Ах, боже мой! Знать, сест­ри­цы сгу­би­ли моего друга ми­ло­го!» В тот же час со­бра­лась и ушла из дому. По­бе­жа­ла в куз­ни­цу, ско­ва­ла себе три пары баш­ма­ков же­лез­ных да три по­со­ха чу­гун­ных, за­пас­лась тремя ка­мен­ны­ми про­сви­ра­ми и пу­сти­лась в до­ро­гу ис­кать Фи­ни­ста ясна со­ко­ла

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что де­вуш­ка и не ду­ма­ет со­про­тив­лять­ся пред­на­зна­чен­но­му.  Все про­ис­хо­дя­щее для нее есте­ствен­но и ло­гич­но

  5. Поиски.Встреча с Бабой-Ягой. Получение волшебных помошников или вещей

Но са­мо­му  герою не спра­вить­ся с бедой. И тут , если он все вы­пол­ня­ет как надо , по­яв­ля­ют­ся вол­шеб­ные по­мощ­ни­ки или вол­шеб­ные пред­ме­ты, с по­мо­щью ко­то­рых можно ис­пра­вить вред

Шла-шла, пару баш­ма­ков ис­топ­та­ла, чу­гун­ный посох из­ло­ма­ла и ка­мен­ную про­сви­ру из­гло­да­ла: при­хо­дит к из­буш­ке и сту­чит­ся: «Хо­зя­ин с хо­зя­юш­кой! Укрой­те от тем­ныя ночи». От­ве­ча­ет ста­руш­ка: «Ми­ло­сти про­сим, крас­ная де­ви­ца! Куда идешь, го­лу­буш­ка?» — «Ах, ба­буш­ка! Ищу Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». — «Ну, крас­на де­ви­ца, да­ле­ко ж тебе ис­кать будет!» На­ут­ро го­во­рит ста­ру­ха: «Сту­пай те­перь к моей се­ред­ней сест­ре, она тебя добру на­учит; а вот тебе мой по­да­рок: се­реб­ря­ное донце, зо­ло­тое ве­ре­тен­це; ста­нешь ку­дель прясть — зо­ло­тая нитка по­тя­нет­ся». Потом взяла клу­бо­чек, по­ка­ти­ла по до­ро­ге и на­ка­за­ла вслед за ним идти, куда клу­бо­чек по­ка­тит­ся, туда и путь держи! Де­ви­ца по­бла­го­да­ри­ла ста­ру­ху и пошла за клу­боч­ком

Долго ли, ко­рот­ко ли, дру­гая пара баш­ма­ков из­но­ше­на, дру­гой посох из­ло­ман, еще ка­мен­ная про­сви­ра из­гло­да­на; на­ко­нец при­ка­тил­ся клу­бо­чек к из­буш­ке. Она по­сту­ча­лась: «Доб­рые хо­зя­е­ва! Укрой­те от тем­ной ночи крас­ну де­ви­цу». — «Ми­ло­сти про­сим! — от­ве­ча­ет ста­руш­ка. — Куда идешь, крас­ная де­ви­ца?» — «Ищу, ба­буш­ка, Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». — «Да­ле­ко ж тебе ис­кать будет!» По­ут­ру дает ей ста­руш­ка се­реб­ря­ное блюдо и зо­ло­тое яичко и по­сы­ла­ет к своей стар­шей сест­ре: она-де знает, где найти Фи­ни­ста ясна со­ко­ла!

Про­сти­лась крас­на де­ви­ца со ста­ру­хою и пошла в путь-до­ро­гу; шла-шла, тре­тья пара баш­ма­ков ис­топ­та­на, тре­тий посох из­ло­ман, и по­след­няя про­сви­ра из­гло­да­на — при­ка­тил­ся клу­бо­чек к из­буш­ке. Сту­чит­ся и го­во­рит стран­ни­ца: «Доб­рые хо­зя­е­ва! Укрой­те от тем­ной ночи крас­ну де­ви­цу». Опять вышла ста­руш­ка: «Поди, го­лу­буш­ка! Ми­ло­сти про­сим! От­ку­до­ва идешь и куда путь дер­жишь?» — «Ищу, ба­буш­ка, Фи­ни­ста ясна со­ко­ла». — «Ох, труд­но, труд­но отыс­кать его! Он живет те­перь в эта­ком-то го­ро­де, на про­свир­ни­ной до­че­ри там же­нил­ся». На­ут­ро го­во­рит ста­ру­ха крас­ной де­ви­це: «Вот тебе по­да­рок: зо­ло­тое пя­леч­ко да иго­лоч­ка; ты толь­ко пя­леч­ко держи, а иго­лоч­ка сама вы­ши­вать будет. Ну, те­перь сту­пай с богом и най­мись к про­свирне в ра­бот­ни­цы».

Этим вол­шеб­ным по­мощ­ни­ком может быть ста­руш­ка, ста­ри­чок, Яга, серый волк – общее в них то, что без их по­мо­щи герою ни­ко­гда не прой­ти ис­пы­та­ние

 6. Исправление вреда-избывание беды

В этой сказ­ке очень ин­те­рес­но по­яв­ле­ние вполне хри­сти­ан­ско­го пер­со­на­жа – про­свир­ни  ( жен­щи­на, пе­ку­щая просфо­ры, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся для при­ча­стия). Про­ис­хо­дит на­сло­е­ние раз­но­вре­мен­ных ре­аль­но­стей. Кста­ти, в дру­гом ва­ри­ан­те этой сказ­ки  вме­сто про­свир­ни­ной  дочки – ца­рев­на

Ска­за­но — сде­ла­но. При­ш­ла крас­ная де­ви­ца на про­свир­нин двор и на­ня­лась в ра­бот­ни­цы; дело у ней так и кипит под ру­ка­ми: и печку топит, и воду носит, и обед го­то­вит

 Про­свир­ня смот­рит да ра­ду­ет­ся. «Слава богу! — го­во­рит своей дочке. — На­жи­ли себе ра­бот­ни­цу и услуж­ли­вую и доб­рую: без на­ря­ду все де­ла­ет!» А крас­ная де­ви­ца, по­кон­чив с хо­зяй­ски­ми ра­бо­та­ми, взяла се­реб­ря­ное донце, зо­ло­тое ве­ре­тен­це и села прясть: пря­дет — из ку­де­ли нитка тя­нет­ся, нитка не про­стая, а чи­сто­го зо­ло­та. Уви­да­ла это про­свир­ни­на дочь: «Ах, крас­ная де­ви­ца! Не про­дашь ли мне свою за­ба­ву?» — «По­жа­луй, про­дам!» — «А какая цена?» — «Поз­воль с твоим мужем ночь пе­ре­быть». Про­свир­ни­на дочь со­гла­си­лась. «Не беда! — ду­ма­ет. — Ведь мужа можно сон­ным зе­льем опо­ить, а чрез это ве­ре­тен­це мы с ма­туш­кой озо­ло­тим­ся!»

А Фи­ни­ста ясна со­ко­ла дома не было; целый день гулял по под­не­бе­сью, толь­ко к ве­че­ру во­ро­тил­ся. Сели ужи­нать; крас­ная де­ви­ца по­да­ет на стол ку­ша­нья да все на него смот­рит, а он, доб­рый мо­ло­дец, и не узна­ет ее. Про­свир­ни­на дочь под­ме­ша­ла Фи­ни­сту ясну со­ко­лу сон­но­го зелья в питье, уло­жи­ла его спать и го­во­рит ра­бот­ни­це: «Сту­пай к нему в гор­ни­цу да мух от­го­няй!» Вот крас­ная де­ви­ца от­го­ня­ет мух, а сама слез­но пла­чет: «Проснись-про­бу­дись, Фи­нист ясный сокол! Я, крас­на де­ви­ца, к тебе при­ш­ла; три чу­гун­ных по­со­ха из­ло­ма­ла, три пары баш­ма­ков же­лез­ных ис­топ­та­ла, три про­сви­ры ка­мен­ных из­гло­да­ла да все тебя, ми­ло­го, ис­ка­ла!» А Фи­нист спит, ни­че­го не чует; так и ночь про­шла

На дру­гой день ра­бот­ни­ца взяла се­реб­ря­ное блю­деч­ко и ка­та­ет по нем зо­ло­тым яич­ком: много зо­ло­тых яиц на­ка­та­ла! Уви­да­ла про­свир­ни­на дочь. «Про­дай, — го­во­рит, — мне свою за­ба­ву!» — «По­жа­луй, купи». — «А как цена?» — «Поз­воль с твоим мужем еще еди­ную ночь пе­ре­быть». — «Хо­ро­шо, я со­глас­на!» А Фи­нист ясный сокол опять целый день гулял по под­не­бе­сью, домой при­ле­тел толь­ко к ве­че­ру. Сели ужи­нать, крас­ная де­ви­ца по­да­ет ку­ша­нья да все на него смот­рит, а он слов­но ни­ко­гда и не зна­вал ее. Опять про­свир­ни­на дочь опо­и­ла его сон­ным зе­льем, уло­жи­ла спать и по­сла­ла ра­бот­ни­цу мух от­го­нять. И на этот раз, как ни пла­ка­ла, как ни бу­ди­ла его крас­ная де­ви­ца, он про­спал до утра и ни­че­го не слы­шал

На тре­тий день сидит крас­ная де­ви­ца, дер­жит в руках зо­ло­тое пя­леч­ко, а иго­лоч­ка сама вы­ши­ва­ет — да такие узоры чуд­ные! За­гля­де­лась про­свир­ни­на дочка. «Про­дай, крас­ная де­ви­ца, про­дай, — го­во­рит, — мне свою за­ба­ву!» — «По­жа­луй, купи!» — «А как цена?» — «Поз­воль с твоим мужем тре­тью ночь пе­ре­быть». — «Хо­ро­шо, я со­глас­на!» Ве­че­ром при­ле­тел Фи­нист ясный сокол; жена опо­и­ла его сон­ным зе­льем, уло­жи­ла спать и по­сы­ла­ет ра­бот­ни­цу мух от­го­нять. Вот крас­ная де­ви­ца мух от­го­ня­ет, а сама слез­но при­чи­ты­ва­ет: «Проснись-про­бу­дись, Фи­нист ясный сокол! Я, крас­на де­ви­ца, к тебе при­ш­ла; три чу­гун­ных по­со­ха из­ло­ма­ла, три пары же­лез­ных баш­ма­ков ис­топ­та­ла, три ка­мен­ных про­сви­ры из­гло­да­ла — все тебя, ми­ло­го, ис­ка­ла!» А Фи­нист ясный сокол креп­ко спит, ни­че­го не чует

Тут во­об­ще непо­нят­но: по­че­му Фи­нист же­нил­ся?  По­че­му про­свир­ни­ной до­че­ри он не слиш­ком дорог?

А дело все в том, что в древ­но­сти  у мно­гих пле­мен, кроме по­сто­ян­но­го взрос­ло­го брака , бывал еще и пер­вый – вре­мен­ный брак, ко­то­рый не за­кан­чи­вал­ся рож­де­ни­ем детей и был ча­стью об­ря­да по­свя­ще­ния.  Имен­но эта часть об­ря­да и нашла от­ра­же­ние в сказ­ке.

Кста­ти, вы за­ме­ча­е­те, что все со­бы­тия опять по­вто­ря­ют­ся три­жды?

Долго она пла­ка­ла, долго бу­ди­ла его; вдруг упала ему на щеку слеза крас­ной де­ви­цы, и он в ту ж ми­ну­ту проснул­ся: «Ах, — го­во­рит, — что-то меня обо­жгло!» — «Фи­нист ясный сокол! — от­ве­ча­ет ему де­ви­ца. — Я к тебе при­ш­ла; три чу­гун­ных по­со­ха из­ло­ма­ла, три пары же­лез­ных баш­ма­ков ис­топ­та­ла, три ка­мен­ных про­сви­ры из­гло­да­ла — все тебя ис­ка­ла! Вот уж тре­тью ночь над тобою стою, а ты спишь — не про­буж­да­ешь­ся, на мои слова не  от­зы­ва­ешь­ся!»

 7. Бегство

Тут толь­ко узнал Фи­нист ясный сокол и так об­ра­до­вал­ся, что ска­зать нель­зя. Сго­во­ри­лись и ушли от про­свир­ни. По­ут­ру хва­ти­лась про­свир­ни­на дочь сво­е­го мужа: ни его нет, ни ра­бот­ни­цы! Стала жа­ло­вать­ся ма­те­ри; про­свир­ня при­ка­за­ла ло­ша­дей за­ло­жить и по­гна­лась в по­го­ню. Ез­ди­ла-ез­ди­ла, и к трем ста­ру­хам за­ез­жа­ла, а Фи­ни­ста ясна со­ко­ла не до­гна­ла: его и сле­дов давно не ви­дать!

Вол­шеб­ные по­мощ­ни­ки обя­за­тель­но ре­ша­ют дело в поль­зу героя. И ни­ка­кая по­го­ня не страш­на ( бы­ва­ет ,что хит­ро­ум­ный вол­шеб­ный герой об­ма­ны­ва­ет по­го­ню, как  Ва­си­ли­са Пре­муд­рая, на­при­мер)

Воз­вра­ще­ние – сва­дьба ге­ро­ев – на­ка­за­ние злых сил

Очу­тил­ся Фи­нист ясный сокол со своею суже­ной возле ее дома ро­ди­тель­ско­го; уда­рил­ся о сыру землю и сде­лал­ся пе­рыш­ком: крас­ная де­ви­ца взяла его, спря­та­ла за па­зуш­ку и при­ш­ла к отцу. «Ах, дочь моя лю­би­мая! Я думал, что тебя и на свете нет; где была так долго?» — «Богу хо­ди­ла мо­лить­ся». А слу­чи­лось это как раз около свя­той неде­ли. Вот отец с стар­ши­ми до­черь­ми со­би­ра­ют­ся к за­ут­рене. «Что ж, дочка милая, — спра­ши­ва­ет он мень­шую, — со­би­рай­ся да по­едем; нынче день такой ра­дост­ный». — «Ба­тюш­ка, мне на­деть на себя нече­го». — «На­день наши уборы», — го­во­рят стар­шие сест­ры. «Ах, сест­ри­цы, мне ваши пла­тья не по кости! Я лучше дома оста­нусь»

Тут опять ин­те­рес­ное на­сло­е­ние хри­сти­ан­ских мо­ти­вов на древ­нюю язы­че­скую сказ­ку)) Отец с двумя до­черь­ми уехал к за­ут­рене; в те поры крас­ная де­ви­ца вы­ну­ла свое пе­рыш­ко. Оно уда­ри­лось об пол и сде­ла­лось пре­крас­ным ца­ре­ви­чем. Ца­ре­вич свист­нул в окош­ко — сей­час яви­лись и пла­тья, и уборы, и ка­ре­та зо­ло­тая. На­ря­ди­лись, сели в ка­ре­ту и по­еха­ли. Вхо­дят они в цер­ковь, ста­но­вят­ся впе­ре­ди всех; народ ди­вит­ся: ка­кой-та­кой ца­ре­вич с ца­рев­ною по­жа­ло­вал? На ис­хо­де за­ут­ре­ни вышли они рань­ше всех и уеха­ли домой; ка­ре­та про­па­ла, пла­тьев и убо­ров как не бы­ва­ло, а ца­ре­вич об­ра­тил­ся пе­рыш­ком. Во­ро­ти­ли­ся и отец с до­черь­ми. «Ах, сест­ри­ца! Вот ты с нами не ез­ди­ла, а в церк­ви был пре­крас­ный ца­ре­вич с нена­гляд­ной ца­рев­ною». — «Ни­че­го, сест­ри­цы! Вы мне рас­ска­за­ли — все равно что сама была». На дру­гой день опять то же; а на тре­тий, как стал ца­ре­вич с крас­ной де­ви­цей в ка­ре­ту са­дить­ся, отец вышел из церк­ви и сво­и­ми гла­за­ми видел, что ка­ре­та к его дому подъ­е­ха­ла и про­па­ла. Во­ро­тил­ся отец и стал мень­шую дочку до­пра­ши­вать; она и го­во­рит: «Нече­го де­лать, надо при­знать­ся!» Вы­ну­ла пе­рыш­ко; пе­рыш­ко уда­ри­лось об пол и обер­нул­ся ца­ре­ви­чем. Тут их и об­вен­ча­ли, и сва­дьба была бо­га­тая!

В итоге все за­кан­чи­ва­ет­ся сва­дьбой – ведь герой бла­го­по­луч­но про­шел ис­пы­та­ния об­ря­да. Но часто еще есть мотив на­ка­за­ния злых и за­вист­ли­вых бра­тьев или се­стер ( отец может из­гнать их из дома; они могут стать при­служ­ни­ца­ми млад­шей – удач­ли­вой; воз­мо­жен и со­всем кро­во­жад­ный финал)

 8. Концовка

На той сва­дьбе и я был, вино пил, по усам текло, во рту не было. На­де­ли на меня кол­пак да и ну тол­кать; на­де­ли на меня кузов: «Ты, де­ти­нуш­ка, не гузай1, уби­рай­ся-ка по­ско­рей со двора»

Воз­мож­на и дру­гая кон­цов­ка, в ко­то­рой рас­сказ­чик  (а у сказ­ки обя­за­тель­но был рас­сказ­чик!) обя­за­тель­но несколь­ко иро­ни­че­ски го­во­рит о себе: «И я там был, мед-пи­во пил, по усам текло, да в рот не по­па­ло». На этом,  по­жа­луй, и я могу за­кон­чить на се­год­ня свой рас­сказ.

Вывод.

Итак , мы видим, что ком­по­зи­ция сказ­ки «Пе­рыш­ко Фи­ни­ста ясна со­ко­ла» вполне сов­па­да­ет с ком­по­зи­ци­ей вол­шеб­ной сказ­ки. Ана­ли­зи­руя сказ­ку, мы на­чи­на­ем, по­жа­луй, впер­вые за­ду­мы­ва­ем­ся, что вол­шеб­ная сказ­ка – это не толь­ко увле­ка­тель­ная ис­то­рия, но и свое­об­раз­ный при­вет из про­шло­го, рас­сказ о том, как жили и во что ве­ри­ли наши пред­ки, какие об­ря­ды фор­ми­ро­ва­ли их жизнь и как они пред­став­ля­ли себе смерть

Вопросы к конспектам

1. Про­чи­тать сказ­ку «Ца­рев­на-ля­гуш­ка» или «Иван - кре­стьян­ский сын и Чу­до-Юдо» ( по хре­сто­ма­тии), вы­де­лить жан­ро­вые и ком­по­зи­ци­он­ные осо­бен­но­сти этой вол­шеб­ной сказ­ки.

Последнее изменение: Четверг, 8 Июнь 2017, 10:30